Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Грязниковой А.С., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бирюля К.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5750/2015) акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение Арбитражного суда Омской области от 13.04.2015 по делу N А46-12644/2013 (судья Аристова Е.В.) по иску акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ОГРН 1055406226237, ИНН 5406323202) к товариществу собственников жилья "Фиорд" (ОГРН 1045509004848, ИНН 5505036400) о взыскании 1 258 490 руб. 67 коп.,
при участии в судебном заседании:
от акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Винокурова В.В. по доверенности N 03-03/159 оф от 01.01.2015 сроком действия по 31.12.2015,
от товарищества собственников жилья "Фиорд" - Скиданова Д.А. по доверенности от 09.01.2014 сроком действия 3 года,
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (с 05.11.2014 - акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11", далее - АО "ТГК-11", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Фиорд" (далее - ТСЖ "Фиорд", товарищество, ответчик) о взыскании 50 000 руб., в том числе: 45 000 руб. задолженности за тепловую энергию, потребленную с января по июнь 2013 года, 5 000 руб. неустойки, начисленной за период с 11.03.2013 по 30.09.2013.
Определением от 16.12.2013 принято уточнение размера исковых требований в части взыскания 1 101 005 руб. 80 коп. задолженности за тепловую энергию, потребленную с января по июнь 2013 года, 157 484 руб. 87 коп. неустойки, начисленной за период с 14.06.2011 по 17.04.2014.
Решением от 16.06.2014 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 29.12.2014 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа принятые по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.03.2015 по делу N А46-15950/2014 с ТСЖ "Фиорд" в пользу АО "ТГК-11" взыскано 508 752 руб. 52 коп., в том числе 396 835 руб. 08 коп. задолженности, 111 917 руб. 44 коп. договорной неустойки; а также 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. С ТСЖ "Фиорд" в доход федерального бюджета 11 603 руб. государственной пошлины. С АО "ТГК-11" в доход федерального бюджета взыскано 9 548 руб. государственной пошлины. С АО "ТГК-11" в пользу ТСЖ "Фиорд" взыскано 2 005 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной и кассационным жалобам.
Не согласившись с решением суда в части стоимости тепловой энергии на цели отопления в отношении жилой и нежилой части с февраля по июнь 2013 года, стоимости тепловой энергии на цели горячего водоснабжения по жилому дому за период с февраля по май 2013 года, истец в апелляционной жалобе и уточнении к ней просит его в этой части изменить.
В обоснование апелляционной жалобы и уточнения к ней общество указало, что ответчик не подтвердил обоснованность заявленных им сведений о количестве лиц, зарегистрированных по месту жительства и месту пребывания. Исходя из установленного судом первой инстанции размера начислений задолженность ответчика должна составить: 1 309 241 руб. 35 коп. - 690 126 руб. 33 коп. (размер оплат) = 616 115 руб. 02 коп., однако взыскан долг в размере 396 835 руб. 08 коп. Проведение расчета размера платы за отопление одновременно исходя из норматива потребления коммунальных услуг и исходя из показаний приборов учета в течение календарного года законодательством Российской Федерации не предусмотрено, следовательно, за июнь 2013 года в отсутствие сведений об объеме потребленной жилым домом тепловой энергии за 12 месяцев 2013 года по показаниям общедомового прибора учета ответчик обязан оплатить тепловую энергию на цели отопления. В отношении тепловой энергии на цели отопления нежилой части условиями договора порядок распределения годового количества согласован именно в указанном истцом процентном отношении, факт перерасчета годовой величины (исходя из норматива) не изменяет указанного соглашения.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Представитель истца в заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и уточнении к ней, представитель ответчика высказался против удовлетворения жалобы.
В заседании суда в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв с 16.06.2015 по 18.06.2015, затем до 23.06.2015.
На основании статей 166, 266 АПК РФ судебное заседание 23.06.2015 проведено в отсутствие представителя товарищества.
