Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указал, что имеет место длящееся бездействие ответчика в отношении формирования земельного участка для многоквартирного дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Миронова А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Антоновой Н.В.,
судей Бабенко О.И., Муравецкой Л.В.,
при секретаре Ш.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Антоновой Н.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе К. на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 11 декабря 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления К. о признании незаконным бездействия Департамента городского имущества г. Москвы в отношении формирования земельного участка для многоквартирного дома, обязании сформировать земельный участок для многоквартирного дома - отказать,
установила:
К. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента городского имущества г. Москвы (далее ДГИ г. Москвы) в отношении формирования земельного участка для многоквартирного дома, обязании сформировать земельный участок для многоквартирного дома.
В обоснование своих требований заявитель указал, что является собственником квартиры N *** в многоквартирном доме по адресу: ***, 24.04.2014 г. направил в ДГИ г. Москвы заявление о формировании земельного участка многоквартирного дома с максимально допустимой проектом межевания прилегающей к дому территорией для предоставления его в общую долевую собственность собственников помещений в доме; в ответ на указанное обращение ДГИ указал, что до настоящего времени межевание квартала территории, на которой расположен жилой дом, не утверждено, в связи с чем, определить границы участка с прилегающей к дому территорией, не представляется возможным. 17.06.2014 г. и 21.07.2014 г. заявитель обратился в ДГИ с заявлениями с просьбой проинформировать о конкретных действиях по формированию земельного участка; в ответ на обращения в письме от 07.07.2014 г. ДГИ сообщил, что проект межевания территории квартала, на которой расположен многоквартирный дом, согласован ДГИ г. Москвы и направлен разработчиком для дальнейшего вынесения на публичные слушания; в письме от 15.08.2014 г. ДГИ дополнительно сообщил, что вернуться к рассмотрению вопроса о формировании границ земельного участка возможно после проведения публичных слушаний и утверждения проекта межевания территории.
К. расценивает приведенное как бездействие ДГИ г. Москвы, ссылаясь на то, что с даты обращения заявителя (24.04.2014 г.) шестимесячный срок формирования земельного участка, установленный ст. 12 Закона г. Москвы "О землепользовании в г. Москве", истек 25.10.2014 г., и, начиная с 26.10.2014 г. имеет место длящееся бездействие ДГИ г. Москвы в отношении формирования земельного участка для многоквартирного дома, что, по мнению заявителя, нарушает его права, а также права других собственников помещений в доме.
Заявитель К. и его представитель на основании доверенности Г. в судебном заседании суда первой инстанции требования заявления поддержали в полном объеме.
Представитель Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит К. по доводам апелляционной жалобы.
Заявитель К. в заседание судебной коллегии не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя по доверенности Г.
Представитель заявителя К. по доверенности Г. в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым требования К. удовлетворить.
Представитель ДГИ г. Москвы по доверенности С. в заседание судебной коллегии явился, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам письменных возражений, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя К. по доверенности Г., представителя ДГИ г. Москвы по доверенности С., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, К. является собственником квартиры N *** в многоквартирном доме по адресу: ***. 24.04.2014 г. К. направил в ДГИ г. Москвы заявление о формировании земельного участка многоквартирного дома с максимально допустимой проектом межевания прилегающей к дому территорией для предоставления его в общую долевую собственность собственников помещений в доме; в ответ на указанное обращение ДГИ в письме от 23.05.2014 г. указал, что до настоящего времени межевание квартала территории, на которой расположен жилой дом, не утверждено, в связи с чем, определить границы участка с прилегающей к дому территорией, не представляется возможным.
11.06.2014 г. и 15.07.2014 г. заявитель обратился в ДГИ с заявлениями с просьбой проинформировать о конкретных действиях по формированию земельного участка; в ответ на обращения в письме от 07.07.2014 г. ДГИ сообщил, что проект межевания территории квартала, на которой расположен многоквартирный дом, согласован ДГИ г. Москвы и направлен разработчиком для дальнейшего вынесения на публичные слушания; в письме от 15.08.2014 г. ДГИ дополнительно сообщил, что вернуться к рассмотрению вопроса о формировании границ земельного участка возможно после проведения публичных слушаний и утверждения проекта межевания территории.
В соответствии с Градостроительным кодексом города Москвы, постановлением Правительства Москвы от 30.12.2008 г. N 1258-ПП "О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве", в целях учета интересов населения при осуществлении градостроительной деятельности, в том числе при разработке проектов межевания, после завершения процедуры согласования, разработчиком указанной градостроительной документации в установленном порядке должны быть проведены публичные слушания. После проведения публичных слушаний материалы межевания направляются в департамент на утверждение с учетом протокола публичных слушаний и заключения по результатам публичных слушаний по градостроительной документации для принятия решения об утверждении или об отклонении указанного проекта межевания и направлении его организатору подготовки документации на доработку.
