Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.
при участии:
- от заявителя ОАО "Пермская энергосбытовая компания" (ОГРН 1055902200353, ИНН 5904123809): Валова Е.Н., паспорт, доверенность от 22.12.2014;
- от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Северного территориального отдела (ОГРН 1055901619168, ИНН 5904122386): Беляев С.С., удостоверение, доверенность от 30.04.2014;
- от третьего лица Гилевой Валентины Борисовны: не явились;
- от третьего лица открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала": не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ОАО "Пермская энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 декабря 2014 года
по делу N А50-11001/2014,
принятое судьей Кетовой А.В.
по заявлению ОАО "Пермская энергосбытовая компания"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Северного территориального отдела
третьи лица: Гилева Валентина Борисовна, открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала",
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Открытое акционерное общество "Пермская энергосбытовая компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - административный орган, заинтересованное лицо) N 244-С от 26.05.2014, которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены гражданка Гилева В.Б., ОАО "МРСК-Урала".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23 декабря 2014 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Доводы жалобы общества сводятся к тому, что положения Правил N 354 применяются в части, не противоречащей Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 и при наличии прямых ссылок на Правила N 354. Указывает, что обстоятельства дела свидетельствуют о возможном нарушении установленного порядка контроля сетевой организацией, что означает недопустимость возложения ответственности на гарантирующего поставщика. Считает наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения недоказанным.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Административный орган по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта. Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на жалобу.
Судом возвращены представителю заявителя документы, приложенные к апелляционной жалобе, а именно: платежное поручение N 43561 от 27.01.2014; справка о возврате государственной пошлины от 20.03.2014; платежное поручение N 48025 от 20.03.2014; справка о возврате госпошлины от 01.08.2014.
Третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании данных, содержащихся в обращении гражданки Гилевой В.Б. на нарушение требований действующего законодательства РФ, связанных с незаконными действиями представителей ОАО "Пермэнергосбыт" (работников филиала ОАО "МРСК-Урала" - "Пермэнергосбыт"), в отношении заявителя вынесено определение N 22 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 16.04.2014.
В ходе проверки установлено, что заявитель 14.03.2014, не выполнив безусловных обязанностей, предусмотренных соответствующим порядком Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, организовало (согласовало) и допустило проведение проверки прибора учета электрической энергии (электросчетчика), установленного в жилом доме третьего лица, представителями ОАО "МРСК-Урала", не направив потребителю необходимого извещения и не согласовав с потребителем даты и времени допуска представителей исполнителя для совершения проверки.
По факту нарушения заявителем пунктов 82, 83, 85 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 275 от 16.05.2014.
26.05.2014 по результатам рассмотрения дела вынесено постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, отсутствия существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения образуют действия по оказанию услуг (выполнению работ), не соответствующие требованиям, установленным нормативными актами.
Согласно ст. 4 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Согласно статье 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Статьей 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, данные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 Правил N 354 "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, "потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Пунктом 82 Правил N 354 установлены обязанности исполнителя: а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев (пункт 83 Правил N 354).
Проверка, указанная в пункте 82 настоящих Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в порядке, установленном в пункте 85 Правил N 354.
Из материалов дела следует, что заявитель являлся гарантирующим поставщиком при оказании услуг по поставке электрической энергии в жилое помещение по адресу: 618583, Пермский край, Красновишерский район, п. Бычина, ул. Верхняя, д. 1, по договору энергоснабжения гражданина (абонента) для бытовых нужд N 00032087 от 16.06.2009 с гр. Гилевой В.Б.
14.03.2014 в отсутствие гр. Гилевой В.Б. представителями ОАО "МРСК Урала" проведена проверка электросчетчиков; составлены акт проверки (замены) 1-фазного электросчетчика N 208-03/14 от 14.03.2014 лицевой счет 66400032087 и акт о безучетном потреблении электрической энергии (мощности) N 123 от 14.03.2014 (лицевой счет 66400032087), на основании которого ОАО "Пермэнергосбыт" произвело доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги, о чем направило ему извещения (квитанции) на оплату за электроэнергию на общую сумму 24 997 руб. 32 коп.
В соответствии с п. 2.3.6 договора энергоснабжения гражданина (абонента) для бытовых нужд N 00032087 от 16.06.2009, п.п. 2.2.1, 2.4.8 типовой формы договора энергоснабжения для бытовых нужд, утвержденной Приказом ОАО "Пермэнергосбыт" N 116 от 18.06.2013, п.п. 32, 82 Правил N 354, п.п. 40-42, 167-170, 172-174 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, ОАО "Пермэнергосбыт", как гарантирующий поставщик, вправе самостоятельно или путем привлечения ОАО "МРСК Урала" (сетевой организации) осуществлять проверку правильности снятия показаний и состояния приборов учета (электросчетчиков).
В рассматриваемом случае административным органом выявлено и обществу вменяется правонарушение, выразившееся в оказании услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ или оказания населению услуг, а именно: нарушение пунктов 82, 83, 85 Правил N 354, выразившихся не направлении необходимого извещения и не согласовании с потребителем даты (дат) и время допуска представителей заявителя для совершения проверки прибора учета.
