Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фотиной О.Б.,
судей Деевой Г.А., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "САЛАВАТВОДОКАНАЛ" городского округа город Салават Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.09.2014 по делу N А07-10661/2014 (судья Архиереев Н.В.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9" - Бычков А.А. (доверенность от 22.10.2014 N 1069).
Муниципальное унитарное предприятие "САЛАВАТВОДОКАНАЛ" городского округа город Салават Республики Башкортостан (далее - МУП "САЛАВАТВОДОКАНАЛ", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9" (далее - ООО "Домоуправление N 9", ответчик) о взыскании 2 344 891,79 руб. - основного долга по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 01.07.2006 N 795 (с учетом уточнения исковых требований).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.09.2014 (с учетом определения об исправлении опечаток от 07.10.2014) в удовлетворении исковых требований отказано, кроме того, в порядке распределения судебных расходов с истца в доход федерального бюджета взыскано 66 руб. государственной пошлины.
В апелляционной жалобе (с учетом дополнений к ней) истец просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что судом нарушены нормы процессуального права при анализе расчетов, представленных истцом и ответчиком. Полагает, что судом не было учтено, что без сведений о потребленном коммунальном ресурсе в каждой отдельно взятой квартире, с указанием плательщика и сведений об установленных ИПУ, сроках их поверки, истец не имел возможности исчислить объем водоотведения в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а также проверить правильность таких показаний и платежей путем проведения совместных с ответчиком проверок конечных потребителей. По мнению истца, подпункт "е" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О Правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" неприменим к спорным правоотношениям за период с июня 2013 года по март 2014 года. Податель жалобы также полагает, что судом первой инстанции были нарушены нормы материального и процессуального права немотивированным отклонением довода истца о том, что объем сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников центрального водоснабжения, основанного на общем правиле пункта 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Истец считает, что отмена норматива водоотведения на общедомовые нужды не является основанием для уменьшения платы за услугу водоотведения, предоставленную для общедомовых нужд в дома, оборудованные общедомовыми приборами учета воды, поскольку в законодательном порядке отменен норматив и порядок его определения, а не плата за водоотведение.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому решение суда является законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
В судебном заседании представитель ответчика доводы отзыва на апелляционную жалобу поддержал.
Представитель истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
С учетом мнения явившегося в судебное заседание представителя ответчика, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившегося представителя истца.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, и было правильно установлено арбитражным судом первой инстанции, основанием исковых требований являются правоотношения сторон, вытекающие из договоров холодного водоснабжения и водоотведения N 795 от 01.07.2006 (л.д. 81-85 т. 1) и N 795 от 14.01.2014 (л.д. 92-100 т. 1).
В соответствии с условиями договора N 795 от 01.07.2006 истец обязался подавать абоненту (ответчику) питьевую воду в объемах согласно приложению до границы эксплуатационной ответственности сторон на сетях водоснабжения и прием и отвод сточных вод (водоотведение) от границы эксплуатационной ответственности сторон на сетях канализации.
В соответствии с условиями договора N 795 от 14.01.2014 истец обязался подавать абоненту (ответчику) через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Абонент обязался оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном договором. Истец обязался осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативную воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, соблюдать в соответствии с договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учетов.
Истец, ссылаясь на то, что оказал ответчику услуги по водоснабжению и водоотведению, однако оплаты за них в полном объеме не получил, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, увеличив взыскиваемую сумму до 2 344 891 руб. 79 коп., а также частично изменил основание иска, полагая, что в соответствии с п. 11 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (в редакции от 25.02.2014) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг") договор N 795 от 14.01.2014 является незаключенным, в связи с чем расчет взыскиваемой суммы произведен истцом на основании договора N 795 от 01.07.2006.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что истец не доказал факт оказания им услуг по водоотведению на сумму, превышающую произведенную ответчиком оплату.
Данные выводы суда являются правильными.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 3 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1, 2 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О Правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124), приняты в соответствии с названной нормой и вступили в силу 07.03.2012.
В п. 2 указанного постановления предусмотрено, что Правила N 124 применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу указанных Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу названных Правил.
Согласно подпункту "е" пункта 3 названного постановления до вступления до вступления в силу Правил представления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.
В соответствии с этой формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
Таким образом, с принятием Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 г. N АКПИ12-604 положения подпункта "е" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 признаны соответствующими действующему законодательству.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что после вступления в силу Правил N 124 при расчетах за поставленный коммунальный ресурс стороны, не урегулировавшие разногласия по договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, касающиеся, в том числе порядка определения объемов поставленного ресурса, должны руководствоваться положениями названных Правил.
Отсутствие общедомовых приборов учета водоотведения сторонами не оспаривалось (часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем истцом ошибочно применен принцип определения объема водоотведения в многоквартирном доме при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод как суммарный объем потребленной холодной и горячей воды.
