Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.07.2015 N 11АП-6275/2015 ПО ДЕЛУ N А65-28699/2014

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2015 г. по делу N А65-28699/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кузнецова В.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,
с участием:
от товарищества собственников жилья "Заслонова-1" - Сорокин О.В. председатель правления, Хасанова Л.И. (доверенность от 01.10.2013 г.),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Полонская Т.А. (доверенность от 12.01.2015 г.)
от Поляковой Натальи Владимировны - не явился, извещен,
от Шариповой Инзили Баяновны - не явился, извещен,
от открытого акционерного общества "Казэнерго" - не явился, извещен,
от открытого акционерного общества "ВолгаУралТранс" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 июля 2015 года апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Заслонова-1" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 марта 2015 года по делу N А65-28699/2014 (судья Насыров А.Р.),
по заявлению товарищества собственников жилья "Заслонова-1",
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан,
третьи лица: Полякова Наталья Владимировна,
Шарипова Инзиля Баяновна,
открытое акционерное общество "Казэнерго",
о признании недействительным решения по делу N 05-47/2013 от 03 октября 2014 года за N РБ-05/15072, о признании незаконными действия (бездействия),
установил:

Товарищество собственников жилья "Заслонова-1" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительным Решения комиссии УФАС по РТ по делу N 05-47/2013 от 03.10.2014 г. за N РБ-05/15072; о признании незаконными действия (бездействия) УФАС по РТ, возлагающих на собственников помещений дома N 3 по ул. Заслонова г. Казани незаконные обязанности по содержанию, обслуживанию и ремонту обособленных систем отопления нежилых помещений данного дома.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 марта 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе товарищество собственников жилья "Заслонова-1" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 марта 2015 года по делу N А65-28699/2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступили отзывы Поляковой Натальи Владимировны, Шариповой Инзили Баяновны и Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на апелляционную жалобу, в котором они просят апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 марта 2015 года без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
В судебном заседании представители подателя жалобы ее доводы поддержали, просили апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан напротив, считая решение суда верным, просила в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Представители Поляковой Натальи Владимировны, Шариповой Инзили Баяновны, открытого акционерного общества "Казэнерго" и открытого акционерного общества "ВолгаУралТранс".
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Татарстанское УФАС России поступила на рассмотрение жалоба Поляковой Н.В. и Шариповой И.Б. на действия ТСЖ "Заслонова-1", выразившиеся в прекращении подачи тепловой энергии в принадлежащие им нежилые помещения в связи с реконструкцией внутридомовой системы отопления.
В рамках рассмотрения данного обращения, антимонопольным органом было установлено, что в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права Полякова Н.В. (серия 16-АК 617819 от 30.03.2012 г.) и Шарипова И.Б. (серия 16-АК 424280 от 22.02.2012 г.) являются собственниками нежилых помещений в доме N 3 по улице Заслонова города Казани.
Функции управления вышеуказанным домом осуществляет ТСЖ "Заслонова-1". Теплоснабжение нежилых помещений дома N 3, принадлежащих Поляковой Н.В. и Шариповой И.Б., осуществляется на основании заключенного между ТСЖ "Заслонова-1" и МУП ПО "Казэнерго" договора на пользование тепловой энергией N 3324 от 10.02.2011 г. (далее - Договор N 3324). В соответствии с п. 1.2 указанного договора граница раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между МУП ПО "Казэнерго" и ТСЖ "Заслонова-1" установлена в месте врезки - ТК-7 и соответственно ТСЖ "Заслонова-1" обеспечивает безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
В июле и октябре 2012 года в адреса Поляковой Н.В. и Шариповой И.Б. от ТСЖ "Заслонова-1" поступили письма (исх. N 70 от 12.07.2012 г., N 112 от 29.10.2012 г.), которыми сообщалось о том, что в связи с тем, что у ТСЖ отсутствует обязанность по содержанию и обслуживанию систем отопления принадлежащих Поляковой Н.В. и Шариповой И.Б. нежилых помещений, товарищество направило в адрес МУП ПО "Казэнерго" (с 6.03.2014 г. - ОАО "Казэнерго") заявление об исключении нежилых помещений Поляковой Н.В. и Шариповой И.Б. из Договора N 3324 и о необходимости заключения прямых договоров на теплоснабжение с МУП ПО "Казэнерго".
