Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.01.2015 N 17АП-15828/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-12882/2014

Разделы:
Реорганизация, объединение, ликвидация товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2015 г. N 17АП-15828/2014-ГК

Дело N А50-12882/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Д.Ю.
судей Масальской Н.Г., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Берлизовой М.А.,
при участии:
от истца, Бушуев А.С. представитель по доверенности от 28.07.2014, удостоверение,
от ответчика, Овчинникова О.В., представитель по доверенности N 51 от 01.12.2014, паспорт,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 06 октября 2014 года
по делу N А50-12882/2014,
принятое судьей Неклюдовой А.А.,
по иску товарищества собственников жилья "Трио" (ОГРН 1085916001951, ИНН 5916021978)
к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 9" (ОГРН 1045900550024, ИНН 5904119383)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,

установил:

истец, ТСЖ "Трио" (далее - истец) обратился в арбитражный суд с иском к ОАО "ТГК N 9" (далее - ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 1828 на снабжение тепловой энергией, горячей водой и теплоносителем по пунктам 2.2.6, 2.2.7, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.6, 2.3.12, 2.3.22, 2.3.24, 2.3.25, 2.4.3, 2.5.2, 3.6, 3.8, 3.9, 3.10, 4.1, 4.5.1, 4.5.2, 4.5.3, 4.6, 5.3, 5.3.4, 8.1, 9.3, Приложениям N 3, 4, 5, 6, 7.
При рассмотрении дела судом первой инстанции истец отказался от урегулирования пунктов 5.3, 3.8, 4.1 договора, в остальной части настаивал на заключении договора теплоснабжения в редакции спорных пунктов договора.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06 октября 2014 года урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора N 1828 на снабжение тепловой энергией, горячей водой и теплоносителем между ОАО "ТГК-9" и ТСЖ "Трио". Спорные пункты договора определены судом в следующей редакции:
Пункт 2.2.6. "Поддерживать минимальную величину напора в точке поставки в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг.".
Пункт 2.2.7. "Поддерживать соответствия показателей качества используемых теплоносителей и горячей воды (физико-химических и потребительских свойств), требованиям технических регламентов, санитарных норм и правил.".
Пункт 2.3.3. исключить.
Пункт 2.3.4. исключить.
Пункт 2.3.6. "Не позднее следующего дня с даты выбытия многоквартирного дома из управления потребителя письменно уведомить теплоснабжающую организацию об утрате прав на объект, теплоснабжение которого осуществляется в рамках настоящего договора. При этом потребитель обязан представить в теплоснабжающую организацию копию документа, свидетельствующего об утрате права на объект и сообщить наименование, адрес и контактный телефон нового правообладателя; обеспечить надлежащую передачу тепловых сетей и теплопотребляющих установок, выбывших из владения потребителя; произвести теплоснабжающей организации полную оплату за тепловую энергию и теплоноситель".
Пункт 2.3.12. "При поступлении жалоб от собственников и пользователей в многоквартирных домах и (или) жилых домах, указанных в Приложении N 3 к настоящему договору, на качество или объем предоставляемой коммунальной услуги, обеспечить организацию и выполнение мероприятий по установлению факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в том числе с привлечением теплоснабжающей организации в установленных случаях к проверке факта нарушения качества коммунальной услуги.
Порядок взаимодействия сторон при проведении проверки причин предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и составления соответствующего акта проверки определяется в соответствии с требованиями утвержденных Правительством РФ Правил предоставления коммунальных услуг.".
Пункт 2.3.22. исключить.
Пункт 2.3.24. исключить.
Пункт 2.3.25. исключить.
Пункт 2.4.3. "Приостановить или ограничить предоставление тепловой энергии и (или) теплоносителя в соответствии с требованиями раздела XI Правил предоставления коммунальных услуг.".
Пункт 2.5.2. "Получать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель в необходимых объемах и надлежащего качества для оказания коммунальных услуг в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг.".
