Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола Матвеевой М.Н.,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03-10 сентября 2015 года в зале N 2 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Группа компаний "АМЕТИСТ плюс"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 мая 2015 года
по делу N А72-2024/2015 (судья Котельников А.Г.),
по иску Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (ОГРН 1027301172458, ИНН 7303005240), г. Ульяновск,
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Группа компаний "АМЕТИСТ плюс" (ОГРН 1127325007831, ИНН 7325117526), г. Ульяновск,
о взыскании 1 761 222 руб. 59 коп.,
установил:
УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал" (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к ООО УК "ГК АМЕТИСТ плюс" (далее - ответчик), о взыскании задолженности в сумме 1 761 222,59 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18 мая 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, уменьшив сумму основного долга на 109 794 руб. 03 коп.
В качестве доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 судебное разбирательство отложено в связи с необходимостью представления истцом и ответчиком письменных пояснений в отношении определения объема услуг по водоотведению с учетом правовой позиции изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 14.07.2015 по делу N А72-11224/2014.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв с 03.09.2015 до 10.09.2015 10 час. 40 мин.
Информация о перерыве размещена на официальном Интернет-сайте Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
После перерыва судебное разбирательство продолжено в прежнем составе суда, с участием представителей сторон.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 мая 2015 года по делу N А72-2024/2015 законным, обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец в период с июля 2014 г. по октябрь 2014 года осуществлял поставку коммунального ресурса (питьевая вода) и оказывал услуги по водоотведению в отношении многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика.
Договор на водоснабжение и водоотведение в указанный период между сторонами по делу заключен не был, однако между ними сложились фактические отношения, отвечающие признакам договора энергоснабжения, в связи с чем у ответчика возникла обязанность по возмещению стоимости отпущенной энергии.
Данные по объему потребления холодного водоснабжения ответчик ежемесячно предоставлял истцу, и на основании данных показаний истец и ответчик ежемесячно подписывали акты об оказании услуг и счета-фактуры по водоснабжению и водоотведению.
В июле 2014 г. истец поставил ответчику воду в количестве 2 422 куб. м и 6 900 куб. м, в августе поставил воду в количестве 9 741,98 куб. м, в сентябре поставил воду в количестве 13 556,30 куб. м, в октябре поставил воду в количестве 16 898 куб. м.
Указанные объемы поставленной холодной воды определялись по коллективным (общедомовым) приборам учета и не оспариваются ответчиком, как не оспаривается и указанная истцом стоимость поставленной холодной воды.
Исковые требования заявлены по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению за период июль - октябрь 2014 года в общем размере 1 761 222 руб. 59 коп.
Спор между истцом и ответчиком касается лишь оплаты за услугу по водоотведению за два месяца - сентябрь и октябрь 2014 года, поскольку ответчик считает, что плата за данную услугу должна рассчитываться как сумма показаний индивидуальных приборов учета холодной воды в многоквартирном жилом доме, а не по показанию общедомового прибора учета холодной воды.
Удовлетворяя требования в полном объеме и отклоняя доводы ответчика, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, говорится, что условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 82 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 644, определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Пунктом 26 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 776 предусмотрено, что объем сточных вод, принятый от управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, в качестве коммунального ресурса из многоквартирного дома, не оборудованного соответствующим коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124.
Согласно Приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле как сумма слагаемых: объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных приборов учета; объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды; объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета.
Пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения, который также определяется как сумма нормативов на холодное и горячее водоснабжение.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении многоквартирного дома, не оборудованном прибором учета, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса: для водоотведения - исходя из суммарного объема потребленных холодной воды и горячей воды.
Таким образом, законодатель установил способ определения объема потребленных услуг водоотведения как сумму объемов потребленного холодного и горячего водоснабжения.
Принимая во внимание приведенные нормы закона и установленные по делу обстоятельства, суд отклонил довод ответчика о том, что показания общедомовых приборов учета холодной и горячей воды не подлежат применению при определении объема водоотведения.
Между тем, данный вывод суда первой инстанции является ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила N 124 приняты в соответствии со статьей 157 ЖК РФ и вступили в силу 07.03.2012.
Пунктом 2 Правил N 124 предусмотрено, что Правила N 124 применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу указанных Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу Правил N 124.
