Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.10.2015 N 15АП-16448/2015 ПО ДЕЛУ N А53-10310/2015

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2015 г. N 15АП-16448/2015

Дело N А53-10310/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимченко О.Х.
судей Ильиной М.В., Мисника Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гойхман Д.А.
при участии:
- от истца: Фомин Владимир Николаевич по доверенности от 14.01.2015;
- от ответчика: Боряк Алексей Анатольевич по доверенности от 20.02.2015 N 41-14.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.08.2015 по делу N А53-10310/2015
по иску общества с ограниченной ответственностью УК "Мой Дом" (ОГРН 1106154000040, ИНН 6154563879)
к открытому акционерному обществу Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" (ОГРН 1026102573562, ИНН 6154023009)
о понуждении,
принятое в составе судьи Чебановой Л.В.

установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мой Дом" (далее - истец) обратилось в суд с иском к открытому акционерному обществу Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" (далее - ответчик) о понуждении подписать акт допуска в эксплуатацию коллективного (общедомового) узла учета.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил суд обязать ответчика подписать акт допуска в эксплуатацию коллективного (общедомового) узла учета тепловой энергии и теплоносителя в части отопления, установленного в многоквартирном жилом доме N 150 по ул. Фрунзе в г. Таганроге РО, истец пояснил, что узлы учета опломбированы ответчиком.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.08.2015 по делу N А53-10310/2015 суд обязал открытое акционерное общество Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" в течение 7 дней со дня вступления решения суда в законную силу подписать акт допуска в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии и теплоносителя в части отопления, установленного в многоквартирном доме N 150 по ул. Фрунзе в г. Таганроге Ростовской области.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, открытое акционерное общество" Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявителем приведены следующие доводы.
В целях ввода узла учета тепловой энергии и теплоносителя в эксплуатацию, ответчик направил в адрес ОАО ТКЗ "Красный котельщик" письмо N 8 от 12.01.2015 с приложением документов, в котором просило прислать 21.01.2015 представителя для допуска узла учета тепловой энергии. Однако, истцом было допущено нарушение п. 65 постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", согласно которому, документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее, чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию.
Суд не дал правовую оценку тому обстоятельству, что ОАО "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик" было направлено уведомление о приостановлении встречного исполнения обязательств по допуску узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме по адресу: г. Таганрог, ул. Фрунзе, 150 до момента погашения задолженности по договору теплоснабжения в размере 7 864 273,94 руб.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и пояснил, что задолженность по оплате энергоресурсов отсутствует. Отказ в подписании акта допуска в эксплуатацию прибора учета нарушает нормативно-правовые акты РФ в области энергоснабжения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, истец является управляющей компанией многоквартирного жилого дома N 150 по ул. Фрунзе в г. Таганроге РО.
Между открытым акционерным обществом Таганрогский котлостроительный завод "Красный Котельщик" (далее - ОАО ТКЗ "Красный Котельщик") и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мой Дом" (далее - ООО УК "Мой Дом") 27 декабря 2012 года заключен договор теплоснабжения N 12П/Р643-448, согласно которому ОАО ТКЗ "Красный Котельщик" обязалось поставлять тепловую энергию к наружным стенам многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ООО УК "Мой Дом", в том числе и многоквартирного жилого дома N 150 по ул. Фрунзе в г. Таганроге.
Между ООО УК "Мой Дом" и обществом с ограниченной ответственностью "Висмут" 10 сентября 2014 года был заключен договор подряда N 1 на выполнение работ по установке узла учета тепловой энергии (УУТЭ), включая его комплектацию, монтаж, наладку и сдачу в эксплуатацию в жилом доме N 150 по ул. Фрунзе в г. Таганроге.
В конце 2014 года работы по установке узла учета тепловой энергии ООО"Висмут" были выполнены в соответствии с техническими условиями, выданными ответчиком, и проектом, узел учет прошел опытную эксплуатацию.
В обоснование иска истец указал, что в соответствии с требованиями действующих нормативных актов, смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию узла учета осуществляется комиссией в составе представитель теплоснабжающей организации, представитель потребителя, представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета. Однако ОАО ТКЗ "Красный Котельщик" для участия в комиссии своего представителя не направил, от ввода узла учета, установленного в многоквартирном доме по ул. Фрунзе в г. Таганроге, в эксплуатацию отказался, со ссылкой на наличие задолженности истца перед ответчиком по оплате за горячее водоснабжение.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции верно определил правовой характер спорных взаимоотношений между сторонами и обоснованно применил нормы права, закрепленные в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и в Федеральном законе от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), регулирующим отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами (часть 1 статьи 13 Закона об энергосбережении).
