Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Жилой фонд; Жилищное право
Обстоятельства: Истцы проживают в жилом доме. Проживать в доме стало опасно, так как дом стал разрушаться ввиду горных работ и шахтовой подработки.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Юрьева Н.В.
Докладчик Ворожцова Л.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Ворожцовой Л.К.,
судей: Лавник М.В., Пастухова С.А.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворожцовой Л.К. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Осинниковского городского округа в лице представителя К., действующей на основании доверенности N 4 от 04.02.2015 года,
на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 19 февраля 2015 года
по иску Я.Е.В., Я.К.Е., Я.Е.Г., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Администрации Осинниковского городского округа о включении в списки на предоставление жилья и предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья,
установила:
Я.Е.В., Я.К.Г., Я.Е.Г., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Я. <...> года рождения, обратились с иском к Администрации Осинниковского городского округа о включении в списки на предоставление жилья и предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.
Требования мотивированы тем, что проживают в жилом доме, расположенном по адресу <адрес>. Дом принадлежит трагически погибшему 26.03.2013 г. А. на основании договора купли-продажи от 19.09.2002 г. Проживать в доме стало опасно, так как дом стал разрушаться ввиду горных работ и шахтовой подработки ОАО "Шахта "Капитальная". Разрушения в основном коснулись несущих конструкций дома. Имеются прогрессирующие трещины на всю высоту цоколя, значительное выпирание грунта и разрушение стен подвала, прогиб балок и прогонов, прогибы стропильных ног, массовое разрушение кровли, перекос оконных проемов.
Согласно экспертному заключению ООО "Экспертная группа "ОТК" N 161-04 от 13.05.2013 г. техническое состояние дома оценивается как недопустимое, которое характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик конструктивных элементов, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования. Они неоднократно обращались к ответчику с вопросом о переселении, но администрация отказывает им в предоставлении социальной выплаты на том основании, что они не включены в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, расположенного на территории шахтовой подработки ОАО "Шахта "Капитальная". С позицией ответчика не согласны, считают ее необоснованной, нарушающей их конституционные права.
Просят признать за ними право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО "Шахта "Капитальная" за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков: обязать Администрацию Осинниковского городского округа включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО "Шахта "Капитальная"; обязать ответчика предоставить им социальную выплату для приобретения жилья взамен ветхого из расчета 18 кв. м на семью из трех человек и более, 72 кв. м; взыскать с ответчика в пользу Я.Е.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Решением Осинниковского городского суда от 19.02.2015 г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация Осинниковского городского округа просит решение суда отменить, указывает, что суд нарушил пункт 11 Правил, утвержденных Правительством Российской Федерации от 13 июля 2005 года N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков". На момент вынесения решения, истцы не являлись собственниками спорного жилого, следовательно, они не вправе заключать договор о безвозмездной передаче дома с Администрацией Осинниковского городского округа.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской N 428 от 13.07.2005 г. для удовлетворения исковых требований необходимо наличие следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горным работ на ликвидируемых шахтах; наличие права собственности на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; необеспеченность иным жильем. Однако, при установлении судом факта проживания истцом только на 2002 г. суд удовлетворил требования истцов, тем самым не учтено положение Пункта 8 Правил.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании договора купли-продажи от 19.09.2002 г., свидетельства о государственной регистрации права от 07.07.2003 г. (л.д. 6, 7) А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно адресных справок УФМС России по Кемеровской области, Я.К.Г., Я.Е.В., Я.Е.Г. зарегистрированы в доме с 22.08.2003 г. (л.д. 101 - 103), Я. <...> года рождения с 17.10.<...> г. (л.д. 104). Из справки ГП КО "Центр технической инвентаризации Кемеровской области" от 04.03.2014 г. следует, что правообладателем жилого дома по указанному выше адресу является А. общая площадь дома 75,3 кв. м, жилая площадь дома 55,2 кв. м, процент износа на дату обследования составил 65% (л.д. 8).
26.03.2013 г. А. умер (л.д. 68). После смерти А. в жилом доме по данному адресу остались проживать члены его семьи - Я.Е.В., Я.Е.Г. с малолетним Я. и Я.К.Г., так как иного жилья в собственности они не имеют (л.д. 90 - 97).
