Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-7175

Разделы:
Жилой фонд; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июня 2014 г. по делу N 33-7175


Судья Федченко В.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: судьи-председательствующего Ковалева А.М.
судей Калинченко А.Б., Простовой С.В.
при секретаре С.,
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Ковалева А.В. дело по апелляционной жалобе Ш.Т.Ю. на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 13 марта 2014 года,

установила:

Ш.А., Ш.Т.Ю., действующая также в интересах несовершеннолетней дочери Ш.К., обратились в суд с исковым заявлением к администрации г. Шахты Ростовской области, третье лицо: Министерство энергетики РФ, уточнив требования, просили включить их в список граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте непригодными для проживания по критериям безопасности, и заключить с ними договоры о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья как с отдельно проживающими семьями, исходя из рыночной стоимости жилья, приобретаемого по норме 33 кв. м и 42 кв. м, соответственно.
В обоснование иска, ссылались на то, что им в равных долях (по 1/3) на праве собственности принадлежит квартира НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенная в жилом доме по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в которой они проживают постоянно, и иного жилья не имеют.
Данный жилой дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахты "Южная".
Однако им отказано во включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидируемой шахты ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА поскольку они не были зарегистрированы по адресу нахождения ветхого жилья на дату принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности - ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.
Такой отказ ответчика истцы считали неправомерным.
Кроме того, указывали на то, что Ш.А. не является членом семьи Ш.Т.Ю., так как брак между ними расторгнут, а потому необоснованным считали включение их в список граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте непригодными для проживания по критериям безопасности, на приобретение жилья как одной семье, из расчета нормы общей площади жилого помещения 18 кв. м - на каждого из них.
На основании изложенного, просили суд обязать администрацию г. Шахты включить Ш.А. в список граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домам, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте "Южная" непригодными для проживания по критериям безопасности, как отдельно проживающего и заключить с ним договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков; размер социальной выплаты определить исходя из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме общей площади жилья - 33 кв. м (для одиноких граждан) и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания на момент предоставления социальной выплаты. Обязать администрацию г. Шахты заключить с Ш.Т.Ю., Ш.К. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков; размер социальной выплаты определить исходя из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме общей площади жилья - 42 кв. м (на семью 2 человека) и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания на момент предоставления социальной выплаты.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 13 марта 2014 года в удовлетворении исковых требований Ш.А., Ш.Т.Ю., действующей также в интересах несовершеннолетней дочери Ш.К. - отказано.
Не согласившись с постановленным судебным актом, Ш.Т.Ю. подала апелляционную жалобу, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец повторно излагает основания заявленного иска, считает незаконным и необоснованным вывод суда, что расторжение брака между ней и Ш.А. не свидетельствует о том, что Ш.А. не является членом ее семьи.
При этом, ссылаясь на п. п. 10, 12 Правил предоставления межбюджетных трансферов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ N 428 от 13.07.2005, полагает, что Ш.А. имеет право на предоставление социальной выплаты, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения - 33 кв. м (для одинокого гражданина), а она имеет право на предоставление социальный выплаты, рассчитываемой из нормы общей площади жилого помещения - 42 кв. м (на семью 2 человека: одна дочь).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Ш.Т.Ю., поддержавшую жалобу, применительно к ст. 327 ГПК РФ, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, не сообщивших об уважительных причинах своей неявки в суд, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцы включены в список граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домам, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА непригодными для проживания по критериям безопасности.
При этом отклоняя доводы истцов о праве на заключение с ними отдельных договоров о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме общей площади жилья - 33 кв. м (для одиноких граждан) и 42 кв. м (на семью 2 человека), суд первой указал, что истцы изначально приобретали в 2008 году ветхое жилье в общую собственность в равных долях, и вселялись в жилое помещение как члены одной семьи (супруги и их несовершеннолетняя дочь).
Кроме того, суд первой инстанции указал, что само по себе то, что Ш.А. и Ш.Т.Ю. в 2010 году брак расторгли, не может повлечь возникновение у них права на заключение отдельных договоров о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья по норме общей площади 33 кв. м и 42 кв. м, так как они остались проживать в одном жилом помещении, осуществляя оплату ЖКУ по одному лицевому счету.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они основаны на законе и обстоятельствах дела.
Применительно к п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ N 428 от 13.07.2005 "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" предусмотрено, что средства федерального бюджета по программе ветхого жилья направляются не на ликвидируемые шахты, а предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков.
Данным постановлением Правительства (с изменениями и дополнениями) "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" утверждены Правила, согласно которых предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов Министерством энергетики РФ.
В соответствии с п. 12 Правил, орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
При этом согласно п. п. 9 - 10 Правил, размер социальной выплаты, предоставляемой гражданам, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья (33 кв. м - для одиноких граждан; 42 кв. м - на семью из 2 человек; 18 кв. м на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более), и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья на территории субъекта РФ по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта РФ, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья на территории субъекта РФ, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для (выезжающих граждан).
Таким образом, из смысла названных пунктов Правил следует, что предусмотренные Правилами социальные выплаты адресованы тем лицам, которые не имеют возможности разрешить свои жилищные проблемы без государственной помощи, поскольку фактически лишились жилья в результате деятельности, осуществляемой организациями угольной промышленности, ликвидируемыми в рамках мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. Меры социальной помощи носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, нуждающимся в предоставлении этой помощи, проживающим в домах, непригодных для проживания вследствие ведения работ организациями угольной промышленности на дату формирования списка домов, подлежащих сносу в связи с ликвидацией угольного предприятия.
Также из анализа положений, закрепленных в Правилах, следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности (т.е. граждане, подлежащие переселению, должны владеть домом на праве собственности либо проживать в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ и подлежащем сносу, на основании договора социального найма на дату принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности), и нуждаемость граждан, проживающим в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Приведенные нормы законодательства суд первой инстанции применил правильно.
Довод апелляционной жалобы о том, что поскольку истцы не являются членами одной семьи ввиду расторжения брака, то имеют право на получение социальной выплаты на каждого в отдельности, является несостоятельным, так как истец неверно толкует нормы закона, которые не ставят размер общей площади предоставляемого жилого помещения, из которой исчисляется размер социальной выплаты, в зависимость от количества семей и наличия или отсутствия факта семейных отношений между лицами, проживающими в ветхом жилом помещении. Социальная помощь государства, предоставляющего соответствующие социальные выплаты, выражается в предоставлении средств на приобретение жилого помещения взамен сносимого, непригодного для проживания в целях переселения всех проживающих в ветхом жилом помещении граждан в иное, пригодное для проживания жилое помещение.
На основании изложенного требование истцов о внесении их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, как одиноко проживающего гражданина и на семью из 2 человек, является неправомерным, учитывая, что они в настоящее время в силу норм действующего законодательства имеют право и включены в список на получение жилого помещения, общей площадью по 18 кв. метров - на каждого члена семьи.
Так как доводы апелляционной жалобы не основаны на законе, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 13 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш.Т.Ю. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)