Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "27" января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" января 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Севастьяновой Е.В.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия города Кызыла "Благоустройство"
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "01" декабря 2014 года по делу N А69-3473/2014, принятое судьей Чамзы-Ооржак А.Х.,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие г. Кызыла "Благоустройство" (ИНН 1701001526, ОГРН 1021700510413, г. Кызыл; далее - предприятие, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва (ОГРН 1111719000447, ИНН 1701048852, г. Кызыл; далее - служба, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 01.10.2014 N 755/621-ЖИ-2/14.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от "01" декабря 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы МУП г. Кызыла "Благоустройство" ссылается на следующие обстоятельства:
- - службой не соблюдены требования статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), при проверке не были представлены служебные удостоверения;
- - административным органом допущены существенные процессуальные нарушения, а именно: при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), не разъяснены, а также в указанных протоколах отсутствуют записи надзорного органа о возражении либо объяснении факта не разъяснения прав, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; законному представителю юридического лица административным органом в нарушение статьи 28.2 КоАП РФ протоколы об административном правонарушении не оглашались, права и обязанности не разъяснялись и не заслушивались объяснения;
- - МУП "Благоустройство" не является управляющей организацией, в соответствии с договором о техническом обслуживании и содержании общего имущества многоквартирных домов от 28.02.2014 обеспечивает только обслуживание общего имущества собственников помещений; договор действует до проведения открытого конкурса по отбору управляющей компании, Департаментом городского хозяйства Мэрии города Кызыла проводился открытый конкурс на техническое обслуживание многоквартирных домов, но не состоялся по не зависящим от заявителя обстоятельствам.
Служба государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва письменный отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представила.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились и не направили своих представителей, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru). В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании поступившего заявления жителей квартир N 1, 13 дома N 60 по ул. Суворова г. Кызыла на нарушение предоставления коммунальных услуг, содержания и ремонта жилого дома руководителем административного органа вынесено распоряжение от 24.09.2014 N 755/621-ЖИ о проведении в отношении предприятия, обслуживающего жилой дом N 60 по ул. Суворова г. Кызыла, внеплановой проверки.
В ходе проверки выявлено, что предприятие ненадлежащим образом исполняет обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома N 60 по ул. Суворова г. Кызыла, что выразилось в следующем: инженерное оборудование в подвальном помещении, а именно: системы канализации, горячего и холодного водоснабжения в неисправном состоянии; имеются течи из труб канализации, ГВС и ХВС; не произведена дератизация и дезинфекция подвального помещения указанного дома.
Итоги проверки оформлены актом от 25.09.2014 N 755/621-ЖИ и выдано предписание от 25.09.2014 N 755/621-ЖИ об устранении выявленных нарушений в срок до 08.10.2014.
Уведомлением от 26.09.2014 N 755/621-ЖИ составление протокола об административном правонарушении назначено на 29.09.2014 на 10 час. 00 мин.
29.09.2014 административным органом в отношении предприятия в отсутствие представителя составлен протокол об административном правонарушении N 755/621-ЖИ-1/14, в котором отражены выявленные нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Уведомлением от 29.09.2014 N 755/621-ЖИ административный орган назначил рассмотрение дела на 01.10.2014 на 13 час. 00 мин.
01.10.2014 руководителем административного органа вынесено постановление N 755/621-ЖИ-2/14 о назначении предприятию за вменяемое правонарушение наказания в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий должностных лиц административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие оспариваемого постановления, соблюдение срока привлечения к административной ответственности установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела.
Суд апелляционной инстанции установил, что законный представитель предприятия был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Уведомление от 26.09.2014 получено предприятием 26.09.2014 и зарегистрировано за вх. N 1831, что подтверждается штампом предприятия на уведомлении (л.д. 59).
Из протокола от 29.09.2014 N 755/621-ЖИ-1/14 об административном правонарушении следует, что протокол составлен в отсутствие законного представителя общества при его надлежащем уведомлении о времени и месте составления протокола. В протоколе в строке, предусматривающей запись объяснений лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, административным органом указано о неявке директора предприятия для составления протокола. На странице 3 протокола имеется ссылка о разъяснении лицу, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, прав и обязанностей, предусмотренных статьями 24.2 - 24.4, 25.1, 30.1 КоАП РФ.
Указанный протокол получен предприятием 29.09.2014 (вх. N 1843), что подтверждается соответствующей отметкой на 3 странице протокола.
