Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.Б. Расторгуева,
судей Д.Н. Садиковой, Н.И. Левченко,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Г. Гаркуша
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Мосэнергосбыт" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 марта 2014 г. по делу N А40-4046/2013
по иску ОАО "Мосэнергосбыт" (ОГРН 1057746557329) к ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"; Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности
третьи лица: ОАО "Славянка", ОАО "Оборонэнергосбыт"
в судебном заседании участвуют:
- от истца: Володяев А.М. (доверенность от 16.12.2013), Литвинов А.В. (доверенность от 09.12.2013), Даминова Е.В. (доверенность от 02.12.2013);
- от ответчика: ФКП "Управление заказчика капитального строительства" Минобороны России - Шелепа В.С. (доверенность N 11/21/а от 26.03.2014), Министерство обороны РФ - Деркач У.А. (доверенность N 3701 от 20.11.2013);
- установил:
ОАО "Мосэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации задолженности за потребленную в октябре - декабре 2011 года электрическую энергию в размере 355 500 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 29 899,03 руб., о взыскании с ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" задолженности за потребленную в 2012 году электрическую энергию в размере 15 206 486,14 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 796 162,69 рублей (с учетом принятого судом первой инстанции уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 11 марта 2014 г. в иске отказано.
ОАО "Мосэнергосбыт" не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду его незаконности и необоснованности, иск - удовлетворить.
Ответчики представили письменные пояснения по делу, в которых возражают против доводов жалобы, просят ее оставить без удовлетворения, а решение суда - без изменения, указывая на то, что доводы истца не могут служить основанием для отмены решения суда.
Рассмотрев дело в отсутствие извещенных надлежащим образом о судебном разбирательстве третьих лиц, в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как указывает истец, в 2011 году Минобороны России являлось потребителем электроэнергии по заключенному с истцом государственному контракту от 17.10.2011 г. N 90510715 по адресу поставки энергопринимающего оборудования: Московская область, Красногорский район, п. Нахабино. Объем электроэнергии рассчитан по договорным величинам.
Так же истец считает, что в 2012 году потребителем электроэнергии в указанной точке поставки являлось ФКП "Управление заказчика капитального строительства" Министерства обороны Российской Федерации, поскольку согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений напряжением выше 1 000 В от 11 марта 2011 г. N С-56-1/59 на балансе и в эксплуатации данной организации находится энергопринимающее оборудование по рассматриваемому адресу поставки. Объем электроэнергии рассчитан на основании данных проверки приборов учета сетевой организацией.
Суд апелляционной инстанции считает иск удовлетворению не подлежащим, по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 541 ГК РФ количество поданной энергии определяется согласно данным учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Кодекса).
В соответствии с п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения).
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Постановление N 307), ст. 89 Основных положений собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы электрической энергии, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, истец необоснованно начислил объем электрической энергии, поставленной населению, (что следует из счетов-фактур, подтверждено истцом в апелляционной жалобе) исходя из показаний приборов учета, установленных в трансформаторных подстанциях, что подтверждается счетами ОАО "Мосэнергосбыт" (т. 1, л.д. 17, 19, 24, 27, 28, 31, 32, 33, 35), а также на основании договорных величин.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что государственный контракт от 17.10.2011 г. N 90510715 от имени Минобороны России подписан неуполномоченным лицом, поскольку доверенность от 06.10.2011 г. N 205/212/9432 (т. 2 л.д. 8) не содержит полномочий Булгакова Д.В. на заключение государственного контракта на куплю-продажу электрической энергии.
Поскольку не соблюдена письменная форма сделки, следует признать госконтракт незаключенным.
Необходимо отметить, что поставленная в отсутствие заключенного договора энергоснабжения электрическая энергия является бездоговорным потреблением и оформляется актом о бездоговорном потреблении в соответствии с пунктами 152, 153 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", который в установленном порядке не оформлен.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на объект незавершенного строительства подлежит государственной регистрации на основании документов, указанных в названной статье.
Каких либо документов, подтверждающих право собственности Минобороны России, ФКП "УЗКС МО РФ" на вышеуказанные ТП в материалах дела не имеется.
Таким образом, довод истца о том, что ФКП "УЗКС МО РФ" владеет на праве собственности трансформаторными подстанциями, так как это отражено в акте разграничения балансовой принадлежности, не соответствует действующему законодательству.
Отказывая в иске, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что не доказан факт потребления ответчиками электроэнергии, поскольку согласно представленным договорам социального найма и свидетельствам о праве собственности потребителями электроэнергии следует признать проживающих в многоквартирных домах граждан, на которых законом возложено бремя содержания принадлежащего им имущества.
Более того, согласно письму МУП "Объединение Истринские электросети" от 18.11.2013 г. N 1032, договорные отношения в части энергоснабжения между МУП "Объединение Истринские электросети" и потребителями жилого многоквартирного дома по адресу: Московская область, Истринский район, п. Нахабино, ул. 11 Саперов, д. 12 длятся с 1973 года по настоящее время (т. 8 л.д. 13).
Поэтому предъявление ко взысканию стоимости электроэнергии по указанной точке поставки является так же необоснованным.
Таким образом, Арбитражный суд города Москвы сделал правомерный вывод о том, что у истца отсутствуют правовые основания для взыскания стоимости электрической энергии как с Минобороны России, так и с ФКП "УЗКС МО РФ".
Решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 267, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 марта 2014 г. по делу N А40-4046/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий
Е.Б.РАСТОРГУЕВ
Судьи
Д.Н.САДИКОВА
Н.И.ЛЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2014 N 09АП-24504/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А40-4046/2013
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2014 г. N 09АП-24504/2014-ГК
Дело N А40-4046/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.Б. Расторгуева,
судей Д.Н. Садиковой, Н.И. Левченко,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Г. Гаркуша
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Мосэнергосбыт" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 марта 2014 г. по делу N А40-4046/2013
по иску ОАО "Мосэнергосбыт" (ОГРН 1057746557329) к ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"; Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности
третьи лица: ОАО "Славянка", ОАО "Оборонэнергосбыт"
в судебном заседании участвуют:
- от истца: Володяев А.М. (доверенность от 16.12.2013), Литвинов А.В. (доверенность от 09.12.2013), Даминова Е.В. (доверенность от 02.12.2013);
- от ответчика: ФКП "Управление заказчика капитального строительства" Минобороны России - Шелепа В.С. (доверенность N 11/21/а от 26.03.2014), Министерство обороны РФ - Деркач У.А. (доверенность N 3701 от 20.11.2013);
- установил:
ОАО "Мосэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации задолженности за потребленную в октябре - декабре 2011 года электрическую энергию в размере 355 500 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 29 899,03 руб., о взыскании с ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" задолженности за потребленную в 2012 году электрическую энергию в размере 15 206 486,14 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 796 162,69 рублей (с учетом принятого судом первой инстанции уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 11 марта 2014 г. в иске отказано.
ОАО "Мосэнергосбыт" не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду его незаконности и необоснованности, иск - удовлетворить.
Ответчики представили письменные пояснения по делу, в которых возражают против доводов жалобы, просят ее оставить без удовлетворения, а решение суда - без изменения, указывая на то, что доводы истца не могут служить основанием для отмены решения суда.
Рассмотрев дело в отсутствие извещенных надлежащим образом о судебном разбирательстве третьих лиц, в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как указывает истец, в 2011 году Минобороны России являлось потребителем электроэнергии по заключенному с истцом государственному контракту от 17.10.2011 г. N 90510715 по адресу поставки энергопринимающего оборудования: Московская область, Красногорский район, п. Нахабино. Объем электроэнергии рассчитан по договорным величинам.
Так же истец считает, что в 2012 году потребителем электроэнергии в указанной точке поставки являлось ФКП "Управление заказчика капитального строительства" Министерства обороны Российской Федерации, поскольку согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений напряжением выше 1 000 В от 11 марта 2011 г. N С-56-1/59 на балансе и в эксплуатации данной организации находится энергопринимающее оборудование по рассматриваемому адресу поставки. Объем электроэнергии рассчитан на основании данных проверки приборов учета сетевой организацией.
Суд апелляционной инстанции считает иск удовлетворению не подлежащим, по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 541 ГК РФ количество поданной энергии определяется согласно данным учета о ее фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Кодекса).
В соответствии с п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения).
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Постановление N 307), ст. 89 Основных положений собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы электрической энергии, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, истец необоснованно начислил объем электрической энергии, поставленной населению, (что следует из счетов-фактур, подтверждено истцом в апелляционной жалобе) исходя из показаний приборов учета, установленных в трансформаторных подстанциях, что подтверждается счетами ОАО "Мосэнергосбыт" (т. 1, л.д. 17, 19, 24, 27, 28, 31, 32, 33, 35), а также на основании договорных величин.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что государственный контракт от 17.10.2011 г. N 90510715 от имени Минобороны России подписан неуполномоченным лицом, поскольку доверенность от 06.10.2011 г. N 205/212/9432 (т. 2 л.д. 8) не содержит полномочий Булгакова Д.В. на заключение государственного контракта на куплю-продажу электрической энергии.
Поскольку не соблюдена письменная форма сделки, следует признать госконтракт незаключенным.
Необходимо отметить, что поставленная в отсутствие заключенного договора энергоснабжения электрическая энергия является бездоговорным потреблением и оформляется актом о бездоговорном потреблении в соответствии с пунктами 152, 153 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", который в установленном порядке не оформлен.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на объект незавершенного строительства подлежит государственной регистрации на основании документов, указанных в названной статье.
Каких либо документов, подтверждающих право собственности Минобороны России, ФКП "УЗКС МО РФ" на вышеуказанные ТП в материалах дела не имеется.
Таким образом, довод истца о том, что ФКП "УЗКС МО РФ" владеет на праве собственности трансформаторными подстанциями, так как это отражено в акте разграничения балансовой принадлежности, не соответствует действующему законодательству.
Отказывая в иске, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что не доказан факт потребления ответчиками электроэнергии, поскольку согласно представленным договорам социального найма и свидетельствам о праве собственности потребителями электроэнергии следует признать проживающих в многоквартирных домах граждан, на которых законом возложено бремя содержания принадлежащего им имущества.
Более того, согласно письму МУП "Объединение Истринские электросети" от 18.11.2013 г. N 1032, договорные отношения в части энергоснабжения между МУП "Объединение Истринские электросети" и потребителями жилого многоквартирного дома по адресу: Московская область, Истринский район, п. Нахабино, ул. 11 Саперов, д. 12 длятся с 1973 года по настоящее время (т. 8 л.д. 13).
Поэтому предъявление ко взысканию стоимости электроэнергии по указанной точке поставки является так же необоснованным.
Таким образом, Арбитражный суд города Москвы сделал правомерный вывод о том, что у истца отсутствуют правовые основания для взыскания стоимости электрической энергии как с Минобороны России, так и с ФКП "УЗКС МО РФ".
Решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 267, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 марта 2014 г. по делу N А40-4046/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий
Е.Б.РАСТОРГУЕВ
Судьи
Д.Н.САДИКОВА
Н.И.ЛЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)