Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 15.12.2014 ПО ДЕЛУ N 302-АД14-4604, А19-8982/2014

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2014 г. по делу N 302-АД14-4604


Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Прокопьевой Ю.А., действующей в интересах ОАО "Южное управление жилищно-коммунальными системами", на постановление заместителя руководителя службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области N 1-543/14 от 14 мая 2014 года, решение судьи Арбитражного суда Иркутской области от 30 июля 2014 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2014 года, вынесенные в отношении ОАО "Южное управление жилищно-коммунальными системами" по делу N А19-8982/2014 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя руководителя службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области N 1-543/14 от 14 мая 2014 года ОАО "Южное управление жилищно-коммунальными системами" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
Решением судьи Арбитражного суда Иркутской области от 30 июля 2014 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2014 года постановление должностного лица и состоявшееся по результатам его обжалования судебное решение оставлены без изменения.
Защитник Прокопьева Ю.А. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит об отмене состоявшихся в отношении ОАО "Южное управление жилищно-коммунальными системами" постановлений.
Жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет административное наказание.
Согласно пункту 2.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила N 170) при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков; обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.
Пунктом 4.1.7 Правил N 170 предусмотрено, что просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
В силу пункта 42 "в" Правил противопожарного режима Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390), запрещается: а) эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; б) пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями; в) обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; г) пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией; д) применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы; е) оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя; ж) размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы; з) при проведении аварийных и других строительно-монтажных и реставрационных работ использовать временную электропроводку, включая удлинители, сетевые фильтры, не предназначенные по своим характеристикам для питания применяемых электроприборов.
Жилищным кодексом Российской Федерации установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (п. 3 ст. 30 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. п. 1, 2, 3 ст. 39 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491).
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (п. 10 Правил N 491).
Пунктом 39 Правил N 491 установлено, что государственный контроль за содержанием общего имущества осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе; получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен; проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы); требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения (п. 40 Правил N 491).
Статьей 42 Правил N 491 установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из судебных постановлений следует, что в силу договора от 22 января 2010 года многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Партизанская, 107А, находится в управлении ОАО "Южное управление жилищно-коммунальными системами".
На Обществе лежит обязанность по обеспечению надлежащего содержания и ремонта общего имущества жилого дома, предоставлению установленного уровня качества услуг.
С 20 по 28 марта 2014 года административным органом проведена плановая выездная проверка по региональному жилищному надзору за соблюдением правил содержания жилых домов и (или) жилых помещений.
В ходе проверки обследован жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Партизанская, 107А и находящийся в управлении ОАО "Южное управление жилищно-коммунальными системами". Проверкой выявлены нарушения правил содержания жилых домов и (или) жилых помещений, а именно: нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170), Правил противопожарного режима Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390) - выявлена неисправность отмостков (просадки, щели, трещины, провалы) со стороны дворового фасада, что способствует затеканию под здание поверхностных вод с тротуаров, с отмостков, происходит увлажнение стен, грунта в подвальном помещении; выявлена неисправность электропроводки и электрооборудования в местах общего пользования в подвале (элеваторный узел), подъезд N 1, подъезд N 2, отсутствие плафонов электроосвещения; соединение проводников системы освещения выполнено без применения одного из видов соединения (опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.); места соединения проводников не имеют изоляции, что влияет на безопасное проживание граждан, так как вызывает пожароопасную ситуацию.
По результатам проверки составлен акт проверки N 943/14-3 от 28 марта 2014 года.
Таким образом, ОАО "Южное управление жилищно-коммунальными системами" совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.22 КоАП РФ.
Данное обстоятельство подтверждается совокупностью собранных по делу об административных правонарушениях доказательств, которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановлений, не допущено.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в представленных материалах не имеется.
Доводы жалобы о том, что управляющая компания без согласия собственников помещений не вправе осуществлять какие-либо работы по общему имуществу дома, исследовались судом и отклонены по мотивам, не согласиться с которыми *** не имеется.
Действия ОАО "Южное управление жилищно-коммунальными системами" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление заместителя руководителя службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области N 1-543/14 от 14 мая 2014 года, решение судьи Арбитражного суда Иркутской области от 30 июля 2014 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2014 года, вынесенные в отношении ОАО "Южное управление жилищно-коммунальными системами" по делу N А19-8982/2014 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Прокопьевой Ю.А., действующей в интересах ОАО "Южное управление жилищно-коммунальными системами", - без удовлетворения.

Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
В.П.МЕРКУЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)