Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Сурненкова А.А.,
Мокроусовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зеленской Ю.А.,
при участии:
от ООО "Котовская ТСК": представителя Чичканова Д.В. по доверенности от 17.11.2014 г.,
от ООО "Колесница": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Колесница" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.04.2015 г. по делу N А64-6667/2014 (судья Макарова Н.Ю.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Котовская теплосетевая компания" (ОГРН 1136820000690) к обществу с ограниченной ответственностью "Колесница" (ОГРН 1076825000295), при участии в деле в качестве третьего лица ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс", о взыскании 343 246 руб. 98 коп.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Котовская теплосетевая компания" (далее - ООО "Котовская теплосетевая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Колесница" (далее - ООО "Колесница", ответчик) о взыскании 254 739 руб. 73 коп. задолженности за услуги "отопление" и "горячее водоснабжение" за период с 01.01.2014 г. по 31.08.2014 г. (с учетом принятого судом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением суда первой инстанции от 16.10.2014 г. исковое заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании ст. 227 АПК РФ.
Определением от 19.11.2014 г. арбитражный суд области перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено областное государственное унитарное предприятие "Тамбовтеплоэнергоресурс" (далее - ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.04.2015 г. (с учетом определения об исправлении описок (опечаток) от 03.06.2015 г.) уточненные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "Колесница" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и оставить исковое заявление без рассмотрения.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители ООО "Колесница" и ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" не явились.
Через канцелярию суда от ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения ответчика и третьего лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Представитель ООО "Котовская теплосетевая компания" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Протокольным определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015 г. по ходатайству представителя истца к материалам дела приобщены дополнительные письменные доказательства: копии договоров теплоснабжения N 002 от 06.11.2013 г., N 001 от 31.01.2014 г., а также копии договоров аренды N N 49, 52, 53, 56, 57, 58 от 28.10.2013 г. с приложениями.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов ООО "Котовская теплосетевая компания" и ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" на апелляционную жалобу, заслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Котовская теплосетевая компания" является энергоснабжающей организацией города Котовска Тамбовской области, выступающей в роли поставщика тепловой энергии для целей отопления и горячего водоснабжения. Основной группой потребителей услуг является население города, проживающее в многоквартирных домах.
По утверждению истца, несмотря на отсутствие заключенного в письменной форме договора теплоснабжения, между ООО "Котовская теплосетевая компания" и ООО "Колесница" фактически сложились договорные отношения.
Неоплата ответчиком образовавшейся задолженности за услуги "отопление" и "горячее водоснабжение" за период с января 2014 года по август 2014 года в сумме 254 739 руб. 73 коп., послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Материалами дела подтверждается и участвующими в деле лицами не оспаривается, что ООО "Колесница" является управляющей организацией и предоставляет коммунальные услуги жителям многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Котовске.
В соответствии с п. 14 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124 (далее - Правила N 124) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014 г., в силу п. 14 Правил предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Подобное регулирование направлено, в частности, на обеспечение стабильности отношений по оказанию коммунальных услуг при смене по решению общего собрания собственников помещений одной управляющей организации на другую.
Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с п. 14 Правил N 354.
Согласно ст. 44 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
В силу ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 2 Правил N 354 "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пунктом 8 Правил N 354 предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в п. п. 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с п. п. 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Как установлено ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 настоящей статьи и ст. 171 настоящего Кодекса.
Частью 7.1 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В силу п. 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Таким образом, из указанных положений ст. 155 ЖК РФ следует обязанность потребителя коммунальных ресурсов производить их оплату непосредственно исполнителю коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, управляющая организация), за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ.
Поэтому ресурсоснабжающая организация при отсутствии решения собственников, принятого в порядке ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, не вправе производить расчет и требовать оплаты за коммунальный ресурс непосредственно с потребителей.
Статус исполнителя коммунальных услуг юридическое лицо приобретает на основании решения собрания собственников многоквартирного дома, и порядок оплаты коммунального ресурса, выбранный собственниками, не может лишить его указанного статуса.
В случае, если собственники помещений в порядке ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ приняли решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям, указанное внесение платы признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (абз. 2 п. 64 Правил N 354)
Таким образом, принятие собственниками решения о внесении потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании принятого в порядке ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ общим собранием решения, не влияет на статус исполнителя коммунальных услуг, и лицом, обязанным перед ресурсоснабжающей организацией по оплате всего объема потребленных энергоресурсов, остается управляющая организация.
