Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 23.07.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4566/2014

Требование: О признании незаконным уведомления уполномоченного органа.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В результате чрезвычайной ситуации природного характера жилой дом, в котором проживали заявители, затоплен, дом признан непригодным для проживания. Однако оспариваемым уведомлением заявителям отказано в предоставлении мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июля 2014 г. по делу N 33-4566/2014


Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего: И.А. Чемякиной
судей: Е.В. Волошиной, О.В. Герасимовой
при секретаре: К.
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 июля 2014 года гражданское дело по заявлению С.В., С.Л., М.Е.Е. о признании незаконным уведомления об отказе в удовлетворении заявления на предоставление мер поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения,
по апелляционной жалобе С.В., С.Л., М.Е.Е. на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 06 мая 2014 года.
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения представителя Министерства социальной защиты населения Хабаровского края К.Е.А., судебная коллегия

установила:

С.В., С.Л., М.Е.Е. обратились в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что С.В. является собственником дома, расположенного по адресу: <адрес> Совместно с ней проживают члены семьи С.Л. и М.Е.Е. В результате чрезвычайной ситуации природного характера - наводнения, выхода из берегов реки Амур, на территории муниципального образования городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" дом, где они проживают, оказался затопленным. Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N дом признан не пригодным для проживания.
Заявители обратились в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре" с заявлением о выплате денежных средств на предоставление мер поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ получено уведомление N об отказе в удовлетворении заявления на предоставление меры поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения в связи с наличием в собственности другого жилого помещения.
Считают, что наличие другого жилья в собственности не является основанием для отказа в выплате денежных средств на возмещение ущерба, причиненного жилому помещению. С отказом в выплате денежных средств не согласны, так как это нарушает права на получение мер поддержки за поврежденное жилое помещение.
Просят признать уведомление об отказе в удовлетворении заявления на предоставление меры поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения незаконным.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 06 мая 2014 года в удовлетворении заявленных требований С.В., С.Л., М.Е.Е. отказано.
В апелляционной жалобе заявители, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просят его отменить и принять новое, которым удовлетворить исковые требования.
Указывают, что выплата денежных средств на строительство или приобретение жилья носит компенсационный характер в связи с признанием дома аварийным и не может зависеть от наличия в собственности другого жилого помещения.
Письменных возражений на апелляционную жалобу в материалы дела не поступило.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителей, представителей заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения дела, в порядке части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Министерства социальной защиты населения Хабаровского края просила решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, указав, что судом дана правильная оценка заявленным требованиям с учетом фактических обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений судом не допущено.
Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 7 закрепляет, что Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.
В силу части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
На основании распоряжения Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 N 569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края", с 09 августа 2013 года с 12 часов 00 минут на территории Хабаровского края в границах городских округов "Город Хабаровск", "Город Комсомольск-на-Амуре", Амурского, Комсомольского, Нанайского, Хабаровского муниципальных районов введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Главы города Комсомольска-на-Амуре от 12 августа 2013 года N 140/1 "О введении режима чрезвычайной ситуации", в связи с повышением уровня воды в бассейне реки Амур до критических значений, а также в связи с повышением воды, с 12 часов 12 августа 2013 года, на территории городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" введен режим чрезвычайной ситуации.
В связи с крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края, в целях оказания помощи пострадавшему населению Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2013 года N 693-ФЗ "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Правительству Российской Федерации было рекомендовано до 30 сентября 2013 года принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 000 рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств (подпункт "г" пункта 2); до 15 октября 2013 года решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (подпункт "д" пункта 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 года N 923 внесены изменения в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы. В соответствии с пунктом 10 данного Постановления федеральная целевая программа "Жилище" дополнена новым Приложением 11(1) о Правилах предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, согласно которым трансферты субъектам Российской Федерации предоставляются для реализации мер поддержки, направленных на капитальный ремонт поврежденного жилья и строительство жилья взамен утраченного.
В пункте 6 Правил указано, что трансферты предоставляются на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.
Источником финансового обеспечения указанных мер социальной поддержки являются средства федерального бюджета, в связи с чем, при оказании мер социальной поддержки за счет выделяемых трансфертов органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны выполнять условиях их предоставления, определенные вышеуказанными правовыми нормами.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 года N 347-пр (в редакции Постановлений Правительства Хабаровского края от 12.11.2013 N 383-пр, от 29.11.2013 N 410-пр, от 24.02.2014 N 41-пр) внесены изменения в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 N 205-пр. Пунктом 6.2.9 Государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 года N 205-пр, предусмотрена реализация мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, в форме предоставления пострадавшим гражданам - собственникам жилых помещений выплаты денежных средств на строительство и приобретение жилого помещении.