Уведомление о явке 01.10.2014 в 13 час. 00 мин. в Службу для рассмотрения материалов об административном правонарушении от 29.09.2014 N 755/621-ЖИ получено предприятием 29.09.2014 (вх. N 1842).
На основании изложенного, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы заявителя о существенных процессуальных нарушениях, допущенных административным органом, как противоречащие материалам дела.
Ссылка заявителя на нарушение статьи 28.2 Кодекса, выразившееся в не оглашении административным органом законному представителю юридического лица протокола об административном правонарушении, а также о том, что не заслушивались объяснения директора, не может быть принята апелляционной коллегией, на основании следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 28.2 Кодекса физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Как указано выше, протокол об административном правонарушении получен предприятием 29.09.2014.
Апелляционная коллегия также учитывает, что в протоколе об административном правонарушении только фиксируется выявленное правонарушение, при этом материалы дела рассматриваются, и по ним выносится соответствующее решение при рассмотрении дела об административном правонарушении. Таким образом, лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет возможность представить свои объяснения и возражения на рассмотрение дела об административном правонарушении.
Из представленных в материалы дела документов следует, что предприятие не представило в административный орган возражений или объяснений относительно вменяемого административного правонарушения.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соблюдении административным органом процедуры привлечения МУП г. Кызыла "Благоустройство" к административной ответственности, в том числе требований, установленных статьями 28.2, 29.7 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела; права предприятия, установленные статьей 25.1 КоАП РФ, иные права, предусмотренные Кодексом, обеспечены.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя о нарушении административным органом порядка проведения проверки.
Довод предприятия о том, что у административного органа отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки, обоснованно отклонен судом первой инстанции, так как проверка в отношении предприятия проведена в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ на основании обращения жителей квартир NN 1, 13 дома N 60 по ул. Суворова г. Кызыла на нарушение предоставления коммунальных услуг, содержания и ремонта жилого дома (л.д. 55).
Внеплановая выездная проверка проведена на основании распоряжения от 24.09.2014 N 755/621-ЖИ. Уведомление о проведении проверки от 24.09.2014 N 755/621-ЖИ вручено 24.09.2014 предприятию (штамп предприятия от 24.09.2014 вх. N 1801). Таким образом, службой соблюдены требования Закона N 294-ФЗ.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что при проведении проверки должностными лицами службы в нарушение части 4 статьи 12 Закона N 294-ФЗ не были предъявлены служебные удостоверения. Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ не предъявление служебного удостоверения должностными лицами административного органа не относится к числу грубых нарушений, влекущих недействительность результатов проверки.
Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене постановления от 01.10.2014 N 755/621-ЖИ-2/14, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что административным органом доказано наличие в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что общество является надлежащим субъектом ответственности и отклоняет довод апеллянта об обратном в силу следующего.
Субъектом указанного административного правонарушения является управляющая организация в тех случаях, если ей согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
В силу части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Как указывает общество, собственники помещений не выбирали управляющую организацию и не заключали договоры, и действительно, такие договоры в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем, данный порядок возложения (принятия) обязанностей по управлению многоквартирным домом является не единственным, предусмотренным законодательно.
Статья 163 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит специальную норму относительно управления многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности. Частью 1 названной статьи установлено, что порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления. Согласно части 2 указанной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.
В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В пункте 3.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении лиц к административной ответственности, установленной статьей 7.22 КоАП РФ, суды должны исходить из того, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Из материалов дела следует, что 28.02.2014 между городским округом "Город Кызыл Республики Тыва" в лице муниципального казенного учреждения Департамент городского хозяйства мэрии города Кызыла (Заказчик) и муниципальным унитарным предприятием города Кызыла "Благоустройство" (Исполнитель) заключен договор о техническом обслуживании и содержании общего имущества многоквартирных домов, в соответствии с условиями которого исполнитель обязуется выполнить работы по техническому обслуживанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах согласно приложению N 1 к договору, а Заказчик обязуется принять выполненные работы, оказанные услуги и своевременно в полном объеме их оплатить по цене договора (пункт 1.1 договора).
Перечень услуг и работ по техническому обслуживанию, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах, осуществляемых в рамках договора, содержится в пункте 1.2 договора.
Заказчик выступает по договору в роли представителя интересов Получателей (Потребителей), которым оказываются услуги по договору со всеми вытекающими из этого положения обстоятельствами по обязательствам, ответственности и правам потребителей (пункт 1.4 договора).
