Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.04.2015 N 17АП-1962/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А50-15133/2014

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2015 г. N 17АП-1962/2015-ГК

Дело N А50-15133/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Яринского С.А.
судей Масальской Н.Г., Назаровой В.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Андреевской Е.И.
при участии:
- от истца, общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго" (ОГРН 1076320005410, ИНН 6323097287) - Кузнецова Н.В., по доверенности от 01.01.2015;
- от ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Экспертсервис" (ОГРН 1125921000303, ИНН 5921029027) - не явились;
- лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 30 декабря 2014 года
по делу N А50-15133/2014,
принятое судьей Ю.В.Корляковой
по иску общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго" (ОГРН 1076320005410, ИНН 6323097287)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Экспертсервис" (ОГРН 1125921000303, ИНН 5921029027)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго" (далее - ООО "Лысьва-теплоэнерго", истец) на основании части 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также заключенного между сторонами соглашения о передаче разногласий на рассмотрение арбитражного суда от 16.07.2014 (т. 1 л.д. 44-85) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Экспертсервис" (далее - ООО "Управляющая компания "Экспертсервис", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения N 168-13/лт (далее - договор), принять в редакции проекта договора теплоснабжения N 168-13/лт от 01.01.2014 пункты 1.4, 1.6, 2.2.4, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5, 2.3.6, 2.3.7, 2.3.8, 2.3.9, 2.3.10, 2.3.13, 2.3.14, 2.3.15, 2.3.19, 2.3.20, 2.4.1, 2.4.4, 6.1.1, 6.1.2, 6.2.1, 6.2.2, 6.3.1, 6.4, 6.5, 7.4, 7.5, Приложение N 1 в предложенной им редакции (с учетом уточнения истцом исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ) (т. 1 л.д. 9-43).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30 декабря 2014 года урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора теплоснабжения N 168-13/лт от 01.01.2014, исковые требования удовлетворены частично (т. 2 л.д. 78-105).
Судом определена и изложена редакция пунктов: 1.6, 2.2.4, 2.3.5, 2.3.6, 2.3.7, 2.3.8, 2.3.9, 2.3.10, 2.3.13, 2.3.14, 2.3.15, 2.3.20, 2.4.1, 2.4.4, 6.1.1, 6.1.2, 6.2.1, 6.2.2, 6.3.1, 7.4, Приложение N 1 к договору; пункты 1.4, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.19, 6.4, 6.5, 7.5 из текста договора исключены.
С ответчика в пользу истца взыскано 4 000 рублей в возмещение расходов по уплате госпошлины по иску.
Истец, не согласившись с принятым судом решением в части редакции пунктов: 2.3.5, 2.3.7, 2.3.15, 2.3.19, 6.3.1 договора, обратился с апелляционной жалобой, считая решение суда в данной части незаконным и необоснованным.
По мнению истца, суд, принимая пункты 2.3.5, 2.3.7, 2.3.15 в редакции ответчика, исключая п. 2.3.19 не учел, что Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее Правила N 115) также распространяются и на ответчика и, при несоблюдении Правил N 115, вызвавшим нарушения в работе тепловой энергоустановки или тепловой сети, ответственность несут, в том числе, и руководители организаций, эксплуатирующих тепловые энергоустановки.
В судебном заседании представитель истца пояснила, что настаивает на включение указанных пунктов в редакции истца, поскольку они носят дисциплинирующий ответчика характер и сформулированы истцом в интересах обоих сторон.
Полагает, что суд неправомерно принял редакцию пункта 6.3.1 в редакции ответчика об определении количества теплоносителя, поскольку на момент направления проекта договора в части расчетов истец руководствовался Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307), а также Постановлением Правительства Пермского края N 869-п от 14.09.2012, которым был определен порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течении всего календарного года, тогда как суд согласился с позицией ответчика о том, что расчет количества должен производится согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354).
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца на доводах, изложенных в жалобе, настаивала, просила решение суда в обжалуемой им части изменить.
Ответчик в судебное заседание явку представителей не обеспечил, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
15.04.2014 г. истец направил ответчику - исполнителю коммунальных услуг в отношении многоквартирных жилых домов, указанных в Приложении N 3 к проекту договора, расположенных на территории г. Лысьвы Пермского края, проект договора теплоснабжения N 168-13/лт от 01.01.2014.
Со стороны ответчика договор подписан с протоколом разногласий.
16.07.2014 г. стороны заключили Соглашение о передаче разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения, на рассмотрение Арбитражного суда Пермского края, а также подписали совместный протокол, в котором изложили спорные условия договора.
В связи с тем, что во внесудебном порядке разрешить преддоговорный спор не представилось возможным, спорные условия договора сторонами были не согласованы, истец в соответствии со статьей 445 ГК РФ обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением суда разногласия урегулированы, определена редакция спорных пунктов договора.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
ООО "Лысьва-теплоэнерго" в соответствии с указанными нормами ГК РФ передало разногласия, возникшие при заключении договора на рассмотрение Арбитражного суда Пермского края.
На основании пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. На основании статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения относится к публичным договорам.
Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров регулируются Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808).
В соответствии с п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Поскольку истец является исполнителем коммунальных услуг, то к отношениям сторон подлежат применению Правила N 354, Правила, обязательные при заключении управляющей компанией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Жилищный кодекс РФ.
Проанализировав подлежащие применению к отношениям сторон нормы права, исследовав представленные доказательства, изучив доводы истца и ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что редакция спорных пунктов договора, определенная судом, соответствует действующему законодательству; договор содержит все существенные условия, предусмотренные в качестве таковых для данного вида договоров, и является исполнимым.
