Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 24.11.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4453-14

Требование: О признании незаконными действий ответчика по начислению платы за коммунальные услуги, обязании ответчика прекратить действия, связанные с причинением прямого имущественного ущерба путем взимания излишней платы за коммунальные услуги, взыскании компенсации морального вреда.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По мнению истца, плата за централизованное теплоснабжение ответчиком должна быть рассчитана исходя из объема оказываемых услуг, определяемых по показаниям прибора учета, а не из нормативов потребления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 ноября 2014 г. по делу N 33-4453-14


Докладчик Евлогиева Т.Н.
Судья Потемкин О.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Шумилова А.А., судей Евлогиевой Т.Н., Блиновой М.А., при секретаре Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Ч. к обществу с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" о признании незаконными действий, связанных с начислением платы за коммунальные услуги централизованного теплоснабжения по нормативам потребления; возложении обязанности прекратить действия, связанные с причинением имущественного ущерба путем взимания излишней платы за коммунальные услуги централизованного теплоснабжения, компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе истца Ч. на решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 10 сентября 2014 г., которым постановлено:
В удовлетворении иска Ч. к обществу с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" об устранении нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, признании незаконными действия по начислению платы за коммунальные услуги централизованного теплоснабжения, исходя из нормативов потребления, а не объема оказываемых услуг, определяемых показаниями прибора учета; возложении обязанности прекратить действия, связанные с причинением прямого имущественного ущерба путем взимания излишней платы за коммунальные услуги централизованного теплоснабжения, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей, отказать полностью.
Заслушав доклад судьи Евлогиевой Т.Н., судебная коллегия

установила:

Ч. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" (далее ООО УК "<данные изъяты>") об устранении нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, признании незаконными действий, связанных с начислением платы за коммунальные услуги централизованного теплоснабжения исходя из нормативов потребления, а не объема оказываемых услуг, определяемых показаниями прибора учета; возложении обязанности произвести перерасчет произведенных платежей за потребленную коммунальную услугу централизованного теплоснабжения, взыскании компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивировал тем, что многоквартирный жилой дом <адрес>, в котором находится принадлежащая ему квартира, оборудован общедомовыми приборами учета потребления тепловой энергии, холодной и горячей воды, установленными теплоснабжающей организацией в июле 2013 года. Поэтому плата за тепловую энергию должна была рассчитываться с учетом объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета с июля 2013 года. Вместе с тем, ООО УК "<данные изъяты>" неправомерно начисляет плату за тепловую энергию, исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифов на нее, чем, полагает, противозаконно применяет повышенные размеры. Его жалоба по поставленному вопросу ООО УК "<данные изъяты>" оставлена без удовлетворения, даны лишь обещания произвести корректировку платежей в конце года. Полагает, что взиманием излишней платы с учетом нормативов потребления за предоставленную коммунальную услугу централизованного теплоснабжения ответчиком ему причиняется имущественный и моральный вред, который выражается в том, что он, имея низкий ежемесячный доход, имея проблемы со здоровьем, вынужден отказывать себе в покупке товаров, пользовании различными платными услугами (медицинскими и др.). Ответчик причиняет ему взиманием излишней платы значительные душевные и нравственные страдания, из-за которых у него ухудшился сон, постоянно переживал и нервничал. Ссылаясь на положения 157 ЖК РФ, ст. 544 ГК РФ, просил признать незаконными действия ответчика, связанные с причинением прямого имущественного ущерба путем взимания с него излишней платы за коммунальные услуги централизованного теплоснабжения, возложить обязанность на ООО УК "<данные изъяты>" прекратить действия, связанные с причинением прямо имущественного ущерба путем взимания с него излишней платы за коммунальные услуги централизованного теплоснабжения, возложить обязанность на ответчика произвести перерасчет произведенных платежей за потребленную коммунальную услугу централизованного теплоснабжения за период с июля по декабрь 2013 года, с января 2014 года по день вступления в законную силу решения суда исходя из нормативов потребления, а не объема оказываемых услуг, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) руб.