В соответствии с положениями ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (действующей на период возникновения спорных правоотношений), ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, с момента формирования и проведения его государственного кадастрового учета переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Таким образом, в силу вышеперечисленных нормативных правовых актов, собственники помещений в многоквартирном жилом доме становятся правообладателями (собственниками) соответствующего земельного участка с момента его формирования и постановки на государственный кадастровый учет для целей эксплуатации многоквартирного жилого дома (право общей долевой собственности в силу закона).
В соответствии со ст. 26 ЗК РФ право собственности на земельный участок удостоверяется документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". При этом государственная регистрация в данном случае носит правоподтверждающий характер.
В обоснование своих требований заявитель указывал, что с даты обращения заявителя (24.04.2014 г.) в ДГИ шестимесячный срок формирования земельного участка, установленный ст. 12 Закона г. Москвы "О землепользовании в г. Москве", истек 25.10.2014 г., и, начиная с 26.10.2014 г. имеет место длящееся бездействие ДГИ г. Москвы в отношении формирования земельного участка для многоквартирного дома, что нарушает его права, а также права других собственников помещений в доме.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 36 Земельного кодекса РФ (утратившей силу с 1 марта 2015 года), ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", п. 1 ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 года N 48 "О землепользовании в г. Москве" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), п. 3.7 Временного положения о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов межевания на территории города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.11.2005 N 941-ПП "О формировании перечней земельных участков, занятой объектами социальной инфраструктуры, находящимися в собственности города Москвы", пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению требований К.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 года N 48 "О землепользовании в г. Москве" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы осуществляет по заявлению лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, формирование земельного участка многоквартирного дома, обращается с заявлением о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю. Формирование земельного участка многоквартирного дома осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в срок не более шести месяцев.
Согласно ч. 3 ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 года N 48 "О землепользовании в г. Москве" границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Согласно пп. 3.7, 3.8, 3.9, 3.10 Временного положения о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов межевания на территории города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.11.2005 N 941-ПП, проект межевания, разработанный на основе утвержденной в установленном порядке градостроительной документации, определяющей границы и градостроительное назначение участков территории, или на основе учета фактического использования территории и не предусматривающий изменение существующей планировки и застройки территории, подлежит согласованию: главой управы района; Департаментом земельных ресурсов города Москвы - по вопросам соблюдения установленных в законодательном порядке границ, обременений и ограничений использования земельных участков; уполномоченным лицом Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы - по вопросам соблюдения методических требований к разработке проекта межевания, градостроительных норм и правил проектирования планировки и застройки территории города Москвы, градостроительных регламентов общего и особого вида, утвержденной исходно-разрешительной документации, актов разрешенного использования и градостроительных планов земельных участков; заинтересованными физическими или юридическими лицами - правообладателями земельных участков.
Проект межевания утверждается уполномоченным органом Правительства Москвы по представлению заказчика. Материалы утвержденного проекта межевания регистрируются в Градостроительном кадастре города Москвы в составе Сводного плана межевания территории города Москвы. Комплект материалов утвержденного проекта межевания направляется в Москомархитектуру, префектуру, управу района, заказчику.
Согласно части 10 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Согласно ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Согласно ст. 43 Градостроительного кодекса РФ при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.
Согласно ст. 7 Закона Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный Кодекс города Москвы" утверждение документации по планировке территорий относится к полномочиям Правительства Москвы.
Частью 12 ст. 28 Закона города Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный Кодекс города Москвы" установлено, что межевание территории осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям посредством разработки и утверждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, проектов межевания территории.
Результатом разработки и утверждения проектов межевания территории является определение границ застроенных и подлежащих застройке земельных участков, в том числе земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам, подготовка градостроительных планов земельных участков, которые содержат требования к использованию соответствующих земельных участков, в том числе виды разрешенного использования и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
При этом порядок подготовки проектов планировки территории утвержден постановлением Правительства Москвы от 06.04.2010 N 270-ПП "Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве", порядок подготовки градостроительных планов земельных участков утвержден постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения, изменения и отмены градостроительных планов земельных участков".
