Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Московский городской суд в составе председательствующего судьи Казакова М.Ю., с участием прокурора Бедняковой В.В., при секретаре К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-0144/2013 по заявлению Товарищества собственников жилья "Ломоносовский, 18" об оспаривании в части постановления Правительства Москвы от 02.10.2013 N 662-ПП "О распространении действия эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, проводимого в Юго-Западном административном округе города Москвы, на территории Северного, Северо-Восточного, Юго-Восточного и Западного административных округов города Москвы и внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП, от 13 сентября 2012 г. N 485-ПП" и постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП (ред. от 02.10.2013) "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации",
установил:
24 апреля 2007 года Правительством Москвы принято постановление N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации", пунктом 12.1 которого утвержден временный порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (приложение 1) (далее Временный порядок).
Приложением 2 к Временному порядку введена методика расчета размера (суммы) бюджетной субсидии.
02 октября 2013 года Правительством Москвы принято постановление N 662-ПП "О распространении действия эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, проводимого в Юго-Западном административном округе города Москвы, на территории Северного, Северо-Восточного, Юго-Восточного и Западного административных округов города Москвы и внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП, от 13 сентября 2012 г. N 485-ПП". (далее постановление Правительства Москвы от 02 октября 2013 года N 662-ПП).
Указанным постановлением внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации" (далее постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 299-ПП).
В частности согласно пункту 5.2 постановления Правительства Москвы от 02 октября 2013 года N 662-ПП Приложение 2 к Временному порядку (приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 299-ПП) изложено в редакции согласно приложению к постановлению Правительства Москвы от 02 октября 2013 года N 662-ПП.
В разделе 1 приложения к постановлению Правительства Москвы от 02 октября 2013 года N 662-ПП установлена формула расчета размера (суммы) бюджетной субсидии, согласно которой размер бюджетной субсидии определяется ежегодно путем следующего расчета по каждому дому:
С = сумма С , i = 1...12, где:
г м(i)
- С - размер (сумма) бюджетной субсидии в расчете на год (руб.);
- г
С - размер (сумма) бюджетной субсидии, определяемый для каждого
м(i)
(i-го) месяца по каждому дому (руб.).
С определяется по формуле:
м(i)
С = Р(i) - Д(i) - А(i), где:
м(i)
Р(i) - планово-нормативный расход за i-й месяц (руб.);
Д(i) - доход за i-й месяц исходя из расчета начислений платежей за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений, оплаченных в порядке и по ценам, которые установлены Правительством Москвы (руб.);
А(i) - расходы на обращение с отходами за i-й месяц (руб.). Указанный показатель применяется для организаций, управляющих многоквартирными домами, расположенными на территории Северного, Северо-Восточного, Юго-Восточного, Юго-Западного и Западного административных округов города Москвы, и получающих субсидии за счет средств бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
Товарищество собственников жилья "Ломоносовский, 18", уточнив свои требования, обратилось в Московский городской суд с заявлением об оспаривании в части приведенных выше нормативных правовых актов Правительства Москвы и просит признать недействительным Раздел I Приложения к постановлению Правительства Москвы от 02.10.2013 N 662-ПП и Раздел I Приложения 2 к Приложению 1 к постановлению Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 299-ПП в части введения в формулу См(i) = Р(i) - Д(i) - А(i) коэффициента А(i) и в части слов: "А(i) - расходы на обращение с отходами за i-й месяц (руб.). Указанный показатель применяется для организаций, управляющих многоквартирными домами, расположенными на территории Северного, Северо-Восточного, Юго-Восточного, Юго-Западного и Западного административных округов города Москвы, и получающих субсидии за счет средств бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах".
В обоснование своих требований заявитель ссылается на противоречие оспариваемых положений Конституции Российской Федерации, Бюджетному кодексу Российской Федерации, Уставу г. Москвы, Закону г. Москвы от 10.09.2008 г. N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Москве", Жилищному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации N 491 от 13 августа 2006 года.