Пунктом 2.1.2 договора предприятие обязалось осуществлять функции по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, регулирующие данные отношения:
- - обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества многоквартирных домов;
- - обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственника при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общим имуществом в многоквартирных домах;
- - принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения Собственника общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому;
- - представлять законные интересы собственника, в том числе в отношениях с третьими лицами;
- - составлять сметы доходов и расходов на соответствующий год и отчет о финансово-хозяйственной деятельности;
- - вести реестр собственников, делопроизводство, бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность по управлению многоквартирными домами.
Суд первой инстанции правильно указал, что предприятие в установленном порядке выбрано в качестве управляющей компании многоквартирного дома N 60 по ул. Суворова г. Кызыла. Указанный дом включен в перечень домов, переданных предприятию по договору от 28.02.2014 о техническом обслуживании и содержании общего имущества многоквартирных домов; в силу заключенного договора на заявителя возложены функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов.
Пунктами 6.1, 6.2 указанного договора от 28.02.2014 предусмотрено, что договор заключен на срок с 01.03.2014 по 31.03.2014 и вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до проведения открытого конкурса по отбору управляющей компании, а по расчетам - до полного исполнения обязательств сторонами.
Согласно справке мэрии города Кызыла от 06.11.2014 N 08-06-14/2486 (л.д. 71) в настоящее время проводятся тендерные торги по передаче данных многоквартирных домов на обслуживание выигравшим управляющим компаниям.
Учитывая, что порядок выбора предприятия в качестве управляющей компании многоквартирного жилого дома N 60 по ул. Суворова г. Кызыла соответствует действующему жилищному законодательству, открытый конкурс по отбору управляющей компании до настоящего времени не проведен, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что договор от 28.02.2014 о техническом обслуживании и содержании общего имущества многоквартирного дома продолжает действовать, в связи с чем, предприятие, как управляющая этим домом организация, обязано соблюдать правила его содержания и ремонта и несет предусмотренную статьей 7.22 КоАП РФ ответственность за их нарушение.
Следовательно, субъектом рассматриваемого административного правонарушения является заявитель как лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту многоквартирных домов.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является, в том числе, нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Согласно положениям частей 1, 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пунктом 16 Правил N 491 установлено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда N 170, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Как следует из оспариваемого постановления, административный орган вменяет предприятию нарушение требований пунктов 3.4.8 и 4.1.15 Правил N 170.
В силу пункта 3.4.8. Правил N 170 в соответствии с санитарными нормами и правилами организация по обслуживанию жилищного фонда должна регулярно проводить дератизацию и дезинфекцию по уничтожению грызунов и насекомых в местах общего пользования, подвалах, технических подпольях.
Согласно пункту 4.1.15. Правил N 170 не допускается: подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения; устанавливать в подвалах и техподпольях дополнительные фундаменты под оборудование, увеличивать высоту помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта; рытье котлованов, траншей и прочие земляные работы в непосредственной близости от здания (до 10 м) без специального разрешения; подсыпка грунта вокруг здания выше расположения отмостки на 10-15 см; использовать подвалы и технические подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения.
Суд апелляционной инстанции установил, что заявителем не обеспечено надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома N 60, расположенного по ул. Суворова г. Кызыла. В ходе проверки выявлено, что в указанном многоквартирном доме инженерное оборудование в подвальном помещении, а именно: системы канализации, горячего и холодного водоснабжения в неисправном состоянии, имеются течи из труб канализации, ГВС и ХВС, не произведена дератизация и дезинфекция подвального помещения указанного дома.
Факт нарушения заявителем правил содержания имущества многоквартирных домов подтверждается актом проверки от 25.09.2014, протоколом об административном правонарушении от 29.09.2014 N 755/621-ЖИ-1/14.
При таких обстоятельствах административным органом доказано наличие в бездействии заявителя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Административный орган доказал, что отсутствуют объективные обстоятельства, препятствующие соблюдению заявителем правил содержания общего имущества многоквартирного дома, заявителем не приняты необходимые меры для их исполнения.
Следовательно, вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 7.22 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в бездействии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением обществу назначено наказание в минимальном размере санкции, предусмотренном санкцией статьи 7.22 КоАП РФ (40 000 рублей).