Учитывая, что управляющая организация в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, она не может быть освобождена от исполнения предусмотренной п. 44 Правил N 354 обязанности по своевременной оплате полученных коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2 Правил N 354 "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Следовательно, в случае, если на основании ст. 161 ЖК РФ собственниками выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, но письменный договор на поставку коммунального ресурса отсутствует, данное обстоятельство не изменяет статуса управляющей организации, как исполнителя коммунальных услуг, обязанного в силу закона оказывать весь комплекс коммунальных услуг, получать за это плату и своевременно рассчитываться за приобретенные коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, обстоятельства отсутствия заключенного между сторонами договора поставки тепловой энергии в горячей воде, а также оплаты истцу, как ресурсоснабжающей организации, потребленных коммунальных ресурсов непосредственно собственниками жилых/нежилых помещений многоквартирных домов не свидетельствуют об отсутствии фактически сложившихся договорных отношений между сторонами.
Частью 10 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. N 731 утвержден "Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее - Стандарт).
Настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом (далее соответственно - управляющие организации, информация), порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив).
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В соответствии с п. 6 Стандарта информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5 (1) настоящего Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
В рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат, в том числе сведения о перечне многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно сведениям, опубликованных на официальном сайте ООО "Колесница" в сети Интернет: http://kolesnica-tmb.ru, ответчик в период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г. осуществляло функции управления многоквартирными домами, расположенными в г. Котовске Тамбовской области. Перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Колесница", также отражен на официальном сайте общества.
Кроме того, ответчиком в материалы представлены договоры на управление многоквартирными домами, расположенными в г. Котовске: от 01.01.2009 г. в отношении кв. 25 д. 17/2 по ул. Посконкина, заключенный с собственником указанного помещения; от 01.01.02008 г. в отношении кв. 111 д. 28а по ул. Посконкина, заключенный с собственником указанного помещения; от 01.01.2009 г. в отношении д. 32 по ул. Посконкина, заключенный с ТСЖ "Южное-10", от 25.03.2010 г. в отношении д. 11 по ул. Профсоюзной, заключенный с ТСЖ "Наш Дом"; от 18.01.2010 г. в отношении д. 1 по ул. Южной, заключенный с собственниками МКД; от 06.10.2010 г. в отношении д. 28 по ул. Посконкина, заключенный с ТСЖ "Забота"; от 30.03.2009 г. в отношении д. 4 по ул. Проспект Труда, заключенный с собственниками МКД; от 01.03.2010 г. в отношении д. 8 "Б" по ул. Посконкина, заключенный с ТСЖ "Дружба".
Факт потребления жильцами многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Колесница", в период с января по август 2014 года коммунального ресурса, поставляемого ООО "Котовская теплосетевая компания", ответчиком в ходе судебного разбирательства дела не опровергнут.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что между сторонами в спорный период фактически сложились правоотношения по исполнению договора энергоснабжения, регулируемые параграфом 6 главы 30 ГК РФ.
В силу п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (ст. 424 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 544 ГК РФ).
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 09.08.2014 г. между ООО "Котовская теплосетевая компания" (заказчик) и ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" был заключен договор на оказание информационно-консультационных услуг N 34-К, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства по заданию заказчика и за его счет оказывать информационно-аналитические услуги по предоставлению и обработке информации, используемой заказчиком для формирования величин полезного отпуска, планирования величин денежных потоков и контроля соответствия нормативов потребления коммунальных ресурсов фактическим показателям полезного отпуска по следующим предоставляемым ресурсам: теплоснабжение, горячее водоснабжение на территории г. Котовска Тамбовской области (п. 1.1 договора).
В соответствии с данными, представленными ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" истцу (т. 2, л.д. 65-69), по состоянию на 11.01.2015 г. задолженность ООО "Колесница" перед ООО "Котовская теплосетевая компания" за услуги "отопление" и "горячее водоснабжение" за период времени с января 2014 года по август 2014 года составляет 254 739 руб. 73 коп.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истцом на основании данных, предоставленных ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс", произведен уточненный расчет задолженности по оплате поставленной в период с января по август 2014 года тепловой энергии в горячей воде в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "Колесница", и установлено, что размер задолженности ответчика составил 254 739 руб. 73 коп., в том числе за поставленную тепловую энергию в горячей воде для целей отопления в сумме 125 399 руб. 14 коп.; за поставленную тепловую энергию в горячей воде для целей горячего водоснабжения в сумме 129 340 руб. 59 коп.
При этом при расчете стоимости потребленных коммунальных ресурсов истцом применены тарифы на услуги теплоснабжения, установленные приказами Управления по регулированию тарифов Тамбовской области N 279-т от 26.12.2013 г., N 278-т от 26.12.2013 г.
Ответчиком, в свою очередь, доказательств, опровергающих факт поставки тепловой энергии за указанный период в заявленном истцом объеме, а также подтверждающих оплату потребленной энергии за указанный период в полном объеме, в материалы дела не представлено.
Частью 1 ст. 9 АПК РФ предусмотрено, что судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
Учитывая изложенное, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Позиция арбитражного суда области относительно обоснованности заявленных ООО "Котовская теплосетевая компания" исковых требований согласуется со сложившейся судебной