Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 09 февраля 2015 года
Полный текст решения изготовлен 13 февраля 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В. Окуловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.А. Мальгиновым
рассмотрел в судебном заседании 03.02.2015 - 09.02.2015 дело по заявлению
закрытого акционерного общества "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ" (ИНН 6670174349)
к Управлению жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга
о признании недействительным предписания
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: В.А. Шокун, представитель по доверенности N 136/11 от 25.11.2014, паспорт; после перерыва - тот же представитель;
- от заинтересованного лица: Н.В. Погорелова, главный специалист отдела муниципального жилищного контроля Управления, доверенность от 12.12.2014 N 383/05/502-05, паспорт; Е.А. Большакова, представитель по доверенности от 12.12.2014 N 382/05/502-05, паспорт; после перерыва - те же представители;
- Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода суду не заявлено.
Закрытое акционерное общество "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга о признании недействительным предписания N 19.10-09/14/341-ПР от 30.10.2014 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Заинтересованное лицо представило отзыв, с предъявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.
Заявителем представлены письменные возражения на отзыв.
Заинтересованным лицом представлено дополнение к отзыву.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 12 час. 09.02.2015. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей сторон.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд
установил:
Закрытое акционерное общество "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ" на основании принятого общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решения от 23.01.2009 является управляющей организацией по управлению многоквартирным домом N 12/4 по ул. Пионеров в г. Екатеринбурге.
В связи с обращением граждан, проживающих в многоквартирном доме N 12/4 по ул. Пионеров в г. Екатеринбурге, на основании распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки от 02.10.2014 N 19.10-09/14/341 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ЗАО "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" обязательных требований при осуществлении расчета платы за услугу "отопление" жителям данного многоквартирного дома.
В ходе проверки сделан вывод о том, что Закрытым акционерным обществом "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ" в сентябре 2014 года необоснованно произведен перерасчет в сторону увеличения размера платы за услугу отопления за период с января по май 2014 года исходя из объемов потребления, рассчитанных по нормативу потребления тепловой энергии, при наличии информации о среднемесячном объеме потребления за 2013 год. Кроме того, не проведена корректировка размера платы за отопление за 2013 год.
По результатам проверки составлен акт проверки от 30.10.2014 N 19.10-09/14/341-П, ЗАО "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" выдано предписание от 30.10.2014 N 19.10-09/14/341-ПР об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства, со сроком исполнения - до 31.12.2014.
Полагая, что предписание от 30.10.2014 N 19.10-09/14/341-ПР об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства является незаконным, Закрытое акционерное общество "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что у него отсутствовали основания для проведения начислений размера платы за отопление в 2014 году исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий (2013) год, в связи с тем, что общедомовой прибор учета тепловой энергии (далее - УКУТ) в отдельные месяцы 2013 года работал некорректно.
При рассмотрении настоящего спора суд исходит из следующего.
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 18.10.2013 N 3575 "Об утверждении Административного регламента исполнения функции по муниципальному жилищному контролю" Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга определено органом, уполномоченным на организацию и исполнение функций по муниципальному жилищному контролю.
В соответствии с пунктом 5 Административного регламента предметом исполнения функции по муниципальному жилищному контролю является организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Для реализации деятельности по контролю за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг должностные лица органа муниципального жилищного контроля рассматривают обращения граждан, юридических лиц по вопросам соблюдения обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг потребителям, проводят проверки соблюдения обязательных требований предоставления коммунальных услуг гражданам, выдают обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг, направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением обязательных требований предоставления коммунальных услуг для решения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Таким образом, выдавая предписание N 19.10-09/14/341-ПР от 30.10.2014 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства, Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга действовало в рамках предоставленных ему полномочий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правилами предоставления коммунальных услуг N 354), которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов.
