Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5623/2014) Государственной жилищной инспекции Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.05.2014 по делу N А70-2886/2014 (судья Соловьев К.Л.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по содержанию жилищного фонда" (ОГРН 1057200831302, ИНН 7203165988) к Государственной жилищной инспекции Тюменской области об оспаривании постановления N 48 по делу об административном правонарушении от 25.02.2014,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Государственной жилищной инспекции Тюменской области - Свещевская Н.И. (по доверенности от 04.09.2013);
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по содержанию жилищного фонда" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по содержанию жилищного фонда" (далее - ООО "УК ПО СЖФ", общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее также инспекция, административный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления N 48 по делу об административном правонарушении от 25.02.2014.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 08.05.2014 по делу N А70-2886/2014 требования общества удовлетворены, с чем административный орган не согласился, обжаловав его в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что заявитель на основании договора управления многоквартирным домом от 20.02.2006 осуществляет управление многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Тюмень, ул. Широтная, дом N 150 (л.д. 131-141).
На основании обращения от 23.12.2013 г. N 7224-ж/13 по факту нарушения в рамках управления многоквартирным домом требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, инспекцией на основании приказа N 02-02-4685/13 от 31.12.2013 проведена внеплановая документарная проверка общества, результаты которой отражены в акте проверки от 17.01.2014 г. N ТО-04-11 (л.д. 116-117).
Согласно акту проверки, выявлены нарушения обществом требований оснащенности многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, в частности многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, 150 не оборудован общедомовым прибором учета холодного водоснабжения.
По указанному факту, 05.02.2014 в отношении ООО "УК ПО СЖФ" составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому общество признано виновным в нарушении требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 11. Правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (л.д. 110).
По результатам рассмотрения материалов административного дела Государственной жилищной инспекцией Тюменской области вынесено постановление N 48 по делу об административном правонарушении от 25.02.2014, согласно которому общество привлечено к ответственности на основании части 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 20000 рублей (л.д. 98-101).
При рассмотрении законности и обоснованности данного постановления по делу об административном правонарушении суд пришел к выводу о наличии у общества как управляющей организации обязанности по оборудованию многоквартирных домов общедомовыми приборами учета. Однако, судом учтено, что прибор учета холодного водоснабжения в спорном доем не подлежал установке и не мог быть установлен в связи с постановкой кондоминиума в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, и установлением фактической невозможности устройства прибора без проведения реконструкции.
Установив отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, спорное постановление было признано незаконным и отменено судом первой инстанции.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит отменить судебное решение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции указывает, что планом капитального ремонта не предусмотрены работы на сетях холодного водоснабжения, кроме того, решение Тюменской городской думы от 26.03.2009 N 252 "О концепции капитального ремонта многоквартирных домов города Тюмени на 2009-2012 годы" утратило силу.
Податель жалобы считает, что имеющиеся в материалах дела документы не свидетельствуют об отсутствии фактической возможности установить общедомовой прибор учета холодной воды.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Судебное заседание апелляционного суда проведено посредством видеоконференц-связи при участии представителя административного органа. Общество, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечило, ходатайства об отложении не заявило, что по правилам части 3 статьи 156 и части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для проведения судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя инспекции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу части 4 статьи 9.16 КоАП РФ несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, составляют, в том числе, бездействие, выразившееся в несоблюдении лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ) регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Судом первой инстанции на основании токования и анализа статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, статей 39, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 5 - 7, подпункта "ж" пункта 10, подпунктов "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, сформулирован верный вывод о том, что обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовыми приборами учета потребляемых энергетических ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации.
Апелляционный суд считает обоснованным утверждение суда первой инстанции о наличии у управляющей организации обязанности по установке общедомового прибора учета холодной воды, в том числе и в случае, если собственники не приняли решения об установке таких приборов учета.
Данные выводы участвующие в деле лица не оспаривают.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Следовательно, в ветхих, аварийных объектах, объектах, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, общедомовые приборы учета установке не подлежат.
В рассматриваемом случае из материалов дела усматривается, что решением Тюменской городской думы от 26.03.2009 года "О концепции капитального ремонта многоквартирных домов города Тюмени на 2009-2012 годы", в адресный перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, был включен многоквартирный дом по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, дом N 150.
