Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцу отказано в приватизации квартиры на том основании, что квартира имеет статус служебного жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Овечкин А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего Ворончихина В.В.,
судей Ждановой Е.А., Моисеева К.В.
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя В.С. - В.Т. на решение Унинского районного суда Кировской области от 11.09.2014 года, которым иск В.С. к администрации Унинского района Кировской области оставлен без удовлетворения; встречный иск администрации Унинского района Кировской области удовлетворен; признан недействительным договор найма жилого помещения от <дата> года N, заключенный между МКП "КоммунСервис" и В.А..
Заслушав доклад судьи Моисеева К.В., судебная коллегия
установила:
В.С. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Унинского района Кировской области о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру <адрес>, признании незаконными распоряжения главы Унинского района от <дата> года N "О передаче жилищного фонда на баланс администрации п. Уни", распоряжения главы администрации Унинского района от <дата> года N "О предоставлении специализированного жилого помещения" в части включения в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным помещениям квартиры <адрес>. В обоснование иска указала, что <дата> года администрацией Унинского района ей было отказано в приватизации квартиры <адрес> на том основании, что данная квартира имеет статус служебного жилого помещения. Данный отказ является незаконным, поскольку ее семья проживала в указанной квартире с <дата> года на условиях социального найма в соответствии с договором от <дата> года N, в связи с чем оно не могло быть отнесено к специализированному жилищному фонду, а распоряжения администрации района "О передаче жилищного фонда на баланс администрации п. Уни" и "О предоставлении специализированного жилого помещения" в части включения в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным помещениям спорной квартиры не основаны на законе.
Администрацией предъявлен встречный иск о признании недействительным договора найма жилого помещения от <дата> N, заключенного между МКП "КоммунСервис" и В.А., в качестве члена семьи которого включена в договор В.С. Иск мотивирован тем, что МКП "КоммунСервис", за которым на праве оперативного управления был закреплен <адрес> и которое было уполномочено только на заключение с жильцами дома договоров на оказание коммунальных услуг, не имел права на распоряжения этим имуществом и соответственно заключение договора найма жилого помещения без согласия собственника, которым является Унинский район.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель В.С. - В.Т. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении иска В.С. В обоснование жалобы указала, что при рассмотрении дела не был доказан факт того, что семья В.А., в том числе В.С., не состояли на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Оспаривает выводы суда о том, что дом <адрес> еще в <дата> году был отнесен к специализированному жилищному фонду. Считает ошибочным вывод суда об отсутствии нарушений закона при присвоении дому статуса специализированного, поскольку данный статус присвоен дому до момента регистрации права собственности на него за муниципальным районом и данное помещение не зарегистрировано в качестве служебного в органах государственной регистрации недвижимости. Также считает ошибочными выводы суда об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых распоряжений администрации Унинского района от <дата> N, от <дата> N. Полагает, что заключение МКП "КоммунСервис" договора найма жилого помещения не противоречит закону. Указала на неправильное применение судом положений п. 1 ст. 181 ГК РФ, регламентирующих порядок исчисления срока исковой давности по требованиям о недействительности ничтожных сделок. В связи с чем полагает не верным вывод суда о том, что администрацией не пропущен срок для оспаривания договора найма жилого помещения от <дата> года.
В дополнении к апелляционной жалобе представитель В.С. - В.А. указал, что судом не учтено то обстоятельство, что трудовые отношении между ним и администрацией района прекращены более трех лет назад, иные члены его семьи в трудовых отношениях с администрацией не состояли, в связи с чем полагает, что спорная квартира используется ими не как служебная.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Унинского района Кировской области - М.С.П. указал на законность и обоснованность постановленного судом решения, отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Унинского районного собрания депутатов от <дата> решено многоквартирный дом <адрес> принять администрации района на учет, выступить администрации района на правах заказчика и присвоить ему статус районного дома ветеранов.
Постановлением главы администрации Унинского района Кировской области от <дата> N утвержден акт Государственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством многоквартирного жилого дома <адрес>.
