Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 23.06.2015 N Ф06-23086/2015 ПО ДЕЛУ N А55-9781/2014

Требование: О взыскании неустойки.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Абонент не исполнил обязательства по оплате оказанных предприятием водопроводно-канализационного хозяйства услуг по отпуску питьевой воды и приему сточных вод.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2015 г. N Ф06-23086/2015

Дело N А55-9781/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
при участии представителей:
истца - Головина Д.В., доверенность от 21.03.2014,
ответчика - Мещерякова В.А., доверенность от 15.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.09.2014 (судья Разумов Ю.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-9781/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (ОГРН 1116312008340) к товариществу собственников жилья "Алабинское" (ОГРН 1036300464474) о взыскании 213 132,08 руб.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к товариществу собственников жилья "Алабинское" (далее - Товарищество, ответчик) о взыскании 207 547,49 руб. задолженности по договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 18.01.2005 N 17/05 за период с 01.11.2013 по 31.01.2014 и 5 584,59 руб. неустойки за период с 01.12.2013 по 28.02.2014.
Определением суда первой инстанции от 02.06.2014 производство по делу в части взыскания 207 547,49 руб. задолженности прекращено в связи с отказом Общества от исковых требований в указанной части.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом первой инстанции принято увеличение размера исковых требований о взыскании неустойки до 11 979,82 руб., исчисленной по состоянию на 07.05.2014.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.09.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015, исковые требования удовлетворены частично: с Товарищества в пользу Общества взыскано 5 816,69 руб. пеней; в остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить названные решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, считая, что судами неправильно применены нормы материального права, а выводы судов не соответствует обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, общедомовые приборы учета холодной воды учитывают весь объем холодной воды, поступившей в многоквартирный дом для целей оказания коммунальной услуги по холодному водоснабжению на общедомовые нужды, объем которой в настоящее время не может учитываться при определении объема водоотведения, следовательно, показания общедомовых приборов учета не подлежат применению при определении объема водоотведения. Доводы истца подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы кассационной жалобы отклонил и просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 18.01.2005 между муниципальным предприятием г. Самары "Самараводоканал" (Предприятие ВКХ) и Товариществом (Абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 17/05, по условиям которого Предприятие ВКХ отпускает Абоненту питьевую воду и принимает сточные воды в систему канализации Предприятия ВКХ от Абонента, а Абонент получает питьевую воду, сбрасывает сточные воды и оплачивает услуги на условиях договора.
Согласно пункту 4 договора объем оказанных услуг определяется актами (в расчетной книжке), подписанными сторонами. В случае возражений Абонент обязан подписать акт (расчетную книжку) с особым мнением. В случае отказа от подписи в акте (расчетной книжке) делается об этом отметка и акт (расчетная книжка) является основанием для проведения расчетов.
Пунктом 6 договора предусмотрено, что расчеты за питьевую воду, израсходованную абонентом, и принятые от него сточные воды производятся Абонентом ежемесячно согласно утвержденным тарифам.
В соответствии с пунктом 7 договора оплата производится ежемесячно на основании платежных документов, выставляемых Предприятием ВКХ в акцептном порядке. Оплата производится на следующий день поступления платежного документа в банк плательщика.
В силу пункта 1 соглашения от 01.07.2012 о замене стороны в договоре от 18.01.2005 N 17/05 Общество стало стороной по данному договору, приняв все права и обязанности муниципального предприятия г. Самары "Самараводоканал" по названному договору, за исключением прав (требований) по оплате обязательств, возникших на основании договора от 01.07.2012.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, истец указал, что в рамках исполнения вышеуказанного договора он отпустил ответчику питьевую воду и принял от него сточные воды в период с 01.11.2013 по 31.01.2014 в объеме, указанном в расчетной книжке абонента. Так, по 1 группе потребителей (население) в ноябре 2013 года объем водопотребления составил 2137 куб. м, объем водоотведения - 2967 куб. м, в декабре 2013 года объем водопотребления составил 2125 куб. м, объем водоотведения - 2967 куб. м, в январе 2014 года объем водопотребления составил 2288 куб. м, объем водоотведения - 2818 куб. м. Также за этот период по 3 группе потребителей объем водопотребления и водоотведения составил 344 куб. м соответственно, в том числе в ноябре и декабре 2013 года - по 112 куб. м каждого ресурса, в январе 2014 года - по 120 куб. м водопотребления и стоков. Объем водоснабжения за спорный период по 1 и 3 группам определен по показаниям прибора учета, объем канализации за спорный период по 3 группе определен по показаниям прибора учета, а по 1 группе определен исходя из нормы водоотведения в объеме 11,5 куб. м на 1 человека в месяц согласно постановлению Главы городского округа Самара от 18.12.2007 N 1153 с учетом дислокации ответчика.
Стоимость коммунального ресурса и оказанных услуг рассчитаны истцом по тарифам, утвержденным приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 22.05.2013 N 82, от 19.12.2013 N 445, и составил 207 547,49 руб. за спорный период, в том числе за ноябрь - 65 350,45 руб. (население) и 3256,42 руб. (иные), декабрь - 65 117,77 руб. (население) и 3 256,42 руб. (иные), январь - 67 077,40 руб. (население) и 3 489,03 руб. (иные).
