Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.04.2015 ПО ДЕЛУ N А64-3748/2014

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2015 г. по делу N А64-3748/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Сурненкова А.А.,
Андреещевой Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Труновой Т.В.,
при участии:
от ООО "Котовская теплосетевая компания": Волович А.И., представитель по доверенности от 18.10.2014 г. (до перерыва),
от ООО "Жилищное хозяйство": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Котовская теплосетевая компания" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.12.2014 г. по делу N А64-3748/2014 (судья Попов Ю.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Котовская теплосетевая компания" (ОГРН 1136820000690, ИНН 6825005868) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищное хозяйство" (ОГРН 1056864643208, ИНН 6825504271), при участии в деле третьего лица областного государственного унитарного предприятия "Тамбовтеплоэнергоресурс" (ОГРН 1026801157646, ИНН 6831023537), о взыскании 1 483 447 руб. 06 коп.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Котовская теплосетевая компания" (далее - ООО "Котовская теплосетевая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищное хозяйство" (далее - ООО "Жилищное хозяйство", ответчик) о взыскании задолженности, образовавшейся в связи с внедоговорными поставками тепловой энергии в горячей воде в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "Жилищное хозяйство", произведенными в период с января по апрель 2014 года (4 месяца), в размере 1 483 447 руб. 06 коп., в том числе: за поставленную тепловую энергию в горячей воде для целей отопления - 1 362 807 руб. 14 коп.; за поставленную тепловую энергию в горячей воде для целей горячего водоснабжения - 120 639 руб. 92 коп. (с учетом принятого судом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено областное государственное унитарное предприятие "Тамбовтеплоэнергоресурс" (далее - ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.12.2014 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого судебного акта, ООО "Котовская теплосетевая компания" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание апелляционной инстанции от 13.04.2015 г. представители ООО "Жилищное хозяйство" и ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" не явились.
Через канцелярию суда от ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, из которых следует, что третье лицо вопрос об удовлетворении апелляционной жалобы ООО "Котовская теплосетевая компания" оставляет на усмотрение суда, а также просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения ответчика и третьего лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Представитель ООО "Котовская теплосетевая компания" поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом письменных пояснений к жалобе.
В судебном заседании от 13.04.2015 г. объявлялся перерыв до 15.04.2015 г.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений к жалобе и письменных возражений ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителя истца, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Котовская теплосетевая компания" является энергоснабжающей организацией города Котовска Тамбовской области, выступающей в роли поставщика тепловой энергии для целей отопления и горячего водоснабжения. Основной группой потребителей услуг является население города, проживающее в многоквартирных домах.
По утверждению истца, несмотря на отсутствие заключенного в письменной форме договора теплоснабжения, между ООО "Котовская теплосетевая компания" и ООО "Жилищное хозяйство" фактически сложились договорные отношения.
При расчете стоимости потребленных коммунальных ресурсов истцом применены тарифы на услуги теплоснабжения, установленные приказами Управления по регулированию тарифов Тамбовской области N 279-т от 26.12.2013 г., N 278-т от 26.12.2013 г.
Неоплата образовавшейся задолженности за поставленную тепловую энергию в горячей воде, оставление ответчиком претензионного письма N 131 от 17.04.2014 г. (том 1, л.д. 16) без удовлетворения, послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у истца отсутствует субъективное материальное право требовать от ответчика исполнения обязательства по данному спору, поскольку ООО "Жилищное хозяйство" в рассматриваемых правоотношениях не подпадает под понятие "исполнителя коммунальных услуг" и, соответственно, не является ненадлежащим ответчиком по делу.
При этом суд области исходил из отсутствия заключенного между сторонами договора поставки тепловой энергии в горячей воде в соответствии с требованиями "Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124, а также принял во внимание тот факт, что поставленные и потребленные коммунальные ресурсы (теплоснабжение, горячее водоснабжение) оплачивают истцу (ресурсоснабжающей организации) непосредственно собственники (пользователи) жилых (нежилых) помещений многоквартирных домов города Котовска.
Указанные обстоятельства, по мнению суда первой инстанции, свидетельствует об отсутствии фактически сложившихся договорных отношений между сторонами.
Судебная коллегия апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами арбитражного суда области исходя из следующего.
В соответствии с п. 14 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124 (далее - Правила N 124) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014 г., в силу п. 14 Правил предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Подобное регулирование направлено, в частности, на обеспечение стабильности отношений по оказанию коммунальных услуг при смене по решению общего собрания собственников помещений одной управляющей организации на другую.
Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с п. 14 Правил N 354.
Согласно ст. 44 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
В силу ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 2 Правил N 354 "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пунктом 8 Правил N 354 предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в п. п. 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с п. п. 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Как установлено ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 настоящей статьи и ст. 171 настоящего Кодекса.