С учетом положений части 5 статьи 268 АПК РФ, учитывая, что от ответчика заявлений относительно проверки обжалуемого судебного акта в полном объеме не поступило, суд апелляционной инстанции не проверяет обоснованность решения акта суда первой инстанции по настоящему делу в части определения стоимости тепловых потерь в размере 24 599 руб. 54 коп. и стоимости тепловой энергии на нужды ГВС в отношении нежилых помещений за период с февраля по май 2013 года в размере 5 236 руб. 06 коп. (пункт 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и уточнения к ней, выслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, исковые требования мотивированы неисполнением ТСЖ "Фиорд" (абонентом) договора от 06.10.2004 на поставку, получение и оплату тепловой энергии N 2377 (далее - договор от 06.10.2004 N 2377), заключенного между открытым акционерным обществом "Акционерная компания "Омскэнерго" (энергоснабжающая организация, правопредшественником АО "ТГК-11").
По утверждению истца, за период с января по июнь 2013 г. ответчику поставлена тепловая энергия, задолженность по оплате которой (с учетом состоявшихся потерь) составила 2 031 275 руб. 21 коп., в том числе за январь 2013 г., с учетом корректировки, на сумму 502 882 руб. 58 коп. (счет-фактура от 31.01.2013 N Т2013-12295/2 (исправление от 31.07.2013 N 1) и взыскания в судебном порядке 430 205 руб. 16 коп. задолженности за январь 2013 г. (дело N А46-3356/2013)).
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что в спорный период товарищество должно было оплатить тепловую энергию и тепловые потери в размере 1 309 241 руб. 35 коп. и, принимая во внимание представленный истцом расчет исковых требований и пояснения, данные в судебном заседании, определил подлежащую взысканию с ответчика сумму равной 396 835 руб. 08 коп.
Повторно рассматривая настоящее дело по правилам статьи 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции обоснованным исходя из следующего.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По правилам пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По расчету истца задолженность ответчика за поставленную тепловую энергию на цели отопления по жилому дому за период с февраля по июнь 2013 года. составила 1 329 255 руб. 10 коп. (размер задолженности определен истцом исходя из установленного указом Губернатора Омской области от 05.09.2012 N 89 норматива потребления); по нежилым помещениям за период с февраля по май 2013 года - 36 146 руб. 75 коп. (размер задолженности определен предложенным истцом расчетным способом).
Из материалов дела следует, что ТСЖ "Фиорд" в исковой период осуществляло управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: город Омске, ул. 25 лет Октября, д. 11.
В статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
До 1 января 2015 г. на территории Омской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применялся порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при использовании нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012 (указ Губернатора Омской области от 05.09.2012 N 89 "О порядке определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению").
В соответствии с пунктами 19, 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, и приложением N 2 к этим Правилам при отсутствии коллективных (общедомовых) индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и горячее водоснабжение определяется по формулам, предусматривающим применение норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется: а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к Правилам; б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к указанным Правилам (пункт 21 Правил).
В силу сформированной правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 N 5290/09 и от 23.11.2010 N 6530/10, при отсутствии общедомовых средств измерения объемы поставленных коммунальных ресурсов должны определяться на основании нормативов потребления, которые устанавливаются уполномоченными органами для домов определенной группы независимо от наличия у жителей индивидуальных приборов учета.
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2010 N ВАС-12425/10 пункт 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в части, влекущей для теплоснабжающей организации следующие обязанности: определять количество тепловой энергии, поставленной абонентам - исполнителям коммунальных услуг, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из факта потребления ресурса; указывать в актах приема-передачи товара (тепловой энергии), предоставляемых абонентам - исполнителям коммунальных услуг, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического потребления ресурса; указывать в счетах-фактурах, выставляемых (по факту поставки) абонентам - исполнителям коммунальных услуг, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического потребления ресурса; указывать в счетах, выставляемых абонентам - исполнителям коммунальных услуг, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического потребления ресурса, соответствующим положениям статей 1, 2, 223, 224, 541, 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 167, 168 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Правовая позиция истца, применяющего при определении размера задолженности процентное распределение годовой нагрузки (годового объема потребления тепловой энергии на цели отопления) в зависимости от календарного месяца, содержащееся в СНиП 2.04.01-85, а также без учета того, что товариществом 15.05.2013 установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, противоречит нормам жилищного законодательства и не направлена на стимулирование потребителей устанавливать общедомовые и индивидуальные приборы учета.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу об определении стоимости тепловой энергии, поставленной на цели отопления и горячей воды за период с февраля по май 2013 года в сумме 1 091 704 руб. 04 коп., из них 1 063 404 руб. 08 коп. (по жилому дому), 28 299 руб. 96 коп. (по нежилым помещениям).
