Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 03.12.2014 N 33-19256/2014 ПО ДЕЛУ N 2-4070/2014

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 декабря 2014 г. N 33-19256/2014


Судья: Кондратьева Н.М.

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Стаховой Т.М.
судей Селезневой Е.Н., Бутковой Н.А.
при секретаре У.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-4070/2014 по апелляционной жалобе Ш., действующего в интересах Д.К.В. на основании доверенности, на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 сентября 2014 года, постановленное по заявлению Д.К.В. о признании незаконным решения Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга об отказе включить в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, обязании включить сведения в указанный Реестр.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя заявителя - Ш., представителя заинтересованного лица Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга - Н., Судебная коллегия

установила:

Д.К.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга от 11 апреля 2014 года об отказе включить в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права заявитель просила обязать Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга включить ее в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 сентября 2014 года отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе представитель заявителя просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя указал, что Д.К.В. соответствует критериям, указанным в приложении N 1 к Приказу Минрегиона России от 20 сентября 2013 года N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших", и на нее распространяется действие Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" следовательно, подлежит включению в Реестр, независимо, когда привлечены денежные средства и когда выдано разрешение на строительство.
Представитель Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга, полагая решение суда законным и обоснованным, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Заявитель Д.К.В. в суд апелляционной инстанции не явилась. О времени судебного разбирательства извещена, доказательств уважительности причин неявки и ходатайства об отложении судебного разбирательства не представила. Согласно ч. 2 ст. 257, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы гражданского дела, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 мая 2004 года N <...> "О проектировании и строительстве жилого дома со встроенными помещениями по адресу: <адрес>, утверждено решение инвестиционно-тендерной комиссии (протокол от 20 апреля 2004 N <...>, приложение), и <ЮР.Л.1> установлены инвестиционные условия при проектировании и строительстве жилого дома со встроенными помещениями на закрепленном земельном участке площадью <...> кв. м, кадастровый номер N <...>, расположенном по адресу: <адрес>, за счет собственных и привлеченных средств.
11 февраля 2010 года между <ЮР.Л.2> и Д.К.В. заключен договор N <...> о долевом участии в строительстве жилого дома, с объектом инвестирования в виде квартиры, расположенной на <...> этаже во <...> подъезде, общей площадью <...> кв. м, условный номер N <...>, по адресу: <адрес>. Срок передачи квартиры по акту приема-передачи составлял 3 месяца с момента получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-47441/2010/з18 от 11 июля 2011 года требования Д.К.В. в сумме N <...> рублей включены в реестр требований кредиторов <ЮР.Л.2> в третью очередь удовлетворения требований кредиторов.
25 марта 2014 года Д.К.В. обратилась в Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга с заявлением о включении ее в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, который формируется в соответствии с Приказом Минрегиона России от 20 сентября 2013 года N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших".
Решением Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга от 11 апреля 2014 года Д.К.В. отказано во включении в указанный Реестр. Основанием отказа послужило то обстоятельство, что строительство жилого дома по адресу: <адрес> осуществлялось на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18 мая 2004 года N <...> "О проектировании и строительстве жилого дома со встроенными помещениями по адресу: <адрес>, т.е. разрешение на строительство выдано ранее вступления в силу Федерального закона N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", а потому на взаимоотношения Д.К.В. и застройщика действие норм Федерального закона N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не распространяется.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правильно применил положения Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ) и Приказа Минрегиона России от 20 сентября 2013 года N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших", и указал на правомерность отказа Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга. Поскольку строительство жилого дома, в который входит и приобретаемое Д.К.В. по договору долевого участия жилое помещение, изначально осуществлялось на основании разрешения, выданного до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ, то указанный Закон на правоотношения по договору N <...> от 11 декабря 2010 года долевого участия в строительстве жилого дома не распространяется, в связи с чем оснований для включения заявителя в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, не возникло.
По мнению судебной коллегии, выводы суда первой инстанции правильные, основаны на полном и всестороннем исследовании обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора.
Так, в силу положений п. 2 ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Полномочия по региональному государственному контролю (надзору) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга, а также по осуществлению формирования и ведения Реестра участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге и опубликованию в средствах массовой информации и в сети Интернет сведений, содержащихся в Реестре участников долевого строительства, нуждающихся в защите, в Санкт-Петербурге возложены на Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга (п. п. 3-14.1, 3-14.3 Положения о Комитете по строительству, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2004 года N 650).
Согласно ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года 214-ФЗ контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Минрегиона России от 20 сентября 2013 года N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших" (далее - Приказ Минрегиона России от 20 сентября 2013 года N 403) утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
В силу п. 4 Правил ведения Реестра граждан, чьи денежные средства были привлечения для строительства многоквартирных домом и чьи права нарушены (являющихся приложением N 2 Приказа Минрегиона России от 20 сентября 2013 года N 403) включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных п. 2 Приложения N 1 к настоящему приказу (далее - заявители).
При этом согласно п. 14 названных Правил основаниями для отказа во включении заявителя в Реестр является, в частности, несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших.
Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона от 30 декабря 2004 года 214-ФЗ его действие распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 27 указанного Закона, настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев после дня его официального опубликования. Первоначальный текст документа опубликован в "Российской газете" N 292 от 31 декабря 2004, таким образом, данный Федеральный закон вступил в силу 1 апреля 2005.
Таким образом, указанный Закон регулирует инвестиционную деятельность в жилищной сфере в Российской Федерации, а также полномочия контролирующего органа по признанию граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведение Реестра таких граждан с момента вступления Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ в силу. Следовательно, действие названного Закона распространяется только на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства объектов, разрешение на строительство которых получено после 1 апреля 2005 года.
К отношениям, возникшим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены до указанной даты (т.е. до 1 апреля 2005 года), в целях приобретения в собственность жилого или нежилого помещения исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяются общие положения гражданского законодательства об обязательствах, возникающих из договора, положения об отдельных видах обязательств, а также законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.
Аналогичное толкование вышеприведенных норм законодательства изложено в Обзоре практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 декабря 2013 года.
Как указано в настоящем апелляционном определении ранее, строительство жилого дома, в которое входит и приобретенное Д.К.В. по договору долевого участия жилое помещение, осуществлялось на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18 мая 2004 года N <...> "О проектировании и строительстве жилого дома со встроенными помещениями по адресу: <адрес>, т.е. изначально осуществлялось на основании разрешения на строительство, выданного до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2004 года 214-ФЗ. Следовательно, нормы Федерального закона от 30 декабря 2004 года 214-ФЗ не регулируют правоотношения Д.К.В. и ООО "Строй-Союз", возникшие по договору N <...> от 11 февраля 2010 года о долевом участии в строительстве жилого дома.
В связи с этим право на включение в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденный Приказом Минрегиона России от 20 сентября 2013 года N 403, у Д.К.В. не имеется.
Следовательно, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального права и требованиям гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене судебного решения, основаны на ошибочном толковании заявителем норм действующего законодательства. Правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 11 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)