Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.07.2015 N 13АП-13350/2015, 13АП-13142/2015 ПО ДЕЛУ N А56-40710/2014

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2015 г. по делу N А56-40710/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Савиной Е.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Алчубаевой Т.Е.
при участии:
от истца: Цикин Е.В. по доверенности от 01.10.2014 N 05/ЗГДПКВ/348, Садкова А.А. по доверенности от 05.11.2014 N 04/ЗГДПКВ/382
от ответчика1): Косых Л.Н. по доверенности от 11.08.2014, Сырников Д.А. по доверенности от 13.01.2015,
от ответчика2): Петровская Т.С. по доверенности от 12.01.2015 N 2-3/15
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-13350/2015, 13АП-13142/2015) Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Пушкинского Района"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.04.2015 по делу N А56-40710/2014 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое
по иску Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к 1) обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Пушкинского Района", 2) Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета Санкт-Петербурга
о взыскании

установил:

Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением (уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 АПК РФ) о взыскании:
- с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Пушкинского района" задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной по договору теплоснабжения в горячей воде от 24.07.2008 N 223 за период с 01.04.2011 по 31.12.2014 по тарифу для населения в размере 83295060,79 рубля;
- с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Пушкинского района" задолженность по разнице в тарифах в размере 20058789,22 рубля;
- с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Пушкинского района" (далее - Жилкомсервис, ответчик1) неустойку по договору теплоснабжения в горячей воде от 24.07.2008 N 223 по состоянию на 26.01.2015 в размере 12590081,03 рубля;
- с Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета Санкт-Петербурга (далее - Комитет, ответчик2) задолженности за период с 01.04.2011 по 31.12.2014 по разнице в тарифах в размере 20058789,22 рубля.
Решением от 03.04.2015 заявленные Государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" требования удовлетворены частично, с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Пушкинского района" в пользу Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" взыскано задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной по договору теплоснабжения в горячей воде от 24.07.2008 N 223 за период с 01.04.2011 по 31.12.2014 по тарифу для населения в размере 38551046,41 рубля; неустойки по договору теплоснабжения в горячей воде от 24.07.2008 N 223 по состоянию на 26.01.2015 в размере 2482526,76 рубля. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Не согласившись с вынесенным решением предприятие и Жилкомсервис обратились с апелляционными жалобами на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.04.2015 по делу N А56-40710/2014. В судебном заседании представители истца и ответчика1 доводы апелляционных жалоб поддержали. Представитель ответчика2 поддержал доводы возражений на апелляционную жалобу истца, просил оставить решение суда без изменений.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверена в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, дополнений, отзывов и возражений на них, выслушав доводы представителей лиц, обеспечивших явку в судебное заседание, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, общество "Лентеплоснаб" и государственное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - ГП "ТЭК") 30.11.1998 заключили договор простого товарищества (далее - договор простого товарищества), который соглашением сторон от 14.09.2006 изложен в новой редакции, по условиям которого указанные лица обязались соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для достижения предусмотренных пунктом 1.2 договора целей, а именно: выработки тепловой энергии, транспортировки и снабжения ею потребителей Пушкинского и Колпинского районов Санкт-Петербурга, выработки, транспортировки и продажи электрической энергии потребителям Пушкинского и Колпинского районов Санкт-Петербурга; а также для осуществления деятельности по уличному освещению, включая текущее содержание сетей уличного освещения в границах Пушкинского и Колпинского районов Санкт-Петербурга.
Ведение общих дел простого товарищества поручено обществу "Лентеплоснаб", для чего предусмотрено право на заключение договоров от имени простого товарищества (пункты 4.1, 4.3).
В соответствии с дополнительным соглашением от 01.09.1999 к договору простого товарищества ГП "ТЭК" заменено на государственное унитарное предприятие "Пушкинский ТЭК" (далее - Пушкинский ТЭК). Впоследствии дополнительным соглашением от 29.04.2011 закреплен выход общества "Лентеплоснаб из договора простого товарищества. Все полномочия общества "Лентеплоснаб" по договору приняло на себя Предприятие.