Протоколом N 21/2012 от 19.07.2012 года заседания комиссии по включению многоквартирных домов в муниципальную программу по группе 21, многоквартирный дом по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, дом N 150, был включен в адресный перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту за счет средств города Тюмени, в составе муниципальной программы (л.д. 81-82).
Письмом Департамента городского хозяйства от 25.04.2014 года, направленным в адрес Государственной жилищной инспекции Тюменской области, Департамент указал на то, что в 2012 году капитальный ремонт не был проведен в силу отсутствия в бюджете города достаточного объема бюджетных средств на данные цели, в 2013 году данный капитальный ремонт также не был произведен по указанным обстоятельствам.
Таким образом, многоквартирный дом до 01.01.2013 был включен в адресный перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту за счет средств города Тюмени, а, следовательно, в силу прямого указания части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установка учета используемых энергетических ресурсов не распространяется на указанный объект недвижимого имущества.
Доводы административного органа о том, что постановка дома в перечень домов, подлежащих капитальному ремонту, не освобождает общество от обязанности по установке общедомового прибора учета холодной воды, так как в перечень мероприятий по капитальному ремонту не включены работы по холодному водоснабжению, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Как уже было указано, статьей 13 Федерального закона 23.11.2009 N 261-ФЗ установлено исключение из общего правила. Предусматривающего обязательную установку общедомовых приборов учета, а именно, приборы учета не устанавливаются на "ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года".
Из этого следует, что обязанность по оборудованию общедомовыми приборами учета объекта, то есть многоквартирного дома, зависит от его (объекта) состояния, а не от состояния конкретных инженерных сетей и необходимости их ремонта. В связи с этим, то обстоятельство, что спорный кондоминиум не требовал проведения капитального ремонта сетей холодного водоснабжения, как это указывает административный орган, само по себе не свидетельствует о том, что заявитель в данном конкретном случае должен был произвести установку прибора учета холодной воды.
Доводы о том, что решение Тюменской городской думы от 26.03.2009 N 252 "О концепции капитального ремонта многоквартирных домов города Тюмени на 2009-2012 годы" утратило силу, не может быть принять во внимание, поскольку протоколом N 21/2012 от 19.07.2012 заседания комиссии по включению многоквартирных домов в муниципальную программу по группе 21, многоквартирный дом по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, дом N 150, был включен в адресный перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту за счет средств города Тюмени, в составе муниципальной программы (л.д. 81-82).
Более того, помимо факта включения дома в перечень подлежащих капитальному ремонту, судом первой инстанции установлено отсутствие фактической возможности установки общедомового прибора учета холодной воды.
А именно, заявителем при участии подрядной организации ООО "Взлет-Тюмень" проведено обследование указанного многоквартирного жилого дома на предмет установления технической возможности установки общедомовых (коллективных) приборов учета в указанных домах.
Согласно акту от 25.04.2013 техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета отсутствует, в связи с наличием критериев, указанных в Приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627, в частности установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам жилого дома невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем или без создания новых внутридомовых систем.
При этом ссылка административного органа на то, что письмом от 25.04.2014 ООО "Тюмень водоканал" подтверждается возможность устройства прибора учета холодного водоснабжения, судом отклонена как несостоятельная, поскольку актом от 25.04.2013 установлен факт невозможности устройства данного прибора учета.
Возражения инспекции, касающиеся отсутствия доказательственного значения данного акта апелляционной коллегией не принимаются, как недостаточно обоснованные. Инспекция не представила доказательства фактического наличия возможности монтажа прибора учета, в том числе после составления акта обследования от 25.04.2013.
По таким основаниям в данном конкретном случае прибор учета не должен был и не мог быть установлен обществом, что свидетельствует об отсутствии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает неустановленным факт совершения вменяемого правонарушения обществом, что в соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ означает отсутствие оснований для привлечения его к ответственности.
