Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.10.2014 N 33-5902

Требование: О признании отказа незаконным, понуждении к совершению действий по выделению денежных средств.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец обратился к ответчику с заявлением о назначении средств на проведение ремонта жилого помещения в соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", но ответчиком ему было отказано ввиду того, что ему на праве собственности принадлежит часть жилого дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2014 г. N 33-5902


Судья Кравцова Ю.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Коршунова Р.В.,
судей Рябихина О.Е., Поляниной О.А.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.Л.С. к комитету социальной защиты населения города Саратова министерства социального развития Саратовской области о признании отказа незаконным, о понуждении к совершению действий по выделению денежных средств по апелляционной жалобе Ф.Л.С. на решение Кировского районного суда города Саратова от 18 июля 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Рябихина О.Е., объяснения Ф.Л.С., поддержавшей доводы жалобы, представителя ответчика М., представителя министерства социального развития Саратовской области Л., возражавших против доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Ф.Л.С. обратились в суд с иском к комитету социальной защиты населения города Саратова министерства социального развития Саратовской области о признании отказа незаконным, о понуждении к совершению действий по выделению денежных средств на проведение ремонта жилого помещения. Требования мотивировала тем, что в апреле 2013 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей средств на проведение ремонта жилого помещения в соответствии с п. 2 ст. 24 ФЗ "О статусе военнослужащих". К указанному заявлению она приложила пакет необходимых документов, но ответчиком ей было отказано, ввиду того, что ей на праве собственности принадлежит часть жилого дома и поэтому ей как вдове военнослужащего не полагается выделение денежных средств из федерального бюджета на проведение ремонта. Полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку она является вдовой военнослужащего. Ее муж скончался <дата>. Она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и как член семьи умершего имеет право на проведение ремонта индивидуального жилого дома за счет средств федерального бюджета 1 раз в 10 лет. Из военного комиссариата Красноармейского района Саратовской области ей поступило письмо, в котором указано, что она имеет право на данную выплату.
Просила признать отказ комитета социальной защиты населения города Саратова министерства социального развития Саратовской области от 10 апреля 2014 года незаконным и обязать ответчика выделить ей денежные средства на проведение ремонта индивидуального жилого дома, принадлежащего ей на праве собственности.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 18 июня 2014 года в удовлетворении исковых требований Ф.Л.С. было отказано.
Не согласившись с принятым решением, Ф.Л.С. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления.
В судебном заседании Ф.Л.С. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика М., представитель министерства социального развития Саратовской области Л. возражали против доводов жалобы.
Другие лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно документам, представленным истцом: свидетельству о государственной регистрации права собственности (л.д. 19), техническому паспорту на часть жилого дома (л.д. 20 - 24), постановлению администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области (л.д. 16) оснований к отнесению части дома, расположенного по адресу: <адрес>, к индивидуальному жилому дому не имеется. Суд пришел к выводу, что данные документы подтверждают принадлежность Ф.Л.С. части жилого дома, поэтому она не имеет права на получение денежных средств на проведение ремонта индивидуального жилого дома, что также отражено в обжалуемом истцом отказе комитета социальной защиты населения города Саратова министерства социального развития Саратовской области от 10 апреля 2014 года.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, осуществляется по нормам и в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года N 313 "Об утверждении Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, потерявших кормильца" утверждены Правила обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца (далее - Правила).
Вышеуказанные Правила определяют норму общей площади индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации (далее - военнослужащие), потерявшим кормильца, ремонт которых подлежит оплате за счет средств федерального бюджета путем выплаты гражданам соответствующих средств (далее - жилые дома), порядок расчета размера этих средств и порядок взаимоотношений между гражданами и органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - органы социальной защиты населения), в связи с выделением средств на проведение ремонта жилых домов.
Настоящие Правила не распространяются на граждан, проживающих в жилых домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан и расположенных в многоквартирных домах.