Пункт 3.6. "Количество потребленной потребителем тепловой энергии и теплоносителя определяется в соответствии с показаниями коммерческих приборов учета, при отсутствии у потребителя приборов учета, количество тепловой энергии определяется теплоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг.".
Пункт 3.9. исключить.
Пункт 3.10. исключить.
Пункт 4.5.1. исключить.
Пункт 4.5.2. исключить.
Пункт 4.5.3. исключить.
Пункт 4.6. "Теплоснабжающая организация обязана до 10 числа месяца, следующего за расчетным, направить заказным письмом Потребителю счет-фактуру и акт приема-передачи тепловой энергии, горячей воды и теплоносителя, который Потребитель в течение десяти рабочих дней со дня получения обязан надлежащим образом оформить, подписать уполномоченными лицами и возвратить заказным письмом в Теплоснабжающую организацию.".
Пункт 5.3.4. исключить.
Пункт 8.1. "Поставка потребителю тепловой энергии и теплоносителя на цели отопления, осуществляется в пределах отопительного периода. Начало и окончание которого устанавливается в соответствии с действующим законодательством, на основании фактических климатических данных и соблюдении норм теплового комфорта внутри помещений (при соблюдении требований по поддержанию нормативного состояния отапливаемых помещений). В случае наличия акта технической готовности теплоиспользующих установок, допущенных в эксплуатацию средств коммерческого учета на границе балансовой принадлежности, включение системы отопления производится по заявке потребителя.".
Пункт 9.3. Перечень приложений исключить подпункты 5, 6, 7.
Приложение N 3 дополнить предложением: "сведения об указанных объектах должны соответствовать данным технических (кадастровых) паспортов.".
Приложение N 4 потребитель представляет теплоснабжающей организации в течение двадцати дней с момента подписания сторонами договора теплоснабжения.
Приложение N 5 исключить.
Приложение N 6 исключить.
Приложение N 7 исключить.
С открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" в пользу Товарищества собственников жилья "Трио" взыскано 4000 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины по иску.
С апелляционной жалобой обратился ответчик - открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9". Просит решение суда отменить в части, приняв новый судебный акт об определении оспариваемых пунктов договора в редакции ответчика.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда в части, принять новый судебный акт о принятии обжалуемых пунктов в редакции ответчика.
Истец письменный отзыв на апелляционную жалобу не направил.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в иске, находя решение суда законным и обоснованным, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представителем ответчиком заявлено о необходимости проведения процессуального правопреемства, которым в порядке ст. 48 АПК РФ просит произвести замену ответчика по делу ОАО "ТГК-9" на его правопреемника в силу п. 2 ст. 58 ГК РФ ОАО "Волжская ТГК".
Согласно п. 1 ст. 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
По представленным сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) ОАО "ТГК-9" прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись 01.12.2014, правопреемником является ОАО "Волжская ТГК". Представлена выписка из ЕГРЮЛ N 8943 от 10.12.2014 на ОАО "Волжская ТГК".
В силу п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Заявление ОАО "Волжская ТГК" рассмотрено и подлежит удовлетворению в порядке статьи 48 АПК РФ, с учетом представленных заявителем доказательств состоявшегося правопреемства. Судом апелляционной инстанции производится замена ОАО "ТГК-9" на его процессуального правопреемника ОАО "Волжская ТГК".
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Краснокамск, ул. К.Маркса 23, 25, 27 от 26.11.2008 собственниками принято, в том числе решение о создании ТСЖ "Трио" в составе трех многоквартирных домов по адресам: г. Краснокамск, ул. К.Маркса 23, 25, 27.
29.12.2008 ТСЖ зарегистрировано в установленном законом порядке, утвержден Устав ТСЖ.
30.09.2013 письмом N 02-ю истец обратился к ОАО "ТГК N 9" с просьбой заключить договор снабжения тепловой энергией и горячей водой.