Из-за разрушений несущих конструкций дома истцы обратились в ООО "Экспертная группа "ОТК" для обследования технического состояния дома. Согласно заключению N от 13.05.2013 г. ООО "Экспертная группа "ОТК" техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес> на дату осмотра (18.04.2013 г.) при физическом износе в 65% оценивается как недопустимое. Несоответствие исследуемого объекта требованиям, указанным в санитарно-эпидемиологических, гигиенических и строительных нормах и правилах, применяемых к жилым помещениям указывает на непригодность жилого дома по адресу: <адрес>, для проживания граждан (л.д. 17 - 66).
Согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ г. Прокопьевск N 189 от 24.11.2014 г., жилой дом по адресу: <адрес>, находится в зоне влияния горных работ ОАО "Шахта "Капитальная". При обследовании обнаружены признаки влияния на дом микрооползня, возникшего вследствие подрезки склона и образования террасы при постройке дома. Дом построен в 1953 г. на угленосной территории без конструктивных мер защиты от подработки.
Кроме того, судом установлено, что на момент принятия решения о ликвидации ОАО "Шахта" Капитальная" в 1998 году были составлены списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, подработанного шахтой. Истцы в данный список включены не были, поскольку спорный жилой дом А. по договору купли-продажи приобрел 19.09.2002 г.
Согласно справки ответчика от 14.07.2014 г., жилой дом по адресу: <адрес> в списках ветхих домов и жителей, проживающих в них, расположенных на горном отводе ОАО "Шахта "Капитальная", не значится. Я.Е.В., Я.К.Г., Я.Е.Г., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Я. в списках граждан, подлежащих переселению из ветхого аварийного жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО "Шахта "Капитальная", не значатся (л.д. 89).
Установив указанные обстоятельства, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцы имеют право на включение их в список граждан, переселяемых из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой "Капитальная" непригодным для проживания, и на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, поскольку с 2002 г. проживают в спорном доме, зарегистрированы в нем с момента приобретения, другого жилья не имеют, спорный дом подлежит сносу по причине подработки ОАО "Шахта Капитальная". Приобретая спорный жилой дом, истцы не имели намерения купить ветхий дом, им не было известно, что этот дом находится в зоне шахтовой подработки шахтой "Капитальная".
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда ошибочными, основанными на неправильном толковании положений действующего законодательства.
В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" от 20.06.1996 N 81-ФЗ (ред. от 14.10.2014 г.) предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 г. N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428.
Согласно указанным Правилам содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт.
В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428 содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Указанные Правила направлены на защиту жилищных прав и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Списки граждан, подлежащих переселению, в соответствии с п. 8 названных выше Правил составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением "ГУРШ" при Минэнерго России от 01.11.2001 г. N 308 переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности, являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
Таким образом, указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Между тем, приведенная выше совокупность обстоятельств по делу отсутствует.
Истцы на дату принятия решения о ликвидации ОАО "Шахта "Капитальная" в 1998 г. в доме по <адрес> в <адрес> не проживали, не были в нем зарегистрированы, прав на указанное жилое помещение не имели, данное жилое помещение в указанный период времени не являлось для них постоянным и единственным местом жительства, в связи с чем право истцов на включение их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности истцы не приобрели. В связи с чем оснований у суда для включения их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья на подработанной территории, а также предоставления им социальной выплаты в связи с переселением, не имелось.
Решение суда, как принятое с нарушением норм материального права нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
Указанные выше нормативные акты правоотношения с такими собственниками жилых помещений не регулируют, однако, это не может свидетельствовать о нарушении имущественных прав граждан, поскольку эти акты не отменяют нормы действующего гражданского и жилищного законодательства и не лишают истцов избирать иной способ защиты своих прав.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 19 февраля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В иске Я.Е.В., Я.К.Е., Я.Е.Г., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Я., <...> года рождения, к Администрации Осинниковского городского округа о включении в списки на предоставление жилья и предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.07.2015 N 33-6685
Требование: О включении в списки на предоставление жилья.Разделы:
Жилой фонд; Жилищное право
Обстоятельства: Истцы проживают в жилом доме. Проживать в доме стало опасно, так как дом стал разрушаться ввиду горных работ и шахтовой подработки.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июля 2015 г. N 33-6685
Судья Юрьева Н.В.