Из представленной переписки между Поляковой Н.В., Шариповой И.Б. и МУП "ПО "Казэнерго" следует, что теплоснабжение принадлежащих им нежилых помещений осуществляется в соответствии с действующим Договором N 3324, и что расторжение данного договора невозможно без согласия собственников. Кроме того, согласно данной переписке, в адрес МУП "ПО "Казэнерго" от Поляковой Н.В. и Шариповой И.Б. не поступали заявки о заключении прямых договоров на поставку тепловой энергии.
В октябре 2012 года после начала отопительного сезона, Поляковой Н.В. и Шариповой И.Б. было направлено в адрес МУП "ПО "Казэнерго" обращение о том, что при наличии отопления жилых помещений дома N 3 отопление офисных помещений отсутствует.
Для выяснения причины отсутствия тепла в офисных помещениях МУП "ПО "Казэнерго" была проведена проверка тепловой системы дома, о чем составлен акт обследования от 26.10.2012 г. Согласно данному акту на момент проверки была проведена реконструкция внутренней системы отопления с выводом труб, посредством которых осуществляется теплоснабжение нежилых помещений Поляковой Н.В. и Шариповой И.Б., до общедомового прибора учета тепла. При этом, согласно пояснениям МУП "Казэнерго", несанкционированное переподключение (переустройство) системы отопления офисов может повлечь за непредвиденные и опасные последствия, поскольку внутренняя тепловая система рассчитана на рабочую температуру 95 градусов, соответственно пуск отопления в данную переоборудованную систему невозможен.
Исполняя функции управления многоквартирным жилым домом, товарищество собственников жилья "Заслонова-1" осуществляет эксплуатацию, содержание в том числе инженерных сетей и коммуникаций многоквартирного дома, в том числе внутридомовых систем отопления.
Усмотрев в действиях ТСЖ "Заслонова-1" признаки нарушения антимонопольного законодательства, Татарстанским УФАС России было возбуждено дело N 05-47/2013 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения дела N 05-47/2013 антимонопольным органом 03.10.2014 г. было принято решение о признании заявителя нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части ненадлежащего содержания и незаконного переоборудования внутридомовой системы отопления в многоквартирном доме N 3 по ул. Заслонова г. Казани, следствием чего явилось ущемление интересов других лиц (собственников нежилых помещений данного жилого дома) путем ограничения (прекращения) подачи тепловой энергии в нежилые помещения.
На основании указанного решения антимонопольным органом 23.09.2014 г. было вынесено предписание N 05-47/2013, в соответствии с которым заявителю:
1. необходимо в течение 30 дней с момента получения настоящего Предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения Предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в ненадлежащем содержании и незаконном переоборудования внутридомовой системы отопления в многоквартирном доме N 3 по ул. Заслонова г. Казани, следствием чего явилось ущемление интересов других лиц (собственников нежилых помещений данного жилого дома) путем ограничения (прекращения) подачи тепловой энергии в нежилые помещения, а именно:
обеспечить восстановление и надлежащее содержание внутридомовой системы отопления в многоквартирном доме N 3 по ул. Заслонова г. Казани привести в готовность к эксплуатации теплопотребляющие установки и внутридомовые системы отопления и предъявить их энергоснабжающей организации с целью обеспечения поставки тепловой энергии в систему отопления нежилых помещений в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
2. О выполнении ТСЖ "Заслонова-1" пункта 1 Предписания сообщить в антимонопольный орган по истечении 10 дней с момента исполнения настоящего Предписания, представив в Управление Федеральной антимонопольной службы по РТ заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих исполнение предписания (копию акта обследования теплового оборудования по адресу: ул. Заслонова, д. 3, составленного с участием представителя ОАО "Казэнерго", копии актов, подтверждающих проведение работ по опрессовке и гидропневмопромывке систем отопления нежилых помещений и их готовность к отопительному сезону, копию направленной в адрес теплоснабжающей организации письменной заявки на подачу теплоносителя в нежилые помещения и т.д.
