Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Оспариваемым ненормативным актом отменено постановление о переводе принадлежащего заявителю на праве собственности жилого помещения в нежилое.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Левченко С.В.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Марданова Р.Д., Терехина В.М.,
при секретаре судебного заседания Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 2 апреля 2015 года, которым постановлено:
"требования Х. удовлетворить.
Признать постановление руководителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ.... от 17.01.2015 г. об отмене постановления.... от 20.10.2014 г. руководителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ "О переводе жилого помещения по адресу: <адрес>, в нежилое (под офис)" незаконным.
Обязать Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ отменить указанное постановление в трехдневный срок со дня вступления решения суда в законную силу".
Проверив материалы дела, обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, заслушав представителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - Н., представителя М.Т. - П.О., представителя Х. - Б., судебная коллегия
установила:
Х. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком) от 17 января 2015 года N 63 об отмене постановления руководителя Исполкома от 20 октября 2014 года.... "О переводе жилого помещения по адресу: <адрес>, в нежилое (под офис)" и о возложении на Исполком обязанности отменить данное постановление.
В обоснование заявленных требований Х. указал, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от 30 декабря 2013 года ему на праве собственности принадлежала квартира, расположенная на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
Постановлением руководителя Исполкома от 20 октября 2014 года.... вышеуказанная квартира из жилого помещения была переведена в нежилое. 23 декабря 2014 года его право собственности на данную квартиру как на нежилое помещение было зарегистрировано в Управлении Росреестра по Республике Татарстан.
Постановлением руководителя Исполкома от 17 января 2015 года.... ранее принятое постановление руководителя Исполкома от 20 октября 2014 года.... было отменено, Х. был обязан привести нежилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в первоначальное состояние.
Заявитель считает, что постановление руководителя Исполкома от 17 января 2015 года N 63 является незаконным, поскольку данное постановление в нарушение статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержит причин его отмены и отказа в переводе жилого помещения в нежилое.
В ходе рассмотрения дела заявителем уточнены требования, он просил признать незаконным постановление руководителя Исполкома от 17 января 2015 года.... об отмене постановления руководителя Исполкома от 20 октября 2014 года.... "О переводе жилого помещения по адресу: <адрес>, в нежилое (под офис)" и обязать Исполком отменить данное постановление в трехдневный срок со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель заявителя Х. - Б. уточненные требования поддержал.
Представитель Исполкома - Н. возражала против заявленных требований, указав, что обжалуемое постановление было вынесено на основании обращения собственника соседних помещений М.Г. о незаконном переводе жилого помещения в нежилое. Также в Исполком поступили обращения жильцов квартир.... о несогласии с переводом жилого помещения в нежилое. Оспариваемое постановление было отменено в связи с тем, что комиссией было установлено, что жильцы квартир........ и.... своего согласия на перевод данного жилого помещения в протоколе общего собрания не ставили, а также по основаниям пункта 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда Исполком не согласился, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, указывая, что постановление о переводе помещения в нежилое было отменено ввиду отсутствия согласия всех собственников жилых помещений, в том числе на перепланировку, переустройство и реконструкцию помещений. По данному помещению имелись возражения жильцов-собственников квартир. Представленный в Исполком протокол содержит сфальсифицированные подписи.
Также в апелляционной жалобе указывается, что суд необоснованно и в ненадлежащем порядке не допустил к участию в деле в качестве третьего лица М.Т., права которой нарушены переводом помещения в категорию нежилых.
В суде апелляционной инстанции представитель исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - Н. апелляционную жалобу поддержала.
Представитель М.Т. - П.О. полагала обжалуемое постановление Исполкома незаконным.
Представитель Х. - Б. просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу пунктов 1 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
На основании статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
На основании части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
В силу данной нормы орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля либо по иным законным основаниям отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства.
Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Перечень документов и материалов, которые необходимо представить для осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение, установлен в статье 23 Жилищного кодекса Российской Федерации. Протокол собрания собственников помещений в перечне документов не указан.