В настоящем судебном заседании представители ТСЖ "Ломоносовской,18" (по доверенности) Ф., Я., Г., Б., а также действующая на основании Устава Товарищества председатель Правления ТСЖ "Ломоносовский, 18" В., заявленные требовании поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представители Правительства Москвы (по доверенности) Л., А., С. требования ТСЖ "Ломоносовский, 18" не признали, просили отказать в их удовлетворении, полагая требования необоснованными и противоречащими положениям закона. Считали, что постановления Правительства Москвы, отдельные положения которых оспариваются заявителем, приняты в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, не противоречат федеральным законам, законам субъекта РФ и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения представителей заявителя, объяснения представителей Правительства Москвы, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд находит заявление ТСЖ "Ломоносовский, 18" об оспаривании в части постановления Правительства Москвы от 02.10.2013 N 662-ПП "О распространении действия эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, проводимого в Юго-Западном административном округе города Москвы, на территории Северного, Северо-Восточного, Юго-Восточного и Западного административных округов города Москвы и внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП, от 13 сентября 2012 г. N 485-ПП" и постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП (ред. от 02.10.2013) "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации", не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Поскольку оспариваемой частью постановления Правительства Москвы от 02 октября 2013 года N 622-ПП вносятся изменения в постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 299-ПП, оно самостоятельного юридического значения не имеет и заявителем фактически оспариваются положения постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 299-ПП, действующие в редакции постановления Правительства Москвы от 02 октября 2013 года N 622-ПП.
Оспариваемыми заявителем в части постановлениями Правительства Москвы урегулированы вопросы в сфере жилищных правоотношений.
Согласно пункту "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, положениями статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным Федеральным законом в течение трех месяцев.
На основании положений, закрепленных в статье 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
В соответствии с Законом города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы (статья 1). В пределах своих полномочий Правительство Москвы разрабатывает и осуществляет комплексное регулирование в социально-экономической сфере и сфере жилищно-коммунального хозяйства, городскую политику в жилищной сфере (статьи 9, 14).
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который на момент издания оспариваемых Постановлений, обладал достаточной компетенцией для принятия названных актов.
В соответствии со статьей 19 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы. Правовые акты по вопросам организационно-распорядительного характера и не являющиеся нормативными принимаются в форме распоряжений Правительства Москвы. Порядок принятия правовых актов Правительства Москвы определяется Правительством Москвы. Постановления и распоряжения Правительства Москвы подписываются Мэром Москвы или лицом, исполняющим обязанности Мэра Москвы. Правовые акты Правительства Москвы и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы официально опубликовываются, вступают в силу, изменяются, приостанавливаются, отменяются, признаются утратившими силу в порядке, установленном Уставом города Москвы и Законом города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы".
В правовой акт вносятся изменения правовым актом того же вида и того же органа государственной власти (должностного лица), принявшего (издавшего) правовой акт, в который необходимо внести изменения, если иной порядок не предусмотрен изменяемым правовым актом (часть 1 статьи 23 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы").
Частью 1 статьи 19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию.
Оспариваемые в части постановления Правительства Москвы официально опубликованы, подписаны Мэром Москвы, что соответствует требованиям вышеназванных законов.
Следовательно, оспариваемые в части постановления Правительства Москвы введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
Согласно статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Исходя из содержания части 2 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за обращение с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимся в многоквартирных домах, является составной частью платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из преамбулы постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" следует, что оно издано в целях исключения социальной напряженности, повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг при переходе на новые принципы управления в жилищной сфере.
Указанным Постановлением Правительства Москвы для достижения приведенных целей предусмотрено предоставление управляющим организациям средств на безвозмездной и безвозвратной основе, направляемых на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в установленных этим постановлением случаях.
В частности Постановлением установлено, что бюджетные ассигнования, предусмотренные Законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период в форме субсидий на возмещение недополученных доходов управляющим организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах, за исключением средств, направляемых на цели, указанные в пункте 3.1.4 настоящего постановления, направляются на предоставление бюджетных субсидий управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам (ТСЖ, ЖК, ЖСК) на условиях и в порядке, установленных настоящим постановлением.
Пунктом 12.1 этого Постановления утвержден временный порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, который устанавливает принципы предоставления управляющей организации независимо от ее организационно-правовой формы, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу (ТСЖ, ЖК, ЖСК) или иному специализированному потребительскому кооперативу субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в установленных Правительством Москвы случаях.
Действие этого Порядка распространяется на отношения, возникающие до перехода к полному возмещению гражданами затрат по оказанию услуг по управлению многоквартирным домом, выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, придомовой территории, включенной в состав общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве.
