Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 08.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-7155/2015

Требование: О выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Истец ссылается на отсутствие законных оснований для проживания ответчика в спорной квартире, отказавшегося освободить ее.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июля 2015 г. по делу N 33-7155/2015


Судья: Славкин М.М.
А-17

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Федоренко В.Б.
судей Ашихминой Е.Ю., Тихоновой Ю.Б.
с участием прокурора Андреева А.И.
при секретаре Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ашихминой Е.Ю. гражданское дело по иску ГУФСИН по Красноярскому краю к И. о выселении без предоставления жилого помещения, по иску И. к ГУФСИН по Красноярскому краю, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае о прекращении права государственной собственности и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
по апелляционной жалобе И.
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 25 марта 2015 г., которым иск ГУФСИН по Красноярскому краю удовлетворен, И. выселен из жилого помещения по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения, в удовлетворении встречного иска И. отказано.
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

ГУФСИН по Красноярскому краю обратились с иском к И. о выселении из служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения, предоставленного на срок прохождения службы в данном органе, в связи с увольнением последнего, ссылаясь на отсутствие законных оснований проживания ответчика в указанной квартире, отказавшегося освободить ее.
И. обратился со встречным иском к ГУФСИН по Красноярскому краю, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае о признании права собственности в порядке приватизации и прекращении права государственной собственности на указанное жилое помещение, ссылаясь на то, что на основании договора найма, в связи с прохождением службы и отсутствием жилья на территории г. Красноярска, в соответствии с п. п. 6.1 - 6.3 контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, ему была предоставлена квартира по адресу: <адрес> обязательством передать ему в собственность в случае службы не менее семи лет и увольнения по любым основаниям, кроме виновных, он постоянно проживает в указанной квартире, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, которая в нарушение требований закона в муниципальную собственность ответчиками не передана, что не позволяет ему реализовать право на приватизацию, ранее не использованного.
Судом первой инстанции постановлено приведенное решение.
В апелляционной жалобе И. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на обстоятельства и правовую позицию, изложенные во встречном иске и в суде первой инстанции, а также на представленные доказательства, считая, что суд не дал им должной правовой оценки и неправильно применил закон. Кроме того, указал, что после принятия судом решения он признан инвалидом 2 группы в связи с военной травмой, в связи с чем, не подлежит выселению без предоставления другого жилья.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУФСИН по Красноярскому краю просит в ее удовлетворении отказать.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела (т. 2 л.д. 5 - 10), обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав И. и его представителя Е.А., представителя ГУФСИН по Красноярскому краю Н., заключение прокурора Андреева А.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения, постановленного в соответствие с требованиями закона и обстоятельствами дела.
Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Согласно п. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 15 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Как следует из абз. 2 п. 1 ст. 15 указанного Закона военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 настоящего Закона, военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Абзацем 4 п. 1 ст. 15 настоящего Закона установлен перечень лиц, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы.
В силу пп. 2.1 п. 2 ст. 15 настоящего Закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Пунктом 13 настоящей статьи установлено, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Согласно п. 14 ст. 15 указанного Закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что <дата> между ГУФСИН по <адрес> и И. заключен контракт о <данные изъяты>, пунктами 6.1 - 6.3 которого предусмотрено, что однокомнатная служебная квартира передается в собственность И. после семи лет службы, в том случае, если И. в течение указанного срока или в течение 1 года с момента его истечения не получает в порядке установленной очередности квартиру в <адрес>, жилищный сертификат, либо безвозмездную финансовую помощь на приобретение квартиры.
<дата> между ГУФСИН по Красноярскому краю и И. заключен договор N найма служебного жилого помещения, в соответствии с которым последнему в связи с прохождением службы в данном органе уголовно-исполнительной системы во временное владение и пользование предоставлена однокомнатная квартира общей площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес>, являющаяся собственностью Российской Федерации, находящаяся в оперативном управлении ГУФСИН по <адрес>, вещные права зарегистрированы в установленном порядке <дата> г.
Согласно представленной Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае выписке из реестра федерального имущества, копии распоряжения Федеральной службы исполнения наказаний от <дата> г., указанная квартира отнесена к числу служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Приказом ГУФСИН России по Красноярскому краю И. уволен <данные изъяты> года из уголовно-исполнительной системы по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, на основании его рапорта; выслуга составляет в календарном исчислении <данные изъяты>, в льготном - <данные изъяты> дней.
Далее материалами дела установлено, что И. в установленном порядке не признавался малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, на соответствующий учет не постановлен, в том числе после принятия судом первой инстанции решения.
Согласно письменного сообщения ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России от 10.10.2014 г., И., как участнику федеральной жилищной программы из числа военнослужащих, был выдан <дата> и реализован им государственный жилищный сертификат на сумму <данные изъяты> руб., которая платежным поручением от <дата> была перечислена на оплату приобретаемого И. жилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв. м в <адрес>.
Выпиской Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> подтверждается, что И. в <адрес>, по договору купли-продажи от <дата> в собственность была приобретена квартира, площадью <данные изъяты> кв. м, право зарегистрировано <дата> и прекращено <дата> в связи с отчуждением, как следует из объяснений его представителя ФИО13 в суде первой инстанции - в собственность родителей.
Из представленных к апелляционной жалобе доказательств следует, что после вынесения решения судом, И. признан <данные изъяты> на срок до <дата> в связи военной травмой.
Судебная коллегия считает, что разрешая спор, и принимая решение об удовлетворении иска ГУФСИН по Красноярскому краю о выселении И. из спорного жилого помещения без предоставления другого, а также об отказе в его встречном иске о прекращении права государственной собственности и признании права собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации, суд правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение, и исходил из того, что спорная квартира, являющаяся федеральной собственностью и находящаяся в оперативном управлении истца, признанная в установленном порядке служебной, не подлежащая приватизации, предоставленная ответчику во временное владение и пользование на время прохождения службы в органе уголовно-исполнительной системы, подлежит освобождению И. без предоставления другого жилья в связи с прекращением такой службы независимо от основания прекращения службы и срока выслуги лет.
При этом не имеет правового значения для разрешения спора обстоятельство признания ответчика <данные изъяты> в связи с военной травмой в том положении, когда он в установленном порядке не признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, не состоит на соответствующем учете, и вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ не представил доказательств, позволяющих судить о наличии у него права состоять на таком учете.
Также суд обоснованно не принял во внимание условие п. 6.2 заключенного между истцом и ответчиком контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, о праве истца приобрести предоставленную в связи со службой квартиру в собственность по истечение семи лет, поскольку ГУФСИН России по Красноярскому краю вопреки требованиям п. 1 ст. 296 и п. 3 ст. 298 ГК РФ не был уполномочен собственником спорной квартиры на распоряжение ею путем передачи в собственность служащему.
Довод представителя И. Е.А. о признании спорной квартиры служебной не уполномоченным органом - самим истцом, не состоятелен, поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, действующее законодательство РФ не содержит.
Так, основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Спорное жилое помещение предоставлено истцу для временного проживания на период службы в органе уголовно-исполнительной системы и решение о предоставлении его истцу на условиях социального найма не принималось, договор социального найма жилого помещения не заключался, на учете нуждающихся в предоставлении жилья он не состоит, не признавался малоимущим.
Иные доводы апелляционной жалобы о незаконности решения не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Доказательств, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судом полно исследованы обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, постановленное решение является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции не установлено процессуальных нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции, которые бы являлись основанием к отмене решения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Красноярска от 25 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу И. - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Б.ФЕДОРЕНКО

Судьи
Е.Ю.АШИХМИНА
Ю.Б.ТИХОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)