В соответствии с п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 при расчете размера платы за отопление до 01.01.2015 года применяются Правила о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Согласно пп. "б" п. 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 по формуле N 7:
Po.i = Si x Vt x TT, (7)
где:
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- Vt - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал / кв. м);
- TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1, т.е. исходя из норматива потребления тепловой энергии.
При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 по формуле N 8:
Si
Po2.i = Pk.пр x -- Pfn.i, (8)
SD
где:
- Pk.пр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- SD - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- Pfn.i - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Согласно п. 31 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случаях: отсутствия в точках учета приборов учета; неисправности прибора учета; нарушения установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации служит акт ввода в эксплуатацию узла учета с даты его подписания (п. 68 Правил N 1034).
При наличии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению (п. 72 Правил N 1034).
Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей (п. 73 Правил N 1034).
Многоквартирный дом N 12/4 по ул. Пионеров в г. Екатеринбурге оборудован общедомовым узлом учета тепловой энергии, что подтверждается актами первичного и повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя.
Данных о наличии индивидуальных приборов учета тепловой энергии от собственников согласно данным общества не имеется.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в период с января 2014 года по май 2014 года ежемесячное начисление платы за отопление производилось управляющей организацией исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за 2013 год. Данное обстоятельство подтверждается сведениями из Информации о начислениях по лицевому счету N 4901565071 (ул. Пионеров, 12/4-83) с 01.01.2013 по 30.09.2014 и письмом ЗАО "УЖК "Урал-СТ" исх. N 5515 от 17.10.2014.
В сентябре 2014 года управляющая компания произвела перерасчет, увеличив размер платы за отопление за период с января 2014 года по май 2014 года исходя из объемов, рассчитанных по утвержденному нормативу потребления в порядке, предусмотренном формулой 1:
Po.i = Si x Nt x TT, (1)
где:
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- Nt - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал / кв. м);
- TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Общество в обоснование перерасчета сослалось на отсутствие возможности рассчитать фактический среднемесячный объем потребления тепловой энергии на нужды отопления за предыдущий 2013 год в связи с некорректной работой общедомового прибора учета тепловой энергии в отдельных месяцах 2013 года, в результате чего показания прибора учета не были приняты к расчетам ресурсоснабжающей организацией (ООО "СТК").
При этом документы, подтверждающие нерабочее состояние (некорректную работу) общедомового прибора учета тепловой энергии общество не представило по причине отсутствия таких документов, что отражено в письме общества исх. N 5515 от 17.10.2014.
Как видно из расчетных ведомостей по предоставленным объемам тепловой энергии и теплоносителя ресурсоснабжающей организацией ООО "СТК" за период с января 2013 года по декабрь 2013 года, расчет за потребленную тепловую энергию с ресурсоснабжающей организацией ежемесячно производился по объемам, определенным исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии.
Так, объем потребления тепловой энергии в целом по дому, рассчитанный исходя из норматива потребления в месяц, составляет 148,77 Гкал (0,033 * 4508,30 = 148,77, где 0,033 Гкал / кв. м / мес. - норматив потребления тепловой энергии на нужды отопления; 4508,3 кв. м - общая площадь многоквартирного дома).
Объем тепловой энергии на нужды отопления согласно информации ООО "СТК" составил: в январе - 145,95 Гкал; в феврале - 96,15 Гкал; в марте - 95,27 Гкал; в апреле - 43,26 Гкал; в мае - 11,34 Гкал; в октябре - 92,81 Гкал, в ноябре - 71,6 Гкал; в декабре - 116,6 Гкал.
Таким образом, в 2013 году начисление за потребленную тепловую энергию ресурсоснабжающей организацией и оплата за потребленную тепловую энергию ресурсоснабжающей организации производилась ЗАО "УЖК "Урал-СТ" по объемам согласно показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, следовательно, управляющей компании были известны данные о фактических объемах потребления тепловой энергии на нужды отопления за 2013 год, на основании которых рассчитывается среднемесячный объем потребления.
