Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2014 N 10АП-10268/2014 ПО ДЕЛУ N А41-20350/14

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2014 г. по делу N А41-20350/14


Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Бриковец Т.Н., по доверенности от 29.09.2014,
от заинтересованного лица - Калинин Д.И., по доверенности от 10.10.2014 N 39исх-3200/39-02-02, Джуман Н.И., по доверенности от 25.03.2014 N 567-р-исх,
от третьего лица - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Мосэнергосбыт" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", об оспаривании ненормативного правового акта, третье лицо - ЗАО "Единое жилищно-коммунальное хозяйство города Кашира",

установил:

открытое акционерное общество "Мосэнергосбыт" (далее - ОАО "Мосэнергосбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене предписания от 25.03.2014 N 1-16-02159-12-2014.
Решением от 04 августа 2014 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования общества удовлетворил.
Не согласившись с указанным судебным актом, Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным.
Определением от 07.10.2014 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции; привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ЗАО "Единое жилищно-коммунальное хозяйство города Кашира".
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов заявления представитель общества пояснил, что в жилом доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. 8 Марта, д. 24, управляющая компания ЗАО "ЕЖКХ" до настоящего времени не заключило с ОАО "Мосэнергосбыт" договор энергоснабжения на общедомовые нужды, и не провело общего собрания собственников многоквартирного дома по данному вопросу, и с обращением о заключении договора энергоснабжения дома на общедомовые нужды в ОАО "Мосэнергосбыт" не обращалось, следовательно, не приступило к исполнению коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, и в этой связи договоры энергоснабжения данного дома заключены с ОАО "Мосэнергосбыт" с гражданами как ресурсоснабжающей организацией, - в качестве исполнителя коммунальных услуг. Учитывая обстоятельство потребления электроэнергии на общедомовые нужды (лифтовые стояки, внутриподъездное и уличное освещение, индивидуальный тепловой пункт и т.д.), договор снабжения с собственниками и наймодателями по данному адресу на поставку электроэнергии, потребляемую на общедомовые нужды, считается заключенным, и ОАО "Мосэнергосбыт" не имеет правовых оснований для его расторжения. ЗАО "ЕЖКХ" документально никогда не подтверждало перед заявителем свои права в качестве избранной управляющей организации по данному адресу, следовательно, не приступило к исполнению коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды по указанному многоквартирному дому. Письмом от 15.02.2013 N 104-2/1 ЗАО "ЕЖКХ" указало, что в содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов городского поселения Кашира стоимость электроэнергии на общедомовые нужды не включается, однако по тем адресам, где между ОАО "Мосэнергосбыт" и ЗАО "ЕЖКХ" заключены договоры энергоснабжения, и где ЗАО "ЕЖКХ" избрано управляющей компанией, счета за электроэнергию, потребленной в многоквартирных домах на общедомовые нужды, ОАО "Мосэнергосбыт" выставляются ЗАО "ЕЖКХ". Указал, что протокол собрания собственников помещений рассматриваемого жилого дома об избрании ЗАО "ЕЖКХ" управляющей компанией не имеет кворума и не может служить подтверждением факта управления жилым домом названной управляющей компанией.
Представитель административного органа возражал против доводов заявления. Пояснил, что ОАО "Мосэнергосбыт" не вправе производить расчет и требовать напрямую от жителей многоквартирного дома, управление которым осуществляется управляющей компанией, плату за электроэнергию на общедомовые нужды. Граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества, не осуществляют функции по управлению домом, следовательно, не могут заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды. Исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, именно с которой ресурсоснабжающая организация - ОАО "Мосэнергосбыт" обязана заключить договор энергоснабжения, а при отсутствии такого договора потребление электроэнергии жителями домов можно считать бездоговорным. Однако в нарушение требований жилищного законодательства ОАО "Мосэнергосбыт", зная об управлении спорным домом управляющей организацией ЗАО "ЕЖКХ", не приняло мер к заключению договора энергоснабжения на общедомовые нужды, не обратилось в суд с требованием о понуждении управляющей компании к заключению такого договора, напротив, выставило счета для оплаты за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды непосредственно собственникам квартир.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ЗАО "Единое жилищно-коммунальное хозяйство города Кашира", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25 марта 2014 года Госжилинспекция провела проверку в отношении ОАО "Мосэнергосбыт" на предмет соблюдения жилищного законодательства.