В ответ на обращения заявителя в письме от 07.07.2014 г. ДГИ сообщил, что проект межевания территории квартала, на которой расположен многоквартирный дом, согласован ДГИ г. Москвы и направлен разработчиком для дальнейшего вынесения на публичные слушания; в письме от 15.08.2014 г. ДГИ дополнительно сообщил, что вернуться к рассмотрению вопроса о формировании границ земельного участка возможно после проведения публичных слушаний и утверждения проекта межевания территории.
С учетом вышеуказанных положений норм права, Департамент городского имущества не является органом, уполномоченным осуществлять разработку документации по планировки территории и определять площадь и размер земельных участков.
На рассматриваемую территорию документация по планировке территории не разработана, в связи с чем у ДГИ отсутствует возможность, а также полномочия, определить и утвердить схему расположения границ земельного участка с учетом прав и интересов третьих лиц, являющихся собственниками расположенных на данной территории объектов недвижимого имущества.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что согласно ст. 11.3 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
С учетом вышеуказанных норм права (ст. 11.3 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ), выпуск распорядительного документа Департамента об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, не требуется. Границы земельного участка необходимого для эксплуатации многоквартирных домов устанавливается на основании проектов межевания территорий.
Таким образом, со стороны Департамента городского имущества отсутствует в настоящее время незаконное бездействие, которое может быть предметом для оспаривания в рамках настоящего дела.
В силу пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно соответствовать части 1 статьи 247 и статье 131 ГПК РФ, а также не противоречить главам 23 - 25 ГПК РФ, в частности в нем должно быть указано какие решения, действия (бездействия), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены, либо какое препятствие им создано.
Для признания судом действий (бездействия) государственных органов незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам; нарушения прав и законных интересов заявителя.
Отсутствие хотя бы одного из вышеперечисленного условия, будет являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Ни в суде первой инстанции, ни в заседании судебной коллегии заявителем в соответствии со статьями 12, 56, 57 ГПК РФ не представлено убедительных, достаточных и бесспорных доказательств того, что действиями (бездействиями) Департамента городского имущества были нарушены его права и законные интересы.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении прав собственников жилых помещений многоквартирного дома по адресу: ***, в г. Москве не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку заявитель не обладает правом на представление интересов собственников дома.
Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора фактически повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Савеловского районного суда г. Москвы от 11 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 26.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-19607/15
Требование: О признании незаконным бездействия уполномоченного органа в отношении формирования земельного участка для многоквартирного дома, обязании сформировать земельный участок для многоквартирного дома.Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указал, что имеет место длящееся бездействие ответчика в отношении формирования земельного участка для многоквартирного дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июня 2015 г. по делу N 33-19607/15
Судья: Миронова А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Антоновой Н.В.,
судей Бабенко О.И., Муравецкой Л.В.,
при секретаре Ш.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Антоновой Н.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе К. на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 11 декабря 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления К. о признании незаконным бездействия Департамента городского имущества г. Москвы в отношении формирования земельного участка для многоквартирного дома, обязании сформировать земельный участок для многоквартирного дома - отказать,
установила:
К. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента городского имущества г. Москвы (далее ДГИ г. Москвы) в отношении формирования земельного участка для многоквартирного дома, обязании сформировать земельный участок для многоквартирного дома.
В обоснование своих требований заявитель указал, что является собственником квартиры N *** в многоквартирном доме по адресу: ***, 24.04.2014 г. направил в ДГИ г. Москвы заявление о формировании земельного участка многоквартирного дома с максимально допустимой проектом межевания прилегающей к дому территорией для предоставления его в общую долевую собственность собственников помещений в доме; в ответ на указанное обращение ДГИ указал, что до настоящего времени межевание квартала территории, на которой расположен жилой дом, не утверждено, в связи с чем, определить границы участка с прилегающей к дому территорией, не представляется возможным. 17.06.2014 г. и 21.07.2014 г. заявитель обратился в ДГИ с заявлениями с просьбой проинформировать о конкретных действиях по формированию земельного участка; в ответ на обращения в письме от 07.07.2014 г. ДГИ сообщил, что проект межевания территории квартала, на которой расположен многоквартирный дом, согласован ДГИ г. Москвы и направлен разработчиком для дальнейшего вынесения на публичные слушания; в письме от 15.08.2014 г. ДГИ дополнительно сообщил, что вернуться к рассмотрению вопроса о формировании границ земельного участка возможно после проведения публичных слушаний и утверждения проекта межевания территории.