В ходе проверки установлено, что начисление платы за отопление за январь - май 2014 года по квартире N 83 в доме N 12/4 по ул. Пионеров производилось изначально исходя из среднемесячного объема потребления равному 0,021 Гкал / кв. м, который равняется среднемесячному объему, определенному по расчетам.
Следовательно, считать среднемесячный объем потребления, применяемый управляющей компанией изначально при начислении платы за отопление за январь - май 2014 года ошибочным, не имеется.
При данных обстоятельствах вывод заинтересованного лица о том, что произведенный ЗАО "УЖК "Урал-СТ" в сентябре 2014 года перерасчет размера платы за отопление в многоквартирном доме N 12/4 по ул. Пионеров в г. Екатеринбурге за период с января по май 2014 года является неправомерным, суд признает правильным.
Управляющей организацией по дому N 12/4 по ул. Пионеров в г. Екатеринбурге не была проведена корректировка размера платы за отопление за 2013 год. В ходе проверки обществом были представлены карточки регистрации параметров на узле учета потребителя тепловой энергии за март 2013, июль 2013, ноябрь 2013, декабрь 2013. За периоды: январь 2013 года, февраль 2013 года, апрель 2013 года, май 2013 года, июнь 2013 года, с августа по октябрь 2013 года карточки регистрации параметров на узле учета тепловой энергии обществом не представлены, в связи с чем общество сослалось на невозможность проведения корректировки.
Вместе с тем согласно Отчету о работе по содержанию и ремонту многоквартирного дома, по предоставлению коммунальных услуг и оплате граждан за выполненные работы (услуги) за 2013 год, опубликованному на официальном сайте управляющей организации, фактические расходы за услугу отопления по указанному дому составили 890 010,81 руб., в то время как начислено потребителям 1 196 753,59 руб., превышение начисленной суммы над фактическими расходами составило 306 742,78 руб. Данное обстоятельство обоснованно послужило основанием для обязания общество провести корректировку размера платы за услугу "отопление" за 2013 год.
Заявитель в обоснование своей позиции ссылается на то, что расчет объемов потребления тепловой энергии по данному дому в январе 2013 года ресурсоснабжающей организацией производился по нормативу потребления и приложил письмо ООО "СТК" от 30.10.2014, согласно которому расчет объемов потребления по жилому дому по адресу ул. Пионеров, 12/4 за январь 2013 года был выполнен по нормативам согласно Постановлений N 307, N 354.
Вместе с тем данное обстоятельство не свидетельствует о невозможности определить среднемесячный объем потребления за истекший год. Определение размера платы за отопление по нормативу производится в случаях отсутствия сведений об объемах потребления, что возможно при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности прибора учета или нарушения сроков представления показаний приборов учета. Данные факты должны быть документально подтверждены.
В соответствии с пунктом 5.4 договора энергоснабжения N 51899 от 01.01.2011, заключенного с ООО "СТК", при неисправности УКУТ Абонента, либо при нарушении Абонентом установленных договором сроков предоставления в ЭСО (энергоснабжающая организация) показаний приборов учета, независимо от причины несвоевременной сдачи, ЭСО (энергоснабжающая организация) проводит начисление за отпущенные теплоэнергоресурсы согласно п. 2.1.3 настоящего договора, без последующего перерасчета, а именно, расчетным методом в соответствии с Правилами N 307 по нормативу потребления.
Доказательств того, что расчет объемов тепловой энергии производился по нормативу в связи с тем, что общедомовой прибор учета тепловой энергии (далее - УКУТ) был неисправен (не допущен в эксплуатацию), заявителем не представлено.
Довод заявителя о невозможности оперативного оформления документов, подтверждающих нерабочее состояние, "некорректную работу" прибора учета, так как факт некорректной работы УКУТ управляющая компания выявляет лишь при получении Карточки регистрации параметров на узле учета потребителя тепловой энергии от обслуживающей УКУТ организации по истечении расчетного месяца, не принят во внимание при разрешении спора, поскольку в нарушение положений раздела 9 действовавших в спорный период Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.09.1995 N 954) (далее - Правила N ВК-4936), заявителем не представлено доказательств выхода из строя узла учета, фиксации времени выхода из строя узла учета в журнале с немедленным (не более чем в течение суток) уведомлением об этом энергоснабжающей организации с указанием данных показаний приборов учета на момент выхода из строя, что оформляется Протоколом.