Согласно положениям раздела 3 Временного порядка предоставление субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных Законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на возмещение недополученных доходов управляющим организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах на основании договора с управляющей организацией. Договор на предоставление бюджетной субсидии заключается в порядке и на условиях, определяемых настоящим Порядком.
Из анализа приведенных выше положений оспариваемого нормативного правового акта и положений Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что Правительством Москвы установлен порядок предоставления управляющим организациям субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в установленных Правительством Москвы случаях.
Предоставление указанной субсидии из бюджета города Москвы осуществляется на основании соответствующего договора на предоставление субсидий.
Таким образом, возможность получить субсидию из бюджета города Москвы является правом, а не обязанностью управляющих организаций.
Вопрос предоставления управляющим организациям субсидий подобного вида на уровне федерального законодательства не урегулирован.
В целях повышения уровня защиты окружающей среды и здоровья населения от негативного воздействия отходов, а также увеличения доли сбора вторичных материальных ресурсов постановлением Правительства Москвы от 13 сентября 2012 г. N 485-ПП предусмотрено проведение эксперимента на территории Юго-Западного административного округа города Москвы по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах (далее - отходы).
Порядок проведения эксперимента урегулирован в Приложении 1 к названному постановлению (далее Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка эксперимент заключается в принятии городом Москвой обязательств по обращению с отходами, образующимися в многоквартирных домах, посредством заключения с управляющими компаниями, в случае принятия ими соответствующего решения, соглашения об участии в эксперименте.
Проведение эксперимента основывается на принципах добровольного участия в эксперименте и выбора способа обращения с отходами организаций, управляющих многоквартирными домами, расположенными на территории Юго-Западного административного округа города Москвы (далее - управляющие компании), и безусловного соблюдения их прав (пункт 1.4 Порядка).
Пунктами 5.2 - 5.4 Порядка предусмотрено, что размер субсидии, предоставляемой в установленном порядке управляющим компаниям за счет средств бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах (далее - Субсидия), подлежит уменьшению на стоимость работ по обращению с отходами, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, определяемую из расчета 2,08 руб. на 1 кв. м общей площади жилых и нежилых помещений (п. 5.2). В случае если размер Субсидии меньше, чем стоимость работ по обращению с отходами, образующимися в многоквартирном доме, управляющая компания организует обращение с отходами в соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 5.4 настоящего Порядка (п. 5.3). Организации, управляющие многоквартирными домами, расположенными на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, и не являющиеся получателями Субсидии, физические и юридические лица, владеющие и/или пользующиеся нежилыми помещениями в многоквартирных домах, и предприятия и организации, расположенные на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, организуют обращение с отходами за счет собственных средств (п. 5.4).
Таким образом, уменьшение размера субсидии, предоставляемой в установленном порядке управляющим компаниям за счет средств бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах, на стоимость работ по обращению с отходами, образующимися в многоквартирных домах (спорный коэффициент "Аi") обусловлено принятием городом Москвой обязательств по обращению с отходами, образующимися в многоквартирных домах.
Участие управляющей компании в эксперименте, как и получении в целом субсидии на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах, является ее правом, а не обязанностью.
Поскольку возможность получения субсидии из бюджета г. Москвы установлена правовым актом города Москвы, вопрос о ее предоставлении управляющим организациям на федеральном уровне не урегулирован, то установление порядка и условий ее получения относится к исключительной компетенции субъекта РФ.
Правительство Москвы, реализуя свое дискреционное полномочие, ввело в формулу расчета размера субсидии спорный коэффициент, взяв обязательство по обращению с отходами, образующимися в многоквартирных домах, компенсировав тем самым образующиеся потери этой части дохода управляющих компаний.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения не противоречат федеральному закону и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
То обстоятельство, что такой порядок расчета субсидии введен только в части административных округов г. Москвы, в том числе в ЮЗАО, не свидетельствует о нарушении принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от места его жительства, поскольку оспариваемые положения, регулируя порядок расчета субсидии, не устанавливают ограничения прав и свобод граждан в зависимости от места их жительства. Такой порядок расчета субсидии введен на территории всего ЮЗАО г. Москвы, где предусмотрено проведение эксперимента, в связи с чем распространяется в равной мере на всех участников регулируемых отношений на территории этого административного округа Москвы, что в полной мере соответствует положениям главы 3 Устава г. Москвы. Кроме того, как следует из оспариваемых нормативных правовых актов, данные положения введены временно, на период проведения эксперимента и в случае получения по его завершению положительных результатов, Правительством Москвы будет рассмотрен вопрос о введении данных положений на территории всего Города.