В этой связи постановление инспекции правомерно признано незаконным и отменено судом первой инстанции.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают свое несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по данному делу решения не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 269, 271 АПК РФ, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.05.2014 по делу N А70-2886/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.07.2014 N 08АП-5623/2014 ПО ДЕЛУ N А70-2886/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2014 г. N 08АП-5623/2014
Дело N А70-2886/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5623/2014) Государственной жилищной инспекции Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.05.2014 по делу N А70-2886/2014 (судья Соловьев К.Л.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по содержанию жилищного фонда" (ОГРН 1057200831302, ИНН 7203165988) к Государственной жилищной инспекции Тюменской области об оспаривании постановления N 48 по делу об административном правонарушении от 25.02.2014,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Государственной жилищной инспекции Тюменской области - Свещевская Н.И. (по доверенности от 04.09.2013);
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по содержанию жилищного фонда" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по содержанию жилищного фонда" (далее - ООО "УК ПО СЖФ", общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее также инспекция, административный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления N 48 по делу об административном правонарушении от 25.02.2014.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 08.05.2014 по делу N А70-2886/2014 требования общества удовлетворены, с чем административный орган не согласился, обжаловав его в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что заявитель на основании договора управления многоквартирным домом от 20.02.2006 осуществляет управление многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Тюмень, ул. Широтная, дом N 150 (л.д. 131-141).
На основании обращения от 23.12.2013 г. N 7224-ж/13 по факту нарушения в рамках управления многоквартирным домом требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, инспекцией на основании приказа N 02-02-4685/13 от 31.12.2013 проведена внеплановая документарная проверка общества, результаты которой отражены в акте проверки от 17.01.2014 г. N ТО-04-11 (л.д. 116-117).
Согласно акту проверки, выявлены нарушения обществом требований оснащенности многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, в частности многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, 150 не оборудован общедомовым прибором учета холодного водоснабжения.
По указанному факту, 05.02.2014 в отношении ООО "УК ПО СЖФ" составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому общество признано виновным в нарушении требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 11. Правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (л.д. 110).
По результатам рассмотрения материалов административного дела Государственной жилищной инспекцией Тюменской области вынесено постановление N 48 по делу об административном правонарушении от 25.02.2014, согласно которому общество привлечено к ответственности на основании части 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 20000 рублей (л.д. 98-101).
При рассмотрении законности и обоснованности данного постановления по делу об административном правонарушении суд пришел к выводу о наличии у общества как управляющей организации обязанности по оборудованию многоквартирных домов общедомовыми приборами учета. Однако, судом учтено, что прибор учета холодного водоснабжения в спорном доем не подлежал установке и не мог быть установлен в связи с постановкой кондоминиума в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, и установлением фактической невозможности устройства прибора без проведения реконструкции.
Установив отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, спорное постановление было признано незаконным и отменено судом первой инстанции.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит отменить судебное решение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции указывает, что планом капитального ремонта не предусмотрены работы на сетях холодного водоснабжения, кроме того, решение Тюменской городской думы от 26.03.2009 N 252 "О концепции капитального ремонта многоквартирных домов города Тюмени на 2009-2012 годы" утратило силу.
Податель жалобы считает, что имеющиеся в материалах дела документы не свидетельствуют об отсутствии фактической возможности установить общедомовой прибор учета холодной воды.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Судебное заседание апелляционного суда проведено посредством видеоконференц-связи при участии представителя административного органа. Общество, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечило, ходатайства об отложении не заявило, что по правилам части 3 статьи 156 и части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для проведения судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя инспекции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу части 4 статьи 9.16 КоАП РФ несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, составляют, в том числе, бездействие, выразившееся в несоблюдении лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ) регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Судом первой инстанции на основании токования и анализа статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, статей 39, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 5 - 7, подпункта "ж" пункта 10, подпунктов "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, сформулирован верный вывод о том, что обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовыми приборами учета потребляемых энергетических ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации.
Апелляционный суд считает обоснованным утверждение суда первой инстанции о наличии у управляющей организации обязанности по установке общедомового прибора учета холодной воды, в том числе и в случае, если собственники не приняли решения об установке таких приборов учета.
Данные выводы участвующие в деле лица не оспаривают.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Следовательно, в ветхих, аварийных объектах, объектах, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, общедомовые приборы учета установке не подлежат.
В рассматриваемом случае из материалов дела усматривается, что решением Тюменской городской думы от 26.03.2009 года "О концепции капитального ремонта многоквартирных домов города Тюмени на 2009-2012 годы", в адресный перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, был включен многоквартирный дом по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, дом N 150.
