Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 13.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-784/2015

Требование: Об оспаривании действий органа местного самоуправления.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указывает на то, что он является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, он обратился с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположен дом, для последующего оформления земельного участка в общую долевую собственность жильцов дома, в чем ему было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 февраля 2015 г. по делу N 33-784/2015


Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Иском Е.П.
судей Мороз И.Г., Поздняковой О.Ю.
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 февраля 2015 года дело по заявлению К.С. об оспаривании действий органа местного самоуправления, по апелляционной жалобе Администрации города Хабаровска на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 17 ноября 2014 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., объяснения представителя К.С. - К.Т.,

установила:

К.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий администрации г. Хабаровска. В обосновании заявленного требования указал, что является собственником жилого помещения в многоквартирном доме <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в администрацию г. Хабаровска об утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом N, для последующего оформления данного земельного участка в общую долевую собственность жильцов дома. В удовлетворении заявления ему было отказано, в связи с тем, что земельный участок попадает в границы красных линий перспективного расширении <адрес>. Просил суд признать отказ Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N в утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по <адрес> незаконным и обязать Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска осуществить утверждение схемы расположения земельного участка.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 04 апреля 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 18 июля 2014 года, в удовлетворении заявленных К.С. требований отказано.
Постановлением президиума Хабаровского краевого суда от 20 октября 2014 года решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 04 апреля 2014 года, апелляционное определение судебной коллегии от 18 июля 2014 года отменены и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 17 ноября 2014 года заявление К.С. удовлетворено. Отказ Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ N в утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес>, для последующего оформления права собственности, признан незаконным. На администрацию г. Хабаровска возложена обязанность осуществить утверждение схемы расположения земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по <адрес>.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Хабаровска И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Так как спорный земельный участок расположен в границах красных линий, в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ относится к землям общего пользования, на которые п. 12 ст. 85 ЗК РФ, п. 8 ст. 28 ФЗ от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" прямо установлен запрет на приватизацию.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель Администрации г. Хабаровска, надлежащим образом уведомленной о месте и времени рассмотрения дела не явился, причин уважительности своей неявки в суд не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем на основании статей 327, 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как установлено судом, К.С. является собственником жилого помещения - квартиры <адрес>. Данный жилой дом был построен в ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время находится в границах красных линий перспективного расширения <адрес>.
В соответствии с выкопировкой из генерального плана г. Хабаровска, утвержденного решением Малого Совета Хабаровского городского Совета народных депутатов от 28.05.1992 N 17 (в редакции решения Хабаровской городской Думы от 26.09.2006 N 307, с изменением от 08.04.2008 N 581) и проектом планировки Индустриального района г. Хабаровска, утвержденным распоряжением Мэра г. Хабаровска от 03.08.2007 N 3095-р (с изменениями от 30.11.2009 N 4259, от 13.12.2011 N 4207, от 14.12.2012 N 5189), часть испрашиваемого земельного участка находится в черте красной линии.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в администрацию г. Хабаровска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес>, площадью 2193 кв. м, для последующего оформления права общей долевой собственности.
ДД.ММ.ГГГГ на выше указанное заявление администрацией г. Хабаровска был дан ответ о том, что в соответствии с утвержденным Генеральным планом г. Хабаровска земельный участок по <адрес> с расположенным на нем многоквартирным жилым домом попадает в границы красных линий перспективного расширения <адрес>. В связи с этим утверждение схемы расположения земельного участка по <адрес> для последующего оформления права собственности не представляется возможным.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствуясь ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 11, 12 Земельного кодекса РФ, ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 36 Жилищного кодекса РФ, Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пришел к выводу, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений Жилищного кодекса РФ и Вводного закона, а следовательно, К.С. как один из собственников помещений в данном доме, вправе требовать формирование границ земельного участка, необходимого для эксплуатации данного дома. Вхождение земельного участка в границы красной линии, которые были определены гораздо позже того, как участок первоначально был предоставлен под жилищное строительство, не может являться основанием для отказа в передаче в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме данного земельного участка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о неправомерности оспариваемого отказа Администрации и возложении на нее обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка.
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают право на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Согласно частям 2 - 5 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" с учетом разъяснений, данных в пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений считается возникшим в силу закона с момента введения в действие этого Кодекса.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения его государственного кадастрового учета.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляют соответствующие публичные органы.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Таким образом, отказ администрации г. Хабаровска в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с нахождением его в границах красных линий является незаконным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок не подлежит приватизации, поскольку расположен в границах красной линии, судебной коллегией отклоняется, так как право на приобретение в собственность данного земельного участка у собственников многоквартирного дома возникло в силу закона и не может быть ограничено решением органа местного самоуправления о включении данного земельного участка в границы красных линий.
Иные доводы апелляционной жалобы правового значения не имеют, поскольку не содержат ссылки на обстоятельства, которые не были бы исследованы и проверены судом, фактически выражают несогласие с выводами суда, однако, по существу их не опровергают, направлены на иное толкование подлежащих применению норм материального права, в связи с чем, основанием для отмены законного и обоснованного решения суда служить не могут.
Судебная коллегия считает, что обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку, верно применил нормы материального права. Процессуальных нарушений, которые могут служить основанием к отмене состоявшегося по делу решения, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 17 ноября 2014 года по заявлению К.С. об оспаривании действий органа местного самоуправления оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Хабаровска - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.П.ИСКОМ

Судьи
И.Г.МОРОЗ
О.Ю.ПОЗДНЯКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)