В ходе проверки установлено, что Каширским МО ОАО "Мосэнергосбыт" жителям, как собственникам, так и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. 8 Марта, д. 24, выставляются счета на оплату электроэнергии, затраченной на общедомовые нужды (ОДН) с мая 2013 года по февраль 2014 года.
Начисление платы за ОДН по электроэнергии в указанном доме производится на основании показаний общедомового прибора учета (Меркурий 30 ART-03 CLN, заводской номер 01711098) - акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 26.03.2013.
Как установлено апелляционным судом, количество потребленной на общедомовые нужды электроэнергии рассчитывается обществом как разница между количеством потребленной электроэнергии по общедомовому прибору учета и количеством электроэнергии, потребленной по приборам учета в каждой квартире.
До настоящего времени между ОАО "Мосэнергосбыт" и управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домов - ЗАО "ЕЖКХ", не заключен договор электроснабжения мест общего пользования.
По результатам проверки составлен акт от 25.03.2014 (л.д. 73).
25.03.2014 Госжилинспекцией вынесено предписание N 1-16-02159-12-2014, согласно которому ОАО "Мосэнергосбыт" необходимо в срок до 23.05.2014 произвести перерасчет (возврат) неправомерно начисленной платы за общедомовые нужды по электроэнергии всем собственникам и нанимателям многоквартирного дома N 24 по ул. 8 Марта г. Кашира Московской области за период с мая 2013 года по настоящее время (л.д. 76).
Не согласившись с указанным предписанием административного органа, ОАО "Мосэнергосбыт" обжаловало его в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, апелляционный суд признает законным предписание Госжилинспекции от 25.03.2014 N 1-16-02159-12-2014 в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный надзор - деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
- Согласно положениям пунктам 3, 4, 5 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
- - составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
- - направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
Согласно пункту 1 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации (далее - Положение о ГЖИ в РФ), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.
Согласно пунктам 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации (далее - Положение о ГЖИ в России), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами. Органы государственной жилищной инспекции имеют право: проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Пунктом 2 Положения о ГЖИ в России предусмотрено, что система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации.
Постановлением Правительства Московской области от 19.11.2003 N 674/43 образована Государственная жилищная инспекция Московской области.
Пунктом 1 Постановления Правительства Московской области от 12 сентября 2007 года N 674/28 Государственная жилищная инспекция Московской области преобразована в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области - Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Московской области от 12 сентября 2007 года N 674/28 утверждено Положение о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Постановлением Правительства Московской области от 02 июля 2013 года N 485/27 пункт 2 Постановления Правительства Московской области от 12 сентября 2007 года N 674/28 - Положение о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", утратил силу.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Московской области от 02 июля 2013 года N 485/27 утверждено Положение о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Согласно подпункту 12.4 указанного Положения Госжилинспекция Московской области организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 12.2 Положения Госжилинспекция Московской области, в том числе осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержанию общего имущества в многоквартирном доме; порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.
На основании пункта 14.9 Положения Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Из смысла пункта 21 Положения следует, что начальник инспекции, первый заместитель начальника Инспекции, заместители начальника Инспекции от имени Инспекции рассматривают в установленном порядке дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23.1, частями 4 и 5 статьи 9.16 КоАП РФ и Законом Московской области N 39/2010-ОЗ "О государственном контроле в сфере содержания и ремонта внутридомового газового оборудования многоквартирных домов на территории Московской области".
Таким образом, оспариваемое предписание от 25.03.2014 N 1-16-02159-12-2014 выдано уполномоченным лицом - должностным лицом ГУ Госжилинспекция Московской области.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 ЖК РФ).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В силу части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
В соответствии с частью 6.3 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности, решение вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно материалам дела собственники спорного многоквартирного дома выбрали управляющую компанию ЗАО "Единое жилищно-коммунальное хозяйство города Кашира".
Как следует из протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в рассматриваемом многоквартирном доме от 29.08.2011 N 244, проведенного в заочной форме при наличии кворума 56,98% голосов, был избран способ управления жилым домом - управляющей организацией ЗАО "ЕЖКХ".
Также в материалы дела представлены договоры управления многоквартирным домом, заключенные между ЗАО "ЕЖКХ" и собственниками жилых помещений в доме N 24 по ул. 8 Марта г. Кашира в ноябре 2011 года.
При этом апелляционным судом отклоняется довод общества о том, что в рамках рассматриваемого дела суду надлежит дать оценку законности избрания управляющей организацией ЗАО "ЕЖКХ". Решение общего собрания собственников об избрании управляющей организации никем не оспорено, так же как и вышеуказанные договоры управления многоквартирным домом.