К. расценивает приведенное как бездействие ДГИ г. Москвы, ссылаясь на то, что с даты обращения заявителя (24.04.2014 г.) шестимесячный срок формирования земельного участка, установленный ст. 12 Закона г. Москвы "О землепользовании в г. Москве", истек 25.10.2014 г., и, начиная с 26.10.2014 г. имеет место длящееся бездействие ДГИ г. Москвы в отношении формирования земельного участка для многоквартирного дома, что, по мнению заявителя, нарушает его права, а также права других собственников помещений в доме.
Заявитель К. и его представитель на основании доверенности Г. в судебном заседании суда первой инстанции требования заявления поддержали в полном объеме.
Представитель Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит К. по доводам апелляционной жалобы.
Заявитель К. в заседание судебной коллегии не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя по доверенности Г.
Представитель заявителя К. по доверенности Г. в заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым требования К. удовлетворить.
Представитель ДГИ г. Москвы по доверенности С. в заседание судебной коллегии явился, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам письменных возражений, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя К. по доверенности Г., представителя ДГИ г. Москвы по доверенности С., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, К. является собственником квартиры N *** в многоквартирном доме по адресу: ***. 24.04.2014 г. К. направил в ДГИ г. Москвы заявление о формировании земельного участка многоквартирного дома с максимально допустимой проектом межевания прилегающей к дому территорией для предоставления его в общую долевую собственность собственников помещений в доме; в ответ на указанное обращение ДГИ в письме от 23.05.2014 г. указал, что до настоящего времени межевание квартала территории, на которой расположен жилой дом, не утверждено, в связи с чем, определить границы участка с прилегающей к дому территорией, не представляется возможным.
11.06.2014 г. и 15.07.2014 г. заявитель обратился в ДГИ с заявлениями с просьбой проинформировать о конкретных действиях по формированию земельного участка; в ответ на обращения в письме от 07.07.2014 г. ДГИ сообщил, что проект межевания территории квартала, на которой расположен многоквартирный дом, согласован ДГИ г. Москвы и направлен разработчиком для дальнейшего вынесения на публичные слушания; в письме от 15.08.2014 г. ДГИ дополнительно сообщил, что вернуться к рассмотрению вопроса о формировании границ земельного участка возможно после проведения публичных слушаний и утверждения проекта межевания территории.
В соответствии с Градостроительным кодексом города Москвы, постановлением Правительства Москвы от 30.12.2008 г. N 1258-ПП "О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве", в целях учета интересов населения при осуществлении градостроительной деятельности, в том числе при разработке проектов межевания, после завершения процедуры согласования, разработчиком указанной градостроительной документации в установленном порядке должны быть проведены публичные слушания. После проведения публичных слушаний материалы межевания направляются в департамент на утверждение с учетом протокола публичных слушаний и заключения по результатам публичных слушаний по градостроительной документации для принятия решения об утверждении или об отклонении указанного проекта межевания и направлении его организатору подготовки документации на доработку.
В соответствии с положениями ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (действующей на период возникновения спорных правоотношений), ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, с момента формирования и проведения его государственного кадастрового учета переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Таким образом, в силу вышеперечисленных нормативных правовых актов, собственники помещений в многоквартирном жилом доме становятся правообладателями (собственниками) соответствующего земельного участка с момента его формирования и постановки на государственный кадастровый учет для целей эксплуатации многоквартирного жилого дома (право общей долевой собственности в силу закона).
В соответствии со ст. 26 ЗК РФ право собственности на земельный участок удостоверяется документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". При этом государственная регистрация в данном случае носит правоподтверждающий характер.
В обоснование своих требований заявитель указывал, что с даты обращения заявителя (24.04.2014 г.) в ДГИ шестимесячный срок формирования земельного участка, установленный ст. 12 Закона г. Москвы "О землепользовании в г. Москве", истек 25.10.2014 г., и, начиная с 26.10.2014 г. имеет место длящееся бездействие ДГИ г. Москвы в отношении формирования земельного участка для многоквартирного дома, что нарушает его права, а также права других собственников помещений в доме.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 36 Земельного кодекса РФ (утратившей силу с 1 марта 2015 года), ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", п. 1 ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 года N 48 "О землепользовании в г. Москве" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), п. 3.7 Временного положения о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов межевания на территории города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.11.2005 N 941-ПП "О формировании перечней земельных участков, занятой объектами социальной инфраструктуры, находящимися в собственности города Москвы", пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению требований К.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 года N 48 "О землепользовании в г. Москве" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы осуществляет по заявлению лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, формирование земельного участка многоквартирного дома, обращается с заявлением о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю. Формирование земельного участка многоквартирного дома осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в срок не более шести месяцев.