В адрес ТСЖ "Трио" 31.03.2014 письмом N 945/т был направлен проект договора N 1828 (снабжения тепловой энергией, горячей водой и теплоносителем). Истец подписал проект договора с протоколом разногласий. Ответчик подготовил протокол согласования разногласий от 08.05.2014 к договору, не согласившись с позицией истца. Истец передал урегулирование разногласий на рассмотрение суда, указывая на то, что при заключении договора теплоснабжения между истцом и ответчиком возникли разногласия, которые не были урегулированы.
Указанные обстоятельства сторонами спора не оспариваются, предметом обжалования не являются.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия обязанности ответчика по заключению с истцом договора теплоснабжения и, проанализировав нормы материального права, урегулировал, возникшие при заключении договора между сторонами разногласия, приняв спорные пункты в редакции истца.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не установил.
В соответствии с абзацем вторым части второй статьи 445 Гражданского кодекса при отклонении протокола разногласий сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. Такой стороной, как видно из абзаца первого пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса, является сторона, получившая протокол разногласий от стороны, для которой заключение договора обязательно.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на усмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров регулируются Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808).
В соответствии с п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Поскольку истец является исполнителем коммунальных услуг, то к отношениям сторон подлежат применению Правила N 354, Правила, обязательные при заключении управляющей компанией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Жилищный кодекс РФ.
Доводы жалобы суд апелляционной инстанции находит необоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Пункт 2.2.6 определен судом в редакции истца: "Поддерживать минимальную величину напора в точке поставки в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг.".
Ответчик полагает необходимым оставить в первоначальной предложенной им редакции: "Поддерживать минимальную величину располагаемого напора в точке поставки: не менее расчетного значения величины сопротивления системы теплоснабжения Потребителя (теплоизолирующих установок и присоединенных к ним тепловых сетей), а для систем горячего водоснабжения с учетом величины, обеспечивающей нормативное давление в верхних водоразборных точках. При этом, обеспечение качества поставки по данному условию настоящего договора, может быть проверено сторонами путем проведения измерения величины располагаемого напора на (в непосредственной близости к) границе эксплуатационной ответственности теплоснабжающей организации (в точке поставки) при закрытой запорной арматуре.".
Суд первой инстанции обоснованно принял п. 2.2.6 в редакции истца, являющегося исполнителем коммунальных услуг в отношении конечных потребителей - граждан, руководствуясь Правилами N 354, Правилами, обязательными при заключении управляющей компанией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Жилищным кодексом РФ.
Приведенная ответчиком редакция пункта 2.2.6 при определенных обстоятельствах может привести к нарушению прав конечных потребителей на использование энергии в необходимом ему количестве (п. 3 ст. 541 ГК РФ).
ТСЖ в договоре выступает не в своих интересах, а в интересах населения. Следовательно, истец вправе изменять количество потребленной тепловой энергии, поскольку приобретает тепловую энергию в количестве, необходимом для оказания коммунальной услуги гражданам.
По мнению ответчика, судом необоснованно исключен пункт 2.3.3 "Соблюдать установленные Приложением N 1 к настоящему договору режимы потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя".
Ответчик при этом ссылается на пункт 15 ст. 2 ФЗ "О теплоснабжении", п. 21 Правил N 808.
Суд апелляционной инстанции подтверждает правильность исключения данного пункта судом первой инстанции по ранее указанным мотивам.
Пункт 2.3.4 предусматривает обязанность истца об уведомлении теплоснабжающей организации о предстоящей реорганизации потребителя не менее чем за 30 дней, обеспечении надлежащей передачи тепловых сетей и теплопотребляющих установок, выбывающих из владения потребителя, оплате теплоснабжающей организации полной оплаты за тепловую энергию и теплоноситель.
Ответчик считает данное условие несущественным, а значит, подлежащим включению в договор.
Истец, возражая против включения данного пункта в договор, ссылается на то, что порядок, права и обязанности юридических лиц при реорганизации предусмотрены нормами Гражданского кодекса РФ, возложение обязанности на истца произвести полную оплату за тепловую энергию противоречит ст. 60 ГК РФ.
