Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.05.2015 N 10АП-1707/2015 ПО ДЕЛУ N А41-61201/14

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2015 г. по делу N А41-61201/14


Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Астафьевой А.В.,
при участии в заседании:
от ООО "УК "Ивакино-Покровское" - Пилюгин И.С., представитель по доверенности от 03.10.2014.
от ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Щеснович А.А., представитель по доверенности от 13.10.2014 N 39 Исх-3215/39-02-02,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 12.02.2015 по делу N А41-61201/14, принятое судьей Афанасьевой М.В., по заявлению ООО "УК "Ивакино-Покровское" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании недействительным предписание от 20.08.2014 N 39ОГ-9613-35-20-2014,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "УК "Ивакино-Покровское" (далее - общество, ООО "УК "Ивакино-Покровское") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительным предписания Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - инспекция) от 20.08.2014 N 39ОГ-9613-35-20-2014 (л.д. 120-122).
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.02.2015 по делу N А41-61201/14 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным предписание Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 20.08.2014 N 39ОГ-9613-35-20-2014, выданное ООО "УК "Ивакино-Покровское". С Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в пользу ООО "УК "Ивакино-Покровское" взысканы расходы по оплате госпошлины в размере 2 000 рублей (л.д. 131-135).
Не согласившись с указанным судебным актом инспекция обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, 11.08.2014 заместителем руководителя инспекции вынесено распоряжение N 39ОГ-9613-35-20-2014 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "УК "Ивакино-Покровское", с целью проверки обращения от 22.05.2014 N 39ОГ-9613-35-20-2014, по вопросу предоставления коммунальных услуг, начисления платежей за ЖКУ по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Покровская, д. 28, кв. 3 (том 1, л.д. 110).
19.08.2014 ООО "УК "Ивакино-Покровское" вручено уведомление N 39ОГ-9613-35-20-2014 от 19.08.2014 о проведении 20.08.2014 внеплановой документарной проверки по адресу: Московская область, г. Химки, квартал Международный, ул. Покровская, д. 14 (том 1, л.д. 111).
20.08.2014 инспекцией составлен акт проверки N 39ОГ-9613-35-20-2014, в котором зафиксировано, что на момент проверки 13.08.2014 по адресам: Московская область, г. Химки, квартал Ивакино, ул. Покровская, д. 42, в помещении управляющей организации при изучении представленных документов: письмо в администрацию г.о. Химки МО; информация о стоимости работ ООО "УК "Ивакино-Покровское" на 2014 год: отчет за 2012 г. ООО "УК "Ивакино-Покровское": отчет за 2013 год ООО "УК "Ивакино-Покровское"; технические паспорта на дома N 28, 14, 13, 9, 4, 8; показания электросчетчиков по домам N 28, 14, 13, 9, 4, 8; договор N ИВС-ТО-1/2012 от 01.02.2012: договор N 10-54Х от 01.02.2012: агентский договор N ИП-09/09 от 01.09.2009: договор электроснабжения N 60500689 от 01.07.2009; договор управления N 12-8 от 02.11.2009; договор управления N 12-9 от 18.12.2009; договор управления N 3-10 от 05.04.2010; договор энергоснабжения N 3-10 от 05.04.2010; договор энергоснабжения N 51-3 от 30.04.2010; договор энергоснабжения N 12-9 от 18.12.2009; договор энергоснабжения N 12-8 от 26.10.2009; платежные документы по дому N 9 кв. 10; платежные документы по дому N 14 кв. 1; платежные документы по дому N 13 кв. 4; платежные документы по дому N 13 кв. 8; платежные документы по дому N 13 кв. 9; платежные документы по дому N 28 кв. 3, выявлены следующие нарушения: в жилых домах N 13 кв. 4, 8, 9; 14 кв. 1; 28 кв. 3 по ул. Покровская начисленный размер платы за "Потери эл.энергии" не обоснован, в жилых домах N 13 кв. 4, 8, 9; 14 кв. 1; 28 кв. 3 по ул. Покровская начисленный размер платы за "ТО газопроводов и газ, оборудования" не обоснован. Управляющей организацией увеличен размер платы "тех. Обслуживание" на 7 рублей 45 копеек (согласно договору управления размер платы за "тех. Обслуживание" составляет 34 рублей 10 копеек), нарушена статья 156 ЖК РФ (том 1, л.д. 112-113).
20.08.2014 инспекцией обществу выдано предписание N 39ОГ-9613-35-20-2014, по жилым домам N 13, 14, 28 по ул. Покровская кв-л Ивакино г. Химки Московской области (том 1, л.д. 114).
