Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.09.2014 ПО ДЕЛУ N 33-20655/2014

Требование: О признании незаконным действия уполномоченного органа по формированию земельного участка, обязании сформировать земельный участок с учетом сложившегося пользования.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Заявитель не согласен со схемой расположения участка на кадастровой карте, не учтено наличие ограждения участка, внутридворовой территории.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 сентября 2014 г. по делу N 33-20655/2014


Судья: Ширкова Л.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Бакулина А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 сентября 2014 года апелляционную жалобу Ф. на решение Люберецкого городского суда Московской области от 03 февраля 2014 года по делу по заявлению Ф. об оспаривании действий (бездействия) администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения Ф.
установила:

Ф. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным действие администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области по формированию земельного участка, площадью 817 кв. м, под домом N <данные изъяты> и обязать устранить допущенное нарушение, сформировав земельный участок с учетом сложившегося пользования, имеющихся границ, элементов озеленения и благоустройства.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что постановлением от 02.09.2013 N 2190а-ПА администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области утвердила для собственников помещений многоэтажного (многоквартирного) жилого дома схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории, площадью 817 кв. м, отнесенного к категории "земли населенных пунктов", с местоположением: <данные изъяты> с видом разрешенного использования "под многоэтажный (многоквартирный) жилой дом" для проведения государственного кадастрового учета.
С данной схемой заявитель не согласен, поскольку, по его мнению, администрацией не было учтено наличие ограждения этого участка забором с трех сторон, а также наличие внутридворовой территории с элементами озеленения и благоустройства.
В судебном заседании представитель Ф. по доверенности Л. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области Д. с заявлением не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 20 - 21, 35 - 37).
Представитель администрации городского поселения Люберцы Московской области А. против удовлетворения заявленных требований возражал.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 03 февраля 2014 года в удовлетворении заявления Ф. отказано.
Не согласившись с указанным решением, Ф. подал апелляционную жалобу, в которой просит об отмене судебного постановления, как незаконного и необоснованного.
В заседание суда апелляционной инстанции представители муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области и Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения Ф., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что Ф. является собственником квартиры N <данные изъяты>, расположенной по адресу: <данные изъяты>.
Постановлением от 02.09.2013 N 2190а-ПА администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области утвердила для собственников помещений многоэтажного (многоквартирного) жилого дома схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории, площадью 817 кв. м, отнесенного к категории "земли населенных пунктов", с местоположением: <данные изъяты> с видом разрешенного использования "под многоэтажный (многоквартирный) жилой дом" для проведения государственного кадастрового учета.
Пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса РФ установлено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно Письму Министерства экономического развития РФ от 29.12.2010 N Д23-5416 "О разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом" в настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение термина "формирование земельного участка". Исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, формирование земельного участка под многоквартирным домом включает в себя: 1) подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории; 2) выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.
На основании статей 9 - 11 Земельного кодекса РФ формирование земельного участка, находящегося в федеральной собственности, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, формирование земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, - исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, формирование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
В случае если государственная собственность на земельный участок не разграничена, формирование такого земельного участка осуществляет орган местного самоуправления (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ").
Решение об образовании земельного участка принимается органами, осуществляющими предоставление земельных участков (статья 29 Земельного кодекса РФ), в том числе на основании обращения заинтересованного правообладателя земельного участка.
По вопросу о том, каковы нормы для определения площади земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и принципы установления таких норм в письме Минэкономразвития РФ разъяснено следующее.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Местоположение границ и размер земельного участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующее на местности пятнадцати и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса РФ.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что на сегодняшний день технические регламенты по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений на территории города Люберцы в установленном порядке не утверждены. Следовательно, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса РФ.
Земельным кодексом РФ (часть 2 статьи 36), Жилищным кодексом РФ (статья 36), Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" (статья 16) установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме не могут иметь на земельный участок иных прав, кроме права собственности.
Приобретая право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, лицо становится сособственником фундамента, крыши, лестничных клеток и других частей многоквартирного дома, а также земельного участка под домом и придомовой территории, при этом, земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме.
Администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области своими действиями прав заявителя не нарушила и не создала препятствий к осуществлению заявителем его прав и свобод.
В материалах дела не имеется и заявителем не представлено доказательств того, что при определении размера земельного участка, общей площадью 817 кв. м, с видом разрешенного использования "под многоэтажный (многоквартирный) жилой дом" администрацией были нарушены нормы земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
При таких данных суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления Ф.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, дана надлежащая правовая оценка исследованным доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы Ф. не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Люберецкого городского суда Московской области от 03 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)