В силу ч. 1, 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Услуги по приему сточных вод истцом оказываются ответчику для предоставления коммунальных услуг гражданам, то есть в рамках Правил N 354.
Согласно п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам.
Согласно п. 17 приложения N 2 к Правилам N 354 в расчете объема (количества) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованным коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется с использованием норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Согласно абз.2 п. 29 Правил N 306 (в редакции от 28.03.2012) норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды.
В п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано до 01.06.2013 обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с изменениями, утвержденными данным постановлением.
Таким образом, норматив потребления коммунальной услуги - водоотведение, предоставленной на общедомовые нужды, с 01.06.2013 не утвержден.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно указал на то, что в данном случае подлежит применению расчетный способ определения объема водоотведения жилого дома.
Размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из норматива водоотведения.
В п. 43 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном индивидуальным прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальную услугу рассчитывается для водоотведения - исходя из суммарного объема потребленных холодной и горячей воды.
Таким образом, подлежащий оплате ответчиком объем отведенных истцом бытовых стоков должен быть равен объемам стоков из жилых помещений в многоквартирном доме, без учета мест общего пользования.
Поскольку истец не доказал надлежащим расчетом, что объем оказанной услуги по водоотведению превышает внесенную ответчиком оплату по договору, суд первой инстанции обоснованно отказа в удовлетворении исковых требований.
Судебные расходы распределены судом в соответствии с требованиями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены (изменения) у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся отсутствия у истца исходных данных, необходимых для осуществления надлежащего расчета, основанные на утверждении о неисполнении ответчиком обязательств по предоставлению таких данных истцу, судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются, поскольку не являются достаточным основанием для удовлетворения предъявленного иска. Кроме того, в целях получения необходимых для расчета данных, истец имел возможность воспользоваться судебной защитой как посредством предъявления самостоятельного иска об исполнении обязательств второй стороной, так и в рамках настоящего спора в порядке ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В остальном доводы истца, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к иному толкованию и применению норм материального права, нарушения которых при принятии обжалуемого решения не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе, состоящие из государственной пошлины в размере 2 000 руб., распределяются судом в соответствии с требованиями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в данном случае относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.09.2014 по делу N А07-10661/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "САЛАВАТВОДОКАНАЛ" городского округа город Салават Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
О.Б.ФОТИНА
Судьи
Г.А.ДЕЕВА
Е.В.ШИРЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.12.2014 N 18АП-12425/2014 ПО ДЕЛУ N А07-10661/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2014 г. N 18АП-12425/2014
Дело N А07-10661/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фотиной О.Б.,
судей Деевой Г.А., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "САЛАВАТВОДОКАНАЛ" городского округа город Салават Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.09.2014 по делу N А07-10661/2014 (судья Архиереев Н.В.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9" - Бычков А.А. (доверенность от 22.10.2014 N 1069).
Муниципальное унитарное предприятие "САЛАВАТВОДОКАНАЛ" городского округа город Салават Республики Башкортостан (далее - МУП "САЛАВАТВОДОКАНАЛ", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 9" (далее - ООО "Домоуправление N 9", ответчик) о взыскании 2 344 891,79 руб. - основного долга по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 01.07.2006 N 795 (с учетом уточнения исковых требований).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.09.2014 (с учетом определения об исправлении опечаток от 07.10.2014) в удовлетворении исковых требований отказано, кроме того, в порядке распределения судебных расходов с истца в доход федерального бюджета взыскано 66 руб. государственной пошлины.
В апелляционной жалобе (с учетом дополнений к ней) истец просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что судом нарушены нормы процессуального права при анализе расчетов, представленных истцом и ответчиком. Полагает, что судом не было учтено, что без сведений о потребленном коммунальном ресурсе в каждой отдельно взятой квартире, с указанием плательщика и сведений об установленных ИПУ, сроках их поверки, истец не имел возможности исчислить объем водоотведения в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а также проверить правильность таких показаний и платежей путем проведения совместных с ответчиком проверок конечных потребителей. По мнению истца, подпункт "е" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О Правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" неприменим к спорным правоотношениям за период с июня 2013 года по март 2014 года. Податель жалобы также полагает, что судом первой инстанции были нарушены нормы материального и процессуального права немотивированным отклонением довода истца о том, что объем сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников центрального водоснабжения, основанного на общем правиле пункта 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Истец считает, что отмена норматива водоотведения на общедомовые нужды не является основанием для уменьшения платы за услугу водоотведения, предоставленную для общедомовых нужд в дома, оборудованные общедомовыми приборами учета воды, поскольку в законодательном порядке отменен норматив и порядок его определения, а не плата за водоотведение.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому решение суда является законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
В судебном заседании представитель ответчика доводы отзыва на апелляционную жалобу поддержал.