Госжилинспекция в соответствии с распоряжением, вынесенным на основании коллективного обращения жителей дома N 24, расположенного по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. 8 Марта, и представления прокуратуры провела внеплановую проверку с целью осуществления регионального государственного жилищного надзора за: обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг; соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленными требованиями законодательства в указанном жилом доме.
В ходе проверки Госжилинспекция установила, что:
- - ОАО "Мосэнергосбыт" жителям дома выставляет счета на оплату электроэнергии, затраченной на общедомовые нужды (ОДН) с мая 2013 года по февраль 2014 года;
- - начисление платы за ОДН по электроэнергии по многоквартирному дому по вышеуказанному адресу производится на основании показаний общедомового прибора учета (Меркурий 230 ART-03 CLN, заводской номер 01711098), акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 26.03.2013;
- - установлено, что до настоящего времени (на момент проведения проверки) между ОАО "Мосэнергосбыт" и управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом - ЗАО "ЕЖКХ" не заключен договор энергоснабжения мест общего пользования.
Согласно Письму Министерства регионального развития РФ от 20.03.2007 N 4989-СК/07 "О применении пунктов 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 разъясняется, что согласно пунктам 3 и 49 Правил в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ТСЖ, (ЖСК, ЖК или иным специализированным кооперативом) ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с Письмом Министерства Регионального развития РФ от 02.05.2007 N 8167-ЮТ/07 "О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги" расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка платежных документов, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК на ресурсоснабжающие и подрядные организации, указанные обязанности возлагаются только при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками находящихся в нем жилых помещений.
Таким образом, начислять и взимать плату за подачу жителям многоквартирных домов электрической энергии имеет право лицо, обладающее статусом исполнителя соответствующей коммунальной услуги, который, в свою очередь, зависит от выбранного собственниками жилых помещений в многоквартирных домах способа управления домами, в связи с чем, ресурсоснабжающая организация имеет право начислять и взимать плату за поставляемые ресурсы только в случае непосредственным управлением многоквартирным домом собственниками расположенных в нем помещений, либо на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений о внесение платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что ОАО "Мосэнергосбыт" не вправе производить расчет и требовать напрямую от жителей многоквартирного дома, управление которым осуществляется управляющей компанией, плату за электроэнергию на общедомовые нужды. Граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества, не осуществляют функции по управлению домом, следовательно, не должны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.
В соответствии с абзацем 7 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Абзацем 17 пункта 2 Правил определено, что ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
В пункте 6 Правил указано, что предоставление коммунальных услуг потребителям, оказывается, по возмездному договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа предусмотренных Правилами.
В пункте 9 Правил установлено, что договором в смысле пункта 6 считается договор управления многоквартирным домом.
Пунктом 13 Правил установлено, что для цели исполнения договора, указанного в пунктах 6 и 9, управляющая организация заключает договор о приобретении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, договор управления, заключаемый между потребителями и управляющей организацией, должен содержать положения о предоставлении коммунальных услуг. В этом случае договор, который заключает управляющая организация с ресурсоснабжающей организацией, является договором ресурсоснабжения.
В силу пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года N 124, управляющая организация обращается в адрес ресурсоснабжающей организации с предложением заключить договор ресурсоснабжения.
Исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, которая обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор энергоснабжения.
Как усматривается из материалов дела, между ЗАО "ЕЖКХ" и ресурсоснабжающей организацией ОАО "Мосэнергосбыт" не заключен договор на поставку коммунальных ресурсов в интересах собственников помещений, заключивших с ней договоры управления, а при отсутствии такого договора потребление электроэнергии жителями домов можно считать бездоговорным.
Передав полномочия по управлению общим имуществом, отдельный гражданин (жилец дома) лишается возможности влиять на условия поставки ему коммунальных ресурсов, прочих услуг, самостоятельно выбирать продавца этих товаров, однако вправе требовать обеспечения своих прав и законных интересов от управляющей компании.
Самоустранение управляющей организации от участия в поставке гражданам коммунальных услуг препятствует урегулированию между населением и поставщиком ресурсов отношений, связанных с оплатой коммунальных услуг и возможными потерями части этого ресурса в общедомовых сетях, ответственность за содержание которых несет управляющая организация.