Не согласившись с принятыми антимонопольным органом решением, предписанием, заявитель обжаловал их в судебном порядке.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что:
- - является некоммерческой организацией, не получающей дохода от хозяйственной деятельности, следовательно, не является хозяйствующим субъектом и не подпадает под регулирование Федерального закона "О защите конкуренции";
- - не занимает доминирующего положения на рассматриваемом товарном рынке;
- - системы отопления нежилых помещений не являются общим имуществом собственников помещений и не могут обслуживаться ТСЖ "Заслонова-1".
Заявитель также указал, что оспариваемое решение и предписание антимонопольного органа нарушает права собственников жилых помещений и возлагает на них обязанности по содержанию и обслуживанию систем отопления.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В соответствии со статьей 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 152 ЖК РФ для достижения целей, предусмотренных уставом, товарищество собственников жилья вправе заниматься хозяйственной деятельностью, в том числе:
- 1. обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;
- 2. строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;
- 3. сдача в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 137 ЖК РФ в случае, если это не нарушает прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, ТСЖ вправе предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме, в том числе ТСЖ может сдавать в аренду часть земельного участка, подвальные помещения и т.д. Таким образом, ТСЖ может получать доходы от хозяйственной деятельности, направленной на осуществление целей, задач и выполнение обязанностей товарищества.
Возможность осуществления ТСЖ "Заслонова-1" хозяйственной деятельности в пределах, предусмотренных статьей 152 ЖК РФ, а также получения доходов от хозяйственной деятельности предусмотрена Уставом ТСЖ "Заслонова-1", утвержденным решением общего собрания членов ТСЖ от 03.12.2005 г.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что довод заявителя о том, что ТСЖ "Заслонова-1" не является хозяйствующим субъектом и не подпадает под регулирование Федерального закона "О защите конкуренции" подлежит отклонению.
Исходя из п. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
В соответствии со статьей 136 ЖК РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано в том числе осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII ЖК РФ.
В соответствии с ЖК РФ управление многоквартирным жилым домом - это согласованная деятельность собственников помещений в многоквартирном доме, или лиц, привлеченных ими, направленная на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и прилегающей территории, решения вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2.2 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Как следует из материалов дела, согласно протокола N 1 от 20.02.2005 г. собственниками помещений многоквартирного жилого дома N 3 по ул. Заслонова г. Казани в качестве способа управления выбрано ТСЖ "Заслонова-1". Соответственно на ТСЖ "Заслонова-1" возложены предусмотренные ЖК РФ обязанности и ответственность за надлежащее содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, и за предоставление коммунальных услуг, то есть ТСЖ "Заслонова-1" с учетом выбора общим собранием собственников жилых помещений указанного многоквартирного дома является единственно возможным продавцом такой услуги как управление жилым фондом, а также комплекса иных услуг, оказываемых в рамках предоставленных ТСЖ полномочий и обязанностей в границах своей деятельности (в том числе оказания услуг по содержанию внутридомовых систем отопления).
В целях установления доминирующего положения ТСЖ "Заслонова-1" на рынке оказания услуг по содержанию внутридомовых систем отопления антимонопольным органом на основании Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 г. N 345, проведен анализ названного товарного рынка.
В ходе проведения анализа определены основные параметры рынка: временной интервал исследования, продуктовые и географические границы товарного рынка, состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке. Определение указанных параметров осуществлено в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.