В отсутствие согласия истца на включение данного условия, в силу ст. 421 ГК РФ требование ответчика не является обоснованным. В данном случае и по остальным спорным пунктам договора, которые не являются существенными условиями в силу закона, суд не считает возможным и необходимым определять содержание таких условий, в отсутствие согласия обеих сторон договора. Для заключения спорного договора достаточно урегулировать разногласия по условиям, определенным законом или в соответствии с ним подзаконным нормативным правовым актом как существенные.
Пункт 2.3.6 договора предусматривает обязанность потребителя не менее чем за 30 дней до наступления соответствующей даты уведомить ответчика об утрате прав (права собственности, аренды, прав, вытекающих из договора на управление многоквартирным дома) на объект теплоснабжения; предоставить ответчику соответствующий документ и сообщить наименование, адрес нового правообладателя, обеспечить надлежащую передачу тепловых сетей, и теплопотребляющих установок, выбывающих из владения; произвести ответчику полную оплату за тепловую энергию.
Ответчик считает данное условие несущественным, а значит, подлежащим включению в договор.
Истец предложил иную редакцию данного пункта: "Не позднее следующего дня с даты выбытия многоквартирного дома из управления потребителя письменно уведомить теплоснабжающую организацию об утрате прав на объект, теплоснабжение которого осуществляется в рамках настоящего договора. При этом потребитель обязан представить в теплоснабжающую организацию копию документа, свидетельствующего об утрате права на объект и сообщить наименование, адрес и контактный телефон нового правообладателя; обеспечить надлежащую передачу тепловых сетей и теплопотребляющих установок, выбывших из владения потребителя; произвести теплоснабжающей организации полную оплату за тепловую энергию и теплоноситель".
Поскольку предложенная истцом редакция указанного пункта не противоречит редакции ответчика и закону, суд принял п. 2.3.6 в редакции истца.
Таким образом, разногласия сторон по указанному пункту были связаны с установлением срока сообщения теплоснабжающей организации об утрате права управления многоквартирным домом.
Редакция ответчика не может быть принята во внимание, поскольку выбор способа управления общим имуществом дома принадлежит собственникам помещений, которые могут принять соответствующее решение в любое время. Срок очередного платежа по договору в указанную дату может еще н наступить. Следовательно, предлагаемая ответчиком редакция пункта договора может оказаться невыполнимой истцом по объективным не зависящим от истца причинам.
Пункт 2.3.12. суд изложил в редакции истца: "При поступлении жалоб от собственников и пользователей в многоквартирных домах и (или) жилых домах, указанных в Приложении N 3 к настоящему договору, на качество или объем предоставляемой коммунальной услуги, обеспечить организацию и выполнение мероприятий по установлению факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в том числе с привлечением теплоснабжающей организации в установленных случаях к проверке факта нарушения качества коммунальной услуги.
Порядок взаимодействия сторон при проведении проверки причин предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и составления соответствующего акта проверки определяется в соответствии с требованиями утвержденных Правительством РФ Правил предоставления коммунальных услуг.".
Ответчик, ссылаясь на то, что данное условие является существенным, полагает необходимым принять пункт в редакции ответчика: "При поступлении жалоб от собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и (или) жилых домах, указанных в Приложении N 3, 7 к настоящему договору, на качество или объем предоставляемой коммунальной услуги, обеспечить организацию и выполнение мероприятий по установлению факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в том числе с привлечением теплоснабжающей организации в установленных случаях к проверке факта нарушения качества коммунальной услуги.
Порядок взаимодействия сторон при проведении проверки причин предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и составления соответствующего акта проверки определяется в соответствии с требованиями утвержденных Правительством РФ Правил предоставления коммунальных услуг.".
Таким образом, разногласия имеются относительно возможности и необходимости включения в спорный пункт ссылки на Приложение N 7.
Суд мотивировал правильность позиции истца тем, что приложение N 7 дублирует положения действующего законодательства, которые регулируют взаимоотношения сторон (Правила N 354).
Ответчик просит оставить данный пункт в его редакции, ссылаясь на существенность данного условия для договора. При этом ответчик не обосновал необходимость дублировать содержащиеся в обязательных к применению правилах нормы в качестве приложения к договору. По этой же причине судом первой инстанции Приложение N 7 исключено при разрешении разногласий.
