Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2341

Требование: О признании незаконным решения органа исполнительной власти субъекта РФ.

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Заявитель является участником долевого строительства объекта недвижимости. Оспариваемым решением ему было отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в связи с предоставлением неполного пакета документов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июля 2015 г. по делу N 33-2341


судья Булыгина Н.В.

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего Образцовой О.А.,
судей Крыловой В.Н. и Улыбиной С.А.
при секретаре Ц.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
01 июля 2015 года
по докладу судьи Крыловой В.Н.
дело по апелляционной жалобе О., поданной представителем по доверенности У.
на решение Центрального районного суда города Твери
от 26 февраля 2015 года,
которым постановлено:
"В удовлетворении требований О. <данные изъяты> о признании незаконным решения Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены - отказать".
Судебная коллегия

установила:

О. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены и возложении обязанности по включению заявителя в реестр граждан.
Требования мотивированы тем, что он является участником долевого строительства объекта по адресу: <адрес>, расположенной на третьем этаже, предварительной общей площадью <данные изъяты> кв. м. Компания застройщик ОАО <данные изъяты>", привлекавшая денежные средства для строительства, признана несостоятельной (банкротом), свои обязательства перед заявителем не выполнила, в связи с чем он обратился с заявлением в Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Письмом от 06.11.2014 N 552/08/ООГ его поставили в известность об отказе во включение в реестр граждан, со ссылкой на предоставление неполного пакета документов, а именно, отсутствие вступившего в законную силу определения суда о признании денежных требований к застройщику в связи с введением процедуры банкротства; копии договора замены лиц в обязательствах N от 10.03.2009; отсутствие надлежащих полномочий, перечисленных в доверенности на представителя. Данное решение не имело окончательного характера, то есть позволяло устранить имеющиеся недостатки и обратиться повторно.
В ходе судебной процедуры банкротства ОАО "<данные изъяты>" О. были заявлены денежные требования к застройщику. Определением Арбитражного суда Тверской области от 29.10.2014 его требования включены в третью очередь реестра требований кредиторов ОАО "<данные изъяты>".
19.12.2014 он повторно обратился в Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N 3/08/ООГ ему вновь отказано во включение в реестр граждан со ссылкой на п. 17 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Однако все причины отказа предусмотрены в п. 14 Правил, а п. 17 регламентирует порядок исключения из реестра.
Полагал, что полностью подпадает под критерии отнесения граждан, подлежащих включению в реестр, данный отказ нарушает его право быть включенным в данный реестр и, соответственно, на защиту прав и интересов как гражданина, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
В судебном заседании О., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заявителя по доверенности У. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Министерства по обеспечению контрольных функций Тверской области по доверенности В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку заявителем уже выбран способ защиты своих прав - заявлено требование о включение в реестр требований кредиторов.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе О. просит отменить решение суда и постановить новое решение.
В жалобе указывает, что полностью отвечает критериям отнесения граждан, подлежащих включению в реестр, предусмотренных п. 14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов. Отсутствие государственной регистрации договора долевого участия не лишает дольщика на получение оплаченной квартиры и на включение в реестр требований кредиторов. Действующее законодательство рассматривает государственную регистрацию договора именно как защиту прав дольщика и ее отсутствие не должно приводить к уменьшению прав дольщика, в том числе на включение в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций по доверенности Р. указывает на законность и обоснованность решения суда.
В заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенным, не явился О. С учетом положений ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав докладчика по делу, а также представителя О. - У., поддержавшего доводы жалобы, представителя Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций - Р., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства регионального развития от 20.09.2013 N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены" утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (далее - Критерии).
Пунктом 1 Критериев закреплено, что установлены они исключительно в целях ведения Реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Согласно п. 3 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 N 403, формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами.
Таким органом на территории Тверской области является Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций.
Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ О. заключил договор участия в долевом строительстве объекта по адресу: <адрес> на третьем этаже, предварительной общей площадью <данные изъяты> кв. м, с ОАО <данные изъяты>". Размер оплаты по договору составлял <данные изъяты> рублей, оплата произведена в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 15 августа 2011 года ОАО "<данные изъяты>" признано несостоятельным (банкротом), введено конкурсное производство.
ДД.ММ.ГГГГ О. обратился в Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций с заявлением о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ заявителю сообщалось об отказе включить его в реестр граждан, со ссылкой на предоставление неполного пакета документов, в именно: отсутствие вступившего в законную силу определения суда о признании денежных требований к застройщику в связи с введением процедуры банкротства: копии договора замены лиц в обязательствах N от 10.03.2009; отсутствие надлежащих полномочий, перечисленных в доверенности на представителя заявителя. Также сообщалось, что настоящий отказ не препятствует повторному обращению в Министерство с заявлением о включении в реестр при устранении указанных недостатков.
ДД.ММ.ГГГГ О. вновь обратился в Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N 3/08/ООГ Министерство сообщило О. об отказе во включение в реестр, в связи с тем, что определением Арбитражного суда Тверской области от 29 октября 2014 года его требование в размере <данные изъяты>. основного долга включено в третью очередь реестра требований кредиторов ОАО "<данные изъяты>
В силу 4 п. 14 Приказа Минрегиона России от 20.09.2013 N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены" основанием для отказа во включении заявителя в Реестр является привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" после вступления в силу Федерального закона от 17.06.2010 N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается только установленными данной статьей способами, в частности, на основании договора участия в долевом строительстве.
В соответствии со ст. 4 названного Закона договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Установлено, что договор долевого участия в строительстве от 21 июля 2009 года, заключенный между О. и ОАО "<данные изъяты> в установленном законом порядке не зарегистрирован.
При таких обстоятельствах, судом сделан правильный вывод о том, что отказ Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций во включении О. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, основан на нормах действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что наличие или отсутствие регистрации договора не имеет правового значения для включения в реестр, основаны на неправильном толковании действующего законодательства.
Приказ Министерства регионального развития от 20.09.2013 N 403 издан во исполнение Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", который содержит прямое требование об обязательной государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве. В отсутствие такой регистрации договор не считается заключенным, а заявитель не является дольщиком по смыслу указанного Закона.
Следует также отметить, что одним из обязательных условий применения мер государственной поддержки к пострадавшим гражданам является требование, предусмотренное п. 2 ст. 4 Закона Тверской области N 29-30 от 26.04.2012 года "О дополнительных мерах по защите прав граждан - участников строительства многоквартирных домов на территории Тверской области, пострадавших от действий (бездействий) недобросовестных застройщиков, и о внесении изменений в Закон Тверской области "Об управлении государственным имуществом Тверской области", а именно - пострадавший участник строительства должен являться членом некоммерческой организации, объединяющей всех пострадавших участников строительства. Таких данных заявителем не представлено.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку решение Министерства принято в соответствии с законом и в пределах предоставленных ему полномочий, права либо свободы заявителя решением Министерства не были нарушены, у суда не имелось оснований для удовлетворения требований О.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Твери от 26 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу О., поданную представителем по доверенности У., - без удовлетворения.

Председательствующий
О.А.ОБРАЗЦОВА

Судьи
В.Н.КРЫЛОВА
С.А.УЛЫБИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)