Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСОБЛСУДА ОТ 24.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-28962

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 декабря 2014 г. по делу N 33-28962


Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре С.И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 декабря 2014 года апелляционную жалобу Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской области на решение Воскресенского городского суда Московской области от 02 сентября 2014 года по делу по заявлению П.В.В. о признании недействующим пункта 5.1 приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг" к решению Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской области от 23 июля 2009 года N 137/10.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., объяснения представителя П.В.В. - С.С.А., представителя Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской области - В.И.И., заключение прокурора Прошиной И.А.,
установила:

Решением Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской области от 23.07.2009 года N 137/10 о внесении изменения в решение Совета депутатов Воскресенского муниципального района от 22.11.2006 года N 524/52 "О нормативах потребления коммунальных услуг, плате за жилое помещение и коммунальные услуги в 2007 году на территории Воскресенского муниципального района" утверждены "Нормативы потребления коммунальных услуг" в новой редакции, в соответствии с приложением к указанному решению. В числе прочего установлен норматив потребления тепловой энергии на отопление в размере 0,018 Гкал/1 кв. м общей площади. Данное решение опубликовано в газете "Наше слово", N 93, 29.08.2009 года, и в соответствии с пунктом 3 данный документ вступил в силу с 1 января 2010 года.
П.В.В., являясь жителем г. Воскресенска Московской области, проживая по адресу: <...>, и считая свои права нарушенными указанным решением, обратилась в Воскресенский городской суд с заявлением о признании недействующим норматива потребления коммунальной услуги отопление.
Заявительница пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт на момент его принятия принят уполномоченным органом - Советом депутатов Воскресенского муниципального района Московской области и подписан главой Воскресенского муниципального района.
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг установлен Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
В подпункте "д" пункта 5 Правил 306 предусмотрено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома:
- в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (пункт 9 Правил 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 10 Правил 306). Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 11 Правил 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 11 Правил 306). В силу пункта 14 Правил 306 для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.
В соответствии с пунктами 19, 20 Правил 306 при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются: метод аналогов, экспертный метод и расчетный метод.
Согласно пункту 21 Правил 306 метод аналогов применяется при наличии данных, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 23 Правил 306 установлено, что расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.
В силу пункта 25 Правил 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв. метр площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги (пункт 29 Правил 306).
В силу пункта 44 Правил 306 нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к настоящим Правилам.
Заявительница полагала, что в нарушении приведенных выше норм при определении и принятии норматива потребления коммунальных услуг - норматива отопления в размере 0,018 Гкал/1 кв. м общей площади, закрепленного в оспариваемом муниципальном правовом акте, ни один из методов, перечисленных в пункте 20 Правил 306, не использовался, что, в частности, подтверждается установлением единого норматива по всем многоквартирным жилым домам города. Норматив отопления не дифференцирован, установлен без учета конструктивных и технических параметров жилых домов (материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования), не подтвержден показаниями приборов учета и инженерно-техническими расчетами.
В соответствии с пунктом 16 Правил 306 срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами. Одним из таких случаев является в соответствии с пунктом 13 Правил 306 изменение климатических условий, а именно температур окружающего воздуха. Пунктом 45 Правил 306 предусмотрено, что средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. Несмотря на изменение среднеарифметических температур за 5 последних периодов, норматив отопления в размере 0,018 Гкал/на 1 кв. м общей площади остается неизменным с 2006 года с момента его утверждения решением Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской области от 24 ноября 2006 г. N 183/НА.
По мнению заявительницы, установление единого для всех жилых домов норматива на отопления в размере 0,018 Гкал/1 кв. м общей площади приводит к завышению коммунальной платы на отопление, так как различные по своим конструктивным особенностям жилые дома требуют различного количества тепловой энергии для обеспечения отопления.
Заявителем представлено приложение к заявлению Расчет норматива отопления по жилому дому, выполненному экспертной организацией ЗАО "Р", согласно которому норматив отопления по типу 9-этажных многоквартирных домов постройки после 1991 года составляет 0,014 Гкал/1 кв. м общей площади.
Также указывает, что Правила 306 в редакции, действующей в настоящее время также содержат аналогичные ранее действующим требования об установлении норматива, однако, до настоящего времени нормативный акт об установлении норматива отопления не приведен в соответствие с действующим в 2006-2014 годах законодательством в этой сфере.