После восстановления работоспособности узла учета тепловой энергии и теплоносителя потребителя допуск его в эксплуатацию осуществляется в соответствии с положениями раздела 7 настоящих Правил, о чем составляется соответствующий акт. (п. 9.12 Правил N ВК-4936).
В данном случае таких документов не представлено.
Довод ЗАО "УК "Урал-СТ" о невозможности начисления в январе - мае 2014 года платы, за отопление исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии и проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2013 год в связи с тем, что общедомовой прибор учета тепловой энергии в отдельных месяцах 2013 года работал некорректно, подлежит отклонению как документально не подтвержденный.
В силу пункта 21 Правил N 307 исполнитель услуг не освобождается от начисления платы по среднемесячному объему и от проведения корректировки платы за коммунальную услугу "отопление", в частности, в случае некорректной работы общедомового прибора в отдельные месяцы; несвоевременного представления сведений по приборам учета в ресурсоснабжающую организацию.
Таким образом, проведенный в сентябре 2014 года ЗАО "УЖК "Урал-СТ" по многоквартирному дому N 12/4 по ул. Пионеров в г. Екатеринбурге перерасчет размера платы за отопление за период январь - май 2014 года и непроведение корректировки размера платы за отопление за 2013 год являются необоснованными.
Учитывая изложенное, требование закрытого акционерного общества "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ" о признании недействительным предписания Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга от 30.10.2014 N 13.10-09/14/341-ПР удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
В.В.ОКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.02.2015 ПО ДЕЛУ N А60-49629/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2015 г. по делу N А60-49629/2014
Резолютивная часть решения объявлена 09 февраля 2015 года
Полный текст решения изготовлен 13 февраля 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В. Окуловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.А. Мальгиновым
рассмотрел в судебном заседании 03.02.2015 - 09.02.2015 дело по заявлению
закрытого акционерного общества "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ" (ИНН 6670174349)
к Управлению жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга
о признании недействительным предписания
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: В.А. Шокун, представитель по доверенности N 136/11 от 25.11.2014, паспорт; после перерыва - тот же представитель;
- от заинтересованного лица: Н.В. Погорелова, главный специалист отдела муниципального жилищного контроля Управления, доверенность от 12.12.2014 N 383/05/502-05, паспорт; Е.А. Большакова, представитель по доверенности от 12.12.2014 N 382/05/502-05, паспорт; после перерыва - те же представители;
- Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода суду не заявлено.
Закрытое акционерное общество "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга о признании недействительным предписания N 19.10-09/14/341-ПР от 30.10.2014 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Заинтересованное лицо представило отзыв, с предъявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.
Заявителем представлены письменные возражения на отзыв.
Заинтересованным лицом представлено дополнение к отзыву.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 12 час. 09.02.2015. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей сторон.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд
установил:
Закрытое акционерное общество "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ" на основании принятого общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решения от 23.01.2009 является управляющей организацией по управлению многоквартирным домом N 12/4 по ул. Пионеров в г. Екатеринбурге.
В связи с обращением граждан, проживающих в многоквартирном доме N 12/4 по ул. Пионеров в г. Екатеринбурге, на основании распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки от 02.10.2014 N 19.10-09/14/341 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ЗАО "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" обязательных требований при осуществлении расчета платы за услугу "отопление" жителям данного многоквартирного дома.