Ответчик при этом не обосновал необходимость данного приложения к договору, не указал, какие диспозитивные условия, предусмотренные Правилами, согласуются сторонами при помощи Приложения N 7.
Ответчик не согласен с исключением судом пунктов 2.3.22, 2.3.24, 2.3.25.
Истец, требуя исключения указанных пунктов, указал, что п. 2.3.22 не является существенным, содержание пункта дублируют п. 9.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых установок, утв. Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 N 115.
Пункт 2.3.24 предусматривает установку потребителем на узле ввода регулятора расхода и дросселирующего устройства.
По мнению истца, возложение данной обязанности на ТСЖ не предусмотрено Правилами N 115. На многоквартирных домах установлены общедомовые приборы учета, до установки приборов учета истцу выданы технические условия, приборы учета приняты теплоснабжающей организацией в эксплуатацию. Договором устанавливаются дополнительные требования к оборудованию узла учета, что является незаконным.
Пункт 2.3.25 предусматривает обязанность потребителя обеспечивать надежность теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, иными обязательными требованиями по обеспечению надежности теплоснабжения.
По мнению истца, поскольку ни источник теплоснабжения, ни тепловые сети не принадлежат истцу на праве владения или пользования, возложение на истца обязанности, предусмотренной п. 2.3.25, является необоснованным.
Суд, согласившись с позицией истца, указанные пункты исключил из текста договора.
Пункт 2.3.22 в предложенной ответчиком редакции, предусматривает обязанность потребителя не превышать среднесуточную температуру теплоносителя в обратном трубопроводе более чем на 5% против температурного графика, при условии соблюдения среднесуточной температуры теплоносителя в подающем трубопроводе теплоснабжающей организацией с отклонением +/- 3%, обеспечивать температуру горячей воды, возвращаемой из системы горячего водоснабжения по рециркуляционному трубопроводу не более величины, принимаемой для норм проектирования таких систем: +40 град. C.
Данное условие, по мнению ответчика, обусловлено п. 9.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115. (Отклонение среднесуточной температуры воды, поступившей в системы отопления, вентиляции, кондиционирования и горячего водоснабжения, должно быть в пределах +/- 3% от установленного температурного графика. Среднесуточная температура обратной сетевой воды не должна превышать заданную температурным графиком температуру более чем на 5%).
Ответчик указал, что в силу п. 21 Правил N 808 существенным является условие об ответственности сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата.
Ответчик ошибочно полагает, что пунктом 2.3.22 будет установлена ответственность сторон, поскольку редакция данного пункта, предложенная истцом, повторяет нормативно установленную обязанность.
Рассматривая содержание пункта 2.3.24, предусматривающего установку потребителем на узле ввода регулятора расхода и дросселирующего устройства суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее.
Установка потребителем на узле ввода регулятора расхода и дросселирующего устройства не является действием по обеспечению учета тепловой энергии.
При помощи настройкой автоматических регуляторов (расхода, давления) или установки дроссельных устройств (диафрагм или сопл), рассчитанных на гашение всего избыточного напора до нормального значения, регулируется расход теплоносителя на отдельную водяную систему теплопотребления.
Статья 543 ГК РФ устанавливает обязанности покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования. Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Вместе с тем, согласно п. 1.1. Правил 115 данные правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок, включая системы теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
В соответствии с п. 1.7 указанных Правил ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Технические требования к тепловым пунктам, включая размещение в них оборудования, арматуры, приборов контроля, управления и автоматизации, посредством которых осуществляется контроль параметров теплоносителя; регулирование расхода теплоносителя и распределение его по системам потребления теплоты, установлены п. 9.1.1. Правил N 115.
В тепловом пункте в зависимости от его назначения и конкретных условий присоединения потребителей могут осуществляться все перечисленные в п. 9.1.1 функции или только их часть.