Согласно распоряжению главы администрации Унинского района Кировской области от <дата> N было создано муниципальное казенное предприятие "КоммунСервис" и за ним на праве оперативного управления закреплено муниципальное имущество.
Распоряжением главы администрации Унинского района Кировской области от <дата> N МКП "КоммунСервис" в оперативное управление передан многоквартирный жилой дом <адрес>, на МКП "КоммунСервис" возложена обязанность заключить с квартиросъемщиками договоры на оказание коммунальных услуг.
Распоряжением главы администрации Унинского района Кировской области от <дата> N постановлено МКП "КоммунСервис" передать закрепленное за ним муниципальное имущество - жилищный фонд, в том числе жилой дом <адрес>, с баланса предприятия, а администрации п. Уни принять его на баланс.
<дата> между муниципальным казенным предприятием "КоммунСервис" и В.А. заключен договор найма жилого помещения N, по условиям которого МКП "КоммунСервис" предоставляет В.А. и членам его семьи В.Т., В.С., В.Н.А. в пользование для проживания трехкомнатную квартиру <адрес> на срок до <дата> года.
Распоряжением главы администрации Унинского района Кировской области от <дата> N постановлено включить жилые помещения муниципального жилищного фонда, в том числе квартиру <адрес> в специализированный жилищный фонд с отнесением данного жилого помещения к служебным помещениям и предоставить его В.А.
<дата> между Управлением по вопросам муниципальной собственности и жизнеобеспечения администрации Унинского района Кировской области, действующего от имени собственника жилого помещения - муниципального образования "Унинский муниципальный район", и В.А. заключен договор найма служебного жилого помещения, в соответствии с которым В.А. и членам его семьи В.Т., В.С., В.Н.А. в пользование предоставлена трехкомнатная квартира <адрес>.
<дата> Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии произведена государственная регистрация права собственности муниципального образования "Унинский муниципальный район" на квартиру <адрес>.
<дата> года В.Т., действуя от имени В.С., обратилась в администрацию Унинского района Кировской области с заявлением о передаче в собственность в порядке приватизации квартиры <адрес>.
В письме от <дата> в передаче в собственность в порядке приватизации указанной квартиры В.С. отказано с указанием на то, что данное жилое помещение имеет статус служебного жилого помещения, в связи с чем не подлежит приватизации.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу ст. 4 названного Закона не подлежат приватизации служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 3 ЖК РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов; специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 года N 42.
Пунктом 12 названных Правил установлено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Разрешая требования В.С., суд первой инстанции исходил из того, что спорная квартира была предоставлена истцу в качестве служебной, на момент предоставления семья В.А., членом которой являлась В.С., не была признана в установленном законом порядке нуждающейся в жилом помещении и на соответствующем учете не состояла, собственником спорного жилого помещения - муниципальным образованием "Унинский муниципальный район" решение о предоставлении им данного жилого помещения на условиях социального найма не принималось.
В связи с чем суд пришел к верным выводам о ничтожности в силу ст. 168 ГК РФ договора найма от <дата> года, заключенного между МКП "КоммунСервис" и В.А., и об отсутствии законных оснований для удовлетворения требования истца о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру <адрес>
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанным на фактических обстоятельствах дела и соответствующими требованиям закона.
Ссылки апелляционной жалобы на пропуск администрацией Унинского района Кировской области срока исковой давности на оспаривание договора найма от <дата> не могут быть признаны состоятельными.
В силу п. 1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
Поскольку администрация Унинского района Кировской области стороной договора найма от <дата> года, заключенного между МКП "КоммунСервис" и В.А., не являлась, о наличии данного договора ей стало известно только в ходе рассмотрения настоящего дела, что истцом не опровергнуто, вывод суда о том, что иск о признании данного договора недействительным предъявлен в пределах установленного законом срока является правильным.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Оспариваемое В.С. распоряжение главы Унинского района от <дата> N "О передаче жилищного фонда на баланс администрации п. Уни" приведенным положениям закона, регламентирующим права собственника в отношении имущества, закрепленного им за лицом на праве оперативного управления, не противоречит. Ссылки истца на нарушение данным постановлением прав администрации Унинского городского поселения верно не приняты судом во внимание, поскольку данное обстоятельство прав и законных интересов истца не нарушает, администрация Унинского городского поселения полномочиями на представление ее интересов истца не наделяла.