В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе жилого помещения в нежилое допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 данного Кодекса условий перевода помещений.
Как указано в части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 и пунктами 1, 2 части 2 статьи 44 Кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им.
Таким образом, несмотря на отсутствие в части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации указания о праве органа местного самоуправления требовать от заявителя представления протокола собрания, в котором было бы отражено согласие всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома, положения статьи 23 Кодекса необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Если в случае перевода помещения из жилого в нежилое возникает необходимость создания отдельного входа и разрушения части несущей стены многоквартирного дома или иного сооружения в целях обеспечения отдельного доступа в нежилое помещение, то для осуществления перевода и дальнейшего использования нежилого помещения требуется провести реконструкцию. На такую реконструкцию, в соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо получить согласие всех собственников. Кроме того, устройство отдельного входа связано с изменением режима пользования общим имуществом в многоквартирном жилом доме, что также невозможно без согласия участников общей долевой собственности в доме.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
В силу пункта 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объекта капитального строительства возможна при наличии согласия всех правообладателей данного объекта.
На основании статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно пунктам 1.7.1 - 1.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех участников. Таким образом, несмотря на отсутствие в законодательстве прямого указания на получение согласия собственников дома на перевод жилого помещения в нежилое, отсутствие такого согласия может явиться основанием для отказа в переводе.
Таким образом, необходимая для перевода в нежилое помещение реконструкция, переустройство и перепланировка в соответствии с вышеприведенными нормами законодательства допускается только с согласия всех собственников общего имущества многоквартирного дома.
Из материалов дела следует, что Х. принадлежит на праве собственности помещение, приобретенное на основании договора купли-продажи.... от 26 декабря 2013 года. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30 декабря 2013 года таковым помещением являлась квартира, общей площадью 38,8 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>.
Постановлением руководителя Исполкома от 20 октября 2014 года.... "О переводе жилого помещения по адресу: <адрес>, в нежилое (под офис)" было постановлено перевести расположенное на первом этаже жилого дома жилое помещение - <адрес> в категорию нежилых помещений (под офис) при условии проведения по утвержденному в установленном порядке проекту работ по переустройству и перепланировке помещения. Руководитель муниципального казенного учреждения "Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района" был обязан проинформировать о принятом решении собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято решение.
23 декабря 2014 года Х. было зарегистрировано в Управлении Росреестра по Республике Татарстан право собственности на нежилое помещение, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Судом установлено, что на основании обращений М.Т. и других сособственников нежилого помещения, примыкающего к жилому помещению подлежащему переводу, было дано заключение и.о. руководителя муниципального бюджетного учреждения "Юридическое бюро Зеленодольского муниципального района" П.Н. от 7 августа 2014 года о том, что при подготовке постановления руководителя Исполкома от 20 октября 2014.... года были допущены существенные нарушения действующего законодательства, а именно, в нарушение статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации не были истребованы правоустанавливающие документы на нежилое помещение, примыкающее к жилому помещению переводимому в иную категорию, так как из представленного проекта перепланировки следует, что переоборудование затрагивает не только переводимое помещение, но и соседние помещения. В нарушение части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации не было представлено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. В случае неустранения данных нарушений вышеуказанное постановление подлежит отмене.
Как следует из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Исполкоме от 18 декабря 2014 года N 12/1, рассматривались обращения М.Т. и жильцов квартир.... о незаконности перевода принадлежащей заявителю квартиры в категорию нежилых помещений и о несогласии перевода данного жилого помещения в нежилое. Комиссия пришла к выводу о том, что постановление руководителя Исполкома от 20 октября 2014 года.... подлежит отмене.
