Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.05.2014 N 33-1420

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 мая 2014 г. N 33-1420


Судья: Серова Ю.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Устинович С.Е.
судей
Койпиш В.В
Захарова А.В.
при секретаре
Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску С. к Мончегорскому филиалу Государственного унитарного предприятия Технической инвентаризации Мурманской области, ГУПТИ по Мурманскрой области о производстве перерасчета инвентаризационной стоимости квартиры,
по апелляционной жалобе С. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 10 февраля 2014 года, по которому постановлено:
"В удовлетворении исковых требований С. к Мончегорскому филиалу ГУПТИ по МО, ГУПТИ по МО о производстве перерасчета инвентаризационной стоимости квартиры по единому функциональному показателю - кубическому метру- отказать".
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

С. обратилась в суд с иском к Мончегорскому филиалу Государственного унитарного предприятия технической инвентаризации Мурманской области (далее по тексту - Мончегорский филиал ГУПТИ МО о перерасчете инвентаризационной стоимости квартиры.
В обоснование заявленных требований указала, что в *** году она получила налоговое уведомление на уплату налога на имущество по объекту налогообложения - квартиры * в доме * по проспекту... в городе... в сумме *** рубля. В *** году налог на указанную квартиру составил *** рубля *** копеек.
По сообщению ответчика сумма налога изменилась в связи с увеличением инвентаризационной стоимости квартиры.
Согласно Приказу Минстроя РФ от 04 апреля 1992 года N 87 "Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности", абзац 2 пункт 3.3 при определении инвентаризационной стоимости для квартир, принадлежащих гражданам на праве собственности, устанавливается единый функциональный показатель - кубический метр.
Полагает, что ответчиком неверно определена инвентаризационная стоимость квартиры, так как при расчетах стоимости одного квадратного метра жилья, не была включена одна из расчетных величин "внутренняя высота жилых помещений- * кв. м".
Кроме того, специалисты ГУПТИ при расчете инвентаризационной стоимости включают стоимость доли общего имущества многоквартирного дома, что привело к завышению инвентаризационной стоимости квартиры в целях налогообложения в два раза и нарушает ее законные права и интересы.
Инвентарная стоимость ее квартиры N* по пр.Ленина, д. * в г.... по ее подсчетам составит *** руб.
С учетом изложенного, просила суд обязать ответчика произвести перерасчет инвентаризационной стоимости квартиры в соответствии с порядком, установленным вышеуказанным Приказом Минстроя РФ, а именно с учетом соотношения показателей помещения (квартиры) и объекта в целом по единому функциональному показателю - кубическому метру.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное унитарное предприятие технической инвентаризации Мурманской области (далее - ГУПТИ по МО).
Истец С. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГУПТИ по МО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск и просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Мончегорского филиала ГУПТИ МО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе С., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.
Обращает внимание, что правомерность применения Приказа Министра архитектуры, строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации от 04 апреля 1992 года N 87 "Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности" (далее - Порядок) была подтверждена в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 473-О, в Определении Верховного суда Российской Федерации от 18 января 2006 года по делу N 60-Г05-14 и в письме Министерства финансов Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 03-05-06-01/12 "Об определении инвентаризационной стоимости имущества и исчислении налога на имущество физических лиц".
Ссылаясь на положения главы 3 указанного Порядка, указывает, что для того, чтобы определить восстановительную стоимость отдельно взятой квартиры, необходимо восстановительную стоимость всего дома в целом поделить на строительный объем дома в кубических метрах и умножить на объем конкретной квартиры, тоже в кубических метрах. Для определения объема квартиры необходимо перемножить площадь квартиры на высоту потолка.
Приводит довод о том, что специалистами ГУПТИ по Мурманской области расчет инвентаризационной (восстановительной) стоимости объекта налогооблажения был произведен с нарушением Порядка, поскольку цена одного кубометра строения в целом была приравнена к цене одного квадратного метра полезной площади.
Кроме того, данными специалистами неправомерно в расчет инвентаризационной стоимости квартиры включена стоимость и доли общего имущества многоквартирного дома, что привело к необоснованному завышению инвентаризационной стоимости квартиры, и влечет нарушение ее законных прав и интересов.
В отзыве на апелляционную жалобу генеральный директор ГУПТИ МО Ш. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец С., представители ответчиков Мончегорского филиала ГУПТИ МО, ГУПТИ по МО, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 2 ст. 5 ФЗ "О налогах на имущество физических лиц" N 2003-1 от 9 декабря 1991 года порядок расчета инвентаризационной стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
При этом до принятия соответствующего нормативного правового акта, учитывая положения ст. 43 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которым до 1 января 2013 г. к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, применялись нормативные правовые акты в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда. Расчет инвентаризационной стоимости указанных объектов недвижимости осуществлялся в соответствии с Приказом Минстроя России от 4 апреля 1992 N 87 "Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности" (далее Порядок).