Действуя в интересах простого товарищества, общество "Лентеплоснаб" заключило с Жилкомсервисом договор теплоснабжения в горячей воде от 08.04.2008 N 80563 (позже сторонами договору присвоен номер 80578; далее - договор теплоснабжения), по которому общество "Лентеплоснаб" обязалось обеспечивать подачу абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде в жилые дома, указанные в приложении N 1 к договору, а абонент обязался своевременно оплачивать принятую тепловую энергию.
Предприятие, Жилкомсервис и общество "Лентеплоснаб" заключили соглашение от 30.04.2011 о перемене лиц в договоре теплоснабжения, согласно которому стороной этого договора (ресурсоснабжающей организацией) стало Предприятие.
В рамках договора теплоснабжения Жилкомсервис в период с 01.01.2010 по 31.08.2012 получал тепловую энергию в горячей воде.
Предприятие, ссылаясь на ненадлежащее исполнение Жилкомсервисом обязательства по оплате поставленной тепловой энергии, обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 548 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Задолженность Жилкомсервиса по состоянию на 29.04.2011 г. (дата заключения договора уступки права требования) составила 70234697,19 рубля, что подтверждено судебными актами, принятыми по делу N 56-37560/2011. Таким образом, сумма заявленной ко взысканию задолженности правомерно уменьшена судом первой инстанции на 11348012,55 рубля.
Пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) установлено, что потери в тепловых сетях компенсируют теплосетевые организации или теплоснабжающие организации путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 данного закона.
Теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными к одной системе теплоснабжения (пункт 11 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
Таким образом, с учетом технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии часть ресурса неизбежно расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей. В связи с этим эта часть ресурса не оплачивается конечными потребителями и относится к нормативным потерям теплоснабжающей организации, во владении которой находятся тепловые сети.
Следовательно, суд первой инстанции верно установил, что сумма потерь на внешних сетях, не входящих в состав общего имущества Жилкомсервис, в размере 2248383,34 рубля, не подлежит взысканию с ответчика1.
Кроме того, истцом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств в обоснование доводов жалобы о неправомерном отказе во взыскании суммы 4297933,5 рубля к ответчику1.
Учитывая, что судом правильно были применены положения действующего законодательства в сфере теплоснабжения, суд апелляционный инстанции отклоняет доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе.
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.01.2011 N 50 "О Порядке предоставления в 2011 году субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских", постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 N 95 "О Порядке предоставления в 2012 году субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских"), постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2013 N 179 "О Порядке предоставления в 2013 году субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских") в период с апреля 2011 по март 2013 субсидии предоставляются следующим юридическим лицам (далее - получатели субсидий):
Товариществам собственников жилья (далее - ТСЖ), жилищным кооперативам (далее - ЖК), жилищно-строительным кооперативам (далее - ЖСК), специализированным потребительским кооперативам (далее - СК), управляющим организациям (далее - УО), заключившим договоры с ресурсоснабжающими организациями на теплоснабжение многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских либо с абонентами ресурсоснабжающих организаций, заключившими договоры на передачу тепловой энергии в многоквартирные (жилые) дома и творческие мастерские, ТСЖ, ЖК, ЖСК, СК, УО, не имеющим технической возможности для заключения договора теплоснабжения с ресурсоснабжающими организациями и заключившим с ресурсоснабжающими организациями договоры о расчетах за тепловую энергию, поставляемую ресурсоснабжающими организациями в многоквартирные дома на основании заключенных с застройщиком или иным уполномоченным от имени застройщика лицом договоров, ТСЖ, ЖК, ЖСК, СК, УО, заключившим договоры на теплоснабжение многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских с государственными учреждениями, в оперативном управлении или в собственности которых находятся котельные, общественным организациям творческих работников, заключившим договоры с ресурсоснабжающими организациями либо с абонентами ресурсоснабжающих организаций, заключившими договоры на передачу тепловой энергии в многоквартирные (жилые) дома и творческие мастерские (далее - абоненты ресурсоснабжающих организаций), на теплоснабжение творческих мастерских,
Ресурсоснабжающая организация ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", в период с апреля 2011 по март 2013 не является получателем субсидии, каких-либо договорных отношений между Жилищным комитетом и истцом не имеется.