Протоколом N 21/2012 от 19.07.2012 года заседания комиссии по включению многоквартирных домов в муниципальную программу по группе 21, многоквартирный дом по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, дом N 150, был включен в адресный перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту за счет средств города Тюмени, в составе муниципальной программы (л.д. 81-82).
Письмом Департамента городского хозяйства от 25.04.2014 года, направленным в адрес Государственной жилищной инспекции Тюменской области, Департамент указал на то, что в 2012 году капитальный ремонт не был проведен в силу отсутствия в бюджете города достаточного объема бюджетных средств на данные цели, в 2013 году данный капитальный ремонт также не был произведен по указанным обстоятельствам.
Таким образом, многоквартирный дом до 01.01.2013 был включен в адресный перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту за счет средств города Тюмени, а, следовательно, в силу прямого указания части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установка учета используемых энергетических ресурсов не распространяется на указанный объект недвижимого имущества.
Доводы административного органа о том, что постановка дома в перечень домов, подлежащих капитальному ремонту, не освобождает общество от обязанности по установке общедомового прибора учета холодной воды, так как в перечень мероприятий по капитальному ремонту не включены работы по холодному водоснабжению, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Как уже было указано, статьей 13 Федерального закона 23.11.2009 N 261-ФЗ установлено исключение из общего правила. Предусматривающего обязательную установку общедомовых приборов учета, а именно, приборы учета не устанавливаются на "ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года".
Из этого следует, что обязанность по оборудованию общедомовыми приборами учета объекта, то есть многоквартирного дома, зависит от его (объекта) состояния, а не от состояния конкретных инженерных сетей и необходимости их ремонта. В связи с этим, то обстоятельство, что спорный кондоминиум не требовал проведения капитального ремонта сетей холодного водоснабжения, как это указывает административный орган, само по себе не свидетельствует о том, что заявитель в данном конкретном случае должен был произвести установку прибора учета холодной воды.
Доводы о том, что решение Тюменской городской думы от 26.03.2009 N 252 "О концепции капитального ремонта многоквартирных домов города Тюмени на 2009-2012 годы" утратило силу, не может быть принять во внимание, поскольку протоколом N 21/2012 от 19.07.2012 заседания комиссии по включению многоквартирных домов в муниципальную программу по группе 21, многоквартирный дом по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, дом N 150, был включен в адресный перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту за счет средств города Тюмени, в составе муниципальной программы (л.д. 81-82).
Более того, помимо факта включения дома в перечень подлежащих капитальному ремонту, судом первой инстанции установлено отсутствие фактической возможности установки общедомового прибора учета холодной воды.
А именно, заявителем при участии подрядной организации ООО "Взлет-Тюмень" проведено обследование указанного многоквартирного жилого дома на предмет установления технической возможности установки общедомовых (коллективных) приборов учета в указанных домах.
Согласно акту от 25.04.2013 техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета отсутствует, в связи с наличием критериев, указанных в Приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627, в частности установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам жилого дома невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем или без создания новых внутридомовых систем.
При этом ссылка административного органа на то, что письмом от 25.04.2014 ООО "Тюмень водоканал" подтверждается возможность устройства прибора учета холодного водоснабжения, судом отклонена как несостоятельная, поскольку актом от 25.04.2013 установлен факт невозможности устройства данного прибора учета.
Возражения инспекции, касающиеся отсутствия доказательственного значения данного акта апелляционной коллегией не принимаются, как недостаточно обоснованные. Инспекция не представила доказательства фактического наличия возможности монтажа прибора учета, в том числе после составления акта обследования от 25.04.2013.
По таким основаниям в данном конкретном случае прибор учета не должен был и не мог быть установлен обществом, что свидетельствует об отсутствии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает неустановленным факт совершения вменяемого правонарушения обществом, что в соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ означает отсутствие оснований для привлечения его к ответственности.
В этой связи постановление инспекции правомерно признано незаконным и отменено судом первой инстанции.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают свое несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по данному делу решения не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 269, 271 АПК РФ, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.05.2014 по делу N А70-2886/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)