Согласно пунктам 2.4.1, 2.4.2 Правил N 115 новые или реконструированные тепловые энергоустановки принимаются в эксплуатацию в порядке, установленном настоящими Правилами. Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов.
Из представленных в дело доказательств не следует, что дома истца подключаются к тепловым сетям впервые, либо проводилась реконструкция тепловых энергоустановок.
Кроме того, Правила эксплуатации технической эксплуатации тепловых энергоустановок, включая системы теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения установлены Приказ Минэнерго РФ. Установленные условия эксплуатации являются императивными, установленными в соответствии с законом, и не требуют согласования сторонами, действуют, независимо от их воли. Для разрешения спора не требуется судебное вмешательство для определения подобных условий в договоре.
Из текста договора пункты 2.3.22, 2.3.24., 2.3.25 исключены обоснованно.
Пункт 2.4.3. суд принял в редакции истца: "Приостановить или ограничить предоставление тепловой энергии и (или) теплоносителя в соответствии с требованиями раздела XI Правил предоставления коммунальных услуг".
Ответчик, ссылаясь на Правила N 808, считает необходимым принять пункт в предложенной им редакции: "Теплоснабжающая организация вправе в случае неоплаты потребителем тепловой энергии (мощности), горячей воды и (или) теплоносителя ограничить подачу тепловой энергии, горячей воды и (или) теплоносителя после письменного предупреждения потребителя в соответствии с п. 3.9 Приложения N 7.
Суд принял редакцию истца, ссылаясь на то, что отношения сторон при оказании коммунальных услуг, в том числе поставке тепловой энергии регулируются Правилами N 354.
Разделом XI Правил N 354 определены понятия, основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.
Из всего раздела 11 Правил N 354 только п. 119 устанавливает диспозитивную норму 119, согласно которой договором может быть изменен порядок ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги потребителя-должника в случае неполной оплаты потребителем данной услуги.
Ответчик не обосновал необходимость установления для сторон иного порядка. Согласие на изменение установленного правилами порядка истец не выразил.
С учетом этого, принятая судом редакция пункта 2.4.3 соответствует положениям Правил N 354.
Пункт 2.5.2. суд изложил в следующей редакции: "Получать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель в необходимых объемах и надлежащего качества для оказания коммунальных услуг в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг.".
Ответчик считает, что необходимость изменять данный пункт отсутствует, поскольку пунктом 2.2.1 договора, Приложением N 1 предусмотрено договорное количество тепловой энергии, горячей воды и теплоносителя, что является существенным условием для договора.
Ответчиком предлагалась редакция пункта 2.5.2: Потребитель вправе "получать тепловую энергию (мощность), горячую воду и (или) теплоноситель в количестве, режиме и с качеством, указанными в Приложениями N 1 к настоящему договору".
Поскольку п. 2.2.1 договора сторонами согласован, а также с учетом мотивов, приведенных в настоящем постановлении относительно спорного п. 2.2.6 договора, довод ответчика подлежит отклонению.
Пункт 3.6. определен судом в редакции, предложенной истцом: "Количество потребленной потребителем тепловой энергии и теплоносителя определяется в соответствии с показаниями коммерческих приборов учета, при отсутствии у потребителя приборов учета, количество тепловой энергии определяется теплоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг.".
Ответчик настаивает на предложенной им редакции: "Количество потребленного теплоносителя определяется в соответствии с Приложением N 5 к настоящему договору. Свою позицию ответчик мотивирует тем, что приложением N 5 порядок расчета определен.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 544 Гражданского кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Проанализировав положения норм ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 19 Федерального закона "О теплоснабжении", а также Правила N 354, а также учитывая правовую позицию, изложенную в постановлениях Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10, от 22.09.2009 N 59/09, от 23.11.2010 N 6530/10, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости определения количества потребленной тепловой энергии и теплоносителя с использованием данных приборов учета, а при их отсутствии - в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Ответчик не согласен с исключением из договора пунктов 3.9., 3.10. Данные пункты предусматривают "3.9. Для расчета использования мощности потребителем тепловой энергии применяется установленный максимум тепловых нагрузок (мощность) теплопотребляющих установок, определяемый как сумма величин максимальных тепловых нагрузок во видам теплового потребления на: отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и технологические нужды, указанных в Приложении N 1 к договору, независимо от факта и продолжительности потребления тепловой энергии теплопотребляющими установками потребителя во видам теплового потребления в расчетном периоде".