Постановлением руководителя Исполкома от 17 января 2015 года.... постановление руководителя Исполкома от 20 октября 2014 года.... было отменено. Х. был обязан привести нежилое помещение - <адрес> в первоначальное состояние.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемое постановление руководителя Исполкома от 17 января 2015 года.... не содержит указания на причины отказа перевода жилого помещения по адресу: <адрес>, в нежилое, предусмотренные статьей 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем является незаконным.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, основанием для отмены обжалуемого постановления послужило отсутствие согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме на перевод квартиры, по адресу: <адрес>, в категорию нежилых помещений, которое требуется, в том числе, и в случае проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещений. Материалами дела подтверждается намерение ФИО1 осуществить перепланировку принадлежащего ему помещения. При этом, как следует из пояснительной записки по перепланировке помещения, предусматривается, в частности, устройство дверного проема в капитальной стене.
Между тем, в деле имеются сведения о том, что собственник помещения в указанном жилом доме М.Т., а также жильцы-собственники квартир...., соответствующего согласия не давали. При таких обстоятельствах постановление руководителя Исполкома от 20 октября 2014 года...., которым затрагиваются права и законные интересы собственников помещений многоквартирного дома, не выразивших волеизъявления относительно вопросов, для которых в соответствии с законодательством требуется проведение общего собрания и голосование, обоснованно отменено принявшим его органом.
Вывод суда о том, что обжалуемое постановление является немотивированным, носит ошибочный характер, поскольку, как следует из его содержания, в постановлении от 17 января 2015 года.... приведены поводы для рассмотрения соответствующего вопроса и основания отмены ранее принятого постановления со ссылкой на подлежащие применению нормы части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации. В этой связи суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Поскольку при разрешении дела судом были неправильно применены вышеприведенные положения статей 22 и 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также не применены вышеуказанные нормы статей 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, 23, 25 и 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение нельзя считать законным.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 2 апреля 2015 года подлежит отмене как принятое при неправильном установлении обстоятельств дела и с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктами 1 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 2 апреля 2015 года по данному делу отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Х. о признании незаконным постановления руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 17 января 2015 года.... об отмене постановления исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 20 октября 2014 года.... "О переводе жилого помещения по адресу: <адрес>, в нежилое (под офис)" - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 24.08.2015 ПО ДЕЛУ N 33-12509/2015
Требование: О признании незаконным постановления органа местного самоуправления и обязании устранить допущенное нарушение.Разделы:
Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Оспариваемым ненормативным актом отменено постановление о переводе принадлежащего заявителю на праве собственности жилого помещения в нежилое.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 августа 2015 г. по делу N 33-12509/2015
Судья Левченко С.В.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Марданова Р.Д., Терехина В.М.,
при секретаре судебного заседания Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 2 апреля 2015 года, которым постановлено:
"требования Х. удовлетворить.
Признать постановление руководителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ.... от 17.01.2015 г. об отмене постановления.... от 20.10.2014 г. руководителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ "О переводе жилого помещения по адресу: <адрес>, в нежилое (под офис)" незаконным.
Обязать Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ отменить указанное постановление в трехдневный срок со дня вступления решения суда в законную силу".
Проверив материалы дела, обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, заслушав представителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - Н., представителя М.Т. - П.О., представителя Х. - Б., судебная коллегия
установила:
Х. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком) от 17 января 2015 года N 63 об отмене постановления руководителя Исполкома от 20 октября 2014 года.... "О переводе жилого помещения по адресу: <адрес>, в нежилое (под офис)" и о возложении на Исполком обязанности отменить данное постановление.
В обоснование заявленных требований Х. указал, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от 30 декабря 2013 года ему на праве собственности принадлежала квартира, расположенная на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
Постановлением руководителя Исполкома от 20 октября 2014 года.... вышеуказанная квартира из жилого помещения была переведена в нежилое. 23 декабря 2014 года его право собственности на данную квартиру как на нежилое помещение было зарегистрировано в Управлении Росреестра по Республике Татарстан.
Постановлением руководителя Исполкома от 17 января 2015 года.... ранее принятое постановление руководителя Исполкома от 20 октября 2014 года.... было отменено, Х. был обязан привести нежилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в первоначальное состояние.
Заявитель считает, что постановление руководителя Исполкома от 17 января 2015 года N 63 является незаконным, поскольку данное постановление в нарушение статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержит причин его отмены и отказа в переводе жилого помещения в нежилое.