При изложенных обстоятельствах, основания для признания незаконным и отмены постановления от 01.10.2014 N 755/621-ЖИ-2/14 отсутствуют.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривают уплату государственной пошлины по данной категории дел.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "01" декабря 2014 года по делу N А69-3473/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Д.В.ЮДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.01.2015 ПО ДЕЛУ N А69-3473/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2015 г. по делу N А69-3473/2014
Резолютивная часть постановления объявлена "27" января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" января 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Севастьяновой Е.В.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия города Кызыла "Благоустройство"
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "01" декабря 2014 года по делу N А69-3473/2014, принятое судьей Чамзы-Ооржак А.Х.,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие г. Кызыла "Благоустройство" (ИНН 1701001526, ОГРН 1021700510413, г. Кызыл; далее - предприятие, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва (ОГРН 1111719000447, ИНН 1701048852, г. Кызыл; далее - служба, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 01.10.2014 N 755/621-ЖИ-2/14.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от "01" декабря 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы МУП г. Кызыла "Благоустройство" ссылается на следующие обстоятельства:
- - службой не соблюдены требования статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), при проверке не были представлены служебные удостоверения;
- - административным органом допущены существенные процессуальные нарушения, а именно: при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), не разъяснены, а также в указанных протоколах отсутствуют записи надзорного органа о возражении либо объяснении факта не разъяснения прав, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; законному представителю юридического лица административным органом в нарушение статьи 28.2 КоАП РФ протоколы об административном правонарушении не оглашались, права и обязанности не разъяснялись и не заслушивались объяснения;
- - МУП "Благоустройство" не является управляющей организацией, в соответствии с договором о техническом обслуживании и содержании общего имущества многоквартирных домов от 28.02.2014 обеспечивает только обслуживание общего имущества собственников помещений; договор действует до проведения открытого конкурса по отбору управляющей компании, Департаментом городского хозяйства Мэрии города Кызыла проводился открытый конкурс на техническое обслуживание многоквартирных домов, но не состоялся по не зависящим от заявителя обстоятельствам.
Служба государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва письменный отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представила.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились и не направили своих представителей, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru). В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании поступившего заявления жителей квартир N 1, 13 дома N 60 по ул. Суворова г. Кызыла на нарушение предоставления коммунальных услуг, содержания и ремонта жилого дома руководителем административного органа вынесено распоряжение от 24.09.2014 N 755/621-ЖИ о проведении в отношении предприятия, обслуживающего жилой дом N 60 по ул. Суворова г. Кызыла, внеплановой проверки.
В ходе проверки выявлено, что предприятие ненадлежащим образом исполняет обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома N 60 по ул. Суворова г. Кызыла, что выразилось в следующем: инженерное оборудование в подвальном помещении, а именно: системы канализации, горячего и холодного водоснабжения в неисправном состоянии; имеются течи из труб канализации, ГВС и ХВС; не произведена дератизация и дезинфекция подвального помещения указанного дома.
Итоги проверки оформлены актом от 25.09.2014 N 755/621-ЖИ и выдано предписание от 25.09.2014 N 755/621-ЖИ об устранении выявленных нарушений в срок до 08.10.2014.
Уведомлением от 26.09.2014 N 755/621-ЖИ составление протокола об административном правонарушении назначено на 29.09.2014 на 10 час. 00 мин.
29.09.2014 административным органом в отношении предприятия в отсутствие представителя составлен протокол об административном правонарушении N 755/621-ЖИ-1/14, в котором отражены выявленные нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Уведомлением от 29.09.2014 N 755/621-ЖИ административный орган назначил рассмотрение дела на 01.10.2014 на 13 час. 00 мин.
01.10.2014 руководителем административного органа вынесено постановление N 755/621-ЖИ-2/14 о назначении предприятию за вменяемое правонарушение наказания в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий должностных лиц административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие оспариваемого постановления, соблюдение срока привлечения к административной ответственности установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела.
Суд апелляционной инстанции установил, что законный представитель предприятия был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Уведомление от 26.09.2014 получено предприятием 26.09.2014 и зарегистрировано за вх. N 1831, что подтверждается штампом предприятия на уведомлении (л.д. 59).
Из протокола от 29.09.2014 N 755/621-ЖИ-1/14 об административном правонарушении следует, что протокол составлен в отсутствие законного представителя общества при его надлежащем уведомлении о времени и месте составления протокола. В протоколе в строке, предусматривающей запись объяснений лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, административным органом указано о неявке директора предприятия для составления протокола. На странице 3 протокола имеется ссылка о разъяснении лицу, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, прав и обязанностей, предусмотренных статьями 24.2 - 24.4, 25.1, 30.1 КоАП РФ.
Указанный протокол получен предприятием 29.09.2014 (вх. N 1843), что подтверждается соответствующей отметкой на 3 странице протокола.