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате стоимости водопотребления и услуг по водоотведению в спорный период явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском с начислением на основании пункта 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" неустойки в размере двукратной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Согласно уточненному расчету неустойка исчислена истцом с учетом произведенных ответчиком платежей на долг по 1-й группе потребителей по каждому расчетному периоду, начиная с первого числа месяца, следующего за расчетным, а по 3-ей группе за период с 01.04.2014 по 21.04.2014. Размер пеней по 1 группе составил 11 883,54 руб., по 3 группе - 96,28 руб.
Суды двух инстанций, удовлетворяя исковые требования частично, исходили из того, что объем коммунального ресурса в виде холодного водоснабжения, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг в адрес ресурсоснабжающей организации, определяется при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором по показаниям такого прибора, а в случае необорудования коллективным прибором по формуле, указанной в подпункте "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), а в части водоотведения - исходя из суммарного объема потребленных холодной воды и горячей воды.
Также суды указали, что учет количества израсходованной холодной воды в жилом доме N 141 по ул. Ленинская г. Самары производится по показаниям водосчетчика, установленного в соответствии с актом от 01.06.2010; централизованное горячее водоснабжение данного жилого дома не осуществляется, схема ГВС - закрытая, путем подогрева холодной воды; как следует из договора снабжения тепловой энергией от 01.01.2005 N 2384, заключенного ответчиком с открытым акционерным обществом "Предприятие тепловых сетей", разбора ХОВ нет.
В этой связи суды посчитали, что объем водоотведения по 1 группе равен объему поданной холодной воды и, соответственно, в ноябре 2013 года составит 2137 куб. м, в декабре 2013 года - 2125 куб. м, в январе 2014 года - 2288 куб. м; стоимость услуг по водоснабжению и водоотведению по 1 группе в ноябре 2013 года составит 58 660,65 руб., в декабре 2013 года - 58 331,25 руб., в январе 2014 года - 62 805,60 руб.
Доводы истца о том, что при отсутствии прибора учета сточных вод объем сточных вод должен быть определен расчетным способом, то есть в данном случае по 1 группе из нормы водоотведения на 1 человека в месяц (11,5 куб. м), суды отклонили как несостоятельные, не соответствующие нормам права, регулирующим оплату коммунальных услуг.
Между тем судами не учтено следующее.
Из пояснений сторон следует, что жилой дом, находящийся в управлении ответчика, не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод. Фактически разногласия у сторон возникли по поводу порядка определения объема отпущенных и принятых сточных вод от собственников жилых помещений.
В пунктах 1 и 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплено, что к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, водой и другими товарами через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами и не вытекает в отношении снабжения водой из существа обязательства.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Пунктами 1, 2 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и вступили в силу с 01.09.2012.
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) и вступили в силу за исключением отдельных положений с 07.03.2012.
Пункт 21 Правил N 124 устанавливает формулу расчета за поставленные ресурсоснабжающей организацией объемы коммунального ресурса на дома, не оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета соответствующего ресурса, которая предусматривает суммирование ряда величин, в том числе объема, определенного исходя из показаний комнатных приборов учета ресурса (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета ресурса), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объема, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг. К названным составляющим формулы прибавляется объем ресурса, предоставленного на общедомовые нужды многоквартирного дома, определенный за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами N 354.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами N 354. При этом законодательством установлен различный порядок расчетов в зависимости от наличия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения. При отсутствии приборов, фиксирующих объем водоснабжения в нежилых помещениях, этот объем определяется расчетным способом (пункты 42, 43, 59 Правил N 354 и формула 4 Приложения N 2 к Правилам N 354).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (пункт 48 Правил N 354, пункты 10, 17 и формулы 10 и 15 Приложения N 2 к этим Правилам).
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действующие нормы, предусматривавшие такой норматив, исключены из этих Правил (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг"). Законность и обоснованность данной нормы проверялась Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и суд признал ее соответствующей как жилищному законодательству, так и Закону о водоснабжении (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2014 N АКПИ14-1190).
В рассматриваемом случае между сторонами фактически возник спор по определению объема услуги водоотведения, поскольку, как отмечалось выше, в обслуживаемом ответчиком жилом доме отсутствуют общедомовые приборы учета на водоотведение, а имеются общедомовые приборы на водоснабжение, показания которых приняты как объем оказанных услуг по водоотведению.
Поскольку суды не учли императивные нормы, устанавливающие порядок определения объема коммунальной услуги, в данном случае водоотведения, признали правильным расчет ответчика, определившим объем водоотведения равным объему водопотребления (по общедомовым приборам учета), без учета указанных выше Правил N 354 и N 124, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные нарушения, предложить сторонам представить расчет объема водоотведения в спорный период в соответствии с требованиями Правил N 354 и N 124, проверить правильность этого расчета и обоснованность размера заявленных требований о взыскании пеней, с учетом установленного разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 25.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу N А55-9781/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
Э.Т.СИБГАТУЛЛИН
И.В.АРУКАЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)