"3.10. В случае отказа в допуске представителей теплоснабжающей организации в соответствии с п. 2.4.1, умышленном выводе из строя прибора учета или иного воздействия, приводящего к искажению его показаний, теплоснабжающая организация определяет количество тепловой энергии и (или) теплоносителя, потребленной потребителем расчетным путем в порядке, предусмотренном Приложением N 6 к договору с момента предыдущей проверки узла учета, с учетом показателей договорного температурного графика".
Пункт 3.9 исключен судом со ссылкой на то, что разделы 3, 5 Приложения N 1 заполнены ответчиком не полностью, в том числе п. 1.4 раздела 1 - технологические нужды.
Пункт 3.10 исключен судом по тому мотиву, что Правилами N 354 не предусмотрена возможность перерасчета количества тепловой энергии и теплоносителя в случае обнаружения неисправности прибора учета, несанкционированного вмешательства в его работу с момента предыдущей проверки узла учета. Действующее законодательство допускает учет фактического потребления тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения жилых помещений одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем, с применением нормативов соответствующего вида услуг.
Апелляционный суд считает возможным рассмотреть разногласия по пункту 3.9 одновременно с разногласиями по пунктам 4.5.1, 4.5.2 и 4.5.3 договора, также исключенных судом первой инстанции из текста договора.
Указанные пункты содержатся в разделе 4 договора "Цена и порядок расчетов" и предусматривают возможность применения одноставочных, двухставочных и однокомпонентных тарифов.
В соответствии с пунктом 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае установления двухставочных тарифов (цен) для потребителей расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по таким тарифам (ценам) как сумма постоянной и переменной составляющих платы, рассчитанных по каждой из 2 установленных ставок (постоянной и переменной) двухставочного тарифа (цены) в отдельности.
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с п.п. 4, 5 п. 1 ст. 8 ФЗ "О теплоснабжении" регулированию подлежат, в числе прочего, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.
Поскольку в материалах дела не имеется доказательств установления для потребителей ОАО "ТГК N 9" двухставочных тарифов, предусматривающих расчет за тепловую энергию и мощность, исключение пунктов 3.9, 4.5.1, 4.5.2, 4.5.3 из текста договора не нарушает прав ОАО "ТГК N 9", и соответствует нормам Правил N 354.
Кроме того, указание в пункте 4.5.1 договора на возможность определения фактического количества тепловой энергии пропорционально мощности теплоиспользующих установок при применении одноставочного тарифа при отсутствии раздельного учета тепловой энергии, потребляемой для нужд отопления и вентиляции, горячего водоснабжения и технологических нужд не соответствует положениям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Приложению N 2 к Правилам N 354, пунктам 15-28 Правил N 307.
Таким образом, п.п. 3.9., 4.5.1., 4.5.2., 4.5.3. обоснованно исключены из текста договора.
В силу пункта 3.10 в редакции, предложенной ОАО "ТГК N 9", в случае отказа в допуске представителей теплоснабжающей организации в соответствии с п. 2.4.1, умышленном выводе из строя прибора учета или иного воздействия, приводящего к искажению его показаний, теплоснабжающая организация определяет количество тепловой энергии и (или) теплоносителя, потребленной потребителем расчетным путем в порядке, предусмотренном Приложением N 6 к договору с момента предыдущей проверки узла учета, с учетом показателей договорного температурного графика.
Исключая указанный пункт из текста договора, суд первой инстанции правомерно указал на то, что Правилами N 354 не предусмотрена возможность перерасчета количества тепловой энергии и теплоносителя в случае обнаружения неисправности прибора учета, несанкционированного вмешательства в его работу с момента предыдущей проверки узла учета.
