Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Савкиной М.А.,
при участии представителей:
истца - Ахунзяновой А.А., по доверенности от 14.07.2014 (б/н), Зарифова Р.Р., по доверенности от 15.01.2014 N 4,
ответчика - Гафиятуллина А.Н., по доверенности от 12.01.2015 N 53, Шамсутдинова Т.Ж., по доверенности от 12.01.2015 N 54,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи: Терентьев Е.А., Холодная С.Т.)
по делу N А65-17251/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уютный дом" (ОГРН 1061685014698, ИНН 1657058062), г. Казань, к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, г. Казань, о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Уютный дом" (далее - ООО "УК "Уютный дом", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее - Жилищная инспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 11.06.2014 N НС-8511.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2014 решение суда первой инстанции от 01.10.2014 отменено. Принят новый судебный акт. Заявление общества удовлетворено. Суд признал недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 11.06.2014 N НС-8511.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, Жилищная инспекция обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, в связи с обращением гражданина Софьина В.А. (собственника квартиры N 87), Жилищной инспекцией проведена проверка ООО "УК "Уютный дом" по вопросам содержания жилищной фонда в многоквартирном жилом доме N 16 по ул. Абсалямова г. Казани.
В ходе проверки выявлено, что в счет-фактуру за апрель 2014 года общество включило всем жителям дома услугу "Содержание общедомовой сети ТВ-приема", с тарифом 32 рубля с квартиры.
На основании проверки Жилищной инспекцией в отношении общества составлен акт от 11.06.2014 N НС-8511 и выдано предписание от 11.06.2014 N НС-8511, согласно которому обществу предписано произвести перерасчет за услугу "Содержание общедомовой сети ТВ-приема" тем жителям дома N 16 по ул. Абсалямова, у которых услуга "Антенна" была отключена и начисления не производились. Исключить из счета-фактуры услугу "Содержание общедомовой сети ТВ-приема" до момента утверждения тарифа на общем собрании МКД, либо утверждения тарифа на данную услугу органом местного самоуправления. Предоставить документы, подтверждающие произведенный перерасчет".
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктами 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" (далее - Правила), органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами.
Органы государственной жилищной инспекции имеют право проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением, давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
В силу пункта 2 данного Положения предусмотрено, что система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации.
Следовательно, проверка проведена уполномоченным на то органом.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 158 ЖК РФ.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно пункту 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органами местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включены информационно-телекоммуникационные сети (в том числе проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и другие подобные сети).
Из смыслового содержания данных статей следует, что несение бремени содержания общего имущества возложено непосредственно на собственников многоквартирного дома, а при выборе ими способа управления в виде управления управляющей организацией указанные функции выполняются ею, но при условии утвержденной для управляющей организации в установленном порядке платы за содержание общего имущества.
Пунктом 17 Правил содержания общего имущества установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В рассматриваемом случае, решением общего собрания собственников, дом N 16 по ул. Абсалямова г. Казани от 01.07.2006, утвержден проект договора управления.
Состав и общая характеристика общего имущества многоквартирного дома приведены в Приложении N 2 к договору управления.
В пункте 10 в приложении N 2 к договору управления указано, что в состав общего имущества включено СКПТ (Система коллективного приема телевидения).
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что собственники вышеназванного дома согласились и отнесли СКПТ в состав общего имущества, таким образом, согласились и обязаны вносить плату за услугу "содержание общедомовой сети ТВ-приема".
Суд кассационной инстанции находит выводы апелляционной инстанции неправомерными исходя из следующего.
Как правильно указал суд первой инстанции, основным способом включения всем жителям вышеуказанного дома платы за услугу "Содержание общедомовой сети ТВ-приема" является принятие решения об этом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Между тем, решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу определения платы за "Содержание общедомовой сети ТВ приема" не принималось.
Решение органа местного самоуправления на территории г. Казани по вопросу определения платы за "Содержание общедомовой сети ТВ приема" отсутствует.
Фактически заявитель пытается обосновать неправомерность начисления им жильцам платы "Содержание общедомовой сети ТВ приема" в размере 32 рублей с квартиры ежемесячно, своей обязанностью по содержанию общей коллективной антенны.
Заявитель ссылается на протокол общего собрания собственников вышеуказанного многоквартирного дома от 01.07.2006, которым утвержден Проект договора управления, включающий в себя условие об отнесении коллективной антенны к общедомовому имуществу.
Однако данный протокол не содержит в себе решения об утверждении собственниками платы за "Содержание общедомовой сети ТВ приема" в размере 32 рублей, а управляющая организация не вправе самостоятельно принимать решение об утверждении такой платы.
Таким образом, включение управляющей компанией - в счета-фактуры собственников помещений в многоквартирном доме N 16 по ул. Абсалямова платы за услугу "содержание общедомовой сети ТВ Приема" в размере 32 рубля с квартиры произведено в нарушение статей 156, 158 ЖК РФ, нарушает права собственников помещений, а выданное жилищной инспекцией управляющей компании оспариваемое предписание на устранение этих нарушений основано на законе.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, а постановление апелляционной инстанции основано на неверном толковании обстоятельств дела и норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2014 по делу N А65-17251/2014 отменить, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан - удовлетворить. Оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
Н.Н.САФИН
М.А.САВКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 18.02.2015 N Ф06-20267/2013 ПО ДЕЛУ N А65-17251/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2015 г. N Ф06-20267/2013
Дело N А65-17251/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Савкиной М.А.,
при участии представителей:
истца - Ахунзяновой А.А., по доверенности от 14.07.2014 (б/н), Зарифова Р.Р., по доверенности от 15.01.2014 N 4,
ответчика - Гафиятуллина А.Н., по доверенности от 12.01.2015 N 53, Шамсутдинова Т.Ж., по доверенности от 12.01.2015 N 54,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2014 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи: Терентьев Е.А., Холодная С.Т.)