Не состоятелен довод представителей заявителя о том, что оспариваемые положения противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации, его статьям 39, 154, 156, 158, 161, Гражданскому кодексу Российской Федерации, его статье 249, Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Оспариваемые заявителем положения нормативных правовых актов Правительства Москвы, предусматривают порядок расчета бюджетной субсидии. Этими положениями не урегулированы вопросы выбора способа управления многоквартирным домом, не установлены требования к деятельности по управлению многоквартирным домом, не изменена структура платы за жилое помещение, ее размер, не затронуты вопросы определения доли обязательных расходов собственника помещения на содержание общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем предметом их правового регулирования не являются правоотношения, урегулированные приведенными выше нормами федерального законодательства. Таким образом, имея различный предмет правового регулирования, указанные нормативные положения не состоят между собой в каком-либо противоречии.
С доводами представителей заявителя о том, что оспариваемые положения противоречат бюджетному законодательству Российской Федерации, согласиться нельзя.
Статьей 12 Закона г. Москвы от 21.11.2012 N 59 "О бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" установлено, что в соответствии со статьей 78 и пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов субсидии из бюджета города Москвы могут предоставляться главными распорядителями средств бюджета города Москвы, а также получателями средств бюджета города Москвы, наделенными Правительством Москвы полномочиями по предоставлению субсидий, в пределах предусмотренных им настоящим Законом бюджетных ассигнований: 1) юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг) на безвозмездной и безвозвратной основе, в том числе указанным в приложениях 2 и 3 к настоящему Закону, в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг: а) осуществляющим деятельность по государственным регулируемым ценам (тарифам), устанавливаемым правовыми актами города Москвы. Порядок предоставления субсидий, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Москвы (ч. 2).
Согласно пункту 14.1 постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" бюджетные субсидии предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и префектурам административных округов города Москвы в бюджете города Москвы по статье "Иные расходы по эксплуатации жилищного фонда" на соответствующий финансовый год, являющимся главными распорядителями средств бюджета города Москвы по указанным расходам.
Пунктом 5.1 постановления Правительства Москвы от 13 сентября 2012 г. N 485-ПП "О проведении эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, и внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП" предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с реализацией эксперимента, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы на указанные цели.
Таким образом, Правительство Москвы, определяя порядок финансирования эксперимента и вводя в формулу расчета размера субсидии спорный коэффициент "Аi", действовало в рамках предоставленных ему полномочий и в строгом соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом вопреки утверждениям заявителя управляющие компании не являются участниками бюджетного процесса.
Согласно пункту 2.1.4 постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" функции получателя бюджетных средств по статье бюджета города Москвы "Иные расходы по эксплуатации жилищного фонда" возложены на ГКУ Дирекция ЖКХиБ АО.
Что касается утверждений заявителя о нарушении его прав оспариваемыми постановлениями ввиду отсутствия у него экономической выгоды участия в эксперименте, то в данном случае участие в эксперименте по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, основывается на принципах добровольности и соблюдения прав управляющих компаний, в связи с чем оспариваемые положения прав и свобод заявителя не нарушают.
