Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 19.09.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5711/2014

Требование: О признании действий противоправными, прекращении таких действий и возложении обязанности по приведению качества горячего водоснабжения в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Заявитель указывает на противоправные действия ответчика по оказанию жителям поселка коммунальной услуги по горячему водоснабжению с нарушением санитарных правил.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 сентября 2014 г. по делу N 33-5711/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кустовой С.В.
судей Дорожкиной О.Б., Порохового С.П.
при секретаре К.А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 сентября 2014 года гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Верхнебуреинском районе к открытому акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" о признании действий противоправными, прекращении таких действий и возложении обязанности по приведению качества горячего водоснабжения в соответствие с требованиями действующего законодательства,
по апелляционной жалобе представителя открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" филиал "Хабаровская теплосетевая компания" Н. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 03 июня 2014 года.
Заслушав доклад судьи Порохового С.П., объяснения представителя ответчика К.А.Ю., представителя истца Б., судебная коллегия

установила:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Верхнебуреинском районе в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО "ДГК" о признании действий противоправными, прекращении таких действий и возложении обязанности по предоставлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества.
В обоснование заявленных требований указано, что в результате неоднократных жалоб жителей п. ЦЭС Верхнебуреинского района на качество горячей воды, истцом была проведена проверка. Согласно полученным протоколам лабораторных исследований проб воды, отобранных из системы центрального горячего водоснабжения ОАО "ДГК", качество горячей воды не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-06 по мутности, цветности, железу. Ответчик ОАО "ДГК" является ресурсоснабжающей организацией и оказывает потребителям услуги по горячему водоснабжению, а следовательно, должен нести ответственность за качество подаваемой горячей воды. Противоправные действия ответчика по оказанию жителям п. ЦЭС коммунальной услуги по горячему водоснабжению с нарушением санитарных правил нарушает права граждан на обеспечение коммунальными услугами надлежащего качества.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 03 июня 2014 года исковые требования удовлетворены.
Судом постановлено признать противоправными действия ОАО "ДГК" по предоставлению потребителям горячей воды в п. ЦЭС ненадлежащего качества.
На ОАО "ДГК" возложена обязанность привести качество горячей воды, подаваемой потребителям в п. ЦЭС в соответствие с СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения". Также на ОАО "ДГК" возложена обязанность довести до сведения потребителей через средства массовой информации о состоявшемся решении суда.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "ДГК" Н. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требованиях. В обоснование доводов жалобы указывает, что доказательств, достоверно подтверждающих, что ненадлежащее качество горячей воды, поставляемой потребителям, явилось следствием действий ответчика, истцом не представлено, тем самым вина ОАО "ДГК" не установлена. Полагает, что обеспечение надлежащего качества подаваемой населению воды относится к вопросам местного значения, а следовательно, именно орган местного самоуправления должен принимать действия по приведению качества воды в соответствие с санитарными требованиями. Считает, что истцу не предоставлено право на обращение в суд с таким заявлением. Также судом не указан срок, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Б. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
В заседание судебной коллегии представителя ответчика ОАО "ДГК" К.А.Ю. просит отменить решения суда как незаконное и необоснованное, вынесенное в нарушение материального права, без учета всех обстоятельств имеющих существенное значение по делу и вынести по делу новое решение отказав в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Б. просит решение суда первой инстанции как законное и обоснованное оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считая доводы апелляционной жалобы не обоснованными, которые были предметом рассмотрения судом первой инстанции и которым была судом дана правильная правовая оценка.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом поступивших на нее возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Пунктом 1 ст. 542 Гражданского кодекса РФ определено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Требования к качеству горячей воды определены в СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4. "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 года N 24.
В силу ч. 5 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующую этим требованиям.
Согласно п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по горячему водоснабжению, то есть снабжению горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (п. 6 Правил).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ОАО "ДГК" является ресурсоснабжающей организацией, которая производит и поставляет тепловую энергию в виде горячей воде жителям п. ЦЭС Верхнебуреинского района Хабаровского края, при этом коммунальная услуга по горячему водоснабжению оказывается ненадлежащего качества, качество горячей воды, отобранной из крана котельного цеха N 2СП Хабаровской ТЭЦ-2 филиала "Хабаровская теплосетевая компания" ОАО "ДГК" перед ее поступлением в систему централизованного горячего водоснабжения, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-06 по мутности, цветности, железу, что подтверждено экспертными заключениями ФУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае в Верхнебуреинском районе".
Оценивая данные обстоятельства, руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции, установив, что ОАО "ДГК" поставляет горячую воду ненадлежащего качества, чем нарушает законные права жителей поселения на потребление ими воды, качество которой соответствует санитарным и гигиеническим нормам и правилам, правомерно удовлетворил заявленные органом государственного надзора требования.
При определении надлежащего ответчика, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ОАО "ДГК", являясь ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальной услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества, несет ответственность за качество предоставления такой коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг).
Судебная коллегия находит несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение надлежащего качества подаваемой населению воды относится к вопросам местного значения, поскольку в данном случае качество горячей воды не соответствует установленным требованиям уже на выходе из котельного цеха ответчика перед ее поступлением в централизованную сеть горячего водоснабжения, а следовательно, на местную администрацию не может быть возложена обязанность по приведению качества горячей воды в соответствие с санитарными требованиями.
Ссылка апелляционной жалобы о том, что истцу не предоставлено право на обращение в суд с таким заявлением, отклоняется судебной коллегией как неправомерная.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 года N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (на территории Хабаровского края указанная служба представлена Управлением Роспотребнадзора и его территориальными органами).
В целях защиты прав неопределенного круга лиц, в том числе потребителей, Управление Роспотребнадзора в силу ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" наделено правом обращения в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц с требованиями, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращения противоправных действий ответчика (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, представленные доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы ответчика являлись предметом разбирательства суда первой инстанции, им дана верная оценка, с которой судебная коллегия согласна.
Апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 03 июня 2014 года по гражданскому делу по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Верхнебуреинском районе к открытому акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" о признании действий противоправными, прекращении таких действий и возложении обязанности по приведению качества горячего водоснабжения в соответствие с требованиями действующего законодательства оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" филиал "Хабаровская теплосетевая компания" Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
С.В.КУСТОВА

Судьи
О.Б.ДОРОЖКИНА
С.П.ПОРОХОВОЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)