В ходе проверки сделан вывод о том, что Закрытым акционерным обществом "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ" в сентябре 2014 года необоснованно произведен перерасчет в сторону увеличения размера платы за услугу отопления за период с января по май 2014 года исходя из объемов потребления, рассчитанных по нормативу потребления тепловой энергии, при наличии информации о среднемесячном объеме потребления за 2013 год. Кроме того, не проведена корректировка размера платы за отопление за 2013 год.
По результатам проверки составлен акт проверки от 30.10.2014 N 19.10-09/14/341-П, ЗАО "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" выдано предписание от 30.10.2014 N 19.10-09/14/341-ПР об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства, со сроком исполнения - до 31.12.2014.
Полагая, что предписание от 30.10.2014 N 19.10-09/14/341-ПР об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства является незаконным, Закрытое акционерное общество "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что у него отсутствовали основания для проведения начислений размера платы за отопление в 2014 году исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий (2013) год, в связи с тем, что общедомовой прибор учета тепловой энергии (далее - УКУТ) в отдельные месяцы 2013 года работал некорректно.
При рассмотрении настоящего спора суд исходит из следующего.
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 18.10.2013 N 3575 "Об утверждении Административного регламента исполнения функции по муниципальному жилищному контролю" Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга определено органом, уполномоченным на организацию и исполнение функций по муниципальному жилищному контролю.
В соответствии с пунктом 5 Административного регламента предметом исполнения функции по муниципальному жилищному контролю является организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Для реализации деятельности по контролю за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг должностные лица органа муниципального жилищного контроля рассматривают обращения граждан, юридических лиц по вопросам соблюдения обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг потребителям, проводят проверки соблюдения обязательных требований предоставления коммунальных услуг гражданам, выдают обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг, направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением обязательных требований предоставления коммунальных услуг для решения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Таким образом, выдавая предписание N 19.10-09/14/341-ПР от 30.10.2014 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства, Управление жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга действовало в рамках предоставленных ему полномочий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правилами предоставления коммунальных услуг N 354), которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов.
В соответствии с п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 при расчете размера платы за отопление до 01.01.2015 года применяются Правила о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Согласно пп. "б" п. 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 по формуле N 7:
Po.i = Si x Vt x TT, (7)
где:
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- Vt - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал / кв. м);
- TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1, т.е. исходя из норматива потребления тепловой энергии.
При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 по формуле N 8:
Si
Po2.i = Pk.пр x -- Pfn.i, (8)
SD
где:
- Pk.пр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- SD - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- Pfn.i - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Согласно п. 31 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случаях: отсутствия в точках учета приборов учета; неисправности прибора учета; нарушения установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации служит акт ввода в эксплуатацию узла учета с даты его подписания (п. 68 Правил N 1034).
При наличии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению (п. 72 Правил N 1034).
Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей (п. 73 Правил N 1034).
Многоквартирный дом N 12/4 по ул. Пионеров в г. Екатеринбурге оборудован общедомовым узлом учета тепловой энергии, что подтверждается актами первичного и повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя.
Данных о наличии индивидуальных приборов учета тепловой энергии от собственников согласно данным общества не имеется.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в период с января 2014 года по май 2014 года ежемесячное начисление платы за отопление производилось управляющей организацией исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за 2013 год. Данное обстоятельство подтверждается сведениями из Информации о начислениях по лицевому счету N 4901565071 (ул. Пионеров, 12/4-83) с 01.01.2013 по 30.09.2014 и письмом ЗАО "УЖК "Урал-СТ" исх. N 5515 от 17.10.2014.
В сентябре 2014 года управляющая компания произвела перерасчет, увеличив размер платы за отопление за период с января 2014 года по май 2014 года исходя из объемов, рассчитанных по утвержденному нормативу потребления в порядке, предусмотренном формулой 1:
Po.i = Si x Nt x TT, (1)
где:
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- Nt - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал / кв. м);
- TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Общество в обоснование перерасчета сослалось на отсутствие возможности рассчитать фактический среднемесячный объем потребления тепловой энергии на нужды отопления за предыдущий 2013 год в связи с некорректной работой общедомового прибора учета тепловой энергии в отдельных месяцах 2013 года, в результате чего показания прибора учета не были приняты к расчетам ресурсоснабжающей организацией (ООО "СТК").
