Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричек Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12166/2014) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 23.09.2014 по делу N А46-6403/2014 (судья Распутина Л.С.), принятое по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524)
о признании незаконным отказа в государственной регистрации, об обязании осуществить государственную регистрацию принятия на учет бесхозяйного имущества,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Поповой Любови Михайловны, товарищества собственников жилья "Зеленый массив" и открытого акционерного общества "Электротехнический комплекс",
при участии в судебном заседании представителей:
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Подгорбунских А.А. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности N 112 от 11.03.2014 сроком действия по 31.12.2014);
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Глазкова Е.В. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности N ДИО/19990 от 02.12.2014 сроком действия 1 год);
- Попова Любовь Михайловна - не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
- от товарищества собственников жилья "Зеленый массив" - председатель правления Чистяков С.В. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, полномочия подтверждены приказом от 21.04.2014);
- от открытого акционерного общества "Электротехнический комплекс" - представитель не явился, о времени и месте извещено надлежащим образом,
установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту - Управление, заинтересованное лицо, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа Управления от 10.02.2014 N 01/299/2013-549 в государственной регистрации принятия на учет бесхозяйного имущества: теплотрассы по адресу: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Багратиона, д. 21 корп. 1, от ТК-26/2 до наружной стены жилого дома, с кадастровым номером 55:36:010106:11434, и об обязании Управления осуществить государственную регистрацию принятия на учет бесхозяйного имущества: теплотрассы по адресу: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Багратиона, д. 21 корп. 1, от ТК- 26/2 до наружной стены жилого дома, с кадастровым номером 55:36:010106:11434.
Определениями суда в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Попова Любовь Михайловна (далее по тексту - Попова Л.М.), товарищество собственников жилья "Зеленый массив" (далее по тексту - ТСЖ "Зеленый массив") и открытое акционерное общество "Электротехнический комплекс" (далее по тексту - ОАО "ЭТК").
Решением по делу Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявленные требования Департамента в полном объеме: признал незаконным отказ Управления от 10.02.2014 N 01/299/2013-549 в государственной регистрации принятия на учет бесхозяйного имущества: теплотрассы по адресу: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Багратиона, д. 21 корп. 1, от ТК-26/2 до наружной стены жилого дома, с кадастровым номером 55:36:010106:11434, и обязал Управление в установленном законом порядке осуществить государственную регистрацию принятия на учет вышеуказанного бесхозяйного имущества.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции указал, что имеющиеся в деле документы свидетельствуют об отсутствии собственника на спорное имущество, что подтверждает факт его бесхозяйности, следовательно, Департамент обоснованно обратился в регистрационную службу за постановкой на учет спорного имущества как бесхозяйного и приложил документы, указанные в пункте 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580 (далее по тексту - Положение).
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре прав, в настоящее время на земельный участок, на котором находятся спорные объекты недвижимости, заявлено право общей долевой собственности. При этом, как отмечает податель жалобы, исходя из понятия недвижимого имущества, характерным признаком для большинства объектов недвижимости является их неразрывная связь с землей, из чего, как указывает Управление, закономерно следует единая судьба земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости.
Кроме того, как отмечает заинтересованное лицо, отсутствие регистрации права на объекты недвижимости не может являться основанием для признания его бесхозяйным. По мнению подателя жалобы, при наличии представленных заявителем документов нельзя сделать однозначный вывод, что спорный объект недвижимости является бесхозяйным.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
ОАО "ЭТК" и Попова Л.М., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, считая его незаконным и необоснованным, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители Департамента и ТСЖ "Зеленый массив" просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица и ТСЖ "Зеленый массив", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 18.12.2013 заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации постановки на учет бесхозяйного недвижимого объекта, а именно: теплотрассы по адресу: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Багратиона, д. 21 корп. 1, от ТК-26/2 до наружной стены жилого дома, с кадастровым номером 55:36:010106:11434.
Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию к заявлению приложены: справка Министерства имущественных отношений Омской области N 04/11805 от 25.11.2013, справка N 23533 от 09.12.2013, справка N ТУ-05/10992 от 15.11.2013 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, справка N 471061 от 26.12.2012 о принадлежности сооружения, кадастровый паспорт объекта от 21.10.2013 N 55/201/13-304519, выданный областным Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области.
Сообщением от 10.02.2014 N 01/229/2013-549 Управление отказало в государственной регистрации, сославшись на то, что теплотрасса расположена на земельном участке под многоквартирным домом, и на текущий период времени заявлены права общей долевой собственности на данный земельный участок, как общее имущество собственников многоквартирного дома. Поскольку теплотрасса неразрывно связана с землей, регистрирующий орган пришел к выводу, что теплотрасса может находиться в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах регистрирующий орган сделал вывод, что документы, представленные на регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Заявитель, полагая, что данный отказ Управления противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
23.09.2014 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое Управлением в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Положениями пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон N 122-ФЗ).
Порядок представления документов на государственную регистрацию прав урегулирован статьей 16 Закона N 122-ФЗ.
В силу статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Статьей 17 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 9 Закона N 122-ФЗ к компетенции органа по государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, бесхозяйных недвижимых вещей.
Пункт 5 Положения предусматривает, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
В силу абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
При этом статья 20 вышеуказанного Закона устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 18.12.2013 Департамент обратился в Управление с заявлениями о постановке на учет как бесхозяйного самостоятельного объекта недвижимого имущества: теплотрассы по адресу: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Багратиона, д. 21 корп. 1, от ТК-26/2 до наружной стены жилого дома, с кадастровым номером 55:36:010106:11434.
По верному замечанию суда первой инстанции, к указанному заявлению Департамент приложил все документы, необходимые для регистрации бесхозяйных объектов недвижимости, а именно: справку Министерства имущественных отношений Омской области N 04/11805 от 25.11.2013, справку N 23533 от 09.12.2013, справка N ТУ-05/10992 от 15.11.2013 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, справку N 471061 от 26.12.2012 о принадлежности сооружения, кадастровый паспорт объекта от 21.10.2013 N 55/201/13-304519, выданный областным Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области.
Довод подателя жалобы об отсутствии оснований для государственной регистрации ввиду того, что указанный объект недвижимости следуя за судьбой земельного участка находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
Так, как верно отмечает суд первой инстанции, согласно представленному заявителем кадастровому паспорту спорный объект состоит на кадастровом учете как отдельный объект недвижимости.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Объекты недвижимости подлежат государственному кадастровому учету.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно Порядку ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, объектами кадастрового учета являются объекты недвижимости, в том числе здания, сооружения и помещения, при этом в отношении каждого объекта недвижимости в кадастр недвижимости вносятся сведения, перечисленные в пункте 8 указанного Порядка.
В соответствии пунктом 3 части 2 статьи 14 Закона N 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные названным Федеральным законом сведения об объекте недвижимости (часть 4 статьи 14 Закона N 221-ФЗ).
Органы технической инвентаризации вправе составлять единый технический и кадастровый паспорт только в отношении тех объектов, которые связаны единой правовой судьбой.
Пунктом 3 Инструкции по технической инвентаризации основных фондов водопроводно-канализационных предприятий, утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 09.09.1975 N 378 предусмотрено, что технической инвентаризации подлежат:
а) жилые, административные, производственные здания и сооружения, а также земельные участки, на которых они расположены;
б) водоводы, коллекторы, распределительные (магистральные, дворовые) трубопроводы водопровода и канализации и сооружения на них.