В соответствии с Уставом ТСЖ "Заслонова-1" создано для управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Жилищного Кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.
Правительство Российской Федерации, исходя из полномочий, предоставленных ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвердило (Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491) Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - Правила).
В соответствии с п. 6 Правил в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно позиции отраслевого министерства (Министерство регионального развития РФ), которое наделено правом по даче разъяснений относительно применения указанных выше Правил (письмо N 16273-СК/07 от 4.09.2007 "О составе общего имущества в многоквартирном доме") обогревающие элементы (радиаторы), находящиеся внутри квартир, входят в состав общего имущества многоквартирного дома (как и системы отопления, находящиеся внутри нежилых помещений).
Таким образом, управление одновременно включает в себя содержание общедомовых сетей (в том числе внутридомовых систем отопления) и предоставление коммунальных услуг гражданам (в том числе услуг водоснабжения, водоотведения, тепло- и электроснабжения).
Перечень услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе внутридомовых систем отопления, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования, утверждается на общем собрании собственниками помещений многоквартирного жилого дома.
Согласно заключенным с собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Заслонова, д. 3, ТСЖ обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме, в том числе внутридомовых систем отопления, которые относятся к общедомовому имуществу.
С учетом изложенного, в целях настоящего исследования продуктовые границы рынка определены как услуги по содержанию внутридомовых систем отопления многоквартирного жилого дома.
Учитывая технологические особенности рассматриваемого товара, в частности, возможность предоставления услуг содержания внутридомовых систем отопления многоквартирного дома только потребителям, являющимся собственниками (арендаторами) помещений, непосредственно расположенных в многоквартирном доме, или объектов, имеющих технологическое присоединение к внутридомовым системам отопления, объектом анализа являлся локальный рынок услуг по содержанию внутридомовых систем отопления многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Заслонова, д. 3, и объектов, внутридомовые системы отопления которых присоединены к внутридомовым системам данного дома.
Принимая во внимание наличие существующего технологического присоединения, у собственников (арендаторов) помещений, имеющих технологическое присоединение к внутридомовым системам отопления дома, в котором расположено данное помещение, целесообразность другого (второго) технологического присоединения к внутридомовой системе отопления, в том числе другого многоквартирного жилого дома, отсутствует. В связи с этим, потребители коммунальной услуги отопление, являющиеся собственниками (арендаторами) помещений многоквартирного дома и потребителями коммунальных услуг, имеют возможность получать данную услугу в границах отдельного многоквартирного жилого дома, и не имеют этой возможности за пределами данного многоквартирного дома (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна).
Таким образом, географическими границами локального рынка услуг по содержанию внутридомовых систем отопления определены границы данного многоквартирного жилого дома.
В соответствии с п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:
а) собственниками помещений:
- путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ:
- - путем включения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), в соответствии со статьей 164 ЖК РФ;
б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативе - (при управлении многоквартирным домом).
В соответствии с данными нормами действующего законодательства ТСЖ "Заслонова-1", выбранное в качестве способа управления в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Казань, ул. Заслонова, д. 3, может быть единственной организацией, оказывающей услуги по содержанию внутридомовых систем отопления многоквартирного дома потребителям - собственникам (арендаторам) помещений вышеуказанного многоквартирного дома.
Результаты проведенного анализа в форме Аналитического отчета были направлены в адрес ТСЖ "Заслонова-1" исх. N РБ-05/5525 от 20.05.2013 г. Письменных возражений на аналитический отчет от ТСЖ не поступило.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ТСЖ "Заслонова-1" занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по эксплуатации (содержанию) внутридомовой системы отопления, географические границы которого определены границами многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Заслонова, д. 3.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулируются Правилами предоставления коммунальных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), вступившими в силу с 1.09.2012 г.