В последующем Ч. в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил иск, обратившись с уточненным исковым заявлением, в котором не поддержал требование о перерасчете платежей и возмещении имущественного ущерба, и, приведя в обоснование те же самые мотивы и основание иска, что и в первоначальном исковом заявлении, просил признать незаконными действия ответчика ООО УК "<данные изъяты>" по начислению платы за коммунальные услуги централизованного теплоснабжения исходя из нормативов потребления, а не объема оказываемых услуг, определяемых показаниями прибора учета; возложить обязанность на ответчика ООО УК "<данные изъяты>" прекратить действия, связанные с причинением прямого имущественного ущерба путем взимания излишней платы за коммунальные услуги централизованного теплоснабжения, взыскать с ООО УК "<данные изъяты>" компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) руб.
В судебном заседании Ч. предъявленный иск, с учетом изменения в порядке ст. 39 ГПК РФ, поддержал полностью по основаниям, в нем изложенным, и вновь привел их суду.
Представитель ответчика ООО УК "<данные изъяты>" Т. иск Ч. не признал, пояснив, что общедомовой прибор учета потребления тепловой энергии в доме <адрес> был установлен теплоснабжающей организацией ООО "<данные изъяты>" в июле 2013 года, но введен в эксплуатацию лишь с 31 октября 2013 года. С этого момента управляющей компаний ежемесячно снимаются показания тепловой энергии с общедомового прибора учета. При расчете платы за отопление ранее ими применялся порядок, установленный пп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006, по которым при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам определялось исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии, на отопление за предыдущий год, т.е. потребители оплачивали коммунальную услугу по отоплению ежемесячно в течение 12 месяцев в году равными долями независимо от наличия приборов учета. При этом размер годовой платы за отопление рассчитывался исходя из общей площади помещений, среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год и тарифа на тепловую энергию, с корректировкой один раз в конце года размера платы за отопление с учетом фактически поставленной в многоквартирный жилой дом тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета. Однако, с 1 августа 2014 года на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июня 2014 года N 211 применяются положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Согласно п. 59 указанных Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям общего прибора учета за период предыдущих 6 месяцев. С учетом этих положений в августе и сентябре 2014 года начисления платы за тепловую энергию в многоквартирных жилых домах г. Козловки не производилось. Кроме того, в сентябре 2014 года будет произведена корректировка оплаты за прошедший тепловой сезон. Считает, что начисления за тепловую энергию в многоквартирных жилых домах производятся ими в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для применения иной методики расчета не имеется.
Определением суда от 13 августа 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики (Госжилинспекция Чувашии).
От представителя Госжилинспекции Чувашии поступило заявление о рассмотрении дела без его участия. В отзыве на иск указано, что расчет размера платы за коммунальные услуги должен производиться в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, вступившими в силу с 1 сентября 2012 года. Также указано, что постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 370 от 4 сентября 2012 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 года N 857, принято решение о сохранении на территории Чувашской Республики до 1 января 2015 года порядка начисления платы за отопление, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307. Согласно пп. "б" п. 21 Правил N 307 размер платы за отопление жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме при оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учета (ОДПУ) тепловой энергии должен определяться исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год по показаниям ОДПУ. В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за прошедший год размер платы за отопление определяется по нормативу потребления тепловой энергии на отопление. При этом исполнитель должен один раз в год произвести корректировку размера платы за отопление, исходя из фактического объема потребления тепловой энергии домом за истекший год по показаниям ОДПУ. ООО УК "<данные изъяты>" при расчете платы за отопление в 2014 году обоснованно применяло начисление платы тепловой энергии по нормативу в доме N за 2013 год, в соответствии с требованиями пп. "б" п. 21 Правил N 307. Действующим законодательством расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Следовательно, плата за отопление подлежит начислению каждый месяц, соответственно, расчет среднемесячного объема потребления осуществляется из 12 месяцев в календарном году. Иной порядок осуществления расчетов, в том числе по решению собственников помещений многоквартирных домов, жилищным законодательством не установлен. Указывается, что возможность применения порядка начисления платы за отопление, отличного от Правил, исключена.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное Ч. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности, неправильного применения норм материального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что применение приборов учета используемых энергетических ресурсов должно начаться с 01 сентября 2013 года.
