Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Марченко О.В., Бейтуганова З.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Водоканал" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.05.2014 по делу N А25-1790/2013 (судья Боташев А.П.)
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Водоканал" (ИНН 0914000123, ОГРН 1040900961133)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства N 2" (ИНН 0917018859, ОГРН 1110917002129)
о понуждении к заключению договора,
при участии в судебном заседании представителей:
- от истца - открытого акционерного общества "Водоканал" - Фонграт Я.В. (доверенность от 08.07.2014 N 1060), Везиев К.А. (доверенность от 22.05.2014 N 1524);
- от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства N 2" - Ужахова СМ.М. (доверенность от 22.12.2013)
установил:
открытое акционерное общество "Водоканал" (далее - истец, ООО "Водоканал") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства N 2" (далее - ответчик, общество) о понуждении к заключению договора ресурсоснабжения (холодного водоснабжения и водоотведения) на условиях направленного в адрес ответчика проекта договора.
Исковые требования мотивированы тем, что общество, осуществляя управление многоквартирными домами, является исполнителем коммунальных услуг и в силу своего статуса обязано заключить договор ресурсоснабжения, в связи с чем в отношении общества допустимо понуждение к заключению данного договора.
Решением суда от 05.05.2014 исковые требования удовлетворены. Суд обязал общество заключить с ООО "Водоканал" договор ресурсоснабжения (холодное водоснабжение и водоотведение) на условиях проекта договора, представленного истцом, а исключением пунктов 1.3, 2.3, 3.2, 5.4, 5.13, 6.1, 6.2, 6.4, 6.6, 6.11, 6.12, 6.13, 7.3, 8.1, 9.1, 9.2, 9.3, 9.6, 9.8, 9.9, 11.1.; пункты 5.13, 6.4, 6.11, 6.12, 6.13, 9.1, 9.2, 9.3, 9.8 исключить из договора ресурсоснабжения. Пункты 1.3, 2.3, 3.2, 5.4, 6.1, 6.2, 6.6, 7.3, 8.1, 9.6, 9.9, 11.1 договора изложить в следующей редакции: - пункт 1.3: "Стороны установили, что датой начала поставки коммунального ресурса по настоящему договору является дата заключения настоящего договора (пункт 1.3 договора)"; - пункт 2.3: "Давление в системе холодного водоснабжения в точке разбора должно соответствовать следующим параметрам: в МКД - расчетный напор на вводе в дом установить в зависимости от этажности, согласно действующих СНиП"; - пункт 3.2: "Границей эксплуатационной ответственности сетей водоснабжения и водоотведения является внешняя граница стены многоквартирного дома, при наличии транзитных трубопроводов - точка врезки в транзитный трубопровод"; - пункт 5.4: "Ресурсоснабжающая организация имеет право беспрепятственного доступа к водопотребляющему оборудованию, приборам и средствам учета"; - пункт 6.1: "Исполнитель обязан: Предоставить свидетельство о государственной регистрации исполнителя в качестве юридического лица, документы, подтверждающие полномочия лица, выступающего от имени исполнителя. Если в перечне МКД, управление которыми осуществляется исполнителем, произошли изменения, связанные со включением в перечень или исключением из него МКД, то исполнитель письменно уведомляет об этом ресурсоснабжающую компанию в течение 5 календарных дней"; - пункт 6.2: "На исполнителя возлагается обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением"; - пункт 6.6: "Обеспечивать беспрепятственный доступ работникам ресурсоснабжающей организации к осмотру водопроводных и канализационных сетей, устройств и сооружений потребителя для контроля и снятия показаний средств измерений (водомера), установки пломб"; - пункт 7.3: "Исполнитель имеет право составлять акт о непоставках питьевой воды и/или прекращения водоотведения или поставок питьевой воды и/или водоотведения ненадлежащего качестве и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки в присутствии представителей ресурсоснабжающей организации. Акт может быть составлен в отсутствие представителей ресурсоснабжающей организации в случае если исполнитель уведомил ресурсоснабжающую организацию о дате и времени проведения проверки"; - пункт 8.1: "Исполнитель оплачивает ресурсоснабжающей организации стоимость поставленного коммунального ресурса, согласно показаний общедомового прибора учета в МКД, согласно полного письменного перечня МКД, управление которыми осуществляется исполнителем. В случае отсутствия на канализационном выпуске в МКД общедомового прибора учета, то объем сброшенных (принятых сточных вод ресурсоснабжающей организацией) сточных вод определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307"; - пункт 9.9: "В случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами N 354"; - пункт 11.1: "Настоящий договор вступает в силу со дня подписания сторонами и действует 1 (один) календарный год. Если за 30 дней до окончания срока действия настоящего договора ни одна из сторон письменно не заявит другой стороне о его расторжении, изменении или заключении договора на иных условиях, договор считается заключенным на каждый следующий календарный год. Количество пролонгаций не ограничено".