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается посредством заключения управляющей организацией либо товариществом собственников жилья соответствующих договоров с ресурсоснабжащими организациями о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Как установлено материалами дела, ТСЖ "Заслонова-1" с целью исполнения возложенных на него обязанностей и полномочий в части обеспечения теплоснабжения собственников помещений многоквартирного дома, управление которым ТСЖ осуществляет, заключены соответствующие договоры на пользование тепловой энергией с МУП ПО "Казэнерго": N 3323 от 10.02.2011 г. - на отпуск тепловой энергии для жилых помещений и N 3324 от 10.02.2011 г. - на отпуск тепловой энергии для офисных помещений.
Вместе с тем, ТСЖ "Заслонова-1" в адрес собственников нежилых помещений Поляковой Н.В. и Шариповой И.Б. направило письма исх. N 70 от 12.07.2012 г. и N 112 от 29.10.2012 г., в которых уведомило о направлении в МУП ПО "Казэнерго" заявления об исключении данных помещений из договора N 3324, а также рекомендовало заключить самостоятельные договоры на теплоснабжение с МУП ПО "Казэнерго".
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на то, что договор N 3324 от 10.02.2011 г. на теплоснабжение нежилых помещений был заключен по требованию МУП ПО "Казэнерго", как вынужденная мера в связи с необходимостью сдачи жилого дома в эксплуатацию. Исполнение данного договора нарушает права членов товарищества и возлагает на ТСЖ "Заслонова-1" дополнительные обязанности по обслуживанию, содержанию и ремонту систем отопления офисов. Заявитель также указал, что собственники нежилых помещений имеют право заключить прямой договор на поставку тепловой энергии с ресурсоснабжающей организацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе Правилами N 354.
Приведенные доводы заявителя суд первой инстанции обоснованно не принял в качестве обоснования правомерности действий ТСЖ "Заслонова-1".
В соответствии с п. 18 Правил N 354, собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Однако право выбора с кем заключать договор (с РСО либо ТСЖ) принадлежит собственникам помещений.
Таким образом, собственники нежилых помещений дома N 3 для получения услуги теплоснабжения вправе обратиться либо в ТСЖ "Заслонова-1", либо непосредственно в ресурсоснабжающую организацию - МУП ПО "Казэнерго" и при получении от собственника нежилого помещения обращения о заключении договора на теплоснабжение ни ТСЖ "Заслонова-1", ни МУП ПО "Казэнерго" не вправе уклоняться от положительного рассмотрения данного обращения.
Как следует из материалов дела, Полякова Н.В. и Шарипова И.Б. не обращались в МУП ПО "Казэнерго" с заявлением о заключении прямого договора на теплоснабжение, поскольку теплоснабжение нежилых помещений Поляковой Н.В. и Шариповой И.Б. осуществляется на основании заключенного между ТСЖ "Заслонова-1" и МУП ПО "Казэнерго" Договора N 3324, что и не отрицает и сам заявитель.
Кроме того, в соответствии со ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения соответствующей платы.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что доводы заявителя о том, что содержание сетей отопление офисов приведет к дополнительным расходам, со стороны собственников жилых помещений являются несостоятельными.
Также суд первой инстанции обоснованно посчитал, что согласно акту приема-передачи жилого дома N 3 по ул. Заслонова г. Казани от 30.12.2011 г., подписанному Застройщиком в лице ООО "Производственная фирма "Стройсервис" и Эксплуатирующей организаций в лице ТСЖ "Заслонова-1" в состав передаваемого жилого дома вошли все внутренние и наружные сети инженерного обеспечения (трубопроводы, счетчики, запорная арматура, колодцы и т.д.), следовательно, доводы заявителя о том, что системы отопления нежилых помещений не входят в состав общедомового имущества не соответствует действительности.