Докладчик Ворожцова Л.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Ворожцовой Л.К.,
судей: Лавник М.В., Пастухова С.А.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворожцовой Л.К. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Осинниковского городского округа в лице представителя К., действующей на основании доверенности N 4 от 04.02.2015 года,
на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 19 февраля 2015 года
по иску Я.Е.В., Я.К.Е., Я.Е.Г., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Администрации Осинниковского городского округа о включении в списки на предоставление жилья и предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья,
установила:
Я.Е.В., Я.К.Г., Я.Е.Г., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Я. <...> года рождения, обратились с иском к Администрации Осинниковского городского округа о включении в списки на предоставление жилья и предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.
Требования мотивированы тем, что проживают в жилом доме, расположенном по адресу <адрес>. Дом принадлежит трагически погибшему 26.03.2013 г. А. на основании договора купли-продажи от 19.09.2002 г. Проживать в доме стало опасно, так как дом стал разрушаться ввиду горных работ и шахтовой подработки ОАО "Шахта "Капитальная". Разрушения в основном коснулись несущих конструкций дома. Имеются прогрессирующие трещины на всю высоту цоколя, значительное выпирание грунта и разрушение стен подвала, прогиб балок и прогонов, прогибы стропильных ног, массовое разрушение кровли, перекос оконных проемов.
Согласно экспертному заключению ООО "Экспертная группа "ОТК" N 161-04 от 13.05.2013 г. техническое состояние дома оценивается как недопустимое, которое характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик конструктивных элементов, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования. Они неоднократно обращались к ответчику с вопросом о переселении, но администрация отказывает им в предоставлении социальной выплаты на том основании, что они не включены в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, расположенного на территории шахтовой подработки ОАО "Шахта "Капитальная". С позицией ответчика не согласны, считают ее необоснованной, нарушающей их конституционные права.
Просят признать за ними право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО "Шахта "Капитальная" за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков: обязать Администрацию Осинниковского городского округа включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО "Шахта "Капитальная"; обязать ответчика предоставить им социальную выплату для приобретения жилья взамен ветхого из расчета 18 кв. м на семью из трех человек и более, 72 кв. м; взыскать с ответчика в пользу Я.Е.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Решением Осинниковского городского суда от 19.02.2015 г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация Осинниковского городского округа просит решение суда отменить, указывает, что суд нарушил пункт 11 Правил, утвержденных Правительством Российской Федерации от 13 июля 2005 года N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков". На момент вынесения решения, истцы не являлись собственниками спорного жилого, следовательно, они не вправе заключать договор о безвозмездной передаче дома с Администрацией Осинниковского городского округа.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской N 428 от 13.07.2005 г. для удовлетворения исковых требований необходимо наличие следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горным работ на ликвидируемых шахтах; наличие права собственности на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; необеспеченность иным жильем. Однако, при установлении судом факта проживания истцом только на 2002 г. суд удовлетворил требования истцов, тем самым не учтено положение Пункта 8 Правил.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании договора купли-продажи от 19.09.2002 г., свидетельства о государственной регистрации права от 07.07.2003 г. (л.д. 6, 7) А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно адресных справок УФМС России по Кемеровской области, Я.К.Г., Я.Е.В., Я.Е.Г. зарегистрированы в доме с 22.08.2003 г. (л.д. 101 - 103), Я. <...> года рождения с 17.10.<...> г. (л.д. 104). Из справки ГП КО "Центр технической инвентаризации Кемеровской области" от 04.03.2014 г. следует, что правообладателем жилого дома по указанному выше адресу является А. общая площадь дома 75,3 кв. м, жилая площадь дома 55,2 кв. м, процент износа на дату обследования составил 65% (л.д. 8).