Представитель истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
С учетом мнения явившегося в судебное заседание представителя ответчика, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившегося представителя истца.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, и было правильно установлено арбитражным судом первой инстанции, основанием исковых требований являются правоотношения сторон, вытекающие из договоров холодного водоснабжения и водоотведения N 795 от 01.07.2006 (л.д. 81-85 т. 1) и N 795 от 14.01.2014 (л.д. 92-100 т. 1).
В соответствии с условиями договора N 795 от 01.07.2006 истец обязался подавать абоненту (ответчику) питьевую воду в объемах согласно приложению до границы эксплуатационной ответственности сторон на сетях водоснабжения и прием и отвод сточных вод (водоотведение) от границы эксплуатационной ответственности сторон на сетях канализации.
В соответствии с условиями договора N 795 от 14.01.2014 истец обязался подавать абоненту (ответчику) через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Абонент обязался оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном договором. Истец обязался осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативную воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, соблюдать в соответствии с договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учетов.
Истец, ссылаясь на то, что оказал ответчику услуги по водоснабжению и водоотведению, однако оплаты за них в полном объеме не получил, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, увеличив взыскиваемую сумму до 2 344 891 руб. 79 коп., а также частично изменил основание иска, полагая, что в соответствии с п. 11 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (в редакции от 25.02.2014) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг") договор N 795 от 14.01.2014 является незаключенным, в связи с чем расчет взыскиваемой суммы произведен истцом на основании договора N 795 от 01.07.2006.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что истец не доказал факт оказания им услуг по водоотведению на сумму, превышающую произведенную ответчиком оплату.
Данные выводы суда являются правильными.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 3 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1, 2 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О Правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124), приняты в соответствии с названной нормой и вступили в силу 07.03.2012.
В п. 2 указанного постановления предусмотрено, что Правила N 124 применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу указанных Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу названных Правил.
Согласно подпункту "е" пункта 3 названного постановления до вступления до вступления в силу Правил представления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.
В соответствии с этой формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
Таким образом, с принятием Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 г. N АКПИ12-604 положения подпункта "е" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 признаны соответствующими действующему законодательству.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что после вступления в силу Правил N 124 при расчетах за поставленный коммунальный ресурс стороны, не урегулировавшие разногласия по договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, касающиеся, в том числе порядка определения объемов поставленного ресурса, должны руководствоваться положениями названных Правил.
Отсутствие общедомовых приборов учета водоотведения сторонами не оспаривалось (часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем истцом ошибочно применен принцип определения объема водоотведения в многоквартирном доме при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод как суммарный объем потребленной холодной и горячей воды.
В силу ч. 1, 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Услуги по приему сточных вод истцом оказываются ответчику для предоставления коммунальных услуг гражданам, то есть в рамках Правил N 354.
Согласно п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам.
Согласно п. 17 приложения N 2 к Правилам N 354 в расчете объема (количества) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованным коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется с использованием норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Согласно абз.2 п. 29 Правил N 306 (в редакции от 28.03.2012) норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды.
В п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано до 01.06.2013 обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с изменениями, утвержденными данным постановлением.
Таким образом, норматив потребления коммунальной услуги - водоотведение, предоставленной на общедомовые нужды, с 01.06.2013 не утвержден.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно указал на то, что в данном случае подлежит применению расчетный способ определения объема водоотведения жилого дома.
Размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из норматива водоотведения.
В п. 43 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном индивидуальным прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальную услугу рассчитывается для водоотведения - исходя из суммарного объема потребленных холодной и горячей воды.
Таким образом, подлежащий оплате ответчиком объем отведенных истцом бытовых стоков должен быть равен объемам стоков из жилых помещений в многоквартирном доме, без учета мест общего пользования.
Поскольку истец не доказал надлежащим расчетом, что объем оказанной услуги по водоотведению превышает внесенную ответчиком оплату по договору, суд первой инстанции обоснованно отказа в удовлетворении исковых требований.
Судебные расходы распределены судом в соответствии с требованиями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены (изменения) у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся отсутствия у истца исходных данных, необходимых для осуществления надлежащего расчета, основанные на утверждении о неисполнении ответчиком обязательств по предоставлению таких данных истцу, судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются, поскольку не являются достаточным основанием для удовлетворения предъявленного иска. Кроме того, в целях получения необходимых для расчета данных, истец имел возможность воспользоваться судебной защитой как посредством предъявления самостоятельного иска об исполнении обязательств второй стороной, так и в рамках настоящего спора в порядке ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В остальном доводы истца, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к иному толкованию и применению норм материального права, нарушения которых при принятии обжалуемого решения не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе, состоящие из государственной пошлины в размере 2 000 руб., распределяются судом в соответствии с требованиями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в данном случае относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.09.2014 по делу N А07-10661/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "САЛАВАТВОДОКАНАЛ" городского округа город Салават Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
О.Б.ФОТИНА
Судьи
Г.А.ДЕЕВА
Е.В.ШИРЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)