Согласно пункту 4 указанной Инструкции единицей учета является инвентарный объект. За инвентарный объект принимается:
а) жилое, административное, производственное здание или группа зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке;
б) комплекс сооружений: водозабора, очистки, хранения и подачи (насосные станции и напорные сооружения) воды с территорией, на которой они расположены;
в) комплекс очистных сооружений канализации с их территорией;
г) водовод-трубопровод, транспортирующий воду до распределительных сетей;
д) магистральный (с попутным расходом воды) трубопровод, распределительный трубопровод, проложенный к потребителям воды, распределительная сеть водопровода до врезки в городскую сеть, состоящая на балансе соответствующего ведомства;
е) коллектор, главный коллектор (к которому подсоединено два и более коллекторов бассейнов канализования);
ж) собирающая и отводящая сети трубопроводов каждого отдельного бассейна канализования (бассейн канализования - часть канализованной территории, ограниченная водоразделом);
з) канализационная сеть до врезки в городскую сеть, состоящая на балансе соответствующего ведомства.
Как верно заключает суд первой инстанции, исходя из положений указанных норм права, кадастровый паспорт оформляется в отношении самостоятельного объекта недвижимости, обладающего уникальными идентификационными характеристиками, при этом в государственный кадастр также вносятся сведения о вещных правах на соответствующий объект недвижимости.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в данном случае спорный объект поставлен на кадастровый учет как самостоятельный объект недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом.
При этом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции правомерно признал вывод Управления о том, что фактическими собственниками спорного объекта являются собственники помещений многоквартирного дома 21 корп. 1 по ул. Багратиона в г. Омске, не основанным на законе, поскольку надлежащих правоустанавливающих документов, свидетельствующих о праве собственности на теплотрассу каких-либо лиц, в том числе собственников помещений многоквартирного дома, в материалах дела не имеется.
Более того, суд первой инстанции верно отметил, что принятие спорного здания на учет в качестве бесхозяйного не влечет изменения в фактическом владении этим объектом (аналогичная правовая позиция содержится в Определении ВАС РФ от 18.04.2013 N ВАС-1150/13 по делу N А76-24747/2011).
Кроме того, в силу с пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен дом, с элементами благоустройства и расположенные на этом участке объекты; границы и размер участка определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме, органами власти и местного самоуправления. В состав общего имущества включаются, в том числе, объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.
В состав общего имущества включается, помимо прочего, внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Как указано в техническом паспорте на тепловую трассу, ее местоположение определено от ТК-26/2 до наружной стены жилого дома, то есть до границы теплотрассы, которая в соответствии с действующим законодательством является общим имуществом многоквартирного дома. Более того, из показаний представителя товарищества следует, что собственниками помещений указанного выше многоквартирного дома о правах на рассматриваемый объект недвижимости не заявлено. Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.
Таким образом, вопреки утверждениям подателя жалобы, материалы дела и показания лиц, участвующих в деле, позволяют сделать вывод об отсутствии собственника на спорное имущество, что подтверждает факт его бесхозяйности, следовательно, Департамент обоснованно обратился в регистрационную службу за постановкой на учет спорного имущества как бесхозяйного и приложил документы, указанные в пункте 7 Положения.
По верному замечанию суда первой инстанции, вывод регистрирующего органа об отсутствии документов, подтверждающих отсутствие собственника спорного имущества или то, что собственник имущества неизвестен, необоснован и препятствует выполнению муниципальным образованием надлежащего обеспечения населения города коммунальными услугами, упорядочению муниципального имущества.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал требования Департамента подлежащими удовлетворению, и признал недействительным отказ Управления в регистрации.
Как следует из обжалуемого решения, суд первой инстанции с целью восстановления прав удовлетворил требования Департамента об обязании Управления принять на учет спорные объекты недвижимости.