В суд апелляционной инстанции представители ответчика и Госжилинспекции Чувашии не явились, от представителя Госжилинспекции Чувашии поступило заявление о рассмотрении дела без его участия и возражения на апелляционную жалобу, в которых содержатся доводы о необоснованности исковых требований истца.
В силу ст. 167 ГПК РФ неявка представителей названных юридических лиц не служит препятствием к рассмотрению дела.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Ч., поддержавшего апелляционную жалобу, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что действия ответчика лишают заявителя права на ежемесячный расчет платы за отопление исходя из фактически потребленного количества энергетического ресурса за месяц и не соответствуют части 1 статьи 155 и части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как усматривается из материалов дела, Ч. проживает в квартире <адрес> на основании договора приватизации.
В соответствии с частями 2 - 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), в том числе и в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению.
Пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857) устанавливает, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" ((Правила N 354), в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012-2014 годах с учетом ряда особенностей, и предписало органам власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета, предусмотренного прежними Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 (далее Правила N 307), используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.
Во исполнение предписаний Правительства Российской Федерации Кабинет Министров Чувашской Республики принял постановление N 370 от 4 сентября 2012 года "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению и об особенностях расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Чувашской Республики", которым постановил сохранить на территории Чувашской Республики до 1 января 2015 года порядок начисления платы за отопление, установленный Правилами N 307.
Согласно подпункту "б" пункта 21 Правил N 307 размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении в многоквартирном доме при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета (ОДПУ) тепловой энергии должен определяться исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год по показаниям ОДПУ (подпункт 2 пункта 2 приложения N 2 Правил). В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за прошедший год размер платы за отопление определяется по нормативу потребления тепловой энергии на отопление. При этом исполнитель должен производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 31 октября 2013 года, составленный работниками энергоснабжающей организации ООО "<данные изъяты>" и управляющей компании, узел учета тепловой энергии, установленный в доме <адрес>, введен в эксплуатацию 31 октября 2013 года. Этим же актом при вводе узла учета тепловой энергии в эксплуатацию были отражены и показания прибора на момент его допуска в эксплуатацию (л.д. 63). Иные показания прибора, ранее чем по состоянию на 31 октября 2013 года, и данные об объеме потребления тепловой энергии по отоплению за более ранний период времени отсутствуют, и, таким образом, данные о среднемесячном объеме потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год по показаниям ОДПУ на 1 января 2014 года отсутствовали. В связи с чем как и с 1 августа 2013 года (следующий месяц после фактического установления ОДПУ), так и с 1 ноября 2013 года (следующий месяц после введения ОДПУ в эксплуатацию), а также и с 1 января 2014 года ввиду отсутствия данных о среднемесячном объеме потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год по показаниям ОДПУ ответчиком размер платы за отопление обоснованно определялся согласно подпункту "б" пункта 21, подпункту 2 пункта 2 приложения N 2 Правил N 307, т.е. по нормативу потребления тепловой энергии на отопление.
Далее, как правильно указал суд первой инстанции, в связи с внесенными изменениями в Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики N 370, с 1 августа 2014 года стал действовать порядок расчета размера платы за указанную коммунальную услугу, установленный Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, т.е. с учетом показаний ОДПУ за предыдущие 6 месяцев. В связи с чем, как следует из материалов дела, начисление платы за тепловую энергию за август и сентябрь месяцы 2014 года не производилось с последующей корректировкой в сентябре 2014 года за тепловой сезон.
Поскольку решение суда постановлено 10 сентября 2014 года, корректировка за тепловой сезон на момент принятия судом первой инстанции решения еще не была проведена.
Таким образом, ни судом первой инстанции, ни судом апелляционной инстанции на установлено причинение действиями ответчика истцу имущественного ущерба путем взимания ответчиком излишней платы за коммунальную услугу по отоплению. В связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований и апелляционной жалобы не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы истца, изложенные на 10 листах, по существу выражают несогласие с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, по существу влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Эти доводы направлены к иному толкованию норм материального права. В связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу истца Ч. на решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 10 сентября 2014 г. оставить без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)