В ходе рассмотрения дела заявителем уточнены требования, он просил признать незаконным постановление руководителя Исполкома от 17 января 2015 года.... об отмене постановления руководителя Исполкома от 20 октября 2014 года.... "О переводе жилого помещения по адресу: <адрес>, в нежилое (под офис)" и обязать Исполком отменить данное постановление в трехдневный срок со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель заявителя Х. - Б. уточненные требования поддержал.
Представитель Исполкома - Н. возражала против заявленных требований, указав, что обжалуемое постановление было вынесено на основании обращения собственника соседних помещений М.Г. о незаконном переводе жилого помещения в нежилое. Также в Исполком поступили обращения жильцов квартир.... о несогласии с переводом жилого помещения в нежилое. Оспариваемое постановление было отменено в связи с тем, что комиссией было установлено, что жильцы квартир........ и.... своего согласия на перевод данного жилого помещения в протоколе общего собрания не ставили, а также по основаниям пункта 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда Исполком не согласился, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, указывая, что постановление о переводе помещения в нежилое было отменено ввиду отсутствия согласия всех собственников жилых помещений, в том числе на перепланировку, переустройство и реконструкцию помещений. По данному помещению имелись возражения жильцов-собственников квартир. Представленный в Исполком протокол содержит сфальсифицированные подписи.
Также в апелляционной жалобе указывается, что суд необоснованно и в ненадлежащем порядке не допустил к участию в деле в качестве третьего лица М.Т., права которой нарушены переводом помещения в категорию нежилых.
В суде апелляционной инстанции представитель исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - Н. апелляционную жалобу поддержала.
Представитель М.Т. - П.О. полагала обжалуемое постановление Исполкома незаконным.
Представитель Х. - Б. просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу пунктов 1 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
На основании статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
На основании части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
В силу данной нормы орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля либо по иным законным основаниям отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства.
Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Перечень документов и материалов, которые необходимо представить для осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение, установлен в статье 23 Жилищного кодекса Российской Федерации. Протокол собрания собственников помещений в перечне документов не указан.
В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе жилого помещения в нежилое допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 данного Кодекса условий перевода помещений.
Как указано в части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 и пунктами 1, 2 части 2 статьи 44 Кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им.
Таким образом, несмотря на отсутствие в части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации указания о праве органа местного самоуправления требовать от заявителя представления протокола собрания, в котором было бы отражено согласие всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома, положения статьи 23 Кодекса необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Если в случае перевода помещения из жилого в нежилое возникает необходимость создания отдельного входа и разрушения части несущей стены многоквартирного дома или иного сооружения в целях обеспечения отдельного доступа в нежилое помещение, то для осуществления перевода и дальнейшего использования нежилого помещения требуется провести реконструкцию. На такую реконструкцию, в соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо получить согласие всех собственников. Кроме того, устройство отдельного входа связано с изменением режима пользования общим имуществом в многоквартирном жилом доме, что также невозможно без согласия участников общей долевой собственности в доме.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
В силу пункта 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объекта капитального строительства возможна при наличии согласия всех правообладателей данного объекта.
На основании статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно пунктам 1.7.1 - 1.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех участников. Таким образом, несмотря на отсутствие в законодательстве прямого указания на получение согласия собственников дома на перевод жилого помещения в нежилое, отсутствие такого согласия может явиться основанием для отказа в переводе.
Таким образом, необходимая для перевода в нежилое помещение реконструкция, переустройство и перепланировка в соответствии с вышеприведенными нормами законодательства допускается только с согласия всех собственников общего имущества многоквартирного дома.
Из материалов дела следует, что Х. принадлежит на праве собственности помещение, приобретенное на основании договора купли-продажи.... от 26 декабря 2013 года. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30 декабря 2013 года таковым помещением являлась квартира, общей площадью 38,8 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>.
