Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.08.2015 N 02АП-6577/2015 ПО ДЕЛУ N А31-3223/2015

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2015 г. по делу N А31-3223/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щелокаевой Т.А.,
судей Бармина Д.Ю., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Никитинской Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Костромской дом" (ОГРН: 1154401002579; ИНН: 4401160457)
без участия представителей сторон,
на решение Арбитражного суда Костромской области от 18.06.2015 по делу N А31-3223, принятое в составе судьи Стрельниковой О.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Костромской дом" (ОГРН: 1154401002579; ИНН: 4401160457)
к Государственной жилищной инспекции Костромской области
о признании незаконным и отмене постановления от 12.03.2015 N 3-07-15 о назначении административного наказания,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Костромской дом" (далее также - заявитель, Управляющая компания, Общество, ООО "УК "Костромской дом") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением от 03.04.2015 N б/н о признании незаконным и отмене Постановления Государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - ответчик, Инспекция, административный орган, ГЖИ Костромской области) о назначении административного наказания от 12.03.2015 N 3-07-15 (далее - Постановление, Постановление N 3-07-15), в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) "Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений", и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей 00 копеек.
Требования, основанные на положениях статьи 1.5 КоАП РФ, статей 208, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), подпунктов "г", "д", "ж" пункта 10, подпунктов "б", "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктов 5.6.1, 5.6.2, 5.6.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Постановления Администрации Костромской области от 30.12.2010 N 433-а "Об утверждении перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах на территории Костромской области" (далее - Постановление N 433-а), мотивированы несогласием ООО "УК "Костромской дом" с оспариваемым Постановлением, которым установлен факт нахождения общедомового прибора учета электроэнергии НЕЙРОН N 953802032 в нерабочем состоянии. Управляющая компания настаивает на отсутствии вины в своих действиях, указав, что собственники многоквартирного дома N 30 в микрорайоне Давыдовский-1 города Костромы (далее - дом, многоквартирный дом, МКД) не принимали решения об установке коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии и введению их в эксплуатацию, выделении денежных средств на их установку. Заявитель считает, что в силу действующего законодательства обязанность по установке общедомовых приборов учета (далее также - ОДПУ) вменена ресурсоснабжающим организациям. Общество считает, что не несет ответственности за введение счетчика в эксплуатацию и начисление платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию с учетом показаний ОДПУ.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 18.06.2015 в удовлетворении заявленных требований Управляющей компании отказано. В обоснование принятого решения суд первой инстанции, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, указал, что Общество в соответствии с договором управления многоквартирным жилым домом от 01.08.2012 (далее - договор, договор управления) непосредственно на себя взяло обязательство по соблюдению требований энергетической эффективности, предъявляемым к многоквартирным домам, требований об их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и в нарушение условий договора не принимало соответствующих мер, направленных на соблюдение правил содержания и ремонта МКД.
Не согласившись с судом первой инстанции, заявитель принес апелляционную жалобу, в которой просит решение от 18.06.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт об отмене оспариваемого Постановления. В обоснование жалобы Общество привело доводы, аналогичные доводам, изложенным в заявлении об оспаривании Постановления, поданном в Арбитражный суд Костромской области. Управляющая компания продолжает настаивать на отсутствии в своих действиях вины.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу в полном объеме поддержал выводы суд первой инстанции, просит решение от 18.06.2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества без удовлетворения.
Стороны в суд апелляционной инстанции явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123, 210 АПК РФ. Инспекция направила письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие не явившихся лиц.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом по приведенным в апелляционной жалобе доводам в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что Общество является Управляющей организацией МКД в рамках договора управления (л.д. 68-87), обязанной обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания собственников (нанимателей) помещений, надлежащее содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления, содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома деятельность.
13.01.2015 ГЖИ Костромской области с целью проверки фактов, изложенных в обращении проживающей в МКД гражданки Левичевой Ж.Д., поступившем из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций (л.д. 50) по вопросу отсутствия в доме коллективных приборов учета электроэнергии, тепловой энергии, водоснабжения и газоснабжения вынесен приказ N 16 (л.д. 51-53) о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Управляющей компании.
Предметом проверки посредством обследования в срок с 14.01.2015 по 16.01.2015 коллективных (общедомовых) приборов учета ресурсов дома и рассмотрения документов Общества в части выполнения Обществом требований по установке, содержанию и ремонту ОДПУ, обязательных требований к порядку начисления платы за потребленные коммунальные ресурсы, обязательных требований к энергосбережению и повышению энергоэффективности, определено соблюдение заявителем обязательных требований действующего законодательства, а именно: статей 12 и 13 Закона N 261-ФЗ, разделов 1, 2, 3, 4, 9, 10, 11, 16, Приложений N N 1, 2 Правил N 354, пунктов 10, 11 Правил N 491, разделов 1, 2, 3, 4, 5 Правил N 170, Перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах на территории Костромской области утвержденного Постановлением N 433-а (далее - Перечень обязательных мероприятий).
