Судебные решения, арбитраж
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Президиум Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Братенкова С.И.,
членов президиума Веретенникова Н.Н., Сосновского А.В.,
Мироновой Л.Ю., Нем В.А., Пилипчук С.В.,
с участием заместителя прокурора Хабаровского края Когай С.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора Хабаровского края В.Н. Каплунова на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 23 октября 2013 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 24 января 2014 года по иску администрации г. Хабаровска к Б.В. об устранении препятствий в пользовании и распоряжении жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения.
Выслушав доклад судьи Хабаровского краевого суда Мироновой Л.Ю., заключение заместителя прокурора Хабаровского края Когай С.Н., объяснения представителя администрации г. Хабаровска Ш., действовавшей на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, изучив материалы гражданского дела, президиум Хабаровского краевого суда,
установил:
Администрация г. Хабаровска обратилась в суд к Б.В. с иском об устранении препятствий в пользовании и распоряжении жилым помещением - комнатой, площадью 10,6 кв. м расположенной в квартире <адрес>, выселении без предоставления другого жилого помещения.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 23 октября 2013 года исковые требования администрации г. Хабаровска удовлетворены.
Судом постановлено:
"Устранить препятствия в пользовании и распоряжении администрацией г. Хабаровска жилой комнатой, площадью 10,6 кв. м, в квартире <адрес>, путем выселения Б.В. без предоставления иного жилого помещения.
С Б.В. в доход муниципального образования городского округа "Город Хабаровск" взыскать государственную пошлину в размере <данные изъяты>".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 24 января 2014 года решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 23 октября 2013 года оставлено без изменения.
В кассационном представлении прокурором Хабаровского края Каплуновым В.Н. поставлен вопрос о пересмотре состоявшихся по делу судебных постановлений в связи с допущенными судами существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Определением судьи Хабаровского краевого суда Мироновой Л.Ю. от 27 марта 2014 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Хабаровского краевого суда.
В соответствии с частью 2 статьи 385 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие ответчика Б.В., уведомленной о времени и месте судебного заседания и представившей суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав заключение заместителя прокурора Хабаровского края Когай С.Н., который поддержал представление и просил принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении предъявленного к Б.В. иска, объяснения представителя администрации г. Хабаровска Ш., возражавшей против отмены принятых по делу судебных постановлений, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы прокурора и возражений, президиум Хабаровского краевого суда пришел к выводу о том, что кассационное представление прокурора Хабаровского края В.Н. Каплунова является обоснованным и подлежит удовлетворению, а состоявшиеся по делу судебные постановления - отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении и разрешении настоящего дела.
При разрешении дела судами установлено, что предметом спора является комната, площадью 10,6 кв. м, расположенная в двухкомнатной квартире <адрес>, которая относится к муниципальному жилищному фонду.
Указанная квартира по <адрес>, была предоставлена матери ответчика Б.К. на основании ордера N, выданного в 1974 году на состав семьи из трех человек. С момента предоставления в квартире проживали Б.К., ее дочь Б.В., являющаяся ответчиком по настоящему делу, сын Б.С. После смерти нанимателя Б.К. в квартире остались проживать Б.В. и ее брат Б.С.
На основании решения Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 04 августа 2004 год произведен раздел лицевых счетов, за Б.В. закреплена комната площадью 17,5 кв. м, за Б.С. - комната площадью 10,6 кв. м в данной квартире.
По договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ Б.В. передана в собственность расположенная в этой квартире комната площадью 17,5 кв. м. ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на 62/100 доли указанного жилого помещения, включая комнату площадью 17, 5 кв. м и соответствующую ей часть помещений общего пользования.
ДД.ММ.ГГГГ Б.С. умер, открытый на его имя лицевой счет закрыт.
После смерти брата Б.В. обращалась в администрацию г. Хабаровска с заявлением о предоставлении комнаты площадью 10,6 кв. м квартире <адрес>, в чем ей было отказано письмом от 26 июня 2012 года N.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 07 августа 2012 года, оставленным в силе апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 31 мая 2013 года, Б.В. отказано в удовлетворении иска о признании членом семьи Б.С., признании права пользования комнатой площадью 10,6 кв. м в квартире <адрес>.