Что касается задолженности ответчика за поставленную тепловую энергию на цели горячего водоснабжения по жилой части за период с февраля по май 2013 года, то по расчету истца она составляет 165 989 руб. 52 коп. (размер задолженности определен расчетным способом).
Однако, по смыслу пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив обязаны осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом, к числу которых относится и ведение учета проживающих граждан.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления (пункт 2 Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию).
Пунктом 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 N 288, лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, являются должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда; собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Соответственно, при определении тепловой энергии на цели ГВС в отношении жилой части необходимо принимать во внимание сведения о количестве лиц, зарегистрированных по месту жительства и месту пребывания, предоставленных ТСЖ "Фиорд": январь 2013 года - 220 чел., февраль 2013 года - 221 чел., март 2013 года - 224 чел., апрель 2013 года - 225 чел., май 2013 года - 225 чел., июнь 2013 года - 224 чел. (том 3 л. 135).
Суд первой инстанции в отсутствие доказательств, опровергающих представленные ответчиком сведения о количестве граждан, зарегистрированных (проживающих) в доме, правильно исходил из достоверности данной информации.
Определение потребления горячего водоснабжения согласно имеющимся поквартирным данным о составе проживающих в МЖД - 232 (том 1 л. 131-140) не представляется возможным, поскольку задолженность взыскивается за период февраль - июнь 2013 года, тогда как из указанного документа нельзя установить соотношение количества проживающих граждан с соответствующим месяцем, за который производится начисление платы, так как он предоставлен для проведения перерасчета за октябрь, ноябрь, декабрь 2012 года.
Утверждение АО "ТГК-11" о том, что исходя из установленного судом первой инстанции размера начислений задолженность ответчика должна составить: 1 309 241 руб. 35 коп. - 690 126 руб. 33 коп. (размер оплат) = 616 115 руб. 02 коп., однако взыскан долг в размере 396 835 руб. 08 коп., несостоятельно.
Согласно представленному истцом расчету суммы иска (том 4 л. 7-8) ответчиком за спорный период произведена оплата в общем размере 912 406 руб. 27 коп., поэтому его задолженность верно определена судом первой инстанции в размере 396 835 руб. 08 коп. (1 309 241 руб. 35 коп. - 912 406 руб. 27 коп.).
При таких обстоятельствах доводы, приведенные истцом в апелляционной жалобе, отклоняются в связи с изложенным выше.