26.03.2013 г. А. умер (л.д. 68). После смерти А. в жилом доме по данному адресу остались проживать члены его семьи - Я.Е.В., Я.Е.Г. с малолетним Я. и Я.К.Г., так как иного жилья в собственности они не имеют (л.д. 90 - 97).
Из-за разрушений несущих конструкций дома истцы обратились в ООО "Экспертная группа "ОТК" для обследования технического состояния дома. Согласно заключению N от 13.05.2013 г. ООО "Экспертная группа "ОТК" техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес> на дату осмотра (18.04.2013 г.) при физическом износе в 65% оценивается как недопустимое. Несоответствие исследуемого объекта требованиям, указанным в санитарно-эпидемиологических, гигиенических и строительных нормах и правилах, применяемых к жилым помещениям указывает на непригодность жилого дома по адресу: <адрес>, для проживания граждан (л.д. 17 - 66).
Согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ г. Прокопьевск N 189 от 24.11.2014 г., жилой дом по адресу: <адрес>, находится в зоне влияния горных работ ОАО "Шахта "Капитальная". При обследовании обнаружены признаки влияния на дом микрооползня, возникшего вследствие подрезки склона и образования террасы при постройке дома. Дом построен в 1953 г. на угленосной территории без конструктивных мер защиты от подработки.
Кроме того, судом установлено, что на момент принятия решения о ликвидации ОАО "Шахта" Капитальная" в 1998 году были составлены списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, подработанного шахтой. Истцы в данный список включены не были, поскольку спорный жилой дом А. по договору купли-продажи приобрел 19.09.2002 г.
Согласно справки ответчика от 14.07.2014 г., жилой дом по адресу: <адрес> в списках ветхих домов и жителей, проживающих в них, расположенных на горном отводе ОАО "Шахта "Капитальная", не значится. Я.Е.В., Я.К.Г., Я.Е.Г., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Я. в списках граждан, подлежащих переселению из ветхого аварийного жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО "Шахта "Капитальная", не значатся (л.д. 89).
Установив указанные обстоятельства, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцы имеют право на включение их в список граждан, переселяемых из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой "Капитальная" непригодным для проживания, и на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, поскольку с 2002 г. проживают в спорном доме, зарегистрированы в нем с момента приобретения, другого жилья не имеют, спорный дом подлежит сносу по причине подработки ОАО "Шахта Капитальная". Приобретая спорный жилой дом, истцы не имели намерения купить ветхий дом, им не было известно, что этот дом находится в зоне шахтовой подработки шахтой "Капитальная".
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда ошибочными, основанными на неправильном толковании положений действующего законодательства.
В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" от 20.06.1996 N 81-ФЗ (ред. от 14.10.2014 г.) предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 г. N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428.
Согласно указанным Правилам содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт.
В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428 содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Указанные Правила направлены на защиту жилищных прав и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Списки граждан, подлежащих переселению, в соответствии с п. 8 названных выше Правил составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением "ГУРШ" при Минэнерго России от 01.11.2001 г. N 308 переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности, являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
Таким образом, указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Между тем, приведенная выше совокупность обстоятельств по делу отсутствует.
Истцы на дату принятия решения о ликвидации ОАО "Шахта "Капитальная" в 1998 г. в доме по <адрес> в <адрес> не проживали, не были в нем зарегистрированы, прав на указанное жилое помещение не имели, данное жилое помещение в указанный период времени не являлось для них постоянным и единственным местом жительства, в связи с чем право истцов на включение их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности истцы не приобрели. В связи с чем оснований у суда для включения их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья на подработанной территории, а также предоставления им социальной выплаты в связи с переселением, не имелось.
Решение суда, как принятое с нарушением норм материального права нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
Указанные выше нормативные акты правоотношения с такими собственниками жилых помещений не регулируют, однако, это не может свидетельствовать о нарушении имущественных прав граждан, поскольку эти акты не отменяют нормы действующего гражданского и жилищного законодательства и не лишают истцов избирать иной способ защиты своих прав.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 19 февраля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В иске Я.Е.В., Я.К.Е., Я.Е.Г., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Я., <...> года рождения, к Администрации Осинниковского городского округа о включении в списки на предоставление жилья и предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)