Правовым основанием проведения проверки являются статья 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля", Правила N 354, Правила N 491, Правила N 170, Перечень обязательных мероприятий.
Для достижения целей и задач Инспекцией у Общества были запрошены протокол общего собрания собственников помещений дома с принятым решением о выборе способа управления домом, схемы систем отопления, водоснабжения, электроснабжения и газоснабжения дома, договор управления, технический паспорт на дом, акты весеннего и осеннего осмотров дома за 2014 год, план работ по дому на 2014 год и документы, подтверждающие выполнение работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома, паспорт готовности к осенне-зимнему периоду 2014-2015 годов, справку о состоянии лицевого счета на 01.11.2014, договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов, техническую документацию на коллективные приборы учета тепловой энергии, холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, бытового газа - технический паспорт, сроки поверки, акты ввода в эксплуатацию и принятие к коммерческому учету; протокол общего собрания собственников помещений дома с принятым решением об установке ОДПУ; журналы учета показаний общедомовых приборов учета; сведения о разработке и доведении в 2013-2014 годах до собственников помещений дома мероприятий по энергосбережению и повышении энергоэффективности.
В ходе проведенной проверки, результаты которой в присутствии надлежащим образом извещенного (л.д. 54-55) представителя Общества зафиксированы в акте проверки от 16.01.2015 N 1-07 (л.д. 60-64), Инспекция среди прочего установила следующее.
Дом подключен к центральному электроснабжению. Вводно-распределительные щитки системы электроснабжения установлены в отдельном помещении на первом этаже 2-го подъезда. В данном помещении в дальнем углу от входа на стене закреплен общедомовой прибор учета НЕЙРОН N 953802032. В ходе осмотра, проведенного 14.01.2015, прибор в нерабочем состоянии - индикация о подаче напряжения отсутствует, показания прибора на табло не выводятся, тем самым нарушены требования пункта 5.6.2 Правил N 170. Измерительные трансформаторы тока для указанного прибора расположены в металлическом шкафе, находящемся рядом с прибором. Данные трансформаторы пломб ресурсоснабжающей организации не имеют. Сведения о приборе учета и трансформаторах тока - технический паспорт, сведения о дате последней поверке, межповерочном интервале, акт ввода в эксплуатацию и принятии к коммерческому учету не представлены. Акт о неисправности прибора учета, журнал по устранению неисправностей электрооборудования не представлен, тем самым нарушены требования пункта 5.6.7 Правил N 170. Журнал учета показаний ОДПУ не представлен, тем самым нарушены требования пункта 31 Правил N 354.
По сообщению ОАО "МРСК Центра" прибор учета допущен к эксплуатации, срок поверки измерительных трансформаторов тока истек. По сообщению собственников помещений дома оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии с момента постройки, начисление платы за электроэнергию, потребленные на общедомовые нужды проводится по нормативу. Тем самым нарушены требования части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ.
При эксплуатации ОДПУ Обществом допущены нарушения требований пункта 31 Правил N 354, пункта 4.2 Правил учета электрической энергии, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 19.09.1996 (далее - Правила учета электроэнергии), пунктов 5.6.1, 5.6.2 Правил N 170.
Договор на поставку электроэнергии с гарантирующим поставщиком отсутствует, тем самым нарушены требования пунктов 13, 31 Правил N 354.
По итогам проверки заявителю вынесено предписание 16.01.2016 N 1-07 (л.д. 65-67), согласно которому Управляющая организация в срок до 03.02.2015 в том числе обязана предоставить договор на поставку электроэнергии, заключенный в соответствии с требованиями пунктов 13, 31 Правил N 354; предоставить журнал учета показаний ОДПУ электроэнергии в соответствии с требованиями пункта 31 Правил N 354; представить сведения о начислении платы потребителям дома за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды с учетом показаний ОДПУ в соответствии с требованиями пунктов 40, 44 Правил N 354; представить акт ввода в эксплуатацию и акт принятия к коммерческому учету ОДПУ электроэнергии в соответствии со статьей 13 закона N 261-ФЗ, с пунктом 31 Правил N 354, пунктами 10, 11 Правил N 491, пунктами 2, 11, 16 Правил технической эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, пунктом 2.11.16 Правил N 170.
Кроме того, усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренные статьей 7.22 КоАП РФ, Инспекция в отношении Управляющей компании составила протокол об административном правонарушении от 21.01.2015 N 3-07 (л.д. 88-90), а 12.03.2015 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 91-100) вынесла Постановление N 3-07-15 (л.д. 9-11, 101-106) о привлечении заявителя к административной ответственности и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей 00 копеек.