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части, а именно: признать пункт 3.2. договора в редакции Арбитражного суда КЧР незаконным и принять по делу в этой части новый судебный акт, оставив пункт 3.2. в редакции истца, считает, что судом незаконно возложена обязанность на ООО "Водоканал" по содержанию водопроводных сетей. Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит, решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители истца доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, поддержал доводы отзыва на нее.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело по апелляционной жалобе в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в обжалуемой части, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, находит решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, пунктом 3.2 проекта договора ресурсоснабжения истцом было предусмотрено, что границей эксплуатационной ответственности между исполнителем и собственниками имущества в МДК является колодец (или камера), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения исполнителя к коммунальной водопроводной или канализационной сети или согласно акту разграничения при его наличии. При отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности.
Принимая решение, суд первой инстанции, ссылаясь на пункт 5, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2008 N 491 (далее - Правила N 491), пришел к выводу, что пункт 3.2. договора следует изложить в следующей редакции: "Границей эксплуатационной ответственности сетей водоснабжения и водоотведения является внешняя граница стены многоквартирного дома, при наличии транзитных трубопроводов - точка врезки в транзитный трубопровод".
Апелляционная инстанция не может признать обоснованными выводы суда в этой части по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), действующих с 14.08.2013, "граница балансовой принадлежности" - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании; "граница эксплуатационной ответственности" - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
Согласно пункту 32 Правил N 644 при отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента. В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии со статьями 39, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 491), регулирующие взаимоотношения собственников помещений в МКД и управляющих организаций по содержанию помещений в многоквартирном доме.
При этом в соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются, в том числе, земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, а также детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме") управляющая организация должна в обязательном порядке выполнять для надлежащего содержания систем водоснабжения и водоотведения в многоквартирных домах в том числе:
- - контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации;
- - контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации;
- - промывку участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе;
- - проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов.
В соответствии с подп. "в" пункта 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам.
Исходя из вышеуказанных норм, работы по замене или ремонту дворовых систем инженерного обеспечения, в состав которых входят дворовые канализационные или водопроводные сети, предназначенные для эксплуатации МКД в границах дворов до первых смотровых колодцев, Правительством Российской Федерации определены как обязанность управляющей организации, которая не вправе исключать такие виды работ (услуг) при заключении договоров с собственниками помещений в МКД. Такие виды работ могут осуществляться самой управляющей организацией либо привлекаемой подрядной организацией и финансироваться за счет платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 7 Постановления N 491 от 13.08.2006 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме...." Правительство Российской Федерации обязало органы местного самоуправления установить до 01.07.2007 границы обособленных земельных участков, в пределах которых расположены объекты недвижимого имущества, предназначенные для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и водоотведения, а также границы зон действия публичных сервитутов в пределах жилых кварталов, микрорайонов для обеспечения беспрепятственного обслуживания указанного имущества.
Судом первой инстанции не исследован в полной мере вопрос об установлении принадлежности ООО "Водоканал" спорных участков канализационных и водопроводных сетей и передача указанных сетей "Водоканалу" органами местного самоуправления либо собственниками помещений в МКД.
Напротив, судом апелляционной инстанции установлено, что канализационные и водопроводные сети не числятся на балансе ООО "Водоканал", находятся на земельном участке, прилегающем к дому (МКД) и являющемся его составной имущественной частью.
Из материалов дела усматривается, что факт наличия вещных прав у ООО "Водоканал" на канализационные и водопроводные сети от внешних границ стен многоквартирных домов на каком-либо вещном праве или ином законном основании не установлен.