Частью 7.1 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В силу п. 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Таким образом, из указанных положений ст. 155 ЖК РФ следует обязанность потребителя коммунальных ресурсов производить их оплату непосредственно исполнителю коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, управляющая организация), за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ.
Поэтому ресурсоснабжающая организация при отсутствии решения собственников, принятого в порядке ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, не вправе производить расчет и требовать оплаты за коммунальный ресурс непосредственно с потребителей.
Статус исполнителя коммунальных услуг юридическое лицо приобретает на основании решения собрания собственников многоквартирного дома, и порядок оплаты коммунального ресурса, выбранный собственниками, не может лишить его указанного статуса.
В случае, если собственники помещений в порядке ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ приняли решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям, указанное внесение платы признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (абз. 2 п. 64 Правил N 354)
Таким образом, принятие собственниками решения о внесении потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании принятого в порядке ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ общим собранием решения, не влияет на статус исполнителя коммунальных услуг, и лицом, обязанным перед ресурсоснабжающей организацией по оплате всего объема потребленных энергоресурсов, остается управляющая организация.
Учитывая, что управляющая организация в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, она не может быть освобождена от исполнения предусмотренной п. 44 Правил N 354 обязанности по своевременной оплате полученных коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2 Правил N 354 "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Следовательно, в случае, если на основании ст. 161 ЖК РФ собственниками выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, но письменный договор на поставку коммунального ресурса отсутствует, данное обстоятельство не изменяет статуса управляющей организации, как исполнителя коммунальных услуг, обязанного в силу закона оказывать весь комплекс коммунальных услуг, получать за это плату и своевременно рассчитываться за приобретенные коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, обстоятельства отсутствия заключенного между сторонами договора поставки тепловой энергии в горячей воде, а также оплаты истцу, как ресурсоснабжающей организации, потребленных коммунальных ресурсов непосредственно собственниками жилых/нежилых помещений многоквартирных домов не свидетельствуют об отсутствии фактически сложившихся договорных отношений между сторонами.
Частью 10 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. N 731 утвержден "Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее - Стандарт).
Настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом (далее соответственно - управляющие организации, информация), порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив).
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В соответствии с п. 6 Стандарта информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5 (1) настоящего Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
В рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат, в том числе сведения о перечне многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно сведениям, опубликованных на официальном сайте ООО "Жилищное хозяйство" в сети Интернет: http://www.kotovsk-gh.ru, ответчик в период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г. осуществлял функции управления многоквартирными домами, расположенными в городе Котовске Тамбовской области. Перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Жилищное хозяйство", также отражен на официальном сайте общества.
Факт нахождения в управлении ООО "Жилищное хозяйство" домов, расположенных в г. Котовске, а также то обстоятельство, что жильцы указанных домов в период с января по апрель 2014 года потребляли коммунальный ресурс, поставляемый ООО "Котовская теплосетевая компания", ответчиком в ходе судебного разбирательства дела не оспорены и не опровергнуты (ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ).
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что между сторонами в спорный период фактически сложились правоотношения по исполнению договора энергоснабжения, регулируемые параграфом 6 главы 30 ГК РФ.
В силу п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (ст. 424 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 544 ГК РФ).
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 09.08.2014 г. между ООО "Котовская теплосетевая компания" (заказчик) и ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" был заключен договор на оказание информационно-консультационных услуг N 34-К, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства по заданию заказчика и за его счет оказывать информационно-аналитические услуги по предоставлению и обработке информации, используемой заказчиком для формирования величин полезного отпуска, планирования величин денежных потоков и контроля соответствия нормативов потребления коммунальных ресурсов фактическим показателям полезного отпуска по следующим предоставляемым ресурсам: теплоснабжение, горячее водоснабжение на территории г. Котовска Тамбовской области (п. 1.1 договора).
В соответствии с данными, представленными ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" истцу (т. 4, л.д. 164-192), по состоянию на 31.05.2014 г. задолженность ООО "Жилищное хозяйство" перед ООО "Котовская теплосетевая компания" за услуги "отопление" и "горячее водоснабжение" за период времени с январе 2014 года по апрель 2014 года составляет 1 483 447 руб. 06 коп.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истцом на основании данных, предоставленных ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс", произведен расчет задолженности по оплате поставленной в период с января по апрель 2014 года тепловой энергии в горячей воде в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "Жилищное хозяйство", и установлено, что размер задолженности ответчика составил 1 483 447 руб. 06 коп., в том числе за поставленную тепловую энергию в горячей воде для целей отопления в сумме 1 362 807 руб. 14 коп.; за поставленную тепловую энергию в горячей воде для целей горячего водоснабжения в сумме 120 639 руб. 92 коп.