- Право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта жилых домов (далее - средства на проведение ремонта), имеют следующие категории граждан: члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в том числе при прохождении военной службы по призыву (действительной срочной военной службы);
- члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более.
Согласно п. 4 Правил члены семей принимают решение о необходимости проведения ремонта жилых домов добровольно и могут реализовать свое право на проведение ремонта за счет средств федерального бюджета 1 раз в 10 лет.
В соответствии с п. 8 Правил члены семьи или лицо, уполномоченное ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, для получения средств на проведение ремонта представляют в орган социальной защиты населения, расположенный по месту постоянного проживания членов семьи, следующие документы:
а) заявление о выплате средств по форме согласно приложению N 1, 3 или 5;
б) правоустанавливающие документы на жилой дом, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) копия технического паспорта (в случае отсутствия технического паспорта либо удаленности местонахождения жилого дома от населенного пункта, где расположены органы технической инвентаризации, - справка органа местного самоуправления с указанием года постройки жилого дома) - может быть представлена по собственной инициативе;
г) справка о праве гражданина как члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение средств на проведение ремонта по форме согласно приложению N 2, 4 или 6;
д) документы, удостоверяющие личность членов семьи;
з) выписка из домовой книги или иной документ, подтверждающий количество граждан, зарегистрированных в жилом доме.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ф.Л.С. является вдовой. Ее муж - ФИО 1 являлся ветераном военной службы и скончался <дата> (л.д. 7 - 11).
Таким образом, Ф.Л.С. отнесена согласно требованиям закона к членам семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, что ответчиком не оспаривается.
Истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 12 - 13).
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.
Согласно ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся, в том числе жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Как следует из представленных доказательств, истцу принадлежит часть жилого дома в одноэтажном доме <адрес>, находящемся в сельской местности, а именно <адрес> (л.д. 13). Указанная часть жилого дома расположена на земельном участке, находящемся в собственности истца (л.д. 19).
Каждая из частей жилого дома N имеет отдельные выходы на земельные участки, прилегающие к ним.
Постановлением администрации Садовского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской области от 14 марта 2014 года N 15 части дома, принадлежащей истцу, присвоен адрес: <адрес>. Второй части дома присвоен адрес: <адрес>.
В доме отсутствуют места общего пользования, отсутствуют общие инженерные коммуникации. Как следует из технического паспорта, часть жилого дома истца имеет индивидуальное отопление.
В доме <адрес> отсутствует общее имущество, требующее содержания силами третьих лиц. Содержание жилого дома осуществляется исключительно посредством содержания каждым из сособственников принадлежащих им частей индивидуального жилого дома.
В силу взаимосвязанных положений ст. 15 и ч. 1 ст. 16 ЖК РФ часть жилого дома является самостоятельным объектом жилищных правоотношений наравне с жилым домом.
При этом занимаемое истцом жилое помещение не может рассматриваться в качестве расположенного в многоквартирном доме, поскольку ей принадлежит на праве собственности выделенная в натуре часть жилого дома, а многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Иных оснований для отказа в удовлетворении заявления Ф.Л.С. отказ комитета социальной защиты населения города Саратова министерства социального развития Саратовской области от 10 апреля 2014 года не содержит.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что решение Кировского районного суда города Саратова от 18 июля 2014 года подлежит отмене, как постановленное при неправильном применении норм материального права, с принятием нового решения о признании отказа комитета социальной защиты населения города Саратова министерства социального развития Саратовской области незаконным и признании за Ф.Л.С. права на получение денежных средств на проведение ремонта жилого помещения - части жилого дома в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 мая 2006 года N 313.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда города Саратова от 18 июля 2014 года отменить. Принять новое решение, которым признать отказ комитета социальной защиты населения города Саратова министерства социального развития Саратовской области в назначении Ф.Л.С. средств на проведение ремонта индивидуального дома незаконным. Признать за Ф.Л.С. право на получение денежных средств на проведение ремонта жилого помещения - части жилого дома, расположенного в <адрес>, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года N 313.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)