При разрешении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Б.В. проживает в спорной комнате без правоустанавливающих документов, жилое помещение занято Б.В. самоуправно, без разрешения его собственника, от имени которого выступает администрация города Хабаровска, в связи с чем суды признали обоснованными предъявленные требования об устранении нарушений прав собственника и выселении ответчика.
В кассационном представлении прокурора указывается, что вопрос о правах Б.В. в отношении спорного жилого помещения разрешен судами без учета правовых норм, подлежащих применению в данном деле, и имеющихся в деле данных о наличии у ответчика хронического заболевания, являющегося основанием для обеспечения Б.В. дополнительной жилой площадью во внеочередном порядке.
Приведенные доводы заслуживают внимания.
Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью России как правового и социального государства (статьи 1 и 2; статья 7 часть 1), гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 7, часть 2; статья 41, части 1 и 2). Закрепляя данное право, Конституция Российской Федерации исходит из того, что здоровье человека является высшим неотчуждаемым благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а следовательно, его сохранение и укрепление играют основополагающую роль как в жизни каждого человека, так и в жизни общества и государства. Этим, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений, предопределяется характер обязанностей государства, признающего свою ответственность за сохранение и укрепление здоровья людей, и, соответственно, содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами указанного конституционного права (Постановление от 9 февраля 2012 года N 2-П, определения от 6 июня 2002 года N 115-О, от 19 мая 2009 года N 816-О-О, Постановление от 24 декабря 2013 года N 30-П и др.).
Охрана здоровья граждан, как следует из конкретизирующей приведенные предписания Конституции Российской Федерации статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", включает систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Во исполнение предписания, предусмотренного частью 2 статьи 43 названного Федерального закона, Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, к числу которых относится туберкулез.
Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" устанавливаются меры социальной поддержки лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом. В частности, он предусматривает предоставление вне очереди отдельных жилых помещений больным заразными формами туберкулеза (т.е. активными его формами, при которых происходит выделение микобактерий туберкулеза), проживающим в квартирах, в которых невозможно выделить такому больному отдельную комнату, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза (статья 1, пункт 5 статьи 14). Введение такой меры социальной поддержки обусловлено в первую очередь целью предупредить распространение туберкулеза среди тех, кто не имеет возможности за счет собственных средств оперативно обеспечить снижение опасности заражения (членов семьи больного, соседей по квартире или общежитию), и одновременно - обеспечить право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41 Конституции Российской Федерации), а также право указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, на его предоставление из государственных, муниципальных и других жилищных фондов (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации). Как следует из статьи 40 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, осуществление права на жилище малоимущими, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, обеспечивается путем предоставления его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Закрепляя основные принципы предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, статья 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, в частности, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставляются в установленном данным Кодексом порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным данным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (часть 3); при этом указанным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации к числу нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относятся лица, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Гражданам, страдающим указанными в данном постановлении заболеваниями, в частности активными формами туберкулеза, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817 утвержден Перечень заболеваний, дающий инвалидам страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, пункт первый которого включает активные формы туберкулеза всех органов и систем.
Предусмотренная пунктом 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" мера социальной поддержки в виде внеочередного предоставления гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), отдельных жилых помещений распространяется не только на лиц, подпадающих под действие пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, но и на других лиц, больных заразными формами туберкулеза, и предполагает возможность их обеспечения жильем как по договорам социального найма, так и в ином установленном законом порядке.
При этом, как следует из части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданин, имеющий право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как по основанию, предусмотренному пунктом 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", так и по другим основаниям, предусмотренным данным Кодексом, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, может быть принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по своему выбору по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 59 Жилищного кодекса Российской Федерации освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в ч. 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.
При разрешении настоящего дела судами не учтено, что Б.В. относится к лицам, признаваемым нуждающимися в жилищных условий в силу наличия у нее тяжелой формы хронического заболевания, предусмотренного пунктом 1 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378, и Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года N 817.