Оспаривая законность распоряжения главы администрации Унинского района от <дата> N "О предоставлении специализированного жилого помещения" в части включения в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным помещениям квартиры N истец В.С. ссылалась на то, что она и ее семья проживала в спорной квартире на момент присвоения ей статуса служебного жилого помещения, что, по мнению истца, свидетельствует о незаконности данного распоряжения.
В соответствии с п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеются обременения прав на это имущество.
Вместе с тем, как указывалось выше, договор, на основании которого семья истца вселилась в спорную квартиру, является недействительным, в связи с чем не мог породить прав на данное жилое помещение. Доказательств, свидетельствующих о том, что семья истца занимала данную квартиру на законных основаниях, в том числе на условиях социального найма, в материалах дела не имеется. Само по себе проживание в спорной квартире до присвоения квартире статуса служебной не влечет возникновение жилищных правоотношений по договору социального найма.
Таким образом, распоряжение главы администрации Унинского района от <дата> N "О предоставлении специализированного жилого помещения" в части включения в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным помещениям квартиры <адрес> принято в соответствии с требованиями Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 года N 42, и, как правильно указал суд первой инстанции, в пределах полномочий органа местного самоуправления.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований В.С. о признании данных распоряжений незаконными является правильным.
Иные доводы апелляционной жалобы истца не могут быть положены в основу отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку выводы суда не опровергают, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, основаны на субъективном толковании закона и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 98 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> коп., понесенные истцом при подаче апелляционной жалобы, относятся на него и возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Унинского районного суда Кировской области от 11.09.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.11.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3997
Требование: О признании права собственности в порядке приватизации на квартиру.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцу отказано в приватизации квартиры на том основании, что квартира имеет статус служебного жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 ноября 2014 г. по делу N 33-3997
Судья Овечкин А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего Ворончихина В.В.,
судей Ждановой Е.А., Моисеева К.В.
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя В.С. - В.Т. на решение Унинского районного суда Кировской области от 11.09.2014 года, которым иск В.С. к администрации Унинского района Кировской области оставлен без удовлетворения; встречный иск администрации Унинского района Кировской области удовлетворен; признан недействительным договор найма жилого помещения от <дата> года N, заключенный между МКП "КоммунСервис" и В.А..
Заслушав доклад судьи Моисеева К.В., судебная коллегия
установила:
В.С. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Унинского района Кировской области о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру <адрес>, признании незаконными распоряжения главы Унинского района от <дата> года N "О передаче жилищного фонда на баланс администрации п. Уни", распоряжения главы администрации Унинского района от <дата> года N "О предоставлении специализированного жилого помещения" в части включения в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным помещениям квартиры <адрес>. В обоснование иска указала, что <дата> года администрацией Унинского района ей было отказано в приватизации квартиры <адрес> на том основании, что данная квартира имеет статус служебного жилого помещения. Данный отказ является незаконным, поскольку ее семья проживала в указанной квартире с <дата> года на условиях социального найма в соответствии с договором от <дата> года N, в связи с чем оно не могло быть отнесено к специализированному жилищному фонду, а распоряжения администрации района "О передаче жилищного фонда на баланс администрации п. Уни" и "О предоставлении специализированного жилого помещения" в части включения в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным помещениям спорной квартиры не основаны на законе.