Таким образом, оспариваемые заявителем положения основаны на законе и не противоречат ему, постановления изданы высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы, в пределах своей компетенции, и не нарушают прав и свобод заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления Товарищества собственников жилья "Ломоносовский, 18" об оспаривании в части постановление Правительства Москвы от 02.10.2013 N 662-ПП "О распространении действия эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, проводимого в Юго-Западном административном округе города Москвы, на территории Северного, Северо-Восточного, Юго-Восточного и Западного административных округов города Москвы и внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП, от 13 сентября 2012 г. N 485-ПП" и постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП (ред. от 02.10.2013) "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации, через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
М.Ю.КАЗАКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 22.10.2013 ПО ДЕЛУ N 3-0144/2013
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 октября 2013 г. по делу N 3-0144/2013
Московский городской суд в составе председательствующего судьи Казакова М.Ю., с участием прокурора Бедняковой В.В., при секретаре К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-0144/2013 по заявлению Товарищества собственников жилья "Ломоносовский, 18" об оспаривании в части постановления Правительства Москвы от 02.10.2013 N 662-ПП "О распространении действия эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, проводимого в Юго-Западном административном округе города Москвы, на территории Северного, Северо-Восточного, Юго-Восточного и Западного административных округов города Москвы и внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП, от 13 сентября 2012 г. N 485-ПП" и постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП (ред. от 02.10.2013) "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации",
установил:
24 апреля 2007 года Правительством Москвы принято постановление N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации", пунктом 12.1 которого утвержден временный порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (приложение 1) (далее Временный порядок).
Приложением 2 к Временному порядку введена методика расчета размера (суммы) бюджетной субсидии.
02 октября 2013 года Правительством Москвы принято постановление N 662-ПП "О распространении действия эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, проводимого в Юго-Западном административном округе города Москвы, на территории Северного, Северо-Восточного, Юго-Восточного и Западного административных округов города Москвы и внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП, от 13 сентября 2012 г. N 485-ПП". (далее постановление Правительства Москвы от 02 октября 2013 года N 662-ПП).
Указанным постановлением внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации" (далее постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 299-ПП).
В частности согласно пункту 5.2 постановления Правительства Москвы от 02 октября 2013 года N 662-ПП Приложение 2 к Временному порядку (приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 299-ПП) изложено в редакции согласно приложению к постановлению Правительства Москвы от 02 октября 2013 года N 662-ПП.
В разделе 1 приложения к постановлению Правительства Москвы от 02 октября 2013 года N 662-ПП установлена формула расчета размера (суммы) бюджетной субсидии, согласно которой размер бюджетной субсидии определяется ежегодно путем следующего расчета по каждому дому:
С = сумма С , i = 1...12, где:
г м(i)
- С - размер (сумма) бюджетной субсидии в расчете на год (руб.);
- г
С - размер (сумма) бюджетной субсидии, определяемый для каждого
м(i)
(i-го) месяца по каждому дому (руб.).
С определяется по формуле:
м(i)
С = Р(i) - Д(i) - А(i), где:
м(i)
Р(i) - планово-нормативный расход за i-й месяц (руб.);
Д(i) - доход за i-й месяц исходя из расчета начислений платежей за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений, оплаченных в порядке и по ценам, которые установлены Правительством Москвы (руб.);
А(i) - расходы на обращение с отходами за i-й месяц (руб.). Указанный показатель применяется для организаций, управляющих многоквартирными домами, расположенными на территории Северного, Северо-Восточного, Юго-Восточного, Юго-Западного и Западного административных округов города Москвы, и получающих субсидии за счет средств бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
Товарищество собственников жилья "Ломоносовский, 18", уточнив свои требования, обратилось в Московский городской суд с заявлением об оспаривании в части приведенных выше нормативных правовых актов Правительства Москвы и просит признать недействительным Раздел I Приложения к постановлению Правительства Москвы от 02.10.2013 N 662-ПП и Раздел I Приложения 2 к Приложению 1 к постановлению Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 299-ПП в части введения в формулу См(i) = Р(i) - Д(i) - А(i) коэффициента А(i) и в части слов: "А(i) - расходы на обращение с отходами за i-й месяц (руб.). Указанный показатель применяется для организаций, управляющих многоквартирными домами, расположенными на территории Северного, Северо-Восточного, Юго-Восточного, Юго-Западного и Западного административных округов города Москвы, и получающих субсидии за счет средств бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах".
В обоснование своих требований заявитель ссылается на противоречие оспариваемых положений Конституции Российской Федерации, Бюджетному кодексу Российской Федерации, Уставу г. Москвы, Закону г. Москвы от 10.09.2008 г. N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Москве", Жилищному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации N 491 от 13 августа 2006 года.