При этом при расчете стоимости потребленных коммунальных ресурсов истцом применены тарифы на услуги теплоснабжения, установленные приказами Управления по регулированию тарифов Тамбовской области N 279-т от 26.12.2013 г., N 278-т от 26.12.2013 г.
Ответчиком, в свою очередь, доказательств, опровергающих факт поставки тепловой энергии за указанный период в заявленном истцом объеме, а также подтверждающих оплату потребленной энергии за указанный период в полном объеме, в материалы дела не представлено.
Приводимые в суде первой инстанции доводы ответчика о том, что поставляемый истцом в период с января по апрель 2014 года коммунальный ресурс был ненадлежащего качества (превышение допустимого отклонения температуры горячей воды в подающем трубопроводе), в связи с чем плата за оказанную коммунальную услугу должна быть снижена в соответствии с Правилами N 354 на сумму 825 891 руб. 82 коп., отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям.
В соответствии с п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии (п. 2 ст. 542 ГК РФ).
Снижение оплаты в связи с несоответствием температуры горячей воды установленным требованиям предусматривает глава IX Правил N 354.
В п. 98 Правил N 354 указано, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Согласно пп. "в" ст. 111 Правил N 354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, является дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
В соответствии с п. 2.4 Правил N 354 обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). Указанный документ определяет, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
В п. 5 раздела II приложения N 1 к Правилам N 354 указано, что допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5°C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3°C.
Этим же пунктом установлено, что за каждые 3 градуса снижения температуры свыше допустимых отклонений размер платы потребителей снижается на 0,1% за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности нарушения, а при снижении температуры горячей воды ниже 40°С оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Таким образом, из вышеизложенных положений Правил N 354 следует, что уменьшение размера платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества производится за каждый час оказания услуги ненадлежащего качества.
Вместе с тем, ООО "Жилищное хозяйство", заявляя о некачественности поставленных в спорный период энергоресурсов, не представило почасовые показания температуры горячей воды, поставляемой истцом.
В материалах дела имеются лишь отчеты о суточных параметрах теплоснабжения, однако они не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств, поскольку в данном случае нельзя исключать поставку воды надлежащей температуры в отдельные часы.
Архивные данные общедомовых приборов учета горячего водоснабжения и отопления, на которых ответчик основывает свои расчеты "снижения размера платы по коммунальной услуге "горячее водоснабжение" по несоответствию температуры" (с учетом корректировки), также не содержат сведений о почасовых показаниях температуры горячей воды.
В силу ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 9 АПК РФ, а также положений ст. 65 Кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Кроме того, ООО "Жилищное хозяйство" не представило доказательств соблюдения предусмотренного разделом Х Правил N 354 порядка установления факта предоставления истцом коммунальной услуги ненадлежащего качества (п. п. 104 - 110 Правил N 354).
Учитывая изложенное, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для уменьшения размера задолженности ответчика за потребленный коммунальный ресурс. Следовательно, исковые требования ООО "Котовская теплосетевая компания" подлежат удовлетворению в заявленном размере.
В этой связи решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.12.2014 г. подлежит отмене, поскольку оно вынесено при неправильном применении норм материального права (ч. 2 ст. 270 АПК РФ), а апелляционная жалоба - удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Размер государственной пошлины, исходя из суммы заявленных ООО "Котовская теплосетевая компания" требований (1 483 447 руб. 06 коп.), составляет 27 834 руб. 47 коп.
Как следует из материалов дела (платежное поручение N 796 от 16.06.2014 г.), ООО "Котовская теплосетевая компания" при обращении в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим исковым заявлением уплачена государственная пошлина в размере 46 458 руб. 60 коп.
При обращении с апелляционной жалобой истцом также уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб.
Таким образом, с учетом результата рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции с ООО "Жилищное хозяйство" в пользу ООО "Котовская теплосетевая компания" следует взыскать 29 834 руб. 47 коп. государственной пошлины по исковому заявлению и по апелляционной жалобе (27 834 руб. 47 коп. + 2 000 руб.), а излишне уплаченную ООО "Котовская теплосетевая компания" государственную пошлину в сумме 18 624 руб. 13 коп. надлежит возвратить истцу из федерального бюджета.
На основании ч. 2 ст. 319 АПК РФ исполнительный лист подлежит выдаче судом первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 102 - 112, 266 - 269, 271 АПК РФ, суд

постановил:

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Котовская теплосетевая компания" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.12.2014 г. по делу N А64-3748/2014 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищное хозяйство" (ОГРН 1056864643208, ИНН 6825504271) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Котовская теплосетевая компания" (ОГРН 1136820000690, ИНН 6825005868) 1 483 447 руб. 06 коп. задолженности за период с января по апрель 2014 года, в том числе: за поставленную тепловую энергию в горячей воде для целей отопления - 1 362 807 руб. 14 коп.; за поставленную тепловую энергию в горячей воде для целей горячего водоснабжения - 120 639 руб. 92 коп., а также 29 834 руб. 47 коп. судебных расходов по государственной пошлине по иску и по апелляционной жалобе.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Котовская теплосетевая компания" справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 18 624 руб. 13 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.

Председательствующий
Е.В.МАХОВАЯ

Судьи
Н.Л.АНДРЕЕЩЕВА
А.А.СУРНЕНКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)