Оснований для изменения решения в обжалуемой истцом части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судом на основании пункта 6 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению АО "ТГК-11" произведен зачет государственной пошлины, уплаченной по платежным поручениям N 13897 от 05.12.2014 в сумме 1 000 руб., N 13901 от 05.12.2014 в сумме 2 000 руб., в счет оплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы по настоящему делу. Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 руб., в связи с отказом в ее удовлетворении, относятся на истца в порядке статьи 110 АПК РФ. Излишне уплаченная АО "ТГК-11" по платежному поручению N 13897 от 05.12.2014 государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит возврату ему из федерального бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 13.04.2015 по делу N А46-12644/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 11" (ОГРН 1055406226237, ИНН 5406323202) из федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 13897 от 05.12.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ
Судьи
А.С.ГРЯЗНИКОВА
Д.Г.РОЖКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.06.2015 N 08АП-5750/2015 ПО ДЕЛУ N А46-12644/2013
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2015 г. N 08АП-5750/2015
Дело N А46-12644/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Грязниковой А.С., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бирюля К.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5750/2015) акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение Арбитражного суда Омской области от 13.04.2015 по делу N А46-12644/2013 (судья Аристова Е.В.) по иску акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ОГРН 1055406226237, ИНН 5406323202) к товариществу собственников жилья "Фиорд" (ОГРН 1045509004848, ИНН 5505036400) о взыскании 1 258 490 руб. 67 коп.,
при участии в судебном заседании:
от акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Винокурова В.В. по доверенности N 03-03/159 оф от 01.01.2015 сроком действия по 31.12.2015,
от товарищества собственников жилья "Фиорд" - Скиданова Д.А. по доверенности от 09.01.2014 сроком действия 3 года,
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (с 05.11.2014 - акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11", далее - АО "ТГК-11", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Фиорд" (далее - ТСЖ "Фиорд", товарищество, ответчик) о взыскании 50 000 руб., в том числе: 45 000 руб. задолженности за тепловую энергию, потребленную с января по июнь 2013 года, 5 000 руб. неустойки, начисленной за период с 11.03.2013 по 30.09.2013.
Определением от 16.12.2013 принято уточнение размера исковых требований в части взыскания 1 101 005 руб. 80 коп. задолженности за тепловую энергию, потребленную с января по июнь 2013 года, 157 484 руб. 87 коп. неустойки, начисленной за период с 14.06.2011 по 17.04.2014.
Решением от 16.06.2014 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 29.12.2014 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа принятые по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.03.2015 по делу N А46-15950/2014 с ТСЖ "Фиорд" в пользу АО "ТГК-11" взыскано 508 752 руб. 52 коп., в том числе 396 835 руб. 08 коп. задолженности, 111 917 руб. 44 коп. договорной неустойки; а также 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. С ТСЖ "Фиорд" в доход федерального бюджета 11 603 руб. государственной пошлины. С АО "ТГК-11" в доход федерального бюджета взыскано 9 548 руб. государственной пошлины. С АО "ТГК-11" в пользу ТСЖ "Фиорд" взыскано 2 005 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной и кассационным жалобам.
Не согласившись с решением суда в части стоимости тепловой энергии на цели отопления в отношении жилой и нежилой части с февраля по июнь 2013 года, стоимости тепловой энергии на цели горячего водоснабжения по жилому дому за период с февраля по май 2013 года, истец в апелляционной жалобе и уточнении к ней просит его в этой части изменить.
В обоснование апелляционной жалобы и уточнения к ней общество указало, что ответчик не подтвердил обоснованность заявленных им сведений о количестве лиц, зарегистрированных по месту жительства и месту пребывания. Исходя из установленного судом первой инстанции размера начислений задолженность ответчика должна составить: 1 309 241 руб. 35 коп. - 690 126 руб. 33 коп. (размер оплат) = 616 115 руб. 02 коп., однако взыскан долг в размере 396 835 руб. 08 коп. Проведение расчета размера платы за отопление одновременно исходя из норматива потребления коммунальных услуг и исходя из показаний приборов учета в течение календарного года законодательством Российской Федерации не предусмотрено, следовательно, за июнь 2013 года в отсутствие сведений об объеме потребленной жилым домом тепловой энергии за 12 месяцев 2013 года по показаниям общедомового прибора учета ответчик обязан оплатить тепловую энергию на цели отопления. В отношении тепловой энергии на цели отопления нежилой части условиями договора порядок распределения годового количества согласован именно в указанном истцом процентном отношении, факт перерасчета годовой величины (исходя из норматива) не изменяет указанного соглашения.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Представитель истца в заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и уточнении к ней, представитель ответчика высказался против удовлетворения жалобы.
В заседании суда в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв с 16.06.2015 по 18.06.2015, затем до 23.06.2015.
На основании статей 166, 266 АПК РФ судебное заседание 23.06.2015 проведено в отсутствие представителя товарищества.
