Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 09.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1154, А-21

Требование: О взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, пени.

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на то, ответчик в нарушение действующего законодательства не производит в полном объеме плату за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 февраля 2015 г. по делу N 33-1154, А-21


Судья: Попцова М.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего Паюсовой Е.Г.,
судей Русанова Р.А., Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Андриишина Д.В. гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания Железнодорожного района г. Красноярска "Жилищно-коммунальный ресурс" к В. ФИО8 взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, пени,
по апелляционной жалобе В. на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 06 ноября 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования ООО Управляющая компания Железнодорожного района г. Красноярска "Жилищно-коммунальный ресурс" удовлетворить частично.
Взыскать с В. ФИО9 в пользу ООО Управляющая компания Железнодорожного района г. Красноярска "Жилищно-коммунальный ресурс" задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 ноября 2010 года по 30 апреля 2012 года включительно в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, пени в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, возврат госпошлины в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, всего <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейку.
В остальной части ООО Управляющая компания Железнодорожного района г. Красноярска "Жилищно-коммунальный ресурс" в удовлетворении исковых требований отказать",
Заслушав докладчика судебная коллегия

установила:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания Железнодорожного района г. Красноярска "Жилищно-коммунальный ресурс" (ООО УК "Жилкомресурс") обратилось с исковыми требованиями к В. о взыскании задолженности за содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги, пени, мотивируя тем, что ответчик В. является собственником квартиры по адресу: <адрес>. На указанную квартиру ежемесячно производится начисление квартплаты из расчета на 1-го проживающего человека. Согласно ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги должна вноситься ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Ответчик, в нарушение действующего законодательства, в период с 01 мая 2010 года по 30 апреля 2012 года не производит в полном объеме оплату за содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги. Общая сумма задолженности за указанный период составляет <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки. Просил взыскать с ответчика задолженность за содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, пени за несвоевременное внесение платы за услуги в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе В. просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм процессуального права, требования мотивируя тем, что истец не выбирался жителями дома о адресу: Красноярск, <адрес> качестве управляющей компании; с истцом не заключался договор по управлению указанным многоквартирным домом; истец не заключал договор на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, не заключал с жильцами или председателем совета дома никаких договоров на оказание услуг, выполнение работ, проведение текущего ремонта, не подписывал с жильцами, их представителями или председателем совета дома никаких актов или иных документов об оказанных услугах, выполненных работах, проведении текущего или капитального ремонта. Истцом не приведены расчеты и основания требований выставленных им требований по оплате парового отоплений; не приведены доказательства проведенных им услуг и работ, на которые он ссылается в обосновании своих требований. Собраний по выбору управляющей компании и заключению договора собственники помещений дома никогда не проводили, соответственно договор по управлению домом никогда не заключался. Документы по проведению собрания и заключению договора являются подложными доказательствами, о чем было заявлено В., однако это заявление судом проигнорировано. Поставщиком услуги отопление является ТГК-13, а не истец. Истец каждый месяц выставляет полную сумму оплаты из расчета максимальной суммы отопительного сезона, а не из расчета среднегодового потребления. В суде истец отказался предоставить расчеты по оплате отопления, отказался обосновать тарифы и порядок из применения, отказался сослаться на закон и подзаконные акты.
Участвующие в деле лица были извещены о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебных извещений заказными письмами с уведомлением по имеющимся в материалах дела адресам, в связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ, полагает, что неявка кого-либо из участвующих в деле лиц не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
Статья 39 Жилищного кодекса РФ обязывает собственников помещений в многоквартирном доме нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1).
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч. 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном порядке.
В силу ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники: помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ).
Статьей 155 Жилищного кодекса РФ установлено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 6.2).
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи (ч. 7).
_Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (ч. 11).
В соответствии с пп. "г" п. 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 года N 25, собственник жилого помещения обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему жилого помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно пункту 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений, обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.
Пунктом 33 указанных Правил предусмотрено, что при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
В соответствии с ч. 1 ст. 44, ч. 1, 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 271-ФЗ) предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом. Общее собрание собственников помещений обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством.
Собственники помещений вправе управлять своим многоквартирным домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.


Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что В. на основании договора мены от 19 ноября 1993 года является собственником квартиры по адресу: <адрес>, в которой согласно выписке из домовой книги на регистрационном учете никто не значится.
ООО УК "Жилкомресурс" управляет многоквартирным домом N по <адрес> в <адрес> договора управления многоквартирным домом от 31 октября 2006 года, предметом которого является оказание услуг по управлению и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе техническое обслуживание конструктивных элементов жилого дома, проведение планово-предупредительных ремонтов жилых помещений, предоставление коммунальных услуг, содержание общедомовых систем отопления, а также осуществления иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности. Перечень услуг по управлению многоквартирным домом, оказываемых управляющей компанией, включает, в том числе заключение договоров на выполнение работ и оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого многоквартирного дома с подрядными организациями, осуществление контроля за исполнением работ и оказанием услуг подрядными организациями, организация системы технического осмотра и технического обслуживания общего имущества многоквартирного дома, учет работ и услуг по текущему ремонту общего имущества; начисление, направление платежных документов на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам (п. 1.3. договора).
Договор управления указанным многоквартирным домом заключен с собственниками помещений на условиях, принятых решением Общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 21 августа 2006 года согласно протоколу.
Во исполнение п. 1.3. договора, в период с 2010 года по 2013 год ООО УК "Жилкомресурс" были заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями, а также договоры подряда с ООО "Дом-Сервис", ООО "ЖилКомУют", ООО "Перспектива" на выполнение работ по содержанию жилого и нежилого фонда, договоры на оказание услуг по сбору, вывозу и размещению на свалке твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с ООО "Коммунальное обслуживание и строительство". Факт выполнения указанных работ и оказания услуг подтвержден представленными истцом актами приема-передачи.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик обязанности по ежемесячному внесению обязательной платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, капитальный ремонт и платы за коммунальные услуги не выполняет, в связи с чем, за ним за период с мая 2010 года по апрель 2012 года включительно образовалась задолженность в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки.
Суд взыскал задолженность в пределах трехлетнего срока исковой давности до дня обращения в суд за вычетом платы за домофон, приведя в решении соответствующий расчет.
Поскольку тарифы платы за содержание и ремонт общего имущества решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не принималось, суд правильно исходил из того, что в силу требований ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ подлежат применению соответствующие тарифы, утвержденные органом местного самоуправления, что также согласуется с условиями п. 4.1 договора управления многоквартирным домом от 31 октября 2006 года.
При этом, суд первой инстанции, проверив лицевой счет и представленный истцом расчет задолженности, установил, что размер платы на содержание и ремонт общего имущества, а также размер платы за отопление, горячее и холодное водоснабжение рассчитан в соответствии с действующими в период задолженности тарифами, установленными решениями Красноярского городского Совета депутатов, которые ответчиком не оспорены. Взимание платы за капитальный ремонт в размере 1,21 руб. за 1 кв. м общей площади - предусмотрено условиями договора управления, заключенного сторонами (приложение N 2), данный тариф согласован с 2006 года и никем из собственников не оспаривался. Поскольку из содержания договора управления не следует, что размер платы за капитальный ремонт определен исключительно на 2006 год, начисление платы с применением указанного тарифа в период с 2010 года по 2012 год является правомерным, не противоречит требованиям ст. 156 Жилищного кодекса РФ.
Отклоняя доводы ответчика о том, что ООО УК "Жилкомресурс" не является управляющей компаний, выбранной в установленном порядке и имеющей право на взимание платы за содержание и ремонт жилых помещений, коммунальные услуги, а также заключению договоров с подрядными, ресурсоснабжающими организациями без согласия председателя совета многоквартирного дома, суд первой инстанции правильно указал, что решение общего собрания собственников помещений дома по адресу: <адрес> по выбору способа управления многоквартирным домом от 21 августа 2006 года, собственниками помещений и иными заинтересованными лицами не оспорено. Доказательств выбора собственниками дома иного способа управления многоквартирным домом, том числе непосредственно собственниками дома, создания товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, проведения в спорный период времени общего собрания собственников помещений, которым был бы установлен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, ответчиком не представлено, решение о смене управляющей компании собственниками не принималось.
При этом судом установлено, что с 2006 года ООО УК "Жилкомресурс" фактически обслуживает жилой дом по <адрес>, выполняет работы согласно Перечня, содержащегося в Приложениях к договору управления многоквартирным домом от 31 октября 2006 года, ежемесячно начисляет плату за жилые и иные помещения, направляет собственникам платежные документы и взимает оплату по ним.
По вышеприведенным мотивам суд также правомерно не принял во внимание заявление ответчика о подложности решения общего собрания собственников помещений дома по адресу: <адрес> по выбору способа управления многоквартирным домом от 21 августа 2006 года.
_ Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не представил доказательств оказания жилищно-коммунальных услуг, не являются основанием для отмены решения.
Соответствующий порядок перерасчета платы за содержание и ремонт жилых помещений в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества установлен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491.
Согласно п. п. 7, 8 Правил, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность собственники помещений вправе обратиться к ответственному лицу с заявлением об изменении размера платы в письменной форме или устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения.
Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 15 Правил, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491).
Случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества определены главами IX и X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354.
Ранее порядок изменения размера платы за коммунальные услуги в связи с их ненадлежащим качеством был установлен пунктами 64 - 74 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307.
Исходя из положений вышеприведенных нормативных актов, а также требований статьи 56 ГПК РФ, определяющей, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, обязанность представить доказательства оказания жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества возлагается на потребителя (в данном случае на ответчика).
С учетом того, что в материалах дела отсутствуют данные о фиксации ответчиком в порядке, предусмотренном вышеприведенными нормативными актами, факта неоказания либо ненадлежащего оказания жилищно-коммунальных услуг, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отклонении доводов ответчика о неоказании истцом жилищно-коммунальных услуг.
Также судом обоснованно отклонены доводы ответчика о том, что суммы оплаты за отопление должны быть исключены за летний период, поскольку плата за отопление распределялась истцом равномерно за весь период в течение календарного года в соответствии с действующими в спорный период Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, которые предусматривали порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года, в частности, при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета при определении размера платы за коммунальные услуги следует воспользоваться формулой 7 из Приложения 2, согласно которой плата за отопление предопределяется среднемесячным объемом потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (общий объем потребления тепловой энергии за отопительный период следует разделить на 12 месяцев и суммарную площадь всех помещений в многоквартирном доме) и общей площадью помещения в многоквартирном доме. В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется с учетом нормативов потребления. Раз в год размер платы за отопление, исчисленной таким образом, корректируется по формуле 8 исходя из показаний общедомовых приборов учета за истекший год.
В целом доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они являлись предметом судебного разбирательства, судом тщательно исследовались и в решении им дана надлежащая оценка. Имеющимся в деле доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая мотивированная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, результаты которой приведены в решении. По существу доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется, каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, в жалобе не приведено, в связи с чем, они не могут явиться основанием для отмены решения. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 06 ноября 2014 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу В. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)