по делу N А65-17251/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уютный дом" (ОГРН 1061685014698, ИНН 1657058062), г. Казань, к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, г. Казань, о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Уютный дом" (далее - ООО "УК "Уютный дом", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее - Жилищная инспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 11.06.2014 N НС-8511.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2014 решение суда первой инстанции от 01.10.2014 отменено. Принят новый судебный акт. Заявление общества удовлетворено. Суд признал недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 11.06.2014 N НС-8511.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, Жилищная инспекция обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, в связи с обращением гражданина Софьина В.А. (собственника квартиры N 87), Жилищной инспекцией проведена проверка ООО "УК "Уютный дом" по вопросам содержания жилищной фонда в многоквартирном жилом доме N 16 по ул. Абсалямова г. Казани.
В ходе проверки выявлено, что в счет-фактуру за апрель 2014 года общество включило всем жителям дома услугу "Содержание общедомовой сети ТВ-приема", с тарифом 32 рубля с квартиры.
На основании проверки Жилищной инспекцией в отношении общества составлен акт от 11.06.2014 N НС-8511 и выдано предписание от 11.06.2014 N НС-8511, согласно которому обществу предписано произвести перерасчет за услугу "Содержание общедомовой сети ТВ-приема" тем жителям дома N 16 по ул. Абсалямова, у которых услуга "Антенна" была отключена и начисления не производились. Исключить из счета-фактуры услугу "Содержание общедомовой сети ТВ-приема" до момента утверждения тарифа на общем собрании МКД, либо утверждения тарифа на данную услугу органом местного самоуправления. Предоставить документы, подтверждающие произведенный перерасчет".
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктами 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" (далее - Правила), органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами.
Органы государственной жилищной инспекции имеют право проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением, давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
В силу пункта 2 данного Положения предусмотрено, что система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации.
Следовательно, проверка проведена уполномоченным на то органом.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 158 ЖК РФ.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно пункту 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органами местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включены информационно-телекоммуникационные сети (в том числе проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и другие подобные сети).
Из смыслового содержания данных статей следует, что несение бремени содержания общего имущества возложено непосредственно на собственников многоквартирного дома, а при выборе ими способа управления в виде управления управляющей организацией указанные функции выполняются ею, но при условии утвержденной для управляющей организации в установленном порядке платы за содержание общего имущества.
Пунктом 17 Правил содержания общего имущества установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В рассматриваемом случае, решением общего собрания собственников, дом N 16 по ул. Абсалямова г. Казани от 01.07.2006, утвержден проект договора управления.
Состав и общая характеристика общего имущества многоквартирного дома приведены в Приложении N 2 к договору управления.
В пункте 10 в приложении N 2 к договору управления указано, что в состав общего имущества включено СКПТ (Система коллективного приема телевидения).
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что собственники вышеназванного дома согласились и отнесли СКПТ в состав общего имущества, таким образом, согласились и обязаны вносить плату за услугу "содержание общедомовой сети ТВ-приема".
Суд кассационной инстанции находит выводы апелляционной инстанции неправомерными исходя из следующего.
Как правильно указал суд первой инстанции, основным способом включения всем жителям вышеуказанного дома платы за услугу "Содержание общедомовой сети ТВ-приема" является принятие решения об этом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Между тем, решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу определения платы за "Содержание общедомовой сети ТВ приема" не принималось.
Решение органа местного самоуправления на территории г. Казани по вопросу определения платы за "Содержание общедомовой сети ТВ приема" отсутствует.
Фактически заявитель пытается обосновать неправомерность начисления им жильцам платы "Содержание общедомовой сети ТВ приема" в размере 32 рублей с квартиры ежемесячно, своей обязанностью по содержанию общей коллективной антенны.
Заявитель ссылается на протокол общего собрания собственников вышеуказанного многоквартирного дома от 01.07.2006, которым утвержден Проект договора управления, включающий в себя условие об отнесении коллективной антенны к общедомовому имуществу.
Однако данный протокол не содержит в себе решения об утверждении собственниками платы за "Содержание общедомовой сети ТВ приема" в размере 32 рублей, а управляющая организация не вправе самостоятельно принимать решение об утверждении такой платы.
Таким образом, включение управляющей компанией - в счета-фактуры собственников помещений в многоквартирном доме N 16 по ул. Абсалямова платы за услугу "содержание общедомовой сети ТВ Приема" в размере 32 рубля с квартиры произведено в нарушение статей 156, 158 ЖК РФ, нарушает права собственников помещений, а выданное жилищной инспекцией управляющей компании оспариваемое предписание на устранение этих нарушений основано на законе.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, а постановление апелляционной инстанции основано на неверном толковании обстоятельств дела и норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2014 по делу N А65-17251/2014 отменить, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан - удовлетворить. Оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
Н.Н.САФИН
М.А.САВКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)