Согласно подпункту "е" пункта 3 указанного постановления до вступления в силу Правил N 354, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению. В соответствии с этой формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды. Таким образом, с принятием Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 N АКПИ12-604 положения подпункта "е" пункта 3 постановления N 124 признаны соответствующими действующему законодательству.
Правила N 354 вступили в законную силу с 01.09.2012. В соответствии с абзацем первым пункта 2 постановления, утвердившего Правила N 124, подпункты "в", "г" и "е" пункта 21 Правил N 124 вступают в силу с даты вступления в силу Правил N 354, а именно с 01.09.2012.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных или общих (квартирных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги.
Ответчик представил контррасчет исковых требований в части определения объема сточных вод. Расчет сточных вод за спорный период ответчиком определен исходя из суммы показаний объемов горячей и холодной воды, предоставленных в жилые помещения и определенные по показаниям ИПУ, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - исходя из норматива водоотведения.
Поскольку суд фактически не учел императивные нормы, устанавливающие порядок определения объема коммунальной услуги, в данном случае водоотведения, признал правильным расчет истца, определившим объем водоотведения равным объему водопотребления (по общедомовым приборам учета при их наличии), без учета указанных выше Правил N 354 и N 124, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение подлежит изменению, а иск - частичному удовлетворению в размере 1 651 428 руб. 23 коп.
Расходы по оплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и в связи с предоставлением отсрочки подлежат уплате в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 мая 2015 года по делу N А72-2024/2015 изменить.
Исковые требования Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" удовлетворить частично.
Взыскать общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Группа компаний "АМЕТИСТ плюс" (ОГРН 1127325007831) в пользу Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (ОГРН 1027301172458) сумму долга за поставку коммунального ресурса (холодной воды) и оказанные услуги по приему сточных вод (водоотведению) в размере 1 651 428 руб. 23 коп.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Группа компаний "АМЕТИСТ плюс" в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу иска в размере 28 703 руб. 87 коп.
Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу иска в размере 1 908 руб. 36 коп. и за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
О.И.БУРТАСОВА
Судьи
В.А.МОРОЗОВ
О.Е.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.09.2015 N 11АП-9007/2015 ПО ДЕЛУ N А72-2024/2015
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2015 г. по делу N А72-2024/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола Матвеевой М.Н.,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03-10 сентября 2015 года в зале N 2 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Группа компаний "АМЕТИСТ плюс"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 мая 2015 года
по делу N А72-2024/2015 (судья Котельников А.Г.),
по иску Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (ОГРН 1027301172458, ИНН 7303005240), г. Ульяновск,
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Группа компаний "АМЕТИСТ плюс" (ОГРН 1127325007831, ИНН 7325117526), г. Ульяновск,
о взыскании 1 761 222 руб. 59 коп.,
установил:
УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал" (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к ООО УК "ГК АМЕТИСТ плюс" (далее - ответчик), о взыскании задолженности в сумме 1 761 222,59 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18 мая 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, уменьшив сумму основного долга на 109 794 руб. 03 коп.
В качестве доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 судебное разбирательство отложено в связи с необходимостью представления истцом и ответчиком письменных пояснений в отношении определения объема услуг по водоотведению с учетом правовой позиции изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 14.07.2015 по делу N А72-11224/2014.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв с 03.09.2015 до 10.09.2015 10 час. 40 мин.
Информация о перерыве размещена на официальном Интернет-сайте Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
После перерыва судебное разбирательство продолжено в прежнем составе суда, с участием представителей сторон.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 мая 2015 года по делу N А72-2024/2015 законным, обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец в период с июля 2014 г. по октябрь 2014 года осуществлял поставку коммунального ресурса (питьевая вода) и оказывал услуги по водоотведению в отношении многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика.
Договор на водоснабжение и водоотведение в указанный период между сторонами по делу заключен не был, однако между ними сложились фактические отношения, отвечающие признакам договора энергоснабжения, в связи с чем у ответчика возникла обязанность по возмещению стоимости отпущенной энергии.
Данные по объему потребления холодного водоснабжения ответчик ежемесячно предоставлял истцу, и на основании данных показаний истец и ответчик ежемесячно подписывали акты об оказании услуг и счета-фактуры по водоснабжению и водоотведению.