Пункты 2.3.5, 2.3.7, 2.3.15 определены судом в следующей редакции:
Пункт 2.3.5 договора: "Осуществлять эксплуатацию теплопотребляющих установок и внутренних систем теплопотребления в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок".
Пункт 2.3.7 договора: "Совместно с представителями Теплоснабжающей организации проводить опломбирование приборов учета, аппаратуры технологической защиты, шайб и сопел элеваторов, а их снятие производить только с разрешения Теплоснабжающей организации".
Пункт 2.3.15 договора: "Выполнять до начала отопительного периода мероприятия согласно требованиям Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115)".
Пункт 2.3.19 исключен из текста договора.
Пункт 2.3.5 истец просит принять в следующей редакции: "Осуществлять эксплуатацию теплопотребляющих установок и внутренних систем теплопотребления в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок и выполнять предписания, выдаваемые Теплоснабжающей организацией, при условии, что такие предписания выданы Теплоснабжающей организацией в рамках полномочий, предоставленных Теплоснабжающей организации в соответствии с действующим законодательством"
Пункт 2.3.7 договора истец просит принять в следующей редакции: "Совместно с представителями Теплоснабжающей организации проводить опломбирование спусковых кранов, арматуры, приборов учета, иного оборудования Потребителя, обеспечивать сохранность установленных Теплоснабжающей организацией пломб, а их снятие производить только с разрешения Теплоснабжающей организации", ссылаясь на п. 5.3.58, 11.5, 9.1.56 Правил технической эксплуатации.
Пункт 2.3.15 истец просит изложить в следующей редакции: "Выполнять до начала отопительного периода мероприятия согласно требованиям Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115) и предписания Теплоснабжающей организации по подготовке теплопотребляющих установок и внутренних систем теплопотребления Потребителя к работе в предстоящий отопительный период с проведением их гидравлических испытаний на прочность и плотность (опрессовок), промывок в присутствии представителя Теплоснабжающей организации с оформлением акта о технической готовности Потребителя к работе в предстоящий отопительный период".
Пункт 2.3.19 истец включить в текст договора и изложить в следующей редакции: "Иметь на узле ввода регулятор расхода, дросселирующее устройство с диаметром отверстия, рассчитанным Теплоснабжающей организацией. Установка и ревизия дросселирующих устройств (сопла элеватора, дросселирующей шайбы) производится Потребителем в присутствии представителя Теплоснабжающей организации. Все дросселирующие устройства, сбросная арматура пломбируются Теплоснабжающей организацией, о чем составляется трехсторонний акт".
Пункт 6.3.1 принят судом в следующей редакции:
"Объем теплоносителя определяется согласно формуле 4 подпункта а) пункта 4 Приложения N 2 к Правилам 354:
P = n x N
где:
- n - количество граждан, постоянно и временно проживающих в многоквартирном доме;
- N - норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению."
Доводы жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям:
Статья 543 ГК РФ устанавливает обязанности покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования. Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Вместе с тем, согласно п. 1.1. Правил 115 данные Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок, включая системы теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
В соответствии с п. 1.7 указанных Правил ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Технические требования к тепловым пунктам, включая размещение в них оборудования, арматуры, приборов контроля, управления и автоматизации, посредством которых осуществляется контроль параметров теплоносителя; регулирование расхода теплоносителя и распределение его по системам потребления теплоты, установлены п. 9.1.1. Правил N 115.
В тепловом пункте в зависимости от его назначения и конкретных условий присоединения потребителей могут осуществляться все перечисленные в п. 9.1.1 функции или только их часть.
Согласно пунктам 2.4.1, 2.4.2 Правил N 115 новые или реконструированные тепловые энергоустановки принимаются в эксплуатацию в порядке, установленном настоящими Правилами. Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов.
Из представленных в дело доказательств не следует, что дома истца подключаются к тепловым сетям впервые, либо проводилась реконструкция тепловых энергоустановок.
Кроме того, Правила эксплуатации технической эксплуатации тепловых энергоустановок N 115, включая системы теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения установлены Приказ Минэнерго РФ. Установленные условия эксплуатации являются императивными, установленными в соответствии с законом, и не требуют согласования сторонами, действуют, независимо от их воли. Для разрешения спора не требуется судебное вмешательство для определения подобных условий в договоре.
Пунктами 1, 2 ст. 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) приняты в соответствии со ст. 157 ЖК РФ и вступили в силу 07.03.2012.
Согласно подпункту "е" пункта 3 Правил N 124 до вступления в силу Правил N 354, положения Правил N 124 применяются с соблюдением следующих особенностей: объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению. Именно на включение этой формулы в текст п. 6.3.1 спорного договора настаивает истец.
В соответствии с этой формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 N АКПИ12-604 положения подпункта "е" пункта 3 Правил N 124 признаны соответствующими действующему законодательству.
С принятием Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 15259/13).
Между тем, с 01.09.2012 вступили в законную силу Правила N 354, в связи с чем с этого момента применяются данные Правила в части определения объема коммунальных ресурсов.
С учетом изложенного, противоречий между редакцией спорного пункта, сформулированной судом и иными условиями договора теплоснабжения не имеется.
Поскольку редакция иных условий договора, определенных судом, истцом в жалобе не оспорена, при отсутствии оснований для удовлетворения его жалобы и принятия оспариваемых им условий договора в его редакции по изложенным основаниям, суд апелляционной инстанции считает принятое судом решение от 30 декабря 2014 законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены (изменения) судебного акта, не усматривает.
Апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 декабря 2014 года по делу N А50-15133/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
С.А.ЯРИНСКИЙ

Судьи
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ
В.Ю.НАЗАРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)