Уведомление о явке 01.10.2014 в 13 час. 00 мин. в Службу для рассмотрения материалов об административном правонарушении от 29.09.2014 N 755/621-ЖИ получено предприятием 29.09.2014 (вх. N 1842).
На основании изложенного, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы заявителя о существенных процессуальных нарушениях, допущенных административным органом, как противоречащие материалам дела.
Ссылка заявителя на нарушение статьи 28.2 Кодекса, выразившееся в не оглашении административным органом законному представителю юридического лица протокола об административном правонарушении, а также о том, что не заслушивались объяснения директора, не может быть принята апелляционной коллегией, на основании следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 28.2 Кодекса физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Как указано выше, протокол об административном правонарушении получен предприятием 29.09.2014.
Апелляционная коллегия также учитывает, что в протоколе об административном правонарушении только фиксируется выявленное правонарушение, при этом материалы дела рассматриваются, и по ним выносится соответствующее решение при рассмотрении дела об административном правонарушении. Таким образом, лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет возможность представить свои объяснения и возражения на рассмотрение дела об административном правонарушении.
Из представленных в материалы дела документов следует, что предприятие не представило в административный орган возражений или объяснений относительно вменяемого административного правонарушения.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соблюдении административным органом процедуры привлечения МУП г. Кызыла "Благоустройство" к административной ответственности, в том числе требований, установленных статьями 28.2, 29.7 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела; права предприятия, установленные статьей 25.1 КоАП РФ, иные права, предусмотренные Кодексом, обеспечены.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя о нарушении административным органом порядка проведения проверки.
Довод предприятия о том, что у административного органа отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки, обоснованно отклонен судом первой инстанции, так как проверка в отношении предприятия проведена в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ на основании обращения жителей квартир NN 1, 13 дома N 60 по ул. Суворова г. Кызыла на нарушение предоставления коммунальных услуг, содержания и ремонта жилого дома (л.д. 55).
Внеплановая выездная проверка проведена на основании распоряжения от 24.09.2014 N 755/621-ЖИ. Уведомление о проведении проверки от 24.09.2014 N 755/621-ЖИ вручено 24.09.2014 предприятию (штамп предприятия от 24.09.2014 вх. N 1801). Таким образом, службой соблюдены требования Закона N 294-ФЗ.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что при проведении проверки должностными лицами службы в нарушение части 4 статьи 12 Закона N 294-ФЗ не были предъявлены служебные удостоверения. Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ не предъявление служебного удостоверения должностными лицами административного органа не относится к числу грубых нарушений, влекущих недействительность результатов проверки.
Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене постановления от 01.10.2014 N 755/621-ЖИ-2/14, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что административным органом доказано наличие в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что общество является надлежащим субъектом ответственности и отклоняет довод апеллянта об обратном в силу следующего.
Субъектом указанного административного правонарушения является управляющая организация в тех случаях, если ей согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
В силу части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Как указывает общество, собственники помещений не выбирали управляющую организацию и не заключали договоры, и действительно, такие договоры в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем, данный порядок возложения (принятия) обязанностей по управлению многоквартирным домом является не единственным, предусмотренным законодательно.
Статья 163 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит специальную норму относительно управления многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности. Частью 1 названной статьи установлено, что порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления. Согласно части 2 указанной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.
В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В пункте 3.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении лиц к административной ответственности, установленной статьей 7.22 КоАП РФ, суды должны исходить из того, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Из материалов дела следует, что 28.02.2014 между городским округом "Город Кызыл Республики Тыва" в лице муниципального казенного учреждения Департамент городского хозяйства мэрии города Кызыла (Заказчик) и муниципальным унитарным предприятием города Кызыла "Благоустройство" (Исполнитель) заключен договор о техническом обслуживании и содержании общего имущества многоквартирных домов, в соответствии с условиями которого исполнитель обязуется выполнить работы по техническому обслуживанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах согласно приложению N 1 к договору, а Заказчик обязуется принять выполненные работы, оказанные услуги и своевременно в полном объеме их оплатить по цене договора (пункт 1.1 договора).
Перечень услуг и работ по техническому обслуживанию, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах, осуществляемых в рамках договора, содержится в пункте 1.2 договора.
Заказчик выступает по договору в роли представителя интересов Получателей (Потребителей), которым оказываются услуги по договору со всеми вытекающими из этого положения обстоятельствами по обязательствам, ответственности и правам потребителей (пункт 1.4 договора).