Из представленных истцом дополнительных материалов в суд апелляционной инстанции установлено, что Управлением имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования города Черкесска такие границы установлены не были (письмо Мэрии МО г. Черкесска исх. N 302154/2 от 01.08.2014), ООО "Водоканал" не передавались в собственность, аренду или в пользование на ином законном основании наружные (дворовые) водопроводные и (или) канализационные сети многоквартирных домов в г. Черкесске (письмо Мэрии МО г. Черкесска исх. N 2489-02 от 25.07.2014).
Таким образом, доводы суда первой инстанции о возложении балансовой ответственности от стены дома и до колодца на ООО "Водоканал" по причине отсутствия доказательств принадлежности ответчику канализационных сетей от канализационных колодцев до границы стены многоквартирного дома на каком-либо вещном праве или ином законном основании и передачи сетей в муниципальную собственность, несостоятельны, поскольку отсутствие оформленного права в установленном порядке не освобождает от бремени содержания имущества, по закону принадлежащего за МКД. Действующее законодательство не обязывает ООО "Водоканал" передавать спорные водопроводные сети в муниципальную собственность.
Следовательно, в соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для возложения обязанностей по содержанию этих участков канализационных и водопроводных сетей на ООО "Водоканал".
Таким образом, суд апелляционной инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, признает доказанным факт невладения на каком-либо вещном праве ООО "Водоканал" водопроводными и канализационными сетями от границы стены многоквартирного дома до первого смотрового колодца. Доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчиком не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающие более одной квартиры.
Согласно СНиП 2.01.04-85 Строительные нормы и правила. Внутренний водопровод и канализация зданий) внутренняя канализация - система трубопроводов и устройств в объеме, ограниченном наружными поверхностями ограждающих конструкций и выпусками до первого смотрового колодца, обеспечивающая отведение сточных вод от санитарно-технических приборов и технологического оборудования и при необходимости локальными очистными сооружениями, а также дождевых и талых вод в сеть канализации соответствующего назначения населенного пункта или промышленного предприятия. Внутренняя канализация многоквартирного дома состоит из стояков, отводных трубопроводов от санитарно-технических приборов, ревизий и прочисток, вытяжной части стояка, вентиляционных стояков, фасонных частей, канализационных трубопроводов в подвальном помещении, выпусков.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Канализационный стояк вместе с находящимися на нем фасонными частями, предназначенными для подключения отводных трубопроводов, ревизиями и прочистками, отводящими трубопроводами, обслуживающими более одного помещения, относятся к общедомовому имуществу. Из разъяснений Минстрой России по абзацу 2 пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме канализационные выпуски до первого канализационного колодца отнесены к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома.
Исходя из анализа вышеприведенных норм права и судебной практики, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции нарушает имущественные права собственников помещений в многоквартирных домах, косвенно наделяя ООО "Водоканал" правом на недвижимое имущество, а именно водопроводные и канализационные сети многоквартирных домов, расположенные на земельном участке, принадлежащие собственникам помещений в МКД, с последующим приобретением и регистрацией права собственности ООО "Водоканалом" на земельный участок, на котором расположен МКД.
В силу статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии со статьей 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является неправильное применение норм материального и процессуального права.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции от 05.05.2014 в обжалуемой части подлежит изменению, абзац 7 резолютивной части решения подлежит изложению в следующей редакции: "пункт 3.2: "Границей эксплуатационной ответственности между "Исполнителем" собственниками имущества в МКД является колодец (или камера), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения "Исполнителя" к коммунальной водопроводной или канализационной сети или согласно акта разграничения при его наличии. При отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности"; оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, не имеется.
С учетом того, что нематериальные исковые требования истца фактически удовлетворены в большей их части, судебные расходы по иску правомерно отнесены судом первой инстанции на ответчика и взысканы с него в пользу истца. В данной части решение суда не подлежит изменению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 2 000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца, которым пошлина по апелляционной жалобе была уплачена при ее подаче.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.05.2014 по делу N А25-1790/2013 в обжалуемой части изменить.
Изложить абзац 7 резолютивной части решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.05.2014 по делу N А25-1790/2013 в следующей редакции:
"пункт 3.2: "Границей эксплуатационной ответственности между "Исполнителем" собственниками имущества в МКД является колодец (или камера), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения "Исполнителя" к коммунальной водопроводной или канализационной сети или согласно акта разграничения при его наличии. При отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства N 2" в пользу открытого акционерного общества "Водоканал" 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
Судьи
О.В.МАРЧЕНКО
З.А.БЕЙТУГАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.09.2014 ПО ДЕЛУ N А25-1790/2013
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2014 г. по делу N А25-1790/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Марченко О.В., Бейтуганова З.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Водоканал" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.05.2014 по делу N А25-1790/2013 (судья Боташев А.П.)