Указанные действия общества касаются непосредственно порядка (правил) оказания услуг, что составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Факт нарушения заявителем требований, предусмотренных указанными нормативными актами, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами и заявителем документально не опровергнут, что свидетельствует в данном конкретном случае о наличии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Доводы общества о том, что положения Правил N 354 применяются в части, не противоречащей Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 и при наличии прямых ссылок на Правила N 354, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права и несоответствующее установленным обстоятельствам дела.
Согласно части 6 пункту 146 Основных положений функционировании розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с данным документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.
Таким образом, судом правомерно отмечено, что в отношении с бытовыми потребителями приоритетным является применение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по сравнению с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, так как регулируют порядок оказания коммунальных услуг гражданам (в том числе услуг электроснабжения) для собственных бытовых или семейных нужд.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос виновного совершения юридическим лицом вменяемого правонарушения исследован административным органом при рассмотрении дела, что нашло отражение в оспариваемом постановлении. Административным органом установлено, что общество имело возможность выполнить требования законодательства, но не приняло соответствующих мер для недопущения правонарушения.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех необходимых мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о доказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на решение Красновишерского районного суда Пермского края от 28.08.2014, вступившего в законную силу 17.11.2014, которым признан недействительным акт безучетного потребления N 123 от 14.03.2014, подлежит отклонению, поскольку как верно установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции, установлен факт незаконности акта, составленного по результатам проверки, в то время как вопрос о законности самой проверки не был предметом исследования.
В связи с изложенным, апелляционный суд отмечает, что установленные в указанных судебных актах обстоятельства и их оценка преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, вопреки доводам общества, судами первой и апелляционной инстанций не установлено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Назначенное судом административное наказание соответствует минимальному размеру санкции ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
С учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, конкретных обстоятельств совершения правонарушения, свидетельствующих о пренебрежительном отношении общества к своим обязанностям, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда о неприменении ст. 2.9 КоАП РФ к рассматриваемому правонарушению.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Изложенные в апелляционной жалобе общества доводы судом апелляционной инстанции отклонены в полном объеме, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены лишь на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Каких-либо оснований, безусловно влекущих отмену судебного акта, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, заявление ОАО "Пермская энергосбытовая компания" о зачете государственной пошлины судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 декабря 2014 года по делу N А50-11001/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Пермская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Судьи
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Л.Х.РИБ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2015 N 17АП-1748/2015-АК ПО ДЕЛУ N А50-11001/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2015 г. N 17АП-1748/2015-АК
Дело N А50-11001/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.
при участии:
- от заявителя ОАО "Пермская энергосбытовая компания" (ОГРН 1055902200353, ИНН 5904123809): Валова Е.Н., паспорт, доверенность от 22.12.2014;
- от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Северного территориального отдела (ОГРН 1055901619168, ИНН 5904122386): Беляев С.С., удостоверение, доверенность от 30.04.2014;
- от третьего лица Гилевой Валентины Борисовны: не явились;
- от третьего лица открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала": не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ОАО "Пермская энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 декабря 2014 года
по делу N А50-11001/2014,
принятое судьей Кетовой А.В.
по заявлению ОАО "Пермская энергосбытовая компания"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Северного территориального отдела
третьи лица: Гилева Валентина Борисовна, открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала",
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Открытое акционерное общество "Пермская энергосбытовая компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - административный орган, заинтересованное лицо) N 244-С от 26.05.2014, которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены гражданка Гилева В.Б., ОАО "МРСК-Урала".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23 декабря 2014 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Доводы жалобы общества сводятся к тому, что положения Правил N 354 применяются в части, не противоречащей Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 и при наличии прямых ссылок на Правила N 354. Указывает, что обстоятельства дела свидетельствуют о возможном нарушении установленного порядка контроля сетевой организацией, что означает недопустимость возложения ответственности на гарантирующего поставщика. Считает наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения недоказанным.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Административный орган по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта. Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на жалобу.
Судом возвращены представителю заявителя документы, приложенные к апелляционной жалобе, а именно: платежное поручение N 43561 от 27.01.2014; справка о возврате государственной пошлины от 20.03.2014; платежное поручение N 48025 от 20.03.2014; справка о возврате госпошлины от 01.08.2014.
Третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании данных, содержащихся в обращении гражданки Гилевой В.Б. на нарушение требований действующего законодательства РФ, связанных с незаконными действиями представителей ОАО "Пермэнергосбыт" (работников филиала ОАО "МРСК-Урала" - "Пермэнергосбыт"), в отношении заявителя вынесено определение N 22 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 16.04.2014.
В ходе проверки установлено, что заявитель 14.03.2014, не выполнив безусловных обязанностей, предусмотренных соответствующим порядком Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, организовало (согласовало) и допустило проведение проверки прибора учета электрической энергии (электросчетчика), установленного в жилом доме третьего лица, представителями ОАО "МРСК-Урала", не направив потребителю необходимого извещения и не согласовав с потребителем даты и времени допуска представителей исполнителя для совершения проверки.