Пунктом 2.1.2 договора предприятие обязалось осуществлять функции по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, регулирующие данные отношения:
- - обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества многоквартирных домов;
- - обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственника при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общим имуществом в многоквартирных домах;
- - принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения Собственника общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому;
- - представлять законные интересы собственника, в том числе в отношениях с третьими лицами;
- - составлять сметы доходов и расходов на соответствующий год и отчет о финансово-хозяйственной деятельности;
- - вести реестр собственников, делопроизводство, бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность по управлению многоквартирными домами.
Суд первой инстанции правильно указал, что предприятие в установленном порядке выбрано в качестве управляющей компании многоквартирного дома N 60 по ул. Суворова г. Кызыла. Указанный дом включен в перечень домов, переданных предприятию по договору от 28.02.2014 о техническом обслуживании и содержании общего имущества многоквартирных домов; в силу заключенного договора на заявителя возложены функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов.
Пунктами 6.1, 6.2 указанного договора от 28.02.2014 предусмотрено, что договор заключен на срок с 01.03.2014 по 31.03.2014 и вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до проведения открытого конкурса по отбору управляющей компании, а по расчетам - до полного исполнения обязательств сторонами.
Согласно справке мэрии города Кызыла от 06.11.2014 N 08-06-14/2486 (л.д. 71) в настоящее время проводятся тендерные торги по передаче данных многоквартирных домов на обслуживание выигравшим управляющим компаниям.
Учитывая, что порядок выбора предприятия в качестве управляющей компании многоквартирного жилого дома N 60 по ул. Суворова г. Кызыла соответствует действующему жилищному законодательству, открытый конкурс по отбору управляющей компании до настоящего времени не проведен, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что договор от 28.02.2014 о техническом обслуживании и содержании общего имущества многоквартирного дома продолжает действовать, в связи с чем, предприятие, как управляющая этим домом организация, обязано соблюдать правила его содержания и ремонта и несет предусмотренную статьей 7.22 КоАП РФ ответственность за их нарушение.
Следовательно, субъектом рассматриваемого административного правонарушения является заявитель как лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту многоквартирных домов.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является, в том числе, нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Согласно положениям частей 1, 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пунктом 16 Правил N 491 установлено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда N 170, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Как следует из оспариваемого постановления, административный орган вменяет предприятию нарушение требований пунктов 3.4.8 и 4.1.15 Правил N 170.
В силу пункта 3.4.8. Правил N 170 в соответствии с санитарными нормами и правилами организация по обслуживанию жилищного фонда должна регулярно проводить дератизацию и дезинфекцию по уничтожению грызунов и насекомых в местах общего пользования, подвалах, технических подпольях.
Согласно пункту 4.1.15. Правил N 170 не допускается: подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения; устанавливать в подвалах и техподпольях дополнительные фундаменты под оборудование, увеличивать высоту помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта; рытье котлованов, траншей и прочие земляные работы в непосредственной близости от здания (до 10 м) без специального разрешения; подсыпка грунта вокруг здания выше расположения отмостки на 10-15 см; использовать подвалы и технические подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения.
Суд апелляционной инстанции установил, что заявителем не обеспечено надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома N 60, расположенного по ул. Суворова г. Кызыла. В ходе проверки выявлено, что в указанном многоквартирном доме инженерное оборудование в подвальном помещении, а именно: системы канализации, горячего и холодного водоснабжения в неисправном состоянии, имеются течи из труб канализации, ГВС и ХВС, не произведена дератизация и дезинфекция подвального помещения указанного дома.
Факт нарушения заявителем правил содержания имущества многоквартирных домов подтверждается актом проверки от 25.09.2014, протоколом об административном правонарушении от 29.09.2014 N 755/621-ЖИ-1/14.
При таких обстоятельствах административным органом доказано наличие в бездействии заявителя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Административный орган доказал, что отсутствуют объективные обстоятельства, препятствующие соблюдению заявителем правил содержания общего имущества многоквартирного дома, заявителем не приняты необходимые меры для их исполнения.
Следовательно, вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 7.22 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в бездействии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением обществу назначено наказание в минимальном размере санкции, предусмотренном санкцией статьи 7.22 КоАП РФ (40 000 рублей).
При изложенных обстоятельствах, основания для признания незаконным и отмены постановления от 01.10.2014 N 755/621-ЖИ-2/14 отсутствуют.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривают уплату государственной пошлины по данной категории дел.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "01" декабря 2014 года по делу N А69-3473/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Д.В.ЮДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)