Администрацией предъявлен встречный иск о признании недействительным договора найма жилого помещения от <дата> N, заключенного между МКП "КоммунСервис" и В.А., в качестве члена семьи которого включена в договор В.С. Иск мотивирован тем, что МКП "КоммунСервис", за которым на праве оперативного управления был закреплен <адрес> и которое было уполномочено только на заключение с жильцами дома договоров на оказание коммунальных услуг, не имел права на распоряжения этим имуществом и соответственно заключение договора найма жилого помещения без согласия собственника, которым является Унинский район.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель В.С. - В.Т. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении иска В.С. В обоснование жалобы указала, что при рассмотрении дела не был доказан факт того, что семья В.А., в том числе В.С., не состояли на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Оспаривает выводы суда о том, что дом <адрес> еще в <дата> году был отнесен к специализированному жилищному фонду. Считает ошибочным вывод суда об отсутствии нарушений закона при присвоении дому статуса специализированного, поскольку данный статус присвоен дому до момента регистрации права собственности на него за муниципальным районом и данное помещение не зарегистрировано в качестве служебного в органах государственной регистрации недвижимости. Также считает ошибочными выводы суда об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых распоряжений администрации Унинского района от <дата> N, от <дата> N. Полагает, что заключение МКП "КоммунСервис" договора найма жилого помещения не противоречит закону. Указала на неправильное применение судом положений п. 1 ст. 181 ГК РФ, регламентирующих порядок исчисления срока исковой давности по требованиям о недействительности ничтожных сделок. В связи с чем полагает не верным вывод суда о том, что администрацией не пропущен срок для оспаривания договора найма жилого помещения от <дата> года.
В дополнении к апелляционной жалобе представитель В.С. - В.А. указал, что судом не учтено то обстоятельство, что трудовые отношении между ним и администрацией района прекращены более трех лет назад, иные члены его семьи в трудовых отношениях с администрацией не состояли, в связи с чем полагает, что спорная квартира используется ими не как служебная.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Унинского района Кировской области - М.С.П. указал на законность и обоснованность постановленного судом решения, отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Унинского районного собрания депутатов от <дата> решено многоквартирный дом <адрес> принять администрации района на учет, выступить администрации района на правах заказчика и присвоить ему статус районного дома ветеранов.
Постановлением главы администрации Унинского района Кировской области от <дата> N утвержден акт Государственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством многоквартирного жилого дома <адрес>.
Согласно распоряжению главы администрации Унинского района Кировской области от <дата> N было создано муниципальное казенное предприятие "КоммунСервис" и за ним на праве оперативного управления закреплено муниципальное имущество.
Распоряжением главы администрации Унинского района Кировской области от <дата> N МКП "КоммунСервис" в оперативное управление передан многоквартирный жилой дом <адрес>, на МКП "КоммунСервис" возложена обязанность заключить с квартиросъемщиками договоры на оказание коммунальных услуг.
Распоряжением главы администрации Унинского района Кировской области от <дата> N постановлено МКП "КоммунСервис" передать закрепленное за ним муниципальное имущество - жилищный фонд, в том числе жилой дом <адрес>, с баланса предприятия, а администрации п. Уни принять его на баланс.
<дата> между муниципальным казенным предприятием "КоммунСервис" и В.А. заключен договор найма жилого помещения N, по условиям которого МКП "КоммунСервис" предоставляет В.А. и членам его семьи В.Т., В.С., В.Н.А. в пользование для проживания трехкомнатную квартиру <адрес> на срок до <дата> года.
Распоряжением главы администрации Унинского района Кировской области от <дата> N постановлено включить жилые помещения муниципального жилищного фонда, в том числе квартиру <адрес> в специализированный жилищный фонд с отнесением данного жилого помещения к служебным помещениям и предоставить его В.А.
<дата> между Управлением по вопросам муниципальной собственности и жизнеобеспечения администрации Унинского района Кировской области, действующего от имени собственника жилого помещения - муниципального образования "Унинский муниципальный район", и В.А. заключен договор найма служебного жилого помещения, в соответствии с которым В.А. и членам его семьи В.Т., В.С., В.Н.А. в пользование предоставлена трехкомнатная квартира <адрес>.
<дата> Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии произведена государственная регистрация права собственности муниципального образования "Унинский муниципальный район" на квартиру <адрес>.