В настоящем судебном заседании представители ТСЖ "Ломоносовской,18" (по доверенности) Ф., Я., Г., Б., а также действующая на основании Устава Товарищества председатель Правления ТСЖ "Ломоносовский, 18" В., заявленные требовании поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представители Правительства Москвы (по доверенности) Л., А., С. требования ТСЖ "Ломоносовский, 18" не признали, просили отказать в их удовлетворении, полагая требования необоснованными и противоречащими положениям закона. Считали, что постановления Правительства Москвы, отдельные положения которых оспариваются заявителем, приняты в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, не противоречат федеральным законам, законам субъекта РФ и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения представителей заявителя, объяснения представителей Правительства Москвы, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд находит заявление ТСЖ "Ломоносовский, 18" об оспаривании в части постановления Правительства Москвы от 02.10.2013 N 662-ПП "О распространении действия эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, проводимого в Юго-Западном административном округе города Москвы, на территории Северного, Северо-Восточного, Юго-Восточного и Западного административных округов города Москвы и внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП, от 13 сентября 2012 г. N 485-ПП" и постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП (ред. от 02.10.2013) "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации", не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Поскольку оспариваемой частью постановления Правительства Москвы от 02 октября 2013 года N 622-ПП вносятся изменения в постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 299-ПП, оно самостоятельного юридического значения не имеет и заявителем фактически оспариваются положения постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 года N 299-ПП, действующие в редакции постановления Правительства Москвы от 02 октября 2013 года N 622-ПП.
Оспариваемыми заявителем в части постановлениями Правительства Москвы урегулированы вопросы в сфере жилищных правоотношений.
Согласно пункту "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, положениями статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным Федеральным законом в течение трех месяцев.
На основании положений, закрепленных в статье 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
В соответствии с Законом города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы (статья 1). В пределах своих полномочий Правительство Москвы разрабатывает и осуществляет комплексное регулирование в социально-экономической сфере и сфере жилищно-коммунального хозяйства, городскую политику в жилищной сфере (статьи 9, 14).
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который на момент издания оспариваемых Постановлений, обладал достаточной компетенцией для принятия названных актов.
В соответствии со статьей 19 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы. Правовые акты по вопросам организационно-распорядительного характера и не являющиеся нормативными принимаются в форме распоряжений Правительства Москвы. Порядок принятия правовых актов Правительства Москвы определяется Правительством Москвы. Постановления и распоряжения Правительства Москвы подписываются Мэром Москвы или лицом, исполняющим обязанности Мэра Москвы. Правовые акты Правительства Москвы и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы официально опубликовываются, вступают в силу, изменяются, приостанавливаются, отменяются, признаются утратившими силу в порядке, установленном Уставом города Москвы и Законом города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы".
В правовой акт вносятся изменения правовым актом того же вида и того же органа государственной власти (должностного лица), принявшего (издавшего) правовой акт, в который необходимо внести изменения, если иной порядок не предусмотрен изменяемым правовым актом (часть 1 статьи 23 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы").
Частью 1 статьи 19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию.
Оспариваемые в части постановления Правительства Москвы официально опубликованы, подписаны Мэром Москвы, что соответствует требованиям вышеназванных законов.
Следовательно, оспариваемые в части постановления Правительства Москвы введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
Согласно статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Исходя из содержания части 2 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за обращение с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимся в многоквартирных домах, является составной частью платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из преамбулы постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" следует, что оно издано в целях исключения социальной напряженности, повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг при переходе на новые принципы управления в жилищной сфере.
Указанным Постановлением Правительства Москвы для достижения приведенных целей предусмотрено предоставление управляющим организациям средств на безвозмездной и безвозвратной основе, направляемых на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в установленных этим постановлением случаях.
В частности Постановлением установлено, что бюджетные ассигнования, предусмотренные Законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период в форме субсидий на возмещение недополученных доходов управляющим организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах, за исключением средств, направляемых на цели, указанные в пункте 3.1.4 настоящего постановления, направляются на предоставление бюджетных субсидий управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам (ТСЖ, ЖК, ЖСК) на условиях и в порядке, установленных настоящим постановлением.
Пунктом 12.1 этого Постановления утвержден временный порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, который устанавливает принципы предоставления управляющей организации независимо от ее организационно-правовой формы, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу (ТСЖ, ЖК, ЖСК) или иному специализированному потребительскому кооперативу субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в установленных Правительством Москвы случаях.