Представитель заинтересованного лица Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской области заявление считала не подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемый нормативно-правовой акт является недействующим, на основании чего просила прекратить производство по делу, заявив соответствующее ходатайство, в удовлетворении которого судом было отказано. Заявителем избран неправильный способ защиты нарушенных прав, считает что должно быть подано исковое заявление к управляющей компании, производящей начисление в соответствии с недействующим нормативно-правовым актом. Считает оспариваемое решение недействующим, в связи с чем указала на отсутствие необходимости доказывания заинтересованным лицом обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках настоящего дела. Также полагала, что у П.В.В. отсутствовали основания для обращения в суд с заявлением, поскольку не имеется данных о нарушении ее прав.
Решением Воскресенского городского суда Московской области от 02 сентября 2014 года признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 5.1 приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг" к решению Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской области от 23.07.2009 года N 137/10 в части установления нормативов потребления коммунальных услуг отопление.
В апелляционной жалобе Совет депутатов Воскресенского муниципального района Московской области просит об отмене решения суда.
Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, которая полагала, что решение суда подлежит отмене, а производство по делу по заявлению П.В.В., подлежит прекращению, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащем отмене, а производство по делу по заявлению П.В.В., подлежит прекращению.
Как видно из материалов дела решением Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской области от 23.07.2009 года N 137/10 о внесении изменения в решение Совета депутатов Воскресенского муниципального района от 22.11.2006 года N 524/52 "О нормативах потребления коммунальных услуг, плате за жилое помещение и коммунальные услуги в 2007 году на территории Воскресенского муниципального района" утверждены "Нормативы потребления коммунальных услуг" в новой редакции, в соответствии с приложением к указанному решению. В числе прочего установлен норматив потребления тепловой энергии на отопление в размере 0,018 Гкал/1 кв. м общей площади. Указанное решение опубликовано в газете "Наше слово", N 93, 29.08.2009 года, и в соответствии с пунктом 3 данный документ вступил в силу с 1 января 2010 года.
В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Заявительница просила суд признать недействующим пункта 5.1 приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг" к решению Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской области от 23 июля 2009 года N 137/10.
В судебном заседании представителем Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской области было представлено решение Совета депутатов Воскресенского муниципального района от 21 ноября 2014 года N 77/5 "О признании утратившим силу в части решения Совета депутатов Воскресенского муниципального района от 22 ноября 2006 года N 524/52 "О нормативах потреблений коммунальных услуг, плате за жилое помещение и коммунальные услуги в 2007 году на территории Воскресенского муниципального района (в редакции от 23 июля 2009 года N 137/10)".
В соответствии с данным решением Совет депутатов Воскресенского муниципального района решил: считать утратившим силу пункт 5 и подпункт 5.1 приложения к решению Совета депутатов Воскресенского муниципального района от 22 ноября 2006 года N 524/52 "О нормативах потреблений коммунальных услуг, плате за жилое помещение и коммунальные услуги в 2007 году на территории Воскресенского муниципального района" (в редакции решения Совета депутатов от 23 июля 2009 года N 137/10).
Данное решение Совета депутатов было опубликовано в районной газете "Наше слово" N 130, 27 ноября 2014 года, вступило в законную силу.
Соответственно, оспариваемая заявительницей часть нормативного правового акта утратила силу (является недействующей) в соответствии с решением Совета депутатов Воскресенского муниципального района от 21 ноября 2014 года N 77/5 "О признании утратившим силу в части решения Совета депутатов Воскресенского муниципального района от 22 ноября 2006 года N 524/52 "О нормативах потреблений коммунальных услуг, плате за жилое помещение и коммунальные услуги в 2007 году на территории Воскресенского муниципального района (в редакции от 23 июля 2009 года N 137/10). Оспариваемый нормативный акт не порождает правовых последствий, не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявительницы.
В соответствии с п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", судья 11. Судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 ГПК РФ в случаях, когда: в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
Заявительница не лишена возможности в порядке гл. 25 ГПК РФ оспорить решения и действия, основанные на оспариваемом нормативном акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности.
В соответствии с абз. 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса; если в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Поэтому решение суда подлежит отмене, судебная коллегия, руководствуясь п. 3 ст. 328 ГПК РФ, прекращает производство по делу заявлению П.В.В. о признании недействующим подпункта 5.1 приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг" к решению Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской области от 23 июля 2009 года N 137/10.
руководствуясь ст.ст. 220, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Воскресенского городского суда Московской области от 02 сентября 2014 года отменить, производство по делу по заявлению П.В.В. о признании недействующим подпункта 5.1 приложения "Нормативы потребления коммунальных услуг" к решению Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской области от 23 июля 2009 года N 137/10, прекратить.

Председательствующий

Судьи





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)