В июле 2014 г. истец поставил ответчику воду в количестве 2 422 куб. м и 6 900 куб. м, в августе поставил воду в количестве 9 741,98 куб. м, в сентябре поставил воду в количестве 13 556,30 куб. м, в октябре поставил воду в количестве 16 898 куб. м.
Указанные объемы поставленной холодной воды определялись по коллективным (общедомовым) приборам учета и не оспариваются ответчиком, как не оспаривается и указанная истцом стоимость поставленной холодной воды.
Исковые требования заявлены по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению за период июль - октябрь 2014 года в общем размере 1 761 222 руб. 59 коп.
Спор между истцом и ответчиком касается лишь оплаты за услугу по водоотведению за два месяца - сентябрь и октябрь 2014 года, поскольку ответчик считает, что плата за данную услугу должна рассчитываться как сумма показаний индивидуальных приборов учета холодной воды в многоквартирном жилом доме, а не по показанию общедомового прибора учета холодной воды.
Удовлетворяя требования в полном объеме и отклоняя доводы ответчика, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, говорится, что условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 82 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 644, определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Пунктом 26 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 776 предусмотрено, что объем сточных вод, принятый от управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, в качестве коммунального ресурса из многоквартирного дома, не оборудованного соответствующим коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124.
Согласно Приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле как сумма слагаемых: объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных приборов учета; объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды; объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета.
Пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения, который также определяется как сумма нормативов на холодное и горячее водоснабжение.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении многоквартирного дома, не оборудованном прибором учета, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса: для водоотведения - исходя из суммарного объема потребленных холодной воды и горячей воды.
Таким образом, законодатель установил способ определения объема потребленных услуг водоотведения как сумму объемов потребленного холодного и горячего водоснабжения.
Принимая во внимание приведенные нормы закона и установленные по делу обстоятельства, суд отклонил довод ответчика о том, что показания общедомовых приборов учета холодной и горячей воды не подлежат применению при определении объема водоотведения.
Между тем, данный вывод суда первой инстанции является ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила N 124 приняты в соответствии со статьей 157 ЖК РФ и вступили в силу 07.03.2012.
Пунктом 2 Правил N 124 предусмотрено, что Правила N 124 применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу указанных Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу Правил N 124.
Согласно подпункту "е" пункта 3 указанного постановления до вступления в силу Правил N 354, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению. В соответствии с этой формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды. Таким образом, с принятием Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 N АКПИ12-604 положения подпункта "е" пункта 3 постановления N 124 признаны соответствующими действующему законодательству.
Правила N 354 вступили в законную силу с 01.09.2012. В соответствии с абзацем первым пункта 2 постановления, утвердившего Правила N 124, подпункты "в", "г" и "е" пункта 21 Правил N 124 вступают в силу с даты вступления в силу Правил N 354, а именно с 01.09.2012.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных или общих (квартирных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги.
Ответчик представил контррасчет исковых требований в части определения объема сточных вод. Расчет сточных вод за спорный период ответчиком определен исходя из суммы показаний объемов горячей и холодной воды, предоставленных в жилые помещения и определенные по показаниям ИПУ, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - исходя из норматива водоотведения.
Поскольку суд фактически не учел императивные нормы, устанавливающие порядок определения объема коммунальной услуги, в данном случае водоотведения, признал правильным расчет истца, определившим объем водоотведения равным объему водопотребления (по общедомовым приборам учета при их наличии), без учета указанных выше Правил N 354 и N 124, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение подлежит изменению, а иск - частичному удовлетворению в размере 1 651 428 руб. 23 коп.
Расходы по оплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и в связи с предоставлением отсрочки подлежат уплате в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 мая 2015 года по делу N А72-2024/2015 изменить.
Исковые требования Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" удовлетворить частично.
Взыскать общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Группа компаний "АМЕТИСТ плюс" (ОГРН 1127325007831) в пользу Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (ОГРН 1027301172458) сумму долга за поставку коммунального ресурса (холодной воды) и оказанные услуги по приему сточных вод (водоотведению) в размере 1 651 428 руб. 23 коп.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Группа компаний "АМЕТИСТ плюс" в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу иска в размере 28 703 руб. 87 коп.
Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу иска в размере 1 908 руб. 36 коп. и за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
О.И.БУРТАСОВА
Судьи
В.А.МОРОЗОВ
О.Е.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)