Приложением N 16 к указанной Государственной программе предусмотрен соответствующий Порядок предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, и являющимся собственниками утраченных жилых помещений.
Согласно пункту 1.2 названного Порядка право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации - собственники (сособственники) жилых помещений, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и (или) члены их семьи, являющиеся гражданами Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
- - постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации в утраченном жилом помещении;
- - не имеют другого жилья, пригодного для проживания.
При этом пунктом 1.7 Порядка под другим жильем, пригодным для проживания, понимаются принадлежащие гражданам на праве собственности жилые помещения, которые не признаны в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания, за исключением жилых помещений, общая площадь (общая площадь, приходящаяся на долю в праве общей собственности) которых составляет менее 13 кв. метров.
Из изложенного следует, что гражданам, пострадавшим в результате наводнения на территории Хабаровского края, мера социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений может быть предоставлена только при совокупности следующих условий: в отношении утраченного жилого помещения, находящегося на территории, на которой вводился режим чрезвычайной ситуации, должно быть принято решение о признании его непригодным для проживания, в утраченном жилом помещении граждане постоянно проживали на день объявления чрезвычайной ситуации, в собственности таких граждан не должно находиться другое жилое помещение, пригодное для проживания.
Кроме того, в силу 1.2 (2) (введен постановлением Правительства Хабаровского края от 24.02.2014 N 41-пр) Порядка мера поддержки не предоставляется гражданам, которые с намерением приобретения права на получение мер поддержки, установленных настоящим Порядком, совершили после даты объявления чрезвычайной ситуации действия по прекращению прав на другое жилье, пригодное для проживания.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, С.В. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 12).
На имя М. (С.)В. выдано свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с заключением брака с С.Л. ДД.ММ.ГГГГ, М.В. присвоена фамилия мужа "С." (л.д. 7).
Из свидетельства о рождении N от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ родилась М.Е.Е., матерью которой является М.В.
Согласно паспортным данным заявителей С.В., С.Л. и М.Е.В. - они зарегистрированы по постоянному месту жительства по адресу: <адрес>.
Решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23.09.2013 года установлен факт проживания С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, М.Е.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несовершеннолетней ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-29).
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ С.Л. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что справкой МУП "ЕРКЦ" от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39, 45).
Согласно техническому паспорту указанной квартиры, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь квартиры составляет 44,0 кв. м (л.д. 40).
С. (М.) и М.Е.Е. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 58,1 кв. м, на основании договора на передачу и продажу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38, 41, 44).
Как следует из заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания N от ДД.ММ.ГГГГ, на основании акта N от ДД.ММ.ГГГГ визуального обследования объекта (одноквартирного жилого дома в <адрес>) пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации в г. Комсомольске-на-Амуре, составленного ООО "Строительная фирма "Инфра", степень повреждения объекта составляет 70%, максимальный подъем воды в жилом доме от уровня пола составил 75 см, жилой дом не пригоден для проживания и не подлежит восстановлению (л.д. 8-11).
Согласно уведомлению КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольску-на-Амуре" N от ДД.ММ.ГГГГ С.В. отказано в удовлетворении заявления на предоставление меры поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения по причине наличия в ее собственности другого жилого помещения, пригодного для проживания (л.д. 6).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что у заявителей на период объявления чрезвычайной ситуации, помимо пришедшего в негодность в результате чрезвычайной ситуации жилого дома, имелись в собственности иные жилые помещения, пригодные для проживания, поэтому они не относятся к категории лиц, имеющих право на социальную поддержку в форме предоставления денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с вводами суда первой инстанции, поскольку они согласуются с нормами материального права, регулирующими порядок и условия предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - паводка на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года и имеющимся в деле доказательствам.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия пришла к выводу о том, что при рассмотрении дела суд первой инстанции принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления, поскольку заявители не могут быть отнесены к категории лиц, имеющих право на социальную поддержку в форме предоставления денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения, ввиду наличия у них в собственности иных жилых помещений, пригодных для проживания (приходящейся площадью более 13 кв. метров), в то время как предоставление мер социальной поддержки имеет целью предоставление помощи лицам, утратившим в результате чрезвычайной ситуации единственное жилье.
Доводы апелляционной жалобы в целом не содержат оснований для отмены решения суда, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования районным судом, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств, и не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения.
Судом первой инстанции правильно определен закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 06 мая 2014 года по гражданскому делу по заявлению С.В., С.Л., М.Е.Е. о признании незаконным уведомления об отказе в удовлетворении заявления на предоставление мер поддержки в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения, оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителей С.В., С.Л., М.Е.Е. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.

Председательствующий
И.А.ЧЕМЯКИНА

Судьи
Е.В.ВОЛОШИНА
О.В.ГЕРАСИМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)