Действие этого Порядка распространяется на отношения, возникающие до перехода к полному возмещению гражданами затрат по оказанию услуг по управлению многоквартирным домом, выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, придомовой территории, включенной в состав общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве.
Согласно положениям раздела 3 Временного порядка предоставление субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных Законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период на возмещение недополученных доходов управляющим организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах на основании договора с управляющей организацией. Договор на предоставление бюджетной субсидии заключается в порядке и на условиях, определяемых настоящим Порядком.
Из анализа приведенных выше положений оспариваемого нормативного правового акта и положений Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что Правительством Москвы установлен порядок предоставления управляющим организациям субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в установленных Правительством Москвы случаях.
Предоставление указанной субсидии из бюджета города Москвы осуществляется на основании соответствующего договора на предоставление субсидий.
Таким образом, возможность получить субсидию из бюджета города Москвы является правом, а не обязанностью управляющих организаций.
Вопрос предоставления управляющим организациям субсидий подобного вида на уровне федерального законодательства не урегулирован.
В целях повышения уровня защиты окружающей среды и здоровья населения от негативного воздействия отходов, а также увеличения доли сбора вторичных материальных ресурсов постановлением Правительства Москвы от 13 сентября 2012 г. N 485-ПП предусмотрено проведение эксперимента на территории Юго-Западного административного округа города Москвы по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах (далее - отходы).
Порядок проведения эксперимента урегулирован в Приложении 1 к названному постановлению (далее Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка эксперимент заключается в принятии городом Москвой обязательств по обращению с отходами, образующимися в многоквартирных домах, посредством заключения с управляющими компаниями, в случае принятия ими соответствующего решения, соглашения об участии в эксперименте.
Проведение эксперимента основывается на принципах добровольного участия в эксперименте и выбора способа обращения с отходами организаций, управляющих многоквартирными домами, расположенными на территории Юго-Западного административного округа города Москвы (далее - управляющие компании), и безусловного соблюдения их прав (пункт 1.4 Порядка).
Пунктами 5.2 - 5.4 Порядка предусмотрено, что размер субсидии, предоставляемой в установленном порядке управляющим компаниям за счет средств бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах (далее - Субсидия), подлежит уменьшению на стоимость работ по обращению с отходами, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, определяемую из расчета 2,08 руб. на 1 кв. м общей площади жилых и нежилых помещений (п. 5.2). В случае если размер Субсидии меньше, чем стоимость работ по обращению с отходами, образующимися в многоквартирном доме, управляющая компания организует обращение с отходами в соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 5.4 настоящего Порядка (п. 5.3). Организации, управляющие многоквартирными домами, расположенными на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, и не являющиеся получателями Субсидии, физические и юридические лица, владеющие и/или пользующиеся нежилыми помещениями в многоквартирных домах, и предприятия и организации, расположенные на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, организуют обращение с отходами за счет собственных средств (п. 5.4).
Таким образом, уменьшение размера субсидии, предоставляемой в установленном порядке управляющим компаниям за счет средств бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах, на стоимость работ по обращению с отходами, образующимися в многоквартирных домах (спорный коэффициент "Аi") обусловлено принятием городом Москвой обязательств по обращению с отходами, образующимися в многоквартирных домах.
Участие управляющей компании в эксперименте, как и получении в целом субсидии на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах, является ее правом, а не обязанностью.
Поскольку возможность получения субсидии из бюджета г. Москвы установлена правовым актом города Москвы, вопрос о ее предоставлении управляющим организациям на федеральном уровне не урегулирован, то установление порядка и условий ее получения относится к исключительной компетенции субъекта РФ.
Правительство Москвы, реализуя свое дискреционное полномочие, ввело в формулу расчета размера субсидии спорный коэффициент, взяв обязательство по обращению с отходами, образующимися в многоквартирных домах, компенсировав тем самым образующиеся потери этой части дохода управляющих компаний.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения не противоречат федеральному закону и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
То обстоятельство, что такой порядок расчета субсидии введен только в части административных округов г. Москвы, в том числе в ЮЗАО, не свидетельствует о нарушении принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от места его жительства, поскольку оспариваемые положения, регулируя порядок расчета субсидии, не устанавливают ограничения прав и свобод граждан в зависимости от места их жительства. Такой порядок расчета субсидии введен на территории всего ЮЗАО г. Москвы, где предусмотрено проведение эксперимента, в связи с чем распространяется в равной мере на всех участников регулируемых отношений на территории этого административного округа Москвы, что в полной мере соответствует положениям главы 3 Устава г. Москвы. Кроме того, как следует из оспариваемых нормативных правовых актов, данные положения введены временно, на период проведения эксперимента и в случае получения по его завершению положительных результатов, Правительством Москвы будет рассмотрен вопрос о введении данных положений на территории всего Города.