С учетом положений части 5 статьи 268 АПК РФ, учитывая, что от ответчика заявлений относительно проверки обжалуемого судебного акта в полном объеме не поступило, суд апелляционной инстанции не проверяет обоснованность решения акта суда первой инстанции по настоящему делу в части определения стоимости тепловых потерь в размере 24 599 руб. 54 коп. и стоимости тепловой энергии на нужды ГВС в отношении нежилых помещений за период с февраля по май 2013 года в размере 5 236 руб. 06 коп. (пункт 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и уточнения к ней, выслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, исковые требования мотивированы неисполнением ТСЖ "Фиорд" (абонентом) договора от 06.10.2004 на поставку, получение и оплату тепловой энергии N 2377 (далее - договор от 06.10.2004 N 2377), заключенного между открытым акционерным обществом "Акционерная компания "Омскэнерго" (энергоснабжающая организация, правопредшественником АО "ТГК-11").
По утверждению истца, за период с января по июнь 2013 г. ответчику поставлена тепловая энергия, задолженность по оплате которой (с учетом состоявшихся потерь) составила 2 031 275 руб. 21 коп., в том числе за январь 2013 г., с учетом корректировки, на сумму 502 882 руб. 58 коп. (счет-фактура от 31.01.2013 N Т2013-12295/2 (исправление от 31.07.2013 N 1) и взыскания в судебном порядке 430 205 руб. 16 коп. задолженности за январь 2013 г. (дело N А46-3356/2013)).
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что в спорный период товарищество должно было оплатить тепловую энергию и тепловые потери в размере 1 309 241 руб. 35 коп. и, принимая во внимание представленный истцом расчет исковых требований и пояснения, данные в судебном заседании, определил подлежащую взысканию с ответчика сумму равной 396 835 руб. 08 коп.
Повторно рассматривая настоящее дело по правилам статьи 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции обоснованным исходя из следующего.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По правилам пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По расчету истца задолженность ответчика за поставленную тепловую энергию на цели отопления по жилому дому за период с февраля по июнь 2013 года. составила 1 329 255 руб. 10 коп. (размер задолженности определен истцом исходя из установленного указом Губернатора Омской области от 05.09.2012 N 89 норматива потребления); по нежилым помещениям за период с февраля по май 2013 года - 36 146 руб. 75 коп. (размер задолженности определен предложенным истцом расчетным способом).
Из материалов дела следует, что ТСЖ "Фиорд" в исковой период осуществляло управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: город Омске, ул. 25 лет Октября, д. 11.
В статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
До 1 января 2015 г. на территории Омской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применялся порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при использовании нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012 (указ Губернатора Омской области от 05.09.2012 N 89 "О порядке определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению").
В соответствии с пунктами 19, 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, и приложением N 2 к этим Правилам при отсутствии коллективных (общедомовых) индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и горячее водоснабжение определяется по формулам, предусматривающим применение норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется: а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к Правилам; б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к указанным Правилам (пункт 21 Правил).
В силу сформированной правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 N 5290/09 и от 23.11.2010 N 6530/10, при отсутствии общедомовых средств измерения объемы поставленных коммунальных ресурсов должны определяться на основании нормативов потребления, которые устанавливаются уполномоченными органами для домов определенной группы независимо от наличия у жителей индивидуальных приборов учета.
