Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-6497/2014

Требование: О признании незаконными способов расчета платы за потребленную тепловую энергию, обязании произвести перерасчет.

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец является собственником квартиры в доме, поставку тепловой энергии в который осуществляет ответчик на основании фактически сложившихся договорных отношений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 октября 2014 г. по делу N 33-6497/2014


Председательствующий: Мешалова С.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Башкатовой Е.Ю.,
судей областного суда Поповой Э.Н., Усовой Е.И.,
при секретаре К.Д.,
рассмотрела в судебном заседании 08 октября 2014 года
дело по апелляционной жалобе директора МУП "Теплосеть-1" М.В. на решение Муромцевского районного суда Омской области от 07 августа 2014 года, которым постановлено:
"Заявленные М.О. исковые требования к МУП "Теплосеть-1" удовлетворить.
Признать действия Муниципального унитарного предприятия "Теплосеть-1", выразившиеся в учете дополнительных затрат и показателей разности температур на подающем и обратном трубопроводе, энергии потерь сетевой воды при расчете цены за потребленную М.О. тепловую энергию в <...> за период с <...> по <...> с использованием формулы 3.1 подпункта 3.2.1. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Приказом Минтопэнерго Российской Федерации N Вк-4936 от 12.09.1995, незаконными.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие "Теплосеть-1" произвести М.О., проживающей по адресу: <...> перерасчет платы за потребленную в период с <...> по <...> тепловую энергию, согласно показателям узла учета в <...> в р.<...> области в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006.
Взыскать с МУП "Теплосеть-1" в пользу М.О. расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Усовой Е.И., судебная коллегия

установила:

М.О. обратилась в суд с иском к МУП "Теплосеть-1" о признании незаконным способов расчетов оплаты за потребленную тепловую энергию, обязании произвести перерасчет.
В обоснование требований указала, что проживает в <...> в р.<...>, поставщиком тепловой энергии является ответчик. В доме установлен общедомовой прибор учета ВКТ-7.
Договор на поставку энергии с ней заключен не был, поскольку квартира приобретена <...>, услуги оплачивали по договору, заключенному ответчиком с бывшим собственником К.С.
С <...> года начисление абонентской платы за потребленную тепловую энергию производится с использованием показаний прибора учета, однако при этом ответчиком незаконно учитываются дополнительные количественные показатели энергии разности температур на подающем и обратном трубопроводе, а также энергии потерь сетевой воды, с использованием формулы 3.1 подпункта 3.2.1. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Приказом Минтопэнерго Российской Федерации N Вк-4936 от 12.09.1995, что, по мнению истца, превышает фактическое потребление энергии.
Просила признать действия МУП "Теплосеть-1" незаконными, обязать произвести перерасчет платы за потребленную тепловую энергию за период с <...> по <...> согласно показателям узла учета в <...> в р.<...> области в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, взыскать с ответчика государственную пошлину в размере <...> рублей.
Извещенная надлежащим образом истец М.О. в судебном заседании участия не принимала.
Представитель МУП "Теплосеть-1" Б. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила отзыв, в котором просила в удовлетворении требований истцу отказать.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица М.Д. в судебном заседании участия не принимал, о дне слушания был извещен надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе директор МУП "Теплосеть-1" М.В. с решением не согласился, просит его отменить, полагая, что судом неверно установлены обстоятельства дела.
Выводы суда о том, что Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные приказом Минтопэнерго от 12.09.1995 N ВК-4936, не регулируют правоотношения между поставщиками ресурсов и физическими лицами, не обоснован, поскольку определение потребителя энергии дано в указанных правилах, им является юридическое или физическое лицо. Расчет тепловой энергии производится по формуле, установленной в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства N 307, с учетом Правил, утвержденных Приказом Минтопэнерго N ВК-4936.
Кроме того, судом не учтен избранный жильцами способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками жилья, при котором организация поставщик тепловых ресурсов отвечает за поставку ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества многоквартирного дома и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома. Отметил наличие у истца задолженности по оплате коммунальных услуг.
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции верно определил имеющие значение обстоятельства дела, а также нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормы права, регулирующие правоотношения сторон в области энергоснабжения, регулируются параграфом 6 Главы 30 Части 2 Гражданского кодекса РФ.
В силу положений статьи 541 Гражданского кодекса РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Жилищным кодексом РФ также регламентированы права и обязанности сторон относительно поставки ресурсов, в частности статьей 161 Жилищного кодекса РФ установлена ответственность организации - поставщика ресурсов, за поставку ресурсов до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения дома. При непосредственном управлении жильцами многоквартирным домом предусмотрено самостоятельное заключение договоров поставки теплоснабжения каждым жильцом от своего имени. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), согласно пункту 8 которого условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями, с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) тепловой энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. Общий объем (количество) потребленной тепловой энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
Пунктом 21 указанных правил указана формула, по которой производится расчет размера платы за потребленную тепловую энергию при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и при отсутствии индивидуальных и общих приборов учета, установлена обязанность ежегодной разовой корректировки размера платы.
Материалами дела установлено, что поводом для обращения в суд с настоящим иском явилось неправильное, по мнению истца, начисление платы за потребленную тепловую энергию.
Истец М.О. является собственниками <...> в р.<...> Омской области. Дом оборудован общедомовым прибором учета ВКТ-7, поставка тепловой энергии осуществляется МУП "Теплосеть-1" на основании фактически сложившихся договорных отношений, что сторонами не оспаривается.
Тепловая энергия подается до узла учета многоквартирного дома, стоимость услуг устанавливается расчетным путем исходя из тарифов или по показаниям общедомового счетчика.
В обоснование своей позиции, представитель ответчика ссылается на то обстоятельство, что в части, не урегулированной Правилами N 307, подлежат применению положения методических рекомендаций Минэнерго РФ и ФЭК РФ от 19.01.2002 по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах РФ".
Однако как верно указано судом первой инстанции, преамбулы указанных нормативных актов указывают на применение их в целях урегулирования отношений между организациями жилищно-коммунальной сферы, осуществляющим производство, передачу, потребление тепловой энергии и теплоносителя.
Приказ Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 N ВК-4936 и утвержденные им Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, на которые также ссылается ответчик, устанавливают правила организации учета, порядок установки и ввода в эксплуатацию приборов учета, порядок эксплуатации приборов, отношения к порядку оплаты потребленных услуг между потребителям тепловой энергии и ресурсопоставляющей организацией не имеют, поскольку данные правоотношения прямо регулируются Правилами N 307.
При таком положении суд первой инстанции обоснованно указал на необходимость производства расчетов в соответствии с Правилами N 307, которые в полной мере регулируют правоотношения между потребителем услуги и организации ее поставляющей.
Судебная коллегия полагает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что возложение на граждан - потребителей тепловой энергии, бремени оплаты расхода сетевой воды и энергии потерь на ее нагрев позволит ответчику в одностороннем порядке компенсировать собственные потери за счет потребителя, без согласования с последним размера убытков и установления вины конкретных лиц в их образовании.
Указывая на необоснованное фактическое возложение на ответчика обязанности по установлению виновных в расходе сетевой воды лиц, ответчик отмечает, что не имеет достаточных полномочий.
Однако в силу положений Приказа Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 N ВК-4936 и утвержденных им Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, согласно пунктам 9.13, 9.14 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя представители энергоснабжающей организации и (или) Госэнергонадзора осуществляют периодическую проверку узлов учета потребителя в присутствии представителя потребителя. Потребитель имеет право потребовать, а энергоснабжающая организация обязана предоставить ему результаты расчета количества тепловой энергии, массы (или объема) и параметров теплоносителя, выполненного в соответствии с требованиями подпунктов 3.2, 4.2.
Поскольку в данном случае потребители выражают несогласие с представленными расчетами, стороны не лишены права совместно принять меры к выявлению источника чрезмерного расхода сетевой воды, а при отсутствии такового - проверить настройки прибора учета.
Довод жалобы о том, что Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" не регулирует правоотношения между ресурсоснабжающей организацией и потребителем действительности не соответствует, поскольку согласно Преамбуле Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Остальные доводы, изложенные в жалобе, повторяют позицию, занятую при рассмотрении дела, являлись предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда,

определила:

решение Муромцевского районного суда Омской области от 07 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу директора МУП "Теплосеть-1" М.В. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)