Из содержания данного предписания следует, что в качестве нарушений указано: в жилых домах N 13 кв. 4, 8, 9; 14 кв. 1; 28 кв. 3 по ул. Покровская начисленный размер платы за "Потери эл.энергии" не обоснован, нарушены статья 154 ЖК РФ, ПП 491; в жилых домах N 13 кв. 4, 8, 9; 14 кв. 1, 28 кв. 3 по ул. Покровская начисленный размер платы за "ТО газопроводов и газ, оборудования" не обоснован, нарушены статья 154 ЖК РФ, ПП 491; управляющей организацией увеличен размер платы "тех. обслуживание" на 7 рублей 45 копеек (согласно договору управления размер платы за "тех. Обслуживание" составляет 34 рублей 10 копеек), нарушена статья 156 ЖК РФ.
В срок до 01.10.2014 обществу необходимо выполнить возврат начисленной платы за "Потери эл. Энергии", за "ТО газопроводов и газ, оборудования", за "тех. обслуживание" за период с 01.01.2013 по 01.07.2014.
Полагая, что данное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемое предписание является заведомо не выполнимым и не может рассматриваться в качестве разумной меры, направленной на устранение выявленных нарушений.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа недействительным необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) акта закону или иному правовому акту и нарушение актом прав и законных интересов юридического или физического лица (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Исходя из части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме урегулированы Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
В связи с изложенным управляющая организация приобретает электрическую энергию для расходования как на индивидуальное потребление жильцов, так и на общедомовые нужды, которые включают в себя освещение мест общего пользования и внутридомовые потери, возникающие при передаче электроэнергии по внутридомовым сетям.
Доводы жилищной инспекции об отсутствии у общества права на выставление жильцам в квитанциях на оплату стоимости потерь электрической энергии, возникающих во внутридомовых сетях, основаны на неправильном толковании норм права.
Абонент помимо прочего обязан оплачивать принятую энергию (пункт 1 статьи 539, пункт 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что приоритетным методом расчета объема обязательств по энергоснабжению законодательством признается тот, где используются приборы учета, однако законодательство допускает определение количества энергетических ресурсов и расчетными способами, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Решение вопросов предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, обеспечивается посредством управления таким многоквартирным домом. Лица, осуществляющие управление многоквартирными домами (в данном случае таким лицом является ответчик), должны заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют поставку коммунальных ресурсов. По общему правилу ресурсоснабжающие организации отвечают за поставки ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома (пункты 1, 12, 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров. Условия этих договоров определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ и по общему правилу собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. Управляющая организация, получающая плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями, с которыми заключены договоры поставки соответствующих ресурсов, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Исполнитель коммунальных услуг, которым является управляющая организация (в данном случае ответчик) в силу своего статуса, обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, и соответственно имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 31 (б), 32 (а) Правил N 354).
Правилами N 354 предусмотрена обязанность конечных потребителей оплатить коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме (пункты 40, 48). При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулами, указанными в приложении N 2 к Правилам N 354. В формуле в качестве исходных величин используется норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, и площади помещений.
Таким образом, у общества имеются основания, предусмотренные законом, для выставления жильцам многоквартирных домов к оплате стоимости потребления электрической энергии МОП (включая стоимость потерь, возникающих во внутридомовых сетях).
Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, регламентируются Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила поставки газа N 549).
Согласно пункту 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, определяющими требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, ответственность за техническое состояние внутренних устройств газоснабжения, являющихся частью инженерного оборудования жилищного фонда, и контроль за соблюдением правил пользования газом возложена на пользователя и организацию по обслуживанию жилищного фонда.
Согласно абзацу 9 пункта 5.5.6 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт внутренних устройств газоснабжения.
В соответствии пунктом 9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения N 491, внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.
Согласно пункту 1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (общие положения), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 N 9, газораспределительная сеть - технологический комплекс газораспределительной системы, состоящий из наружных газопроводов поселений (городских, сельских и других поселений), включая межпоселковые, от выходного отключающего устройства газораспределительной станции (ГРС), или иного источника газа, до вводного газопровода к объекту газопотребления.
В газораспределительную сеть входят сооружения на газопроводах, средства электрохимической защиты, газорегуляторные пункты (ГРП, ГРПБ), шкафные регуляторные пункты (ШРП), система автоматизированного управления технологическим процессом распределения газа (АСУ ТП РГ).
В соответствии с Правилами поставки газа N 549, "внутридомовое газовое оборудование" - газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.
В соответствии с пунктом 2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239, в состав ВДГО входят газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующие оборудование и приборы учета газа.
Согласно пунктам 3, 4, 4.1 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239, содержание внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и работоспособном техническом состоянии осуществляется путем проведения комплекса работ по его обслуживанию, в который включаются следующие виды работ: а) техническое обслуживание и ремонт наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления; б) техническое обслуживание и ремонт групповых и индивидуальных баллонных установок; в) техническое обслуживание (в том числе сезонное) и ремонт бытового газоиспользующего оборудования; г) аварийное обслуживание потребителей газа и проведение аварийно-восстановительных работ.