<дата> года В.Т., действуя от имени В.С., обратилась в администрацию Унинского района Кировской области с заявлением о передаче в собственность в порядке приватизации квартиры <адрес>.
В письме от <дата> в передаче в собственность в порядке приватизации указанной квартиры В.С. отказано с указанием на то, что данное жилое помещение имеет статус служебного жилого помещения, в связи с чем не подлежит приватизации.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу ст. 4 названного Закона не подлежат приватизации служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 3 ЖК РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов; специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 года N 42.
Пунктом 12 названных Правил установлено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Разрешая требования В.С., суд первой инстанции исходил из того, что спорная квартира была предоставлена истцу в качестве служебной, на момент предоставления семья В.А., членом которой являлась В.С., не была признана в установленном законом порядке нуждающейся в жилом помещении и на соответствующем учете не состояла, собственником спорного жилого помещения - муниципальным образованием "Унинский муниципальный район" решение о предоставлении им данного жилого помещения на условиях социального найма не принималось.
В связи с чем суд пришел к верным выводам о ничтожности в силу ст. 168 ГК РФ договора найма от <дата> года, заключенного между МКП "КоммунСервис" и В.А., и об отсутствии законных оснований для удовлетворения требования истца о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру <адрес>
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанным на фактических обстоятельствах дела и соответствующими требованиям закона.
Ссылки апелляционной жалобы на пропуск администрацией Унинского района Кировской области срока исковой давности на оспаривание договора найма от <дата> не могут быть признаны состоятельными.
В силу п. 1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
Поскольку администрация Унинского района Кировской области стороной договора найма от <дата> года, заключенного между МКП "КоммунСервис" и В.А., не являлась, о наличии данного договора ей стало известно только в ходе рассмотрения настоящего дела, что истцом не опровергнуто, вывод суда о том, что иск о признании данного договора недействительным предъявлен в пределах установленного законом срока является правильным.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Оспариваемое В.С. распоряжение главы Унинского района от <дата> N "О передаче жилищного фонда на баланс администрации п. Уни" приведенным положениям закона, регламентирующим права собственника в отношении имущества, закрепленного им за лицом на праве оперативного управления, не противоречит. Ссылки истца на нарушение данным постановлением прав администрации Унинского городского поселения верно не приняты судом во внимание, поскольку данное обстоятельство прав и законных интересов истца не нарушает, администрация Унинского городского поселения полномочиями на представление ее интересов истца не наделяла.
Оспаривая законность распоряжения главы администрации Унинского района от <дата> N "О предоставлении специализированного жилого помещения" в части включения в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным помещениям квартиры N истец В.С. ссылалась на то, что она и ее семья проживала в спорной квартире на момент присвоения ей статуса служебного жилого помещения, что, по мнению истца, свидетельствует о незаконности данного распоряжения.
В соответствии с п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеются обременения прав на это имущество.
Вместе с тем, как указывалось выше, договор, на основании которого семья истца вселилась в спорную квартиру, является недействительным, в связи с чем не мог породить прав на данное жилое помещение. Доказательств, свидетельствующих о том, что семья истца занимала данную квартиру на законных основаниях, в том числе на условиях социального найма, в материалах дела не имеется. Само по себе проживание в спорной квартире до присвоения квартире статуса служебной не влечет возникновение жилищных правоотношений по договору социального найма.
Таким образом, распоряжение главы администрации Унинского района от <дата> N "О предоставлении специализированного жилого помещения" в части включения в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным помещениям квартиры <адрес> принято в соответствии с требованиями Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 года N 42, и, как правильно указал суд первой инстанции, в пределах полномочий органа местного самоуправления.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований В.С. о признании данных распоряжений незаконными является правильным.
Иные доводы апелляционной жалобы истца не могут быть положены в основу отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку выводы суда не опровергают, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, основаны на субъективном толковании закона и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 98 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> коп., понесенные истцом при подаче апелляционной жалобы, относятся на него и возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Унинского районного суда Кировской области от 11.09.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)