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Водоканал" (ИНН 0914000123, ОГРН 1040900961133)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства N 2" (ИНН 0917018859, ОГРН 1110917002129)
о понуждении к заключению договора,
при участии в судебном заседании представителей:
- от истца - открытого акционерного общества "Водоканал" - Фонграт Я.В. (доверенность от 08.07.2014 N 1060), Везиев К.А. (доверенность от 22.05.2014 N 1524);
- от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства N 2" - Ужахова СМ.М. (доверенность от 22.12.2013)
установил:
открытое акционерное общество "Водоканал" (далее - истец, ООО "Водоканал") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства N 2" (далее - ответчик, общество) о понуждении к заключению договора ресурсоснабжения (холодного водоснабжения и водоотведения) на условиях направленного в адрес ответчика проекта договора.
Исковые требования мотивированы тем, что общество, осуществляя управление многоквартирными домами, является исполнителем коммунальных услуг и в силу своего статуса обязано заключить договор ресурсоснабжения, в связи с чем в отношении общества допустимо понуждение к заключению данного договора.
Решением суда от 05.05.2014 исковые требования удовлетворены. Суд обязал общество заключить с ООО "Водоканал" договор ресурсоснабжения (холодное водоснабжение и водоотведение) на условиях проекта договора, представленного истцом, а исключением пунктов 1.3, 2.3, 3.2, 5.4, 5.13, 6.1, 6.2, 6.4, 6.6, 6.11, 6.12, 6.13, 7.3, 8.1, 9.1, 9.2, 9.3, 9.6, 9.8, 9.9, 11.1.; пункты 5.13, 6.4, 6.11, 6.12, 6.13, 9.1, 9.2, 9.3, 9.8 исключить из договора ресурсоснабжения. Пункты 1.3, 2.3, 3.2, 5.4, 6.1, 6.2, 6.6, 7.3, 8.1, 9.6, 9.9, 11.1 договора изложить в следующей редакции: - пункт 1.3: "Стороны установили, что датой начала поставки коммунального ресурса по настоящему договору является дата заключения настоящего договора (пункт 1.3 договора)"; - пункт 2.3: "Давление в системе холодного водоснабжения в точке разбора должно соответствовать следующим параметрам: в МКД - расчетный напор на вводе в дом установить в зависимости от этажности, согласно действующих СНиП"; - пункт 3.2: "Границей эксплуатационной ответственности сетей водоснабжения и водоотведения является внешняя граница стены многоквартирного дома, при наличии транзитных трубопроводов - точка врезки в транзитный трубопровод"; - пункт 5.4: "Ресурсоснабжающая организация имеет право беспрепятственного доступа к водопотребляющему оборудованию, приборам и средствам учета"; - пункт 6.1: "Исполнитель обязан: Предоставить свидетельство о государственной регистрации исполнителя в качестве юридического лица, документы, подтверждающие полномочия лица, выступающего от имени исполнителя. Если в перечне МКД, управление которыми осуществляется исполнителем, произошли изменения, связанные со включением в перечень или исключением из него МКД, то исполнитель письменно уведомляет об этом ресурсоснабжающую компанию в течение 5 календарных дней"; - пункт 6.2: "На исполнителя возлагается обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением"; - пункт 6.6: "Обеспечивать беспрепятственный доступ работникам ресурсоснабжающей организации к осмотру водопроводных и канализационных сетей, устройств и сооружений потребителя для контроля и снятия показаний средств измерений (водомера), установки пломб"; - пункт 7.3: "Исполнитель имеет право составлять акт о непоставках питьевой воды и/или прекращения водоотведения или поставок питьевой воды и/или водоотведения ненадлежащего качестве и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки в присутствии представителей ресурсоснабжающей организации. Акт может быть составлен в отсутствие представителей ресурсоснабжающей организации в случае если исполнитель уведомил ресурсоснабжающую организацию о дате и времени проведения проверки"; - пункт 8.1: "Исполнитель оплачивает ресурсоснабжающей организации стоимость поставленного коммунального ресурса, согласно показаний общедомового прибора учета в МКД, согласно полного письменного перечня МКД, управление которыми осуществляется исполнителем. В случае отсутствия на канализационном выпуске в МКД общедомового прибора учета, то объем сброшенных (принятых сточных вод ресурсоснабжающей организацией) сточных вод определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307"; - пункт 9.9: "В случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами N 354"; - пункт 11.1: "Настоящий договор вступает в силу со дня подписания сторонами и действует 1 (один) календарный год. Если за 30 дней до окончания срока действия настоящего договора ни одна из сторон письменно не заявит другой стороне о его расторжении, изменении или заключении договора на иных условиях, договор считается заключенным на каждый следующий календарный год. Количество пролонгаций не ограничено".