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2010 N ВАС-12425/10 пункт 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в части, влекущей для теплоснабжающей организации следующие обязанности: определять количество тепловой энергии, поставленной абонентам - исполнителям коммунальных услуг, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из факта потребления ресурса; указывать в актах приема-передачи товара (тепловой энергии), предоставляемых абонентам - исполнителям коммунальных услуг, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического потребления ресурса; указывать в счетах-фактурах, выставляемых (по факту поставки) абонентам - исполнителям коммунальных услуг, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического потребления ресурса; указывать в счетах, выставляемых абонентам - исполнителям коммунальных услуг, количество тепловой энергии, определенное исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а не из фактического потребления ресурса, соответствующим положениям статей 1, 2, 223, 224, 541, 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 167, 168 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Правовая позиция истца, применяющего при определении размера задолженности процентное распределение годовой нагрузки (годового объема потребления тепловой энергии на цели отопления) в зависимости от календарного месяца, содержащееся в СНиП 2.04.01-85, а также без учета того, что товариществом 15.05.2013 установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, противоречит нормам жилищного законодательства и не направлена на стимулирование потребителей устанавливать общедомовые и индивидуальные приборы учета.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу об определении стоимости тепловой энергии, поставленной на цели отопления и горячей воды за период с февраля по май 2013 года в сумме 1 091 704 руб. 04 коп., из них 1 063 404 руб. 08 коп. (по жилому дому), 28 299 руб. 96 коп. (по нежилым помещениям).
Что касается задолженности ответчика за поставленную тепловую энергию на цели горячего водоснабжения по жилой части за период с февраля по май 2013 года, то по расчету истца она составляет 165 989 руб. 52 коп. (размер задолженности определен расчетным способом).
Однако, по смыслу пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив обязаны осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом, к числу которых относится и ведение учета проживающих граждан.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления (пункт 2 Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию).
Пунктом 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 N 288, лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, являются должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда; собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Соответственно, при определении тепловой энергии на цели ГВС в отношении жилой части необходимо принимать во внимание сведения о количестве лиц, зарегистрированных по месту жительства и месту пребывания, предоставленных ТСЖ "Фиорд": январь 2013 года - 220 чел., февраль 2013 года - 221 чел., март 2013 года - 224 чел., апрель 2013 года - 225 чел., май 2013 года - 225 чел., июнь 2013 года - 224 чел. (том 3 л. 135).
Суд первой инстанции в отсутствие доказательств, опровергающих представленные ответчиком сведения о количестве граждан, зарегистрированных (проживающих) в доме, правильно исходил из достоверности данной информации.
Определение потребления горячего водоснабжения согласно имеющимся поквартирным данным о составе проживающих в МЖД - 232 (том 1 л. 131-140) не представляется возможным, поскольку задолженность взыскивается за период февраль - июнь 2013 года, тогда как из указанного документа нельзя установить соотношение количества проживающих граждан с соответствующим месяцем, за который производится начисление платы, так как он предоставлен для проведения перерасчета за октябрь, ноябрь, декабрь 2012 года.
Утверждение АО "ТГК-11" о том, что исходя из установленного судом первой инстанции размера начислений задолженность ответчика должна составить: 1 309 241 руб. 35 коп. - 690 126 руб. 33 коп. (размер оплат) = 616 115 руб. 02 коп., однако взыскан долг в размере 396 835 руб. 08 коп., несостоятельно.
Согласно представленному истцом расчету суммы иска (том 4 л. 7-8) ответчиком за спорный период произведена оплата в общем размере 912 406 руб. 27 коп., поэтому его задолженность верно определена судом первой инстанции в размере 396 835 руб. 08 коп. (1 309 241 руб. 35 коп. - 912 406 руб. 27 коп.).
При таких обстоятельствах доводы, приведенные истцом в апелляционной жалобе, отклоняются в связи с изложенным выше.
Оснований для изменения решения в обжалуемой истцом части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судом на основании пункта 6 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению АО "ТГК-11" произведен зачет государственной пошлины, уплаченной по платежным поручениям N 13897 от 05.12.2014 в сумме 1 000 руб., N 13901 от 05.12.2014 в сумме 2 000 руб., в счет оплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы по настоящему делу. Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 руб., в связи с отказом в ее удовлетворении, относятся на истца в порядке статьи 110 АПК РФ. Излишне уплаченная АО "ТГК-11" по платежному поручению N 13897 от 05.12.2014 государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит возврату ему из федерального бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 13.04.2015 по делу N А46-12644/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 11" (ОГРН 1055406226237, ИНН 5406323202) из федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 13897 от 05.12.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ
Судьи
А.С.ГРЯЗНИКОВА
Д.Г.РОЖКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)