Согласно ч. 3 ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 года N 48 "О землепользовании в г. Москве" границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Согласно пп. 3.7, 3.8, 3.9, 3.10 Временного положения о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов межевания на территории города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.11.2005 N 941-ПП, проект межевания, разработанный на основе утвержденной в установленном порядке градостроительной документации, определяющей границы и градостроительное назначение участков территории, или на основе учета фактического использования территории и не предусматривающий изменение существующей планировки и застройки территории, подлежит согласованию: главой управы района; Департаментом земельных ресурсов города Москвы - по вопросам соблюдения установленных в законодательном порядке границ, обременений и ограничений использования земельных участков; уполномоченным лицом Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы - по вопросам соблюдения методических требований к разработке проекта межевания, градостроительных норм и правил проектирования планировки и застройки территории города Москвы, градостроительных регламентов общего и особого вида, утвержденной исходно-разрешительной документации, актов разрешенного использования и градостроительных планов земельных участков; заинтересованными физическими или юридическими лицами - правообладателями земельных участков.
Проект межевания утверждается уполномоченным органом Правительства Москвы по представлению заказчика. Материалы утвержденного проекта межевания регистрируются в Градостроительном кадастре города Москвы в составе Сводного плана межевания территории города Москвы. Комплект материалов утвержденного проекта межевания направляется в Москомархитектуру, префектуру, управу района, заказчику.
Согласно части 10 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Согласно ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Согласно ст. 43 Градостроительного кодекса РФ при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.
Согласно ст. 7 Закона Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный Кодекс города Москвы" утверждение документации по планировке территорий относится к полномочиям Правительства Москвы.
Частью 12 ст. 28 Закона города Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный Кодекс города Москвы" установлено, что межевание территории осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям посредством разработки и утверждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, проектов межевания территории.
Результатом разработки и утверждения проектов межевания территории является определение границ застроенных и подлежащих застройке земельных участков, в том числе земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам, подготовка градостроительных планов земельных участков, которые содержат требования к использованию соответствующих земельных участков, в том числе виды разрешенного использования и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
При этом порядок подготовки проектов планировки территории утвержден постановлением Правительства Москвы от 06.04.2010 N 270-ПП "Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве", порядок подготовки градостроительных планов земельных участков утвержден постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения, изменения и отмены градостроительных планов земельных участков".
В ответ на обращения заявителя в письме от 07.07.2014 г. ДГИ сообщил, что проект межевания территории квартала, на которой расположен многоквартирный дом, согласован ДГИ г. Москвы и направлен разработчиком для дальнейшего вынесения на публичные слушания; в письме от 15.08.2014 г. ДГИ дополнительно сообщил, что вернуться к рассмотрению вопроса о формировании границ земельного участка возможно после проведения публичных слушаний и утверждения проекта межевания территории.
С учетом вышеуказанных положений норм права, Департамент городского имущества не является органом, уполномоченным осуществлять разработку документации по планировки территории и определять площадь и размер земельных участков.
На рассматриваемую территорию документация по планировке территории не разработана, в связи с чем у ДГИ отсутствует возможность, а также полномочия, определить и утвердить схему расположения границ земельного участка с учетом прав и интересов третьих лиц, являющихся собственниками расположенных на данной территории объектов недвижимого имущества.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что согласно ст. 11.3 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
С учетом вышеуказанных норм права (ст. 11.3 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ), выпуск распорядительного документа Департамента об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, не требуется. Границы земельного участка необходимого для эксплуатации многоквартирных домов устанавливается на основании проектов межевания территорий.
Таким образом, со стороны Департамента городского имущества отсутствует в настоящее время незаконное бездействие, которое может быть предметом для оспаривания в рамках настоящего дела.
В силу пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно соответствовать части 1 статьи 247 и статье 131 ГПК РФ, а также не противоречить главам 23 - 25 ГПК РФ, в частности в нем должно быть указано какие решения, действия (бездействия), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены, либо какое препятствие им создано.
Для признания судом действий (бездействия) государственных органов незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам; нарушения прав и законных интересов заявителя.
Отсутствие хотя бы одного из вышеперечисленного условия, будет являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Ни в суде первой инстанции, ни в заседании судебной коллегии заявителем в соответствии со статьями 12, 56, 57 ГПК РФ не представлено убедительных, достаточных и бесспорных доказательств того, что действиями (бездействиями) Департамента городского имущества были нарушены его права и законные интересы.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении прав собственников жилых помещений многоквартирного дома по адресу: ***, в г. Москве не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку заявитель не обладает правом на представление интересов собственников дома.
Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора фактически повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Савеловского районного суда г. Москвы от 11 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)