Согласно имеющейся в деле справке КГБУЗ <данные изъяты> Б.В. страдает заболеванием, <данные изъяты> (л.д. 74), в связи с чем совместное проживание с ней других граждан, не являющихся членами ее семьи, в одной квартире невозможно. Указанная информация подтверждена и справкой КГБУЗ <данные изъяты> N. Б.В. признана <данные изъяты>.
При таком положении не могут быть признаны правомерными предъявленные к Б.В. требования об устранении препятствий в пользовании и распоряжении администрацией спорной комнатой и выселении Б.В. без предоставления другого жилого помещения.
Удовлетворяя исковые требования администрации города Хабаровска, суды сослались на положения статей 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации часть 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, вместе с тем не учли действительное правовое содержание указанных норм.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статья 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Таким образом, законом устанавливаются пределы осуществления своих прав собственником, в том числе в жилищной сфере: собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах (статья 10 Гражданского кодекса РФ).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Вместе с тем какие-либо данные, которые позволили бы сделать вывод о нарушении прав муниципального образования "Городской округ город Хабаровск" в результате действий инвалида Б.В., по делу не установлены.
Принимая во внимание, что исправление допущенной судебной ошибки возможно без направления дела на новое судебное рассмотрение, президиум Хабаровского краевого суда полагает необходимым состоявшиеся по делу судебные постановления отменить, принять новое решение, которым администрации г. Хабаровска в удовлетворении иска к Б.В. об устранении препятствий в пользовании и распоряжении жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения отказать.
В связи с окончанием кассационного производства меры по приостановлению исполнения решения суда, принятые определением судьи от 28 марта 2014 года в соответствии с частью 1 статьи 381 ГПК РФ, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Хабаровского краевого суда
постановил:
кассационное представление прокурора Хабаровского края удовлетворить, решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 23 октября 2013 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 24 января 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым администрации г. Хабаровска в удовлетворении иска к Б.В. об устранении препятствий в пользовании и распоряжении жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения отказать.
Меры по приостановлению исполнения решения суда отменить.
Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
С.И.БРАТЕНКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 14.04.2014 N 44-Г-45/14
Разделы:Социальный наем жилого помещения; Жилищное право
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2014 г. N 44-г-45/14
Президиум Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Братенкова С.И.,
членов президиума Веретенникова Н.Н., Сосновского А.В.,
Мироновой Л.Ю., Нем В.А., Пилипчук С.В.,
с участием заместителя прокурора Хабаровского края Когай С.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора Хабаровского края В.Н. Каплунова на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 23 октября 2013 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 24 января 2014 года по иску администрации г. Хабаровска к Б.В. об устранении препятствий в пользовании и распоряжении жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения.
Выслушав доклад судьи Хабаровского краевого суда Мироновой Л.Ю., заключение заместителя прокурора Хабаровского края Когай С.Н., объяснения представителя администрации г. Хабаровска Ш., действовавшей на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, изучив материалы гражданского дела, президиум Хабаровского краевого суда,
установил:
Администрация г. Хабаровска обратилась в суд к Б.В. с иском об устранении препятствий в пользовании и распоряжении жилым помещением - комнатой, площадью 10,6 кв. м расположенной в квартире <адрес>, выселении без предоставления другого жилого помещения.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 23 октября 2013 года исковые требования администрации г. Хабаровска удовлетворены.
Судом постановлено:
"Устранить препятствия в пользовании и распоряжении администрацией г. Хабаровска жилой комнатой, площадью 10,6 кв. м, в квартире <адрес>, путем выселения Б.В. без предоставления иного жилого помещения.
С Б.В. в доход муниципального образования городского округа "Город Хабаровск" взыскать государственную пошлину в размере <данные изъяты>".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 24 января 2014 года решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 23 октября 2013 года оставлено без изменения.
В кассационном представлении прокурором Хабаровского края Каплуновым В.Н. поставлен вопрос о пересмотре состоявшихся по делу судебных постановлений в связи с допущенными судами существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Определением судьи Хабаровского краевого суда Мироновой Л.Ю. от 27 марта 2014 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Хабаровского краевого суда.