Не состоятелен довод представителей заявителя о том, что оспариваемые положения противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации, его статьям 39, 154, 156, 158, 161, Гражданскому кодексу Российской Федерации, его статье 249, Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Оспариваемые заявителем положения нормативных правовых актов Правительства Москвы, предусматривают порядок расчета бюджетной субсидии. Этими положениями не урегулированы вопросы выбора способа управления многоквартирным домом, не установлены требования к деятельности по управлению многоквартирным домом, не изменена структура платы за жилое помещение, ее размер, не затронуты вопросы определения доли обязательных расходов собственника помещения на содержание общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем предметом их правового регулирования не являются правоотношения, урегулированные приведенными выше нормами федерального законодательства. Таким образом, имея различный предмет правового регулирования, указанные нормативные положения не состоят между собой в каком-либо противоречии.
С доводами представителей заявителя о том, что оспариваемые положения противоречат бюджетному законодательству Российской Федерации, согласиться нельзя.
Статьей 12 Закона г. Москвы от 21.11.2012 N 59 "О бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" установлено, что в соответствии со статьей 78 и пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов субсидии из бюджета города Москвы могут предоставляться главными распорядителями средств бюджета города Москвы, а также получателями средств бюджета города Москвы, наделенными Правительством Москвы полномочиями по предоставлению субсидий, в пределах предусмотренных им настоящим Законом бюджетных ассигнований: 1) юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг) на безвозмездной и безвозвратной основе, в том числе указанным в приложениях 2 и 3 к настоящему Закону, в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг: а) осуществляющим деятельность по государственным регулируемым ценам (тарифам), устанавливаемым правовыми актами города Москвы. Порядок предоставления субсидий, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Москвы (ч. 2).
Согласно пункту 14.1 постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" бюджетные субсидии предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и префектурам административных округов города Москвы в бюджете города Москвы по статье "Иные расходы по эксплуатации жилищного фонда" на соответствующий финансовый год, являющимся главными распорядителями средств бюджета города Москвы по указанным расходам.
Пунктом 5.1 постановления Правительства Москвы от 13 сентября 2012 г. N 485-ПП "О проведении эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, и внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП" предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с реализацией эксперимента, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы на указанные цели.
Таким образом, Правительство Москвы, определяя порядок финансирования эксперимента и вводя в формулу расчета размера субсидии спорный коэффициент "Аi", действовало в рамках предоставленных ему полномочий и в строгом соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом вопреки утверждениям заявителя управляющие компании не являются участниками бюджетного процесса.
Согласно пункту 2.1.4 постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" функции получателя бюджетных средств по статье бюджета города Москвы "Иные расходы по эксплуатации жилищного фонда" возложены на ГКУ Дирекция ЖКХиБ АО.
Что касается утверждений заявителя о нарушении его прав оспариваемыми постановлениями ввиду отсутствия у него экономической выгоды участия в эксперименте, то в данном случае участие в эксперименте по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, основывается на принципах добровольности и соблюдения прав управляющих компаний, в связи с чем оспариваемые положения прав и свобод заявителя не нарушают.
Таким образом, оспариваемые заявителем положения основаны на законе и не противоречат ему, постановления изданы высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы, в пределах своей компетенции, и не нарушают прав и свобод заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления Товарищества собственников жилья "Ломоносовский, 18" об оспаривании в части постановление Правительства Москвы от 02.10.2013 N 662-ПП "О распространении действия эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, проводимого в Юго-Западном административном округе города Москвы, на территории Северного, Северо-Восточного, Юго-Восточного и Западного административных округов города Москвы и внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП, от 13 сентября 2012 г. N 485-ПП" и постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП (ред. от 02.10.2013) "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации, через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
М.Ю.КАЗАКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)