При отсутствии договорных отношений между управляющей и ресурсоснабжающей организациями бремя возникающих потерь ресурса необоснованно возлагается либо на граждан, либо на поставщика услуг. В связи с этим возникают необоснованные препятствия для расчетов в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета граждан, определяющих лишь фактический объем услуг, потребленный внутри жилого помещения гражданина.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (пункт 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 426, статье 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Учитывая изложенные положения законодательства, обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающей организацией на поставку коммунальных ресурсов в интересах потребителей коммунальных услуг является обязанностью управляющей организации по отношению к потребителям коммунальных услуг.
Вместе с тем, Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства N 124 от 14 февраля 2012 года, предусмотрено право ресурсоснабжающей организации понудить управляющую компанию к заключению договора энергоснабжения.
Условия, при которых управляющая компания (исполнитель) вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения, предусмотрены в пункте 12 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Согласно пункту 12 Правил N 124 исполнитель вправе отказаться от заключения договора, и не может быть понужден к его заключению в отношении многоквартирного дома (жилого дома) в случае, если им заключен договор ресурсоснабжения соответствующим видом ресурса в отношении такого многоквартирного дома (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом, а также в случае, если исполнителем осуществляется самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), и в случае, если отсутствует использование соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Договор ресурсоснабжения является публичным, рассматриваемая управляющая компания не имеет возможности самостоятельно оказывать коммунальные услуги потребителям, не заключила договор с другой ресурсоснабжающей организацией (пункт 12 Правил).
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ утверждены Правила N 124, согласно которым ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с названными Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
Пунктом 11 Правил N 124 установлено, что в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе названными Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным названными Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
В материалы дела Госжилинспекцией представлено решение арбитражного суда по делу N А41-39485/13, которым удовлетворен иск ОАО "Мосэнергосбыт" к ЗАО "ЕЖКХ" о понуждении управляющей компании заключить с ресурсоснабжающей организацией договор энергоснабжения на условиях оферты ОАО "Мосэнергосбыт" в места общего пользования жилого дома, расположенного в г. Кашира (не являющегося предметом настоящего спора).
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ОАО "Мосэнергосбыт" в целях соблюдения требования жилищного законодательства относительно порядка заключения договоров энергоснабжения на общедомовые нужды при способе управления многоквартирным жилым домом - управляющей компанией, в случае уклонения последней от заключения договора, надлежит заключать договор путем ее понуждения.
При этом апелляционным судом отклоняется довод заявителя о том, что ОАО "Мосэнергосбыт" не располагало сведениями об управлении спорным жилым домом управляющей компанией ЗАО "ЕЖКХ", как противоречащий материалам дела.
Из ответа ОАО "Мосэнергосбыт" заместителю городского прокурора от 31.01.2014 N ИП/44-133/14 следует, что ЗАО "ЕЖКХ" неоднократно уклонялось от заключения договора энергоснабжения других жилых домов в г. Кашира, в связи с чем общество обращалось с исками в суд о понуждении к заключению договора, в связи с чем ОАО "Мосэнергосбыт" полагает, что управляющая компания умышленно не предпринимает действия для заключения договора энергоснабжения жилого дома по адресу: ул. 8 Марта, д. 24.
Как видно из акта допуска прибора учета электроэнергии в эксплуатацию от 26.03.2013, установленного в рассматриваемом доме (т. 1, л.д. 85 - 86), прибор учета допущен и акт составлен с участием представителя ОАО "Мособэнерго" (сетевая организация), ЗАО "ЕЖКХ" (потребителя) и ОАО "Мосэнергосбыт".
Как следует из названного акта и письма ОАО "Мосэнергосбыт" в адрес Госжилинспекции от 24.03.2014 N ИП/44-594/14 (т. 1, л.д. 83) показания общедомового прибора учета электроэнергии фиксируются представителями ОАО "Мосэнергосбыт" в присутствии представителя управляющей компании ЗАО "ЕЖКХ", обеспечивающего доступ к прибору учета. При этом у ОАО "Мосэнергосбыт" не возникает сомнений в полномочиях ЗАО "ЕЖКХ" как управляющей компании жилым домом N 24 по ул. 8 Марта на участие в допуске общедомового прибора учета электроэнергии и ежемесячной фиксации его показаний с участием представителя ЗАО "ЕЖКХ".
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах апелляционный суд признает законным оспариваемое предписание Госжилинспекции Московской области от 25.03.2014 N 1-16-02159-12-2014.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы на уплату госпошлины, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Согласно статье 112 АПК РФ, вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований в соответствии со статьей 110 АПК РФ с ОАО "Мосэнергосбыт" подлежат взысканию в доход федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 04.08.2014 по делу N А41-20350/14 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с ОАО "Мосэнергосбыт" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.

Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА

Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)