Не согласившись с вынесенным Постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, в удовлетворении которого заявителю было отказано. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО "УК "Костромской дом" во Второй арбитражный апелляционный суд, который, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из содержания приведенной нормы следует, что объектом данного правонарушения являются предусмотренные ЖК РФ, иными нормативными актами, не противоречащими ЖК РФ, правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объективную сторону составляют противоправные действия, выражающиеся в нарушении правил содержания жилых домов и (или) жилых помещений, правил их ремонта.
Благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, обеспечиваются посредством управления многоквартирным домом, в том числе управляющей организацией. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией, с которой заключается соответствующий договор управления. При таком выборе управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и Правил N 491 (части 1, 2 статьи 44, части 1, 2, 2.3, 3 статьи 161 ЖК РФ, пункт 42 Правил N 491).
В соответствии со статьей 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию другой стороны, в частности, собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпунктам "а", "д", "ж" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с подпунктами "а", "б", "и", "к" пункта 11, пунктом 13 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя помимо прочего осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы, и обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В пункте 3.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что субъектом рассматриваемого административного правонарушения являются лица, на которые возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что к числу субъектов административного правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ относятся, в том числе управляющие организации, которые управляют многоквартирными домами и получают от собственников помещений плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, по содержанию и ремонту общего имущества, в рассматриваемом случае ООО "УК "Костромской дом".
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эксплуатация зданий и сооружений должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требованиям оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока эксплуатации зданий и сооружений.
Частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона N 261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закон N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В соответствии с Законом N 261-ФЗ Постановлением N 433-а в Костромской области утвержден Перечень обязательных мероприятий, куда входит и установка в рассматриваемом случае Управляющей организацией в связи с выбранным собственниками помещений дома способа управления МКД, коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемой электрической энергии, целью которой являются обеспечение учета используемых энергетических ресурсов; эффективное и рациональное использование энергетического ресурса.
Согласно пункту 2.1 Правил учета электроэнергии основной целью учета электроэнергии является получение достоверной информации о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии на оптовом и розничном рынках электроэнергии для решения основных технико-экономических задач, в частности, финансовых расчетов за электроэнергию и мощность между субъектами рынка (энергоснабжающими организациями, потребителями электроэнергии) с учетом ее качества обеспечения энергосбережения и управления электропотреблением.
Согласно подпунктам "а", "с" пункта 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Вместе с тем, ссылаясь на обязательность для рассматриваемого в настоящем деле случае решения собственников помещений в МКД, о чем прямо указывает пункт 31 Правил N 354, заявитель не учел условия договора управления, в рамках которого он управляет МКД. Так, в прилагаемый к договору перечень общего имущества МКД (л.д. 81-82) включена и внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования. В перечне работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (л.д. 86-87) содержится обязательство Управляющей компании по мелкому ремонту, наладке и мониторингу общедомовых приборов учета.
Согласно пунктам 2.1.18, 2.1.20, 2.1.21 договора управления Управляющая компания обязана при получении предписаний от контролирующих и надзорных органов выполнять указанные в предписаниях ремонтные работы в установленные сроки; информировать собственников помещений о необходимости выполнения ремонтных работ текущего или капитального характера; информировать собственников о результатах осмотров общего имущества МКД и мероприятиях, необходимых для устранения выявленных дефектов.
Как предусмотрено в статье 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
Таким образом, с учетом приведенных норм в рассматриваемом случае исполнение предусмотренной законодательством обязанности по вводу в эксплуатацию ОДПУ в МКД, в силу согласованных при заключении собственниками помещений дома договора условий, возложено на Общество.
Согласно разделу II Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии его элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Факт нарушения Обществом перечисленных в Постановлении остальных требований Правил N 354, Правил N 491 и Правил N 170 на момент проведения проверки подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств и заявителем по существу не оспариваются.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пунктах 16, 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
При этом КоАП РФ в статье 2.2 в отношении юридических лиц формы вины не выделяет, следовательно, в отношении последних требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Суд апелляционной инстанции соглашается с арбитражным судом, указавшим, что Общество не представило доказательств, подтверждающих принятие последним всех зависящих от Управляющей организации мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Напротив, ссылка истца на письмо ресурсоснабжающей организации, сообщившей, что с марта 2015 года ОДПУ в доме принят к коммерческим расчетам (л.д. 127), подтверждает указанный вывод.
Заявитель не доказал, что выявленные при проведении проверки нарушения не могли быть своевременно устранены. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, не установлено.
При таких обстоятельствах в действиях Общества, ответственного за содержание и ремонт дома, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ. Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений не установлено.
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Таким образом, поскольку доводы, приведенные Обществом в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального и процессуального права и, соответственно, не влияют на законность принятого судом первой инстанции судебного акта, оснований для отмены решения Арбитражного суда Костромской области от 18.06.2015 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 18.06.2015 по делу N А31-3223/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Костромской дом" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.А.ЩЕЛОКАЕВА
Судьи
Д.Ю.БАРМИН
Г.Г.ИВШИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)