Поскольку каких-либо доводов, возражений относительно данного вывода суда первой инстанции Управлением в апелляционной жалобе не заявлено, то у суда апелляционной инстанции отсутствую основания для его переоценки.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы поданного в суд первой инстанции отзыва на заявление, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Управления в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Управлением, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 23.09.2014 по делу N А46-6403/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.Е.ИВАНОВА
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.12.2014 N 08АП-12166/2014 ПО ДЕЛУ N А46-6403/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2014 г. N 08АП-12166/2014
Дело N А46-6403/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричек Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12166/2014) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 23.09.2014 по делу N А46-6403/2014 (судья Распутина Л.С.), принятое по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524)
о признании незаконным отказа в государственной регистрации, об обязании осуществить государственную регистрацию принятия на учет бесхозяйного имущества,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Поповой Любови Михайловны, товарищества собственников жилья "Зеленый массив" и открытого акционерного общества "Электротехнический комплекс",
при участии в судебном заседании представителей:
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Подгорбунских А.А. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности N 112 от 11.03.2014 сроком действия по 31.12.2014);
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Глазкова Е.В. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности N ДИО/19990 от 02.12.2014 сроком действия 1 год);
- Попова Любовь Михайловна - не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
- от товарищества собственников жилья "Зеленый массив" - председатель правления Чистяков С.В. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, полномочия подтверждены приказом от 21.04.2014);
- от открытого акционерного общества "Электротехнический комплекс" - представитель не явился, о времени и месте извещено надлежащим образом,
установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту - Управление, заинтересованное лицо, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа Управления от 10.02.2014 N 01/299/2013-549 в государственной регистрации принятия на учет бесхозяйного имущества: теплотрассы по адресу: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Багратиона, д. 21 корп. 1, от ТК-26/2 до наружной стены жилого дома, с кадастровым номером 55:36:010106:11434, и об обязании Управления осуществить государственную регистрацию принятия на учет бесхозяйного имущества: теплотрассы по адресу: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Багратиона, д. 21 корп. 1, от ТК- 26/2 до наружной стены жилого дома, с кадастровым номером 55:36:010106:11434.
Определениями суда в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Попова Любовь Михайловна (далее по тексту - Попова Л.М.), товарищество собственников жилья "Зеленый массив" (далее по тексту - ТСЖ "Зеленый массив") и открытое акционерное общество "Электротехнический комплекс" (далее по тексту - ОАО "ЭТК").
Решением по делу Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявленные требования Департамента в полном объеме: признал незаконным отказ Управления от 10.02.2014 N 01/299/2013-549 в государственной регистрации принятия на учет бесхозяйного имущества: теплотрассы по адресу: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Багратиона, д. 21 корп. 1, от ТК-26/2 до наружной стены жилого дома, с кадастровым номером 55:36:010106:11434, и обязал Управление в установленном законом порядке осуществить государственную регистрацию принятия на учет вышеуказанного бесхозяйного имущества.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции указал, что имеющиеся в деле документы свидетельствуют об отсутствии собственника на спорное имущество, что подтверждает факт его бесхозяйности, следовательно, Департамент обоснованно обратился в регистрационную службу за постановкой на учет спорного имущества как бесхозяйного и приложил документы, указанные в пункте 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580 (далее по тексту - Положение).
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре прав, в настоящее время на земельный участок, на котором находятся спорные объекты недвижимости, заявлено право общей долевой собственности. При этом, как отмечает податель жалобы, исходя из понятия недвижимого имущества, характерным признаком для большинства объектов недвижимости является их неразрывная связь с землей, из чего, как указывает Управление, закономерно следует единая судьба земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости.
Кроме того, как отмечает заинтересованное лицо, отсутствие регистрации права на объекты недвижимости не может являться основанием для признания его бесхозяйным. По мнению подателя жалобы, при наличии представленных заявителем документов нельзя сделать однозначный вывод, что спорный объект недвижимости является бесхозяйным.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
ОАО "ЭТК" и Попова Л.М., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, считая его незаконным и необоснованным, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители Департамента и ТСЖ "Зеленый массив" просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица и ТСЖ "Зеленый массив", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 18.12.2013 заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации постановки на учет бесхозяйного недвижимого объекта, а именно: теплотрассы по адресу: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Багратиона, д. 21 корп. 1, от ТК-26/2 до наружной стены жилого дома, с кадастровым номером 55:36:010106:11434.
Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию к заявлению приложены: справка Министерства имущественных отношений Омской области N 04/11805 от 25.11.2013, справка N 23533 от 09.12.2013, справка N ТУ-05/10992 от 15.11.2013 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, справка N 471061 от 26.12.2012 о принадлежности сооружения, кадастровый паспорт объекта от 21.10.2013 N 55/201/13-304519, выданный областным Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области.
Сообщением от 10.02.2014 N 01/229/2013-549 Управление отказало в государственной регистрации, сославшись на то, что теплотрасса расположена на земельном участке под многоквартирным домом, и на текущий период времени заявлены права общей долевой собственности на данный земельный участок, как общее имущество собственников многоквартирного дома. Поскольку теплотрасса неразрывно связана с землей, регистрирующий орган пришел к выводу, что теплотрасса может находиться в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах регистрирующий орган сделал вывод, что документы, представленные на регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Заявитель, полагая, что данный отказ Управления противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
23.09.2014 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое Управлением в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Положениями пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон N 122-ФЗ).
Порядок представления документов на государственную регистрацию прав урегулирован статьей 16 Закона N 122-ФЗ.
В силу статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Статьей 17 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 9 Закона N 122-ФЗ к компетенции органа по государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, бесхозяйных недвижимых вещей.
Пункт 5 Положения предусматривает, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
В силу абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
При этом статья 20 вышеуказанного Закона устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 18.12.2013 Департамент обратился в Управление с заявлениями о постановке на учет как бесхозяйного самостоятельного объекта недвижимого имущества: теплотрассы по адресу: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Багратиона, д. 21 корп. 1, от ТК-26/2 до наружной стены жилого дома, с кадастровым номером 55:36:010106:11434.
По верному замечанию суда первой инстанции, к указанному заявлению Департамент приложил все документы, необходимые для регистрации бесхозяйных объектов недвижимости, а именно: справку Министерства имущественных отношений Омской области N 04/11805 от 25.11.2013, справку N 23533 от 09.12.2013, справка N ТУ-05/10992 от 15.11.2013 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, справку N 471061 от 26.12.2012 о принадлежности сооружения, кадастровый паспорт объекта от 21.10.2013 N 55/201/13-304519, выданный областным Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области.
Довод подателя жалобы об отсутствии оснований для государственной регистрации ввиду того, что указанный объект недвижимости следуя за судьбой земельного участка находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
Так, как верно отмечает суд первой инстанции, согласно представленному заявителем кадастровому паспорту спорный объект состоит на кадастровом учете как отдельный объект недвижимости.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Объекты недвижимости подлежат государственному кадастровому учету.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно Порядку ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, объектами кадастрового учета являются объекты недвижимости, в том числе здания, сооружения и помещения, при этом в отношении каждого объекта недвижимости в кадастр недвижимости вносятся сведения, перечисленные в пункте 8 указанного Порядка.
В соответствии пунктом 3 части 2 статьи 14 Закона N 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные названным Федеральным законом сведения об объекте недвижимости (часть 4 статьи 14 Закона N 221-ФЗ).
Органы технической инвентаризации вправе составлять единый технический и кадастровый паспорт только в отношении тех объектов, которые связаны единой правовой судьбой.
Пунктом 3 Инструкции по технической инвентаризации основных фондов водопроводно-канализационных предприятий, утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 09.09.1975 N 378 предусмотрено, что технической инвентаризации подлежат:
а) жилые, административные, производственные здания и сооружения, а также земельные участки, на которых они расположены;
б) водоводы, коллекторы, распределительные (магистральные, дворовые) трубопроводы водопровода и канализации и сооружения на них.