По факту нарушения заявителем пунктов 82, 83, 85 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 275 от 16.05.2014.
26.05.2014 по результатам рассмотрения дела вынесено постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, отсутствия существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения образуют действия по оказанию услуг (выполнению работ), не соответствующие требованиям, установленным нормативными актами.
Согласно ст. 4 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Согласно статье 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Статьей 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, данные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 Правил N 354 "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, "потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Пунктом 82 Правил N 354 установлены обязанности исполнителя: а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев (пункт 83 Правил N 354).
Проверка, указанная в пункте 82 настоящих Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в порядке, установленном в пункте 85 Правил N 354.
Из материалов дела следует, что заявитель являлся гарантирующим поставщиком при оказании услуг по поставке электрической энергии в жилое помещение по адресу: 618583, Пермский край, Красновишерский район, п. Бычина, ул. Верхняя, д. 1, по договору энергоснабжения гражданина (абонента) для бытовых нужд N 00032087 от 16.06.2009 с гр. Гилевой В.Б.
14.03.2014 в отсутствие гр. Гилевой В.Б. представителями ОАО "МРСК Урала" проведена проверка электросчетчиков; составлены акт проверки (замены) 1-фазного электросчетчика N 208-03/14 от 14.03.2014 лицевой счет 66400032087 и акт о безучетном потреблении электрической энергии (мощности) N 123 от 14.03.2014 (лицевой счет 66400032087), на основании которого ОАО "Пермэнергосбыт" произвело доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги, о чем направило ему извещения (квитанции) на оплату за электроэнергию на общую сумму 24 997 руб. 32 коп.
В соответствии с п. 2.3.6 договора энергоснабжения гражданина (абонента) для бытовых нужд N 00032087 от 16.06.2009, п.п. 2.2.1, 2.4.8 типовой формы договора энергоснабжения для бытовых нужд, утвержденной Приказом ОАО "Пермэнергосбыт" N 116 от 18.06.2013, п.п. 32, 82 Правил N 354, п.п. 40-42, 167-170, 172-174 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, ОАО "Пермэнергосбыт", как гарантирующий поставщик, вправе самостоятельно или путем привлечения ОАО "МРСК Урала" (сетевой организации) осуществлять проверку правильности снятия показаний и состояния приборов учета (электросчетчиков).
В рассматриваемом случае административным органом выявлено и обществу вменяется правонарушение, выразившееся в оказании услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ или оказания населению услуг, а именно: нарушение пунктов 82, 83, 85 Правил N 354, выразившихся не направлении необходимого извещения и не согласовании с потребителем даты (дат) и время допуска представителей заявителя для совершения проверки прибора учета.
Указанные действия общества касаются непосредственно порядка (правил) оказания услуг, что составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Факт нарушения заявителем требований, предусмотренных указанными нормативными актами, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами и заявителем документально не опровергнут, что свидетельствует в данном конкретном случае о наличии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Доводы общества о том, что положения Правил N 354 применяются в части, не противоречащей Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 и при наличии прямых ссылок на Правила N 354, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права и несоответствующее установленным обстоятельствам дела.
Согласно части 6 пункту 146 Основных положений функционировании розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с данным документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное.
Таким образом, судом правомерно отмечено, что в отношении с бытовыми потребителями приоритетным является применение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по сравнению с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, так как регулируют порядок оказания коммунальных услуг гражданам (в том числе услуг электроснабжения) для собственных бытовых или семейных нужд.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос виновного совершения юридическим лицом вменяемого правонарушения исследован административным органом при рассмотрении дела, что нашло отражение в оспариваемом постановлении. Административным органом установлено, что общество имело возможность выполнить требования законодательства, но не приняло соответствующих мер для недопущения правонарушения.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех необходимых мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о доказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на решение Красновишерского районного суда Пермского края от 28.08.2014, вступившего в законную силу 17.11.2014, которым признан недействительным акт безучетного потребления N 123 от 14.03.2014, подлежит отклонению, поскольку как верно установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции, установлен факт незаконности акта, составленного по результатам проверки, в то время как вопрос о законности самой проверки не был предметом исследования.
В связи с изложенным, апелляционный суд отмечает, что установленные в указанных судебных актах обстоятельства и их оценка преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, вопреки доводам общества, судами первой и апелляционной инстанций не установлено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Назначенное судом административное наказание соответствует минимальному размеру санкции ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
С учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, конкретных обстоятельств совершения правонарушения, свидетельствующих о пренебрежительном отношении общества к своим обязанностям, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда о неприменении ст. 2.9 КоАП РФ к рассматриваемому правонарушению.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Изложенные в апелляционной жалобе общества доводы судом апелляционной инстанции отклонены в полном объеме, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены лишь на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Каких-либо оснований, безусловно влекущих отмену судебного акта, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, заявление ОАО "Пермская энергосбытовая компания" о зачете государственной пошлины судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 декабря 2014 года по делу N А50-11001/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Пермская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Судьи
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Л.Х.РИБ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)