В соответствии с частью 2 статьи 385 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие ответчика Б.В., уведомленной о времени и месте судебного заседания и представившей суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав заключение заместителя прокурора Хабаровского края Когай С.Н., который поддержал представление и просил принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении предъявленного к Б.В. иска, объяснения представителя администрации г. Хабаровска Ш., возражавшей против отмены принятых по делу судебных постановлений, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы прокурора и возражений, президиум Хабаровского краевого суда пришел к выводу о том, что кассационное представление прокурора Хабаровского края В.Н. Каплунова является обоснованным и подлежит удовлетворению, а состоявшиеся по делу судебные постановления - отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении и разрешении настоящего дела.
При разрешении дела судами установлено, что предметом спора является комната, площадью 10,6 кв. м, расположенная в двухкомнатной квартире <адрес>, которая относится к муниципальному жилищному фонду.
Указанная квартира по <адрес>, была предоставлена матери ответчика Б.К. на основании ордера N, выданного в 1974 году на состав семьи из трех человек. С момента предоставления в квартире проживали Б.К., ее дочь Б.В., являющаяся ответчиком по настоящему делу, сын Б.С. После смерти нанимателя Б.К. в квартире остались проживать Б.В. и ее брат Б.С.
На основании решения Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 04 августа 2004 год произведен раздел лицевых счетов, за Б.В. закреплена комната площадью 17,5 кв. м, за Б.С. - комната площадью 10,6 кв. м в данной квартире.
По договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ Б.В. передана в собственность расположенная в этой квартире комната площадью 17,5 кв. м. ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на 62/100 доли указанного жилого помещения, включая комнату площадью 17, 5 кв. м и соответствующую ей часть помещений общего пользования.
ДД.ММ.ГГГГ Б.С. умер, открытый на его имя лицевой счет закрыт.
После смерти брата Б.В. обращалась в администрацию г. Хабаровска с заявлением о предоставлении комнаты площадью 10,6 кв. м квартире <адрес>, в чем ей было отказано письмом от 26 июня 2012 года N.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 07 августа 2012 года, оставленным в силе апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 31 мая 2013 года, Б.В. отказано в удовлетворении иска о признании членом семьи Б.С., признании права пользования комнатой площадью 10,6 кв. м в квартире <адрес>.
При разрешении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Б.В. проживает в спорной комнате без правоустанавливающих документов, жилое помещение занято Б.В. самоуправно, без разрешения его собственника, от имени которого выступает администрация города Хабаровска, в связи с чем суды признали обоснованными предъявленные требования об устранении нарушений прав собственника и выселении ответчика.
В кассационном представлении прокурора указывается, что вопрос о правах Б.В. в отношении спорного жилого помещения разрешен судами без учета правовых норм, подлежащих применению в данном деле, и имеющихся в деле данных о наличии у ответчика хронического заболевания, являющегося основанием для обеспечения Б.В. дополнительной жилой площадью во внеочередном порядке.
Приведенные доводы заслуживают внимания.
Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью России как правового и социального государства (статьи 1 и 2; статья 7 часть 1), гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 7, часть 2; статья 41, части 1 и 2). Закрепляя данное право, Конституция Российской Федерации исходит из того, что здоровье человека является высшим неотчуждаемым благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а следовательно, его сохранение и укрепление играют основополагающую роль как в жизни каждого человека, так и в жизни общества и государства. Этим, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений, предопределяется характер обязанностей государства, признающего свою ответственность за сохранение и укрепление здоровья людей, и, соответственно, содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами указанного конституционного права (Постановление от 9 февраля 2012 года N 2-П, определения от 6 июня 2002 года N 115-О, от 19 мая 2009 года N 816-О-О, Постановление от 24 декабря 2013 года N 30-П и др.).
Охрана здоровья граждан, как следует из конкретизирующей приведенные предписания Конституции Российской Федерации статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", включает систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Во исполнение предписания, предусмотренного частью 2 статьи 43 названного Федерального закона, Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, к числу которых относится туберкулез.
Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" устанавливаются меры социальной поддержки лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом. В частности, он предусматривает предоставление вне очереди отдельных жилых помещений больным заразными формами туберкулеза (т.е. активными его формами, при которых происходит выделение микобактерий туберкулеза), проживающим в квартирах, в которых невозможно выделить такому больному отдельную комнату, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза (статья 1, пункт 5 статьи 14). Введение такой меры социальной поддержки обусловлено в первую очередь целью предупредить распространение туберкулеза среди тех, кто не имеет возможности за счет собственных средств оперативно обеспечить снижение опасности заражения (членов семьи больного, соседей по квартире или общежитию), и одновременно - обеспечить право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41 Конституции Российской Федерации), а также право указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, на его предоставление из государственных, муниципальных и других жилищных фондов (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации). Как следует из статьи 40 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, осуществление права на жилище малоимущими, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, обеспечивается путем предоставления его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Закрепляя основные принципы предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, статья 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, в частности, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставляются в установленном данным Кодексом порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным данным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (часть 3); при этом указанным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации к числу нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относятся лица, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Гражданам, страдающим указанными в данном постановлении заболеваниями, в частности активными формами туберкулеза, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817 утвержден Перечень заболеваний, дающий инвалидам страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, пункт первый которого включает активные формы туберкулеза всех органов и систем.
Предусмотренная пунктом 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" мера социальной поддержки в виде внеочередного предоставления гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), отдельных жилых помещений распространяется не только на лиц, подпадающих под действие пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, но и на других лиц, больных заразными формами туберкулеза, и предполагает возможность их обеспечения жильем как по договорам социального найма, так и в ином установленном законом порядке.
При этом, как следует из части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданин, имеющий право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как по основанию, предусмотренному пунктом 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", так и по другим основаниям, предусмотренным данным Кодексом, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, может быть принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по своему выбору по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 59 Жилищного кодекса Российской Федерации освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях. При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в ч. 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.
При разрешении настоящего дела судами не учтено, что Б.В. относится к лицам, признаваемым нуждающимися в жилищных условий в силу наличия у нее тяжелой формы хронического заболевания, предусмотренного пунктом 1 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378, и Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года N 817.
Согласно имеющейся в деле справке КГБУЗ <данные изъяты> Б.В. страдает заболеванием, <данные изъяты> (л.д. 74), в связи с чем совместное проживание с ней других граждан, не являющихся членами ее семьи, в одной квартире невозможно. Указанная информация подтверждена и справкой КГБУЗ <данные изъяты> N. Б.В. признана <данные изъяты>.
При таком положении не могут быть признаны правомерными предъявленные к Б.В. требования об устранении препятствий в пользовании и распоряжении администрацией спорной комнатой и выселении Б.В. без предоставления другого жилого помещения.
Удовлетворяя исковые требования администрации города Хабаровска, суды сослались на положения статей 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации часть 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, вместе с тем не учли действительное правовое содержание указанных норм.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статья 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Таким образом, законом устанавливаются пределы осуществления своих прав собственником, в том числе в жилищной сфере: собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах (статья 10 Гражданского кодекса РФ).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Вместе с тем какие-либо данные, которые позволили бы сделать вывод о нарушении прав муниципального образования "Городской округ город Хабаровск" в результате действий инвалида Б.В., по делу не установлены.
Принимая во внимание, что исправление допущенной судебной ошибки возможно без направления дела на новое судебное рассмотрение, президиум Хабаровского краевого суда полагает необходимым состоявшиеся по делу судебные постановления отменить, принять новое решение, которым администрации г. Хабаровска в удовлетворении иска к Б.В. об устранении препятствий в пользовании и распоряжении жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения отказать.
В связи с окончанием кассационного производства меры по приостановлению исполнения решения суда, принятые определением судьи от 28 марта 2014 года в соответствии с частью 1 статьи 381 ГПК РФ, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Хабаровского краевого суда
постановил:
кассационное представление прокурора Хабаровского края удовлетворить, решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 23 октября 2013 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 24 января 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым администрации г. Хабаровска в удовлетворении иска к Б.В. об устранении препятствий в пользовании и распоряжении жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения отказать.
Меры по приостановлению исполнения решения суда отменить.
Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
С.И.БРАТЕНКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)