Согласно пункту 4 указанной Инструкции единицей учета является инвентарный объект. За инвентарный объект принимается:
а) жилое, административное, производственное здание или группа зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке;
б) комплекс сооружений: водозабора, очистки, хранения и подачи (насосные станции и напорные сооружения) воды с территорией, на которой они расположены;
в) комплекс очистных сооружений канализации с их территорией;
г) водовод-трубопровод, транспортирующий воду до распределительных сетей;
д) магистральный (с попутным расходом воды) трубопровод, распределительный трубопровод, проложенный к потребителям воды, распределительная сеть водопровода до врезки в городскую сеть, состоящая на балансе соответствующего ведомства;
е) коллектор, главный коллектор (к которому подсоединено два и более коллекторов бассейнов канализования);
ж) собирающая и отводящая сети трубопроводов каждого отдельного бассейна канализования (бассейн канализования - часть канализованной территории, ограниченная водоразделом);
з) канализационная сеть до врезки в городскую сеть, состоящая на балансе соответствующего ведомства.
Как верно заключает суд первой инстанции, исходя из положений указанных норм права, кадастровый паспорт оформляется в отношении самостоятельного объекта недвижимости, обладающего уникальными идентификационными характеристиками, при этом в государственный кадастр также вносятся сведения о вещных правах на соответствующий объект недвижимости.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в данном случае спорный объект поставлен на кадастровый учет как самостоятельный объект недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом.
При этом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции правомерно признал вывод Управления о том, что фактическими собственниками спорного объекта являются собственники помещений многоквартирного дома 21 корп. 1 по ул. Багратиона в г. Омске, не основанным на законе, поскольку надлежащих правоустанавливающих документов, свидетельствующих о праве собственности на теплотрассу каких-либо лиц, в том числе собственников помещений многоквартирного дома, в материалах дела не имеется.
Более того, суд первой инстанции верно отметил, что принятие спорного здания на учет в качестве бесхозяйного не влечет изменения в фактическом владении этим объектом (аналогичная правовая позиция содержится в Определении ВАС РФ от 18.04.2013 N ВАС-1150/13 по делу N А76-24747/2011).
Кроме того, в силу с пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен дом, с элементами благоустройства и расположенные на этом участке объекты; границы и размер участка определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме, органами власти и местного самоуправления. В состав общего имущества включаются, в том числе, объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.
В состав общего имущества включается, помимо прочего, внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Как указано в техническом паспорте на тепловую трассу, ее местоположение определено от ТК-26/2 до наружной стены жилого дома, то есть до границы теплотрассы, которая в соответствии с действующим законодательством является общим имуществом многоквартирного дома. Более того, из показаний представителя товарищества следует, что собственниками помещений указанного выше многоквартирного дома о правах на рассматриваемый объект недвижимости не заявлено. Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.
Таким образом, вопреки утверждениям подателя жалобы, материалы дела и показания лиц, участвующих в деле, позволяют сделать вывод об отсутствии собственника на спорное имущество, что подтверждает факт его бесхозяйности, следовательно, Департамент обоснованно обратился в регистрационную службу за постановкой на учет спорного имущества как бесхозяйного и приложил документы, указанные в пункте 7 Положения.
По верному замечанию суда первой инстанции, вывод регистрирующего органа об отсутствии документов, подтверждающих отсутствие собственника спорного имущества или то, что собственник имущества неизвестен, необоснован и препятствует выполнению муниципальным образованием надлежащего обеспечения населения города коммунальными услугами, упорядочению муниципального имущества.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал требования Департамента подлежащими удовлетворению, и признал недействительным отказ Управления в регистрации.
Как следует из обжалуемого решения, суд первой инстанции с целью восстановления прав удовлетворил требования Департамента об обязании Управления принять на учет спорные объекты недвижимости.
Поскольку каких-либо доводов, возражений относительно данного вывода суда первой инстанции Управлением в апелляционной жалобе не заявлено, то у суда апелляционной инстанции отсутствую основания для его переоценки.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы поданного в суд первой инстанции отзыва на заявление, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Управления в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Управлением, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 23.09.2014 по делу N А46-6403/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.Е.ИВАНОВА
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)