При этом документы, подтверждающие нерабочее состояние (некорректную работу) общедомового прибора учета тепловой энергии общество не представило по причине отсутствия таких документов, что отражено в письме общества исх. N 5515 от 17.10.2014.
Как видно из расчетных ведомостей по предоставленным объемам тепловой энергии и теплоносителя ресурсоснабжающей организацией ООО "СТК" за период с января 2013 года по декабрь 2013 года, расчет за потребленную тепловую энергию с ресурсоснабжающей организацией ежемесячно производился по объемам, определенным исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии.
Так, объем потребления тепловой энергии в целом по дому, рассчитанный исходя из норматива потребления в месяц, составляет 148,77 Гкал (0,033 * 4508,30 = 148,77, где 0,033 Гкал / кв. м / мес. - норматив потребления тепловой энергии на нужды отопления; 4508,3 кв. м - общая площадь многоквартирного дома).
Объем тепловой энергии на нужды отопления согласно информации ООО "СТК" составил: в январе - 145,95 Гкал; в феврале - 96,15 Гкал; в марте - 95,27 Гкал; в апреле - 43,26 Гкал; в мае - 11,34 Гкал; в октябре - 92,81 Гкал, в ноябре - 71,6 Гкал; в декабре - 116,6 Гкал.
Таким образом, в 2013 году начисление за потребленную тепловую энергию ресурсоснабжающей организацией и оплата за потребленную тепловую энергию ресурсоснабжающей организации производилась ЗАО "УЖК "Урал-СТ" по объемам согласно показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, следовательно, управляющей компании были известны данные о фактических объемах потребления тепловой энергии на нужды отопления за 2013 год, на основании которых рассчитывается среднемесячный объем потребления.
В ходе проверки установлено, что начисление платы за отопление за январь - май 2014 года по квартире N 83 в доме N 12/4 по ул. Пионеров производилось изначально исходя из среднемесячного объема потребления равному 0,021 Гкал / кв. м, который равняется среднемесячному объему, определенному по расчетам.
Следовательно, считать среднемесячный объем потребления, применяемый управляющей компанией изначально при начислении платы за отопление за январь - май 2014 года ошибочным, не имеется.
При данных обстоятельствах вывод заинтересованного лица о том, что произведенный ЗАО "УЖК "Урал-СТ" в сентябре 2014 года перерасчет размера платы за отопление в многоквартирном доме N 12/4 по ул. Пионеров в г. Екатеринбурге за период с января по май 2014 года является неправомерным, суд признает правильным.
Управляющей организацией по дому N 12/4 по ул. Пионеров в г. Екатеринбурге не была проведена корректировка размера платы за отопление за 2013 год. В ходе проверки обществом были представлены карточки регистрации параметров на узле учета потребителя тепловой энергии за март 2013, июль 2013, ноябрь 2013, декабрь 2013. За периоды: январь 2013 года, февраль 2013 года, апрель 2013 года, май 2013 года, июнь 2013 года, с августа по октябрь 2013 года карточки регистрации параметров на узле учета тепловой энергии обществом не представлены, в связи с чем общество сослалось на невозможность проведения корректировки.
Вместе с тем согласно Отчету о работе по содержанию и ремонту многоквартирного дома, по предоставлению коммунальных услуг и оплате граждан за выполненные работы (услуги) за 2013 год, опубликованному на официальном сайте управляющей организации, фактические расходы за услугу отопления по указанному дому составили 890 010,81 руб., в то время как начислено потребителям 1 196 753,59 руб., превышение начисленной суммы над фактическими расходами составило 306 742,78 руб. Данное обстоятельство обоснованно послужило основанием для обязания общество провести корректировку размера платы за услугу "отопление" за 2013 год.