Таким образом, границей раздела между газораспределительной сетью, находящейся в эксплуатации ГУП МО "Мособлгаз" и ВДГО многоквартирных домах, расположенных Московская область, г. Химки, ул. Покровская, д. 28, кв. 3, принадлежащего управляющей компании - ООО "УК "Ивакино-Покровское" на праве эксплуатационной ответственности, должно быть место соединения первого запорного устройства с газораспределительной сетью.
Согласно пункту 10.3.1 отраслевого стандарта "Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий, резервуарные и баллонные установки" ОСТ 153-39.3-051-2003, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 27.06.2003 N 259 (далее - отраслевой стандарт), техническое обслуживание газового оборудования жилых зданий должно производиться не реже одного раза в три года, общественных зданий (помещений общественного назначения) - не реже одного раза в год. По истечении установленного изготовителем срока службы бытового газоиспользующего оборудования техническое обслуживание этого оборудования (в период до его замены) должно производиться не реже одного раза в год в жилых зданиях и не реже одного раза в шесть месяцев в общественных зданиях (помещениях). При выполнении сервисного обслуживания бытового газоиспользующего оборудования изготовителем его техническое обслуживание персоналом эксплуатационной организации не производится.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях, и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Цена на услуги по ТО ВДГО не подлежит государственному регулированию.
Согласно разъяснениям Федеральной службы по тарифам России, изложенным в Информационном письме от 23.06.2005 N СН-3765/9 "О расходах на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования", затраты газораспределительных организаций на оказание услуг по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования и аварийно - диспетчерскому обеспечению не должны включаться в себестоимость услуг по транспортировке газа, а также в розничную цену газа.
Из материалов дела следует, что ООО "УК "Ивакино-Покровское" является управляющей компанией, выполняет работы по эксплуатации, техническому обслуживанию и обеспечению предоставления коммунальных услуг в Жилом комплексе "Ивакино-Покровское", расположенном по ул. Покровская г.о. Химки Московской области, на основании соответствующих договоров с собственниками жилых помещений.
Согласно пункту 2.2.7 заключенных договоров, в их предмет входит "Техническое обслуживание и текущий ремонт внешних инженерных сетей и коммуникаций до точек их подключения к соответствующим сетями устройствам собственников".
Согласно пункту 3.3.8 заключенных договоров, собственники жилых помещений приняли на себя обязательства оплачивать предоставляемые Заявителем работы и услуги.
Проект договора в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт раскрытия информации) размещен на официальном сайте Заявителя - www.ivakino-uk.ru.
Таким образом, техническое обслуживание внешнего газопровода заявителем было согласовано и закреплено в договоре.
Указанный газопровод предназначен только для снабжения жилого комплекса "Ивакино-Покровское" и находится в эксплуатационной ответственности заявителя.
Газопровод является техническим сооружением повышенной опасности и не может содержаться без соответствующего технического обслуживания.
Техническое обслуживание осуществляет ГУП МО "Мособлгаз" в лице "Клинмежрайгаза", по договору от 01.02.2012 N 10-54Х, заключенному с ООО "Ивастрой" (застройщик Жилого комплекса "Ивакино-Покровское"), а заявитель возмещает расходы по техническому обслуживанию по договору от 01.02.2012 N ИВС-ТО-1/2012 (том 1, л.д. 24-26).
Согласно пункту 1.1 договора от 01.02.2012 N ИВС-ТО-1/2012 ООО "УК "Ивакино-Покровское" возмещает ООО "Ивастрой" расходы по техническому обслуживанию газопроводов, сооружений на них и (или) газового оборудования, указанных в приложении N 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора.
Из пункта 2.1.1 договора от 01.02.2012 N ИВС-ТО-1/2012 следует, что ООО "Ивастрой" обязана обеспечить надлежащую эксплуатацию объектов, указанных в пункте 1.1 договора, в соответствии с правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденными постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 N 9, производственными инструкциями по эксплуатации газового оборудования, а также договором, заключенным с ГУП МО "Мособлгаз" "Клинмежрайгаз".
Как усматривается из материалов дела, обслуживание газопровода происходит ежемесячно, соответственно, обслуживание должно также оплачиваться, что подтверждается актами и платежными поручениями (том 1, л.д. 36-46).
ГУП МО "Мособлгаз" не располагает собственными средствами на оплату услуг по указанным договору, следовательно, данную оплату производили собственники (жильцы) помещений многоквартирных домов в качестве дополнительной платы, которая в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг проходит по отдельной строке - обслуживание газопровода, что не противоречит нормам действующего законодательства.
