Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 25.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-619/2015

Требование: О возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке на праве собственности благоустроенное жилое помещение взамен жилья, признанного аварийным.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Заключением межведомственной комиссии жилой дом, в котором находится квартира истца, был признан аварийным и подлежащим сносу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 февраля 2015 г. по делу N 33-619/2015


Докладчик Максимова И.А.
Судья Хакимова Л.Р.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего Блиновой М.А.,
судей Максимовой И.А., Юркиной И.В.,
при секретаре Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску К.О. к администрации Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики о возложении обязанности представить во внеочередном порядке на праве собственности равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен жилья, признанного аварийным,
поступившее по апелляционной жалобе администрации Шемуршинского сельского поселения Чувашской Республики на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 17 ноября 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования К.О. к администрации Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке на праве собственности равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен жилья, признанного аварийным, удовлетворить.
Обязать администрацию Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики предоставить вне очереди семье К-вых, состоящей из 4 человек: К.О., К.В., К.М., К.Д., на праве собственности равноценное благоустроенное жилое помещение общей площадью не ниже <данные изъяты>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в с. Шемурша Шемуршинского района Чувашской Республики".
Заслушав доклад судьи Максимовой И.А., выслушав объяснения истца К.О., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, представителя ответчика - администрации Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики Д., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

К.О. (с учетом уточненных исковых требований) обратилась в суд с иском к администрации Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке на праве собственности равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен жилья, признанного аварийным.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что она и ее муж К.В. являются сособственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, в котором находится указанная квартира, признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с этим на спорные правоотношения распространяются положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми жилое помещение может быть изъято у истца, являющегося собственником, либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. К.О. полагает, что на орган местного самоуправления должна быть возложена обязанность по предоставлению ей и ее семье во внеочередном порядке на праве собственности другого благоустроенного жилого помещения равнозначной площади, расположенного в черте с. Шемурша, взамен жилья признанного аварийным.
В судебном заседании истец К.О. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Шемуршинского сельского поселения Чувашской Республики Д. иск не признал и сослался на отсутствие установленных законом оснований для предоставления К.О. другого равноценного жилого помещения во внеочередном порядке, поскольку истец в установленном порядке не признана малоимущей, состоит на учете нуждающейся в улучшении жилищных условий по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей". Дом, в котором проживают К-вы, признан аварийным. Для жильцов дома по Программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы" строится жилой дом в с<адрес>, переселение запланировано на 1 полугодие 2015 года.
Третье лицо В.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное администрацией Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, поддержанных представителем ответчика Д., выслушав объяснения истца К.О., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что К.О. и К.В. являются сособственниками квартиры <адрес>.
Указанный жилой дом согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу.
Решение о сносе многоквартирного дома не принято (л.д. 17).
Постановлением главы администрации Шемуршинского района Чувашской Республики N от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом <адрес> включен в муниципальную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Шемуршинского района на 2013-2015 годы".
Из материалов дела следует, что отделом социальной защиты населения Шемуршинского района, К.О. зарегистрирована в качестве малоимущей на период с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой КУ <данные изъяты> N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
Постановлением главы Шемуршинского сельского поселения N от ДД.ММ.ГГГГ К.О. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список для постановки на учет граждан Шемуршинского сельского поселения.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 2 ст. 57, ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований заявителя, полагая, что истец признана малоимущей, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, проживает в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем имеет право на предоставление жилого помещения на праве собственности вне очереди.
При этом суд, анализируя положения действующего законодательства, в частности части 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей категории граждан, которым жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди, ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации относительно предоставления малоимущим гражданам жилых помещений по договору социального найма государственного и муниципального жилищного фонда, ч. 10 ст. 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации, учитывая длительное бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, определенных ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, и то, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение семьи К-вых, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", пришел к выводу о том, что истец по своему выбору имеет право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого помещения в собственность.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, предметом заявленного спора является возложение на орган местного самоуправления обязанности предоставить истцам благоустроенное жилое помещение на праве собственности на основании ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации как гражданам, чье жилое помещение признано органом местного самоуправления аварийным и подлежащим сносу (л.д. 33).
Последствия признания в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу и порядок изъятия жилых помещений у собственников в таких домах (ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ) предусмотрены ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями частей 10 - 12 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.
В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Из материалов дела видно, что администрацией Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный дом, и об изъятии жилого помещения, принадлежащего на праве собственности истцу, не принимались.
Федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии со статьей 52 этого же Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ).
По смыслу законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, в том числе гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Из материалов гражданского дела следует, что истец К.О. не обращалась в органы местного самоуправления с заявлением о признании ее малоимущей, решение органа местного самоуправления о признании ее малоимущей и принятии на учет, нуждающихся в жилье в списке малоимущие, не принималось.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что отделом социальной защиты населения Шемуршинского района, К.О. была зарегистрирована в качестве малоимущей на период с ДД.ММ.ГГГГ, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список для постановки на учет граждан Шемуршинского сельского поселения.
Между тем, из материалов дела следует, что К.О. постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список для постановки на учет по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 (л.д. 66).
В соответствии с разделом II указанной подпрограммы, основной ее целью является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, истец с составом семьи из 4 человек состоит в администрации Шемуршинского сельского поселения на учете на получение государственной поддержки, однако К.О., К.В., К.М., К.Д. в установленном жилищным кодексом порядке не признаны малоимущими, и в качестве малоимущих на учете на получение жилой площади не состоят, следовательно, у суда не имелось оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности предоставить К.О. во внеочередном порядке жилое помещение на состав семьи из 4 человек.
Кроме того, удовлетворяя требования истца о предоставлении благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке на праве собственности, суд первой инстанции не учел, что законом на орган местного самоуправления возложена обязанность по выкупу жилых помещений в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, и то, что в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения могут быть предоставлены гражданам по договорам социального найма, а не в собственность.
При таких обстоятельствах решение нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 17 ноября 2014 г. отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований К.О. к администрации Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики о возложении обязанности на администрацию Шемуршинского сельского поселения предоставить во внеочередном порядке на праве собственности равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен жилья, признанного аварийным.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)