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении на собственников жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Как верно указал суд первой инстанции, из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и Законом об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами N 1034 смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию, при этом ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в составе представителя теплоснабжающей организации, представителя потребителя, а также представителя организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
В соответствии с п. 69 Правил N 1034 при подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета, узел учета пломбируется.
Судом первой инстанции установлено и ответчиком не оспорено, что работы по установке счетчика тепловой энергии дома N 150 по ул. Фрунзе в г. Таганроге выполнены на основании выданных ОАО ТКЗ "Красный котельщик" технических условий и утвержденных норм и правил учета тепловой энергии. Смонтированный узел учета, прошел опытную эксплуатацию и подлежит вводу в эксплуатацию.
Все необходимые документы для ввода узла учета, установленного в многоквартирном доме N 150 по ул. Фрунзе в г. Таганроге, в эксплуатацию были представлены в теплоснабжающую организацию ОАО ТКЗ "Красный котельщик" заблаговременно. В адрес ответчика неоднократно направлялись уведомления с просьбой направить представителя ОАО ТКЗ "Красный котельщик" для участия в комиссии по вводу узла учета в эксплуатацию (в материалах дела), однако ответчик для участия в комиссии своего представителя не направил, от ввода узла учета, установленного в многоквартирном доме N 150 по ул. Фрунзе в г. Таганроге, в эксплуатацию отказался.
В силу Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя включает в себя, в том числе, ввод узла учета в эксплуатацию (п. 17); узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (пункт 58); перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета (пункт 73).
В силу пункта 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт в 2-х экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй - представитель энергоснабжающей организации. Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.
Для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить технические документы, указанные в пункте 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя. В силу пункта 7.3 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя в случае выявления несоответствия требованиям данных Правил узел учета в эксплуатацию не допускается и в акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены.
Узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя (пункт 7.5); вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета потребителя осуществляется не менее чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем (пункт 7.6); перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии потребителя (пункт 7.7).
Как следует из пояснений истца, ответчиком узлы учета опломбированы, однако, акты ввода их в эксплуатацию, которые предшествуют опломбировке, ответчиком не подписаны.
В нарушение статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил в материалы дела доказательства, подтверждающие факт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя многоквартирного дома.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Управляющая компания "Мой Дом" вправе требовать от ответчика как ресурсоснабжающей организации исполнения его обязанности по составлению спорного акта с вынесением решения арбитражного суда о принудительном обязании составить спорный документ.
Довод апеллянта о том, что истцом не был соблюден 10-дневный срок направления документов для ввода в эксплуатацию, предшествующий дню ввода узла учета в эксплуатацию, опровергается материалами дела.
Так, согласно письму от 12.01.2015 исх. N 8, ООО УК "Мой Дом" просит ОАО ТКЗ "Красный Котельщик" прислать представителя для допуска узла учета тепловой энергии установленного в МКД по ул. Фрунзе, 150. Аналогичные по содержанию письма были направлены истцом в адрес ответчика 26.01.2015 (т. 1, л.д. 30), 06.02.2015 (т. 1, л.д. 31) 18.02.2015 и 27.02.2015 (т. 1, л.д. 32-33).
Ссылка апеллянта на наличие задолженность истца перед ответчиком по договору теплоснабжения в размере 7 864 273,94 руб., правового значения не имеет и не может являться основанием для отказа в допуске в эксплуатацию коллективного (общедомового) узла учета тепловой энергии и теплоносителя в части отопления, установленного в многоквартирном жилом доме N 150 по ул. Фрунзе в г. Таганроге РО.
Апелляционный суд отмечает, что наличие задолженности может служить основанием для обращения с самостоятельным иском в суд.
Таким образом, оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что податель жалобы не представил доказательства, подтверждающие доводы о наличии оснований для отмены оспариваемого решения.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
При подаче апелляционной жалобы заявителем оплачена государственная пошлина в размере 3000 руб. по платежному поручению N 6352 от 07.09.2015.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.08.2015 по делу N А53-10310/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.Х.ТИМЧЕНКО

Судьи
М.В.ИЛЬИНА
Н.Н.МИСНИК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)