Таким образом, взимание платы с собственников жилых помещений на обслуживание газопровода не противоречит действующему законодательству.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
Частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ определено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 31 указанных Правил предусмотрено, что при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Согласно пункту 5.6 договоров, информирование собственника об изменении тарифов, включая тарифы на коммунальные услуги, осуществляется заявителем посредством размещения соответствующей информации в общедоступных местах жилого комплекса либо иным способом, который сочтет наиболее удобным.
В силу части 4 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации условия договора управления устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений. Собственники, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве стороны заключаемого договора (часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
В соответствии со Стандартом раскрытия информации, план работ на 2013 год с указанием стоимости работ и услуг был размещен на официальном сайте общества; кроме того, информирование собственников жилых помещений о повышении тарифа до 41 рубля 55 копеек происходило путем размещения соответствующих объявлений в общедоступных местах жилого комплекса, электронной рассылки собственникам.
Согласно справке общества от 02.10.2014 N 101 процент подписания собственниками квартир, находящихся по адресу: Московская область, г. Химки, квартал Ивакино, улица Покровская, в состав которого входят 36 домов (278 квартир) дополнительных соглашений об изменении стоимости услуг управляющей компании, с 01.01.2013 составляет 65,5 процентов (л.д. 67).
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в частности, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
По смыслу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа юридическому лицу и содержащий требования по устранению выявленных нарушений.
Поскольку предписание носит административно-властный характер, природа и назначение данного ненормативного акта, исходя из его названия и функций инспекции, заключается в необходимости обязательного выполнения всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу также в установленный в нем срок.
Также при вынесении предписания контролирующему органу необходимо обеспечить соблюдение не только норм законодательства, но и законных интересов нарушителя, не превышая разумно необходимые меры воздействия на него. В числе прочих, подразумевается, что предписание должно быть реально исполнимым.
По смыслу действующего законодательства предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.
Таким образом, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, требования которого нарушены, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
При этом выявление смысла ненормативного акта путем сопоставления его текста с иными документами, в которых государственный орган выявил факт нарушения законодательства, является недопустимым, так как неисполнение нарушителем таких ненормативных актов ввиду неясности приведет к применению в отношении него санкции, предусмотренной законодательством Российской Федерации за неисполнение требований.
При этом, лицо, обязанное исполнить указания имеющего властный характер ненормативного акта уполномоченного органа, само определяет мероприятия, связанные с его исполнением, однако, оно должно знать, что именно подлежит устранению.
Как усматривается из материалов дела, способом устранения выявленного нарушения, инспекция в оспариваемом предписании указало как возврат денежных средств. С одной стороны, у заявителя не имеется данных о банковских реквизитах собственников жилых помещений, с другой стороны, наличные расчеты с собственниками жилых помещений действующим законодательством РФ не предусмотрены.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что исполнимость предписания в срок до 01.10.2014 не доказана. Оспариваемое предписание является заведомо не выполнимым и не может рассматриваться в качестве разумной меры, направленной на устранение выявленных нарушений.
Кроме того, инспекцией при проведении проверки нарушены нормы Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Так, согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
В силу частей 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе указывается перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю (пункт 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных названным Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Из материалов дела следует, что 11.08.2014 заместителем руководителя инспекции вынесено распоряжение N 39ОГ-9613-35-20-2014 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "УК "Ивакино-Покровское", с целью проверки обращения от 22.05.2014 N 39ОГ-9613-35-20-2014, Московская область, г. Химки ул. Покровская, д. 28, по вопросу предоставления коммунальных услуг, начисления платежей за ЖКУ.
19.08.2014 ООО "УК "Ивакино-Покровское" вручено уведомление N 39ОГ-9613-35-20-2014 от 19.08.2014 о проведении 20.08.2014 внеплановой документарной проверки по адресу: Московская область, г. Химки, квартал Международный, ул. Покровская, д. 14.
20.08.2014 инспекцией составлен акт проверки N 39ОГ-9613-35-20-2014, из которого следует, что фактически проведена документарная проверка, в том числе по домам 13, 14, 28, по адресу: Московская область, г. Химки, квартал Ивакино, ул. Покровская.
Таким образом, результаты проверки, проведенные инспекцией с грубым нарушением установленных Федеральным законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, и не могут являться доказательствами нарушения ООО "УК "Ивакино-Покровское" обязательных требований по жилищному законодательству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Оценив имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предписание инспекции не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах предписание от 20.08.2014 N 39ОГ-9613-35-20-2014 правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Доводы апелляционной жалобы апелляционным судом рассмотрены в полном объеме и отклоняются как несостоятельные и необоснованные.
В связи с изложенным апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы инспекции, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 12 февраля 2015 года по делу N А41-61201/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
М.В.ИГНАХИНА

Судьи
М.А.НЕМЧИНОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)