Заявитель в обоснование своей позиции ссылается на то, что расчет объемов потребления тепловой энергии по данному дому в январе 2013 года ресурсоснабжающей организацией производился по нормативу потребления и приложил письмо ООО "СТК" от 30.10.2014, согласно которому расчет объемов потребления по жилому дому по адресу ул. Пионеров, 12/4 за январь 2013 года был выполнен по нормативам согласно Постановлений N 307, N 354.
Вместе с тем данное обстоятельство не свидетельствует о невозможности определить среднемесячный объем потребления за истекший год. Определение размера платы за отопление по нормативу производится в случаях отсутствия сведений об объемах потребления, что возможно при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности прибора учета или нарушения сроков представления показаний приборов учета. Данные факты должны быть документально подтверждены.
В соответствии с пунктом 5.4 договора энергоснабжения N 51899 от 01.01.2011, заключенного с ООО "СТК", при неисправности УКУТ Абонента, либо при нарушении Абонентом установленных договором сроков предоставления в ЭСО (энергоснабжающая организация) показаний приборов учета, независимо от причины несвоевременной сдачи, ЭСО (энергоснабжающая организация) проводит начисление за отпущенные теплоэнергоресурсы согласно п. 2.1.3 настоящего договора, без последующего перерасчета, а именно, расчетным методом в соответствии с Правилами N 307 по нормативу потребления.
Доказательств того, что расчет объемов тепловой энергии производился по нормативу в связи с тем, что общедомовой прибор учета тепловой энергии (далее - УКУТ) был неисправен (не допущен в эксплуатацию), заявителем не представлено.
Довод заявителя о невозможности оперативного оформления документов, подтверждающих нерабочее состояние, "некорректную работу" прибора учета, так как факт некорректной работы УКУТ управляющая компания выявляет лишь при получении Карточки регистрации параметров на узле учета потребителя тепловой энергии от обслуживающей УКУТ организации по истечении расчетного месяца, не принят во внимание при разрешении спора, поскольку в нарушение положений раздела 9 действовавших в спорный период Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.09.1995 N 954) (далее - Правила N ВК-4936), заявителем не представлено доказательств выхода из строя узла учета, фиксации времени выхода из строя узла учета в журнале с немедленным (не более чем в течение суток) уведомлением об этом энергоснабжающей организации с указанием данных показаний приборов учета на момент выхода из строя, что оформляется Протоколом.
После восстановления работоспособности узла учета тепловой энергии и теплоносителя потребителя допуск его в эксплуатацию осуществляется в соответствии с положениями раздела 7 настоящих Правил, о чем составляется соответствующий акт. (п. 9.12 Правил N ВК-4936).
В данном случае таких документов не представлено.
Довод ЗАО "УК "Урал-СТ" о невозможности начисления в январе - мае 2014 года платы, за отопление исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии и проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" за 2013 год в связи с тем, что общедомовой прибор учета тепловой энергии в отдельных месяцах 2013 года работал некорректно, подлежит отклонению как документально не подтвержденный.
В силу пункта 21 Правил N 307 исполнитель услуг не освобождается от начисления платы по среднемесячному объему и от проведения корректировки платы за коммунальную услугу "отопление", в частности, в случае некорректной работы общедомового прибора в отдельные месяцы; несвоевременного представления сведений по приборам учета в ресурсоснабжающую организацию.
Таким образом, проведенный в сентябре 2014 года ЗАО "УЖК "Урал-СТ" по многоквартирному дому N 12/4 по ул. Пионеров в г. Екатеринбурге перерасчет размера платы за отопление за период январь - май 2014 года и непроведение корректировки размера платы за отопление за 2013 год являются необоснованными.
Учитывая изложенное, требование закрытого акционерного общества "Управляющая Жилищная Компания "УРАЛ-СТ" о признании недействительным предписания Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга от 30.10.2014 N 13.10-09/14/341-ПР удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
В.В.ОКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)