Второй абзац пункта 4.6 договора в предложенной ответчиком редакции обязывает потребителя до 10 числа месяца, следующего за расчетным, получить в теплоснабжающей организации счет-фактуру и акт приема-передачи тепловой энергии, горячей воды и теплоносителя, который в течение трех рабочих дней со дня получения необходимо надлежащим образом оформить, подписать уполномоченными лицами и возвратить в теплоснабжающую организацию,
Истец предложил изложить в следующей редакции:
"Теплоснабжающая организация обязана до 10 числа месяца, следующего за расчетным, направить заказным письмом потребителю счет-фактуру и акт приема-передачи тепловой энергии, горячей воды и теплоносителя, который потребитель в течение десяти рабочих дней со дня получения обязан надлежащим образом оформить, подписать уполномоченными лицами и возвратить заказным письмом в теплоснабжающую организацию".
Истец пояснил, что предлагаемый ответчиком срок оформления подписания и возврата актов приема-передачи тепловой энергии недостаточен для проведения сверки количества потребленной теплоэнергии, в связи с расчетами граждан. Предлагаемый срок более реальный, соответствует сложившимся обычаям делового оборота.
Ответчик пояснил, что у истца имеются приборы учета, следовательно, он имеет возможность произвести сверку в более сжатые сроки.
Суд первой инстанции, учитывая фактические обстоятельства спора, верно счел возможным принять спорный пункт в редакции потребителя.
Наличие у ответчика структурного подразделения в г. Краснокамске не исключает указанный вывод, поскольку 10 рабочих дней мотивировано истцом иными обстоятельствами.
Пункт 5.3.4, правомерно исключен судом первой инстанции из договора.
Истец верно указал, что не имеется зависимости между понижением температуры теплоносителя и количеством тепловой энергии в Гкал/час, поставляемой ответчиком от режима ее потребления истцом до границы эксплуатационной ответственности. Истец не сможет обеспечить температуру горячей воды 60 градусов подаваемой населению, если ответчиком она будет подана до границы балансовой ответственности со сниженными параметрами теплоносителя.
С учетом противоречия пункта 5.3.4. статьям 541, 542 ГК РФ соответствующий довод жалобы ответчика подлежит отклонению.
Ответчик не согласен с дополнением судом Приложения N 3 предложением: "сведения об указанных объектах должны соответствовать данным технических (кадастровых) паспортов", а Приложения N 4 - "потребитель представляет теплоснабжающей организации в течение двадцати дней с момента подписания сторонами договора теплоснабжения".
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 ГК РФ). Возражения ответчика сводятся к предположению о недобросовестности поведения истца при предоставлении указанных сведений. В случае обнаружения недостоверности предоставленных истцом сведений у ответчика имеются необходимые способы защиты своих прав. Поскольку вступление в законную силу решения суда об урегулировании разногласий по спорному договору установит обязанность истца предоставить необходимые сведения, указанные в приложении N 4 ответчику, предложенный истцом для исполнения данной обязанности срок является разумным. Ответчик не обосновал, каким образом могут быть нарушены его права установлением срока исполнения обязательства.
Доводы о необоснованности исключения из договора приложений N 5, 6, 7 подлежат отклонению судом апелляционной инстанции по мотивам, приведенным в настоящем постановлении относительно исключения Приложения N 7.
Ответчик не обосновал необходимость включения указанных приложений в текст договора, а также не привел доводов о том, каким образом, нарушаются его права в результате исключения приложений из текста договора. Оснований для выводов о нарушении судом первой инстанции норм материального права в этой части, не имеется.
С учетом изложенного, решение суда от 06 октября 2014 года является законным, обоснованным. Оснований для отмены (изменения) обжалуемого решения, предусмотренных статьей 270 АПК РФ не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Произвести замену ответчика по делу N А50-12882/2014 с открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (ОГРН 1045900550024, ИНН 5904119383) на ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946).
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 октября 2014 года по делу N А50-12882/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Д.Ю.ГЛАДКИХ

Судьи
В.Ю.НАЗАРОВА
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)