Постановлением руководителя Исполкома от 20 октября 2014 года.... "О переводе жилого помещения по адресу: <адрес>, в нежилое (под офис)" было постановлено перевести расположенное на первом этаже жилого дома жилое помещение - <адрес> в категорию нежилых помещений (под офис) при условии проведения по утвержденному в установленном порядке проекту работ по переустройству и перепланировке помещения. Руководитель муниципального казенного учреждения "Департамент жилищной политики Зеленодольского муниципального района" был обязан проинформировать о принятом решении собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято решение.
23 декабря 2014 года Х. было зарегистрировано в Управлении Росреестра по Республике Татарстан право собственности на нежилое помещение, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Судом установлено, что на основании обращений М.Т. и других сособственников нежилого помещения, примыкающего к жилому помещению подлежащему переводу, было дано заключение и.о. руководителя муниципального бюджетного учреждения "Юридическое бюро Зеленодольского муниципального района" П.Н. от 7 августа 2014 года о том, что при подготовке постановления руководителя Исполкома от 20 октября 2014.... года были допущены существенные нарушения действующего законодательства, а именно, в нарушение статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации не были истребованы правоустанавливающие документы на нежилое помещение, примыкающее к жилому помещению переводимому в иную категорию, так как из представленного проекта перепланировки следует, что переоборудование затрагивает не только переводимое помещение, но и соседние помещения. В нарушение части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации не было представлено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. В случае неустранения данных нарушений вышеуказанное постановление подлежит отмене.
Как следует из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Исполкоме от 18 декабря 2014 года N 12/1, рассматривались обращения М.Т. и жильцов квартир.... о незаконности перевода принадлежащей заявителю квартиры в категорию нежилых помещений и о несогласии перевода данного жилого помещения в нежилое. Комиссия пришла к выводу о том, что постановление руководителя Исполкома от 20 октября 2014 года.... подлежит отмене.
Постановлением руководителя Исполкома от 17 января 2015 года.... постановление руководителя Исполкома от 20 октября 2014 года.... было отменено. Х. был обязан привести нежилое помещение - <адрес> в первоначальное состояние.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемое постановление руководителя Исполкома от 17 января 2015 года.... не содержит указания на причины отказа перевода жилого помещения по адресу: <адрес>, в нежилое, предусмотренные статьей 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем является незаконным.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, основанием для отмены обжалуемого постановления послужило отсутствие согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме на перевод квартиры, по адресу: <адрес>, в категорию нежилых помещений, которое требуется, в том числе, и в случае проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещений. Материалами дела подтверждается намерение ФИО1 осуществить перепланировку принадлежащего ему помещения. При этом, как следует из пояснительной записки по перепланировке помещения, предусматривается, в частности, устройство дверного проема в капитальной стене.
Между тем, в деле имеются сведения о том, что собственник помещения в указанном жилом доме М.Т., а также жильцы-собственники квартир...., соответствующего согласия не давали. При таких обстоятельствах постановление руководителя Исполкома от 20 октября 2014 года...., которым затрагиваются права и законные интересы собственников помещений многоквартирного дома, не выразивших волеизъявления относительно вопросов, для которых в соответствии с законодательством требуется проведение общего собрания и голосование, обоснованно отменено принявшим его органом.
Вывод суда о том, что обжалуемое постановление является немотивированным, носит ошибочный характер, поскольку, как следует из его содержания, в постановлении от 17 января 2015 года.... приведены поводы для рассмотрения соответствующего вопроса и основания отмены ранее принятого постановления со ссылкой на подлежащие применению нормы части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации. В этой связи суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Поскольку при разрешении дела судом были неправильно применены вышеприведенные положения статей 22 и 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также не применены вышеуказанные нормы статей 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, 23, 25 и 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение нельзя считать законным.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 2 апреля 2015 года подлежит отмене как принятое при неправильном установлении обстоятельств дела и с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктами 1 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 2 апреля 2015 года по данному делу отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Х. о признании незаконным постановления руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 17 января 2015 года.... об отмене постановления исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 20 октября 2014 года.... "О переводе жилого помещения по адресу: <адрес>, в нежилое (под офис)" - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)