Согласно п. 3.2 Порядка определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.
Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным Постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 года N 94 и Письмами Госстроя СССР от 6 сентября 1990 года N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29 сентября 1990 года N 15-148/6 и N 15-149/6 (по отрасли "Жилищное хозяйство"), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Для расчета указанных коэффициентов рекомендуется использовать соотношения показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии (п. 3.2.1).
Инвентаризационная стоимость представляет собой восстановительную стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы, услуги.
Порядок применения указанных коэффициентов установлен федеральным законодательством.
Физический износ жилых зданий определяется по "Правилам оценки физического износа жилых зданий" (ВСН 53-86).
Физический износ строений и сооружений (кроме жилых зданий), даты начала эксплуатации и нормативный срок службы которых известен, определяется по срокам службы.
Физический износ строений и сооружений (кроме жилых зданий), даты начала эксплуатации и нормативный срок службы которых неизвестен, определяется в соответствии с "Рекомендациями по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения".
К полномочиям субъекта Российской Федерации отнесено установление коэффициента, используемого для перерасчета восстановительной стоимости в уровень цен года оценки. Данный коэффициент является числовым выражением этого соотношения. Наименования коэффициента в Порядке не установлено.
Правительство Мурманской области Постановлением от 19 января 2007 года N 15-ПП "О коэффициенте перерасчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности" (в редакции Постановлений Правительства Мурманской области от 28.08.2007 года N 398 -ПП, от 12.02.2008 года N 47-ПП, от 07.12.2009 года N 540 -ПП) установило коэффициент пересчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, определенной по состоянию на 1 января 1995 года, в размере 40,54.
Рекомендовало органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области производить техническую инвентаризацию строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности; переоценку строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности. При пересчете инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, применять коэффициент инвентаризационной стоимости, установленный пунктом 1 настоящего постановления.
Согласно Распоряжению N 64-р от 09 марта 1995 года администрации Мурманской области коэффициент перерасчета инвентаризационной стоимости составил 2, 3.
Постановлением N 15 ПП от 19 января 2007 года Правительства Мурманской области коэффициент перерасчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности составил 20%.
Постановлением N 47-ПП от 12 февраля 2008 года Правительства Мурманской области данный коэффициент установлен 33, 74%
Постановлением N 580 ПП от 07 декабря 2009 года Правительства Мурманской области" коэффициент инвентаризационной стоимости составил 40, 54%.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, собственнику жилого помещения С. ИФНС РФ по городу *** направлено налоговое уведомление на уплату налога на имущество по объекту налогообложения- квартиры * в доме * по проспекту... в городе... за *** года в размере *** рубля, за *** год - *** рубля (л.д. * *).
Здание * по проспекту... в... построено в 1987 году. Первичная техническая инвентаризация здания произведена _ _. Технические изменения в здании специалистами ГУПТИ МО вносились _ _, _ _ и _ _. Здание имеет 9 этажей. В здании расположены 32 квартиры, состоящие из 80 отдельных комнат из них: 2-х комнатные квартиры -16, с полезной площадью 786, 9 кв. м, 3-х комнатные квартиры - 16, с полезной площадью 963, 4 кв. м. Объем всех жилых помещений жилого дома составляет - 9776 кв. м.
В соответствии со справкой ГУПТИ МО от _ _, следует, что инвентаризационная стоимость квартиры, расположенной по адресу:..., составляет *** рублей.
Кроме того, как следует из материалов дела, при расчете инвентаризационной стоимости квартиры, принимаются во внимание данные технического паспорта об объеме здания, общей площади квартиры, проценте износа дома. Индексы и коэффициенты определены по сборнику укрупнений показателей восстановительной стоимости в ценах 1969 года. Кроме того, применены индексы перехода цен, коэффициент пересчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц.
Переоценка для установления инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, последний раз в Мурманске и области была произведена в 1995 году.
Проанализировав вышеприведенные правовые нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии произведенного расчета инвентаризационной стоимости жилого помещения истицы с учетом названных коэффициентов, требованиям, установленным действующими нормативными актами.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, которым дана правовая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы истицы о том, что специалистами ГУПТИ по Мурманской области расчет инвентаризационной (восстановительной) стоимости объекта налогооблажения произведен с нарушением Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, несостоятельны, основаны на неверном толковании норм материального права. При отсутствии данных об инвентаризации квартиры за 2012 год, которая могла быть проведена по заявлению истицы, расчет инвентаризационной стоимости объекта недвижимости правильно произведен с учетом данных последней инвентаризации 1995 года с применением коэффициентов перерасчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, установленных Правительством Мурманской области в их хронологической последовательности, а также с учетом данных технического паспорта на жилой дом.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к его отмене решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 10 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)