Вместе с тем, материалами дела установлено, что в октябре 2011 года работники субподрядчика по просьбе ТСЖ осуществили подсоединение системы отопления нежилых помещений к врезкам до вводных задвижек, установленных застройщиком, арматура на подсоединениях была закрыта и опломбирована, то есть была осуществлена реконструкция системы отопления дома N 3, тогда как при сдаче дома в эксплуатацию система отопления соответствовала проектной документации (теплоснабжение внутренних систем отопления жилого дома и нежилых помещений осуществлялось с использованием единого общего автоматического узла учета регулирования тепловой энергии).
Указанные действия со стороны ТСЖ "Заслонова-1" привели к прекращению теплоснабжения нежилых помещений, расположенных в доме N 3 по ул. Заслонова.
Согласно представленным в ходе рассмотрения дела письменным пояснениям МУП "ПО "Казэнерго" 26.10.2012 г. при обследовании системы отопления жилого дома N 3 по ул. Заслонова было выявлено, что без получения технических условий и согласования с ресурсоснабжающей организаций произведено переключение трубопроводов внутренней системы отопления нежилых помещений данного жилого дома до вводной запорной арматуры общего узла учета и регулирования тепловой энергии. При этом, согласно заключению ресурсоснабжающей организации, самовольно измененная система отопления жилого дома непригодна к эксплуатации, поскольку нарушены правила технической эксплуатации тепловых установок. Согласно составленному по результатам обследования акту для теплоснабжения офисных помещений необходимо восстановить подключение в соответствии с первоначальным проектом.
Вместе с тем, ответственность за содержание общего имущества дома, к которому отнесена внутридомовая система отопления, в том числе за обеспечение постоянной готовности инженерных коммуникаций для предоставления коммунальных услуг (включая услугу отопление) возложена на ТСЖ.
Согласно заключенному между ТСЖ "Заслонова-1" и МУП ПО "Казэнерго" договору N 3324 на теплоснабжение нежилых помещений дома N 3, энергоснабжающая организация подает абоненту (ТСЖ "Заслонова-1") через присоединенную сеть тепловую энергию, а абонент принимает и оплачивает полученную тепловую энергию, а также обеспечивает безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых приборов и оборудования (п. 1.1 договора). Согласно п. 3.3.8 договора абонент обязуется к началу отопительного сезона привести в готовность к эксплуатации теплопотребляющие установки и предъявить их энергоснабжающей организации.
Соответственно, получение услуги теплоснабжения собственниками нежилых помещений дома N 3 невозможно без присоединения сетей отопления офисов к общедомовой тепловой системе.
Собственниками нежилых помещений Поляковой Н.В. и Шариповой И.Б. в Вахитовский суд г. Казани было подано исковое заявление к ТСЖ "Заслонова-1" о восстановлении системы отопления нежилых помещений в соответствии с проектной документацией.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани от 1.08.2013 г. заявителям в удовлетворении иска отказано. Апелляционным определением Верховного суда РТ от 17.102013 г. решение Вахитовского районного суда г. Казани отменено: на ТСЖ "Заслонова-1" возложена обязанность по восстановлению системы отопления нежилых помещений (офисов N 1 и N 2) в соответствии с проектно-технической документацией данного жилого дома и обеспечению пуска системы вентиляции. Поданная ТСЖ "Заслонова-1" кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, решение Верховного суда РТ, признавшего неправомерность действий товарищества собственников жилья, вступило в законную силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что указанные выше действия ТСЖ "Заслонова-1", занимающего доминирующее положение на локальном рынке услуг по эксплуатации (содержанию) внутридомовой системы отопления в границах многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Заслонова, д. 3 выразившиеся в ненадлежащем содержании и незаконном переоборудовании внутридомовой системы отопления в указанном многоквартирном доме, следствием чего явилось ущемление интересов других лиц путем ограничения режима подачи тепловой энергии в нежилые помещения, являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое решение и выданное на его основании предписание не противоречат действующему законодательству, не нарушают прав и законных интересов заявителя, вследствие чего не подлежат признанию недействительными.
На основании изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - заявителя по делу.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 марта 2015 года по делу N А65-28699/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Е.М.РОГАЛЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)