В соответствии с постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2014 N 217, от 02.03.2015 N 222 "О порядке предоставления в 2014 году субсидий ресурсоснабжающим организациям (далее по тексту - РСО) на возмещение выпадающих доходов", "О порядке предоставления в 2015 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов" и Порядками перечисления в 2014, 2015 годах субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов, утвержденными распоряжениями Жилищного комитета от 10.04.2014 N 275-р "О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2014 N 217", от 05.03.2015 N 160-р "О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 02.03.2015 N 222" перечисление средств субсидий РСО производится Жилищным комитетом на основании заключаемых между Комитетом и РСО договоров о предоставлении субсидий, отчетами РСО о фактических объемах, стоимости тепловой энергии, отпущенной для отопления и горячего водоснабжения и сумме выпадающих доходов РСО (далее по тексту - отчеты). Согласно п. п. 2.2.1.1, 2.2.1.2 Порядка отчеты должны быть сформированы на основании актов сверок об объемах тепловой энергии.
Согласно Порядку предоставления в 2014 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2014 N 217, субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения выпадающих доходов, возникших в 2014 году и (или) за период с апреля по декабрь 2013 года.
Согласно Порядку предоставления в 2015 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02.03.2015 N 222, субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения выпадающих доходов, возникших в 2015 году и (или) за период с апреля 2013 по декабрь 2014 года.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, в спорный исковой период были определены Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", приказом ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э "Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и(или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)" Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга ежегодно утверждаются тарифы на тепловую энергию, отпускаемую Государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга".
Также, Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга ежегодно устанавливаются тарифы для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам.
Разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую Государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", и для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению для граждан возмещается из бюджета Санкт-Петербурга.
Жилищным комитетом в ГУП "ТЭК СПб" за спорный период на основании отчетов, представленных ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", перечислялись средства субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, запрашиваемые по получателю субсидии - общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Пушкинского района".
Таким образом, жилищный комитет предоставлял субсидии на основании имеющихся документов (предоставляемых ГУП "ТЭК СПб") об объемах отпущенной общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Пушкинского района" ГУП "ТЭКом СПб" тепловой энергии.
Обращений от ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" в Жилищный комитет о задолженности по возмещению разницы в тарифах на тепловую энергию за спорный период и не соблюдении договорных обязательств, предусмотренных договором о предоставлении субсидий, не поступало.
ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" в Жилищный комитет в досудебном порядке урегулирования спора не обращалось.
Судом первой инстанции верно сделан вывод о том, что факт потребления тепловой энергии подтвержден материалами дела, межтарифная разница была возмещена Жилищным комитетом Предприятию на основании данных о фактическом объеме потребленного ресурса. Поскольку, Предприятие не представило сведений о потреблении ресурса в заявленном в исковом заявлении объеме, то у Комитета отсутствовали основания для выплаты межтарифной разницы в заявленной сумме.
Таким образом, порядок предоставления субсидий и порядок перечисления субсидий, утвержденный постановлениями Правительства Санкт-Петербурга и распоряжениями Жилищного комитета соответственно на 2011 - 2015 годы, а также договор о предоставлении субсидий Жилищным комитетом соблюдены, факт неисполнения Санкт-Петербургом, в лице Жилищного комитета обязательств перед ГУП "ТЭК СПб" по перечислению средств субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию Истцом не подтвержден.
Доводы ответчика1 о том, что суд не дал оценки представленным в материалы дела доказательствам несоответствия горячего водоснабжения нормативу по химическому составу и отсутствия правовых оснований для оплаты предоставленной услуги, отклоняются апелляционным судом, поскольку указанный довод был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, представленным доказательствам в соответствии со ст. 65 АПК РФ дана надлежащая оценка, и судом первой инстанции со ссылкой на не соблюдение порядка установления факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, установленного Правилами N 354, правомерно сделан вывод о том, что доказательства несоответствия предоставленной услуги требованиям о качестве отсутствуют.
С учетом вышеизложенных обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения либо опровергали выводы арбитражного суда, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными.
По существу доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.04.2015 по делу N А56-40710/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
О.В.ФУРКАЛО

Судьи
Е.В.САВИНА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)