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части, а именно: признать пункт 3.2. договора в редакции Арбитражного суда КЧР незаконным и принять по делу в этой части новый судебный акт, оставив пункт 3.2. в редакции истца, считает, что судом незаконно возложена обязанность на ООО "Водоканал" по содержанию водопроводных сетей. Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит, решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители истца доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, поддержал доводы отзыва на нее.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело по апелляционной жалобе в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в обжалуемой части, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, находит решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, пунктом 3.2 проекта договора ресурсоснабжения истцом было предусмотрено, что границей эксплуатационной ответственности между исполнителем и собственниками имущества в МДК является колодец (или камера), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения исполнителя к коммунальной водопроводной или канализационной сети или согласно акту разграничения при его наличии. При отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности.
Принимая решение, суд первой инстанции, ссылаясь на пункт 5, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2008 N 491 (далее - Правила N 491), пришел к выводу, что пункт 3.2. договора следует изложить в следующей редакции: "Границей эксплуатационной ответственности сетей водоснабжения и водоотведения является внешняя граница стены многоквартирного дома, при наличии транзитных трубопроводов - точка врезки в транзитный трубопровод".
Апелляционная инстанция не может признать обоснованными выводы суда в этой части по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), действующих с 14.08.2013, "граница балансовой принадлежности" - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании; "граница эксплуатационной ответственности" - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
Согласно пункту 32 Правил N 644 при отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента. В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии со статьями 39, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 491), регулирующие взаимоотношения собственников помещений в МКД и управляющих организаций по содержанию помещений в многоквартирном доме.
При этом в соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются, в том числе, земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, а также детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме") управляющая организация должна в обязательном порядке выполнять для надлежащего содержания систем водоснабжения и водоотведения в многоквартирных домах в том числе:
- - контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации;
- - контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации;
- - промывку участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе;
- - проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов.
В соответствии с подп. "в" пункта 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам.
Исходя из вышеуказанных норм, работы по замене или ремонту дворовых систем инженерного обеспечения, в состав которых входят дворовые канализационные или водопроводные сети, предназначенные для эксплуатации МКД в границах дворов до первых смотровых колодцев, Правительством Российской Федерации определены как обязанность управляющей организации, которая не вправе исключать такие виды работ (услуг) при заключении договоров с собственниками помещений в МКД. Такие виды работ могут осуществляться самой управляющей организацией либо привлекаемой подрядной организацией и финансироваться за счет платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 7 Постановления N 491 от 13.08.2006 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме...." Правительство Российской Федерации обязало органы местного самоуправления установить до 01.07.2007 границы обособленных земельных участков, в пределах которых расположены объекты недвижимого имущества, предназначенные для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и водоотведения, а также границы зон действия публичных сервитутов в пределах жилых кварталов, микрорайонов для обеспечения беспрепятственного обслуживания указанного имущества.
Судом первой инстанции не исследован в полной мере вопрос об установлении принадлежности ООО "Водоканал" спорных участков канализационных и водопроводных сетей и передача указанных сетей "Водоканалу" органами местного самоуправления либо собственниками помещений в МКД.
Напротив, судом апелляционной инстанции установлено, что канализационные и водопроводные сети не числятся на балансе ООО "Водоканал", находятся на земельном участке, прилегающем к дому (МКД) и являющемся его составной имущественной частью.
Из материалов дела усматривается, что факт наличия вещных прав у ООО "Водоканал" на канализационные и водопроводные сети от внешних границ стен многоквартирных домов на каком-либо вещном праве или ином законном основании не установлен.
Из представленных истцом дополнительных материалов в суд апелляционной инстанции установлено, что Управлением имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования города Черкесска такие границы установлены не были (письмо Мэрии МО г. Черкесска исх. N 302154/2 от 01.08.2014), ООО "Водоканал" не передавались в собственность, аренду или в пользование на ином законном основании наружные (дворовые) водопроводные и (или) канализационные сети многоквартирных домов в г. Черкесске (письмо Мэрии МО г. Черкесска исх. N 2489-02 от 25.07.2014).
Таким образом, доводы суда первой инстанции о возложении балансовой ответственности от стены дома и до колодца на ООО "Водоканал" по причине отсутствия доказательств принадлежности ответчику канализационных сетей от канализационных колодцев до границы стены многоквартирного дома на каком-либо вещном праве или ином законном основании и передачи сетей в муниципальную собственность, несостоятельны, поскольку отсутствие оформленного права в установленном порядке не освобождает от бремени содержания имущества, по закону принадлежащего за МКД. Действующее законодательство не обязывает ООО "Водоканал" передавать спорные водопроводные сети в муниципальную собственность.
Следовательно, в соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для возложения обязанностей по содержанию этих участков канализационных и водопроводных сетей на ООО "Водоканал".
Таким образом, суд апелляционной инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, признает доказанным факт невладения на каком-либо вещном праве ООО "Водоканал" водопроводными и канализационными сетями от границы стены многоквартирного дома до первого смотрового колодца. Доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчиком не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающие более одной квартиры.
Согласно СНиП 2.01.04-85 Строительные нормы и правила. Внутренний водопровод и канализация зданий) внутренняя канализация - система трубопроводов и устройств в объеме, ограниченном наружными поверхностями ограждающих конструкций и выпусками до первого смотрового колодца, обеспечивающая отведение сточных вод от санитарно-технических приборов и технологического оборудования и при необходимости локальными очистными сооружениями, а также дождевых и талых вод в сеть канализации соответствующего назначения населенного пункта или промышленного предприятия. Внутренняя канализация многоквартирного дома состоит из стояков, отводных трубопроводов от санитарно-технических приборов, ревизий и прочисток, вытяжной части стояка, вентиляционных стояков, фасонных частей, канализационных трубопроводов в подвальном помещении, выпусков.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Канализационный стояк вместе с находящимися на нем фасонными частями, предназначенными для подключения отводных трубопроводов, ревизиями и прочистками, отводящими трубопроводами, обслуживающими более одного помещения, относятся к общедомовому имуществу. Из разъяснений Минстрой России по абзацу 2 пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме канализационные выпуски до первого канализационного колодца отнесены к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома.
Исходя из анализа вышеприведенных норм права и судебной практики, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции нарушает имущественные права собственников помещений в многоквартирных домах, косвенно наделяя ООО "Водоканал" правом на недвижимое имущество, а именно водопроводные и канализационные сети многоквартирных домов, расположенные на земельном участке, принадлежащие собственникам помещений в МКД, с последующим приобретением и регистрацией права собственности ООО "Водоканалом" на земельный участок, на котором расположен МКД.
В силу статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии со статьей 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является неправильное применение норм материального и процессуального права.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции от 05.05.2014 в обжалуемой части подлежит изменению, абзац 7 резолютивной части решения подлежит изложению в следующей редакции: "пункт 3.2: "Границей эксплуатационной ответственности между "Исполнителем" собственниками имущества в МКД является колодец (или камера), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения "Исполнителя" к коммунальной водопроводной или канализационной сети или согласно акта разграничения при его наличии. При отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности"; оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, не имеется.
С учетом того, что нематериальные исковые требования истца фактически удовлетворены в большей их части, судебные расходы по иску правомерно отнесены судом первой инстанции на ответчика и взысканы с него в пользу истца. В данной части решение суда не подлежит изменению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 2 000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца, которым пошлина по апелляционной жалобе была уплачена при ее подаче.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.05.2014 по делу N А25-1790/2013 в обжалуемой части изменить.
Изложить абзац 7 резолютивной части решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.05.2014 по делу N А25-1790/2013 в следующей редакции:
"пункт 3.2: "Границей эксплуатационной ответственности между "Исполнителем" собственниками имущества в МКД является колодец (или камера), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения "Исполнителя" к коммунальной водопроводной или канализационной сети или согласно акта разграничения при его наличии. При отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства N 2" в пользу открытого акционерного общества "Водоканал" 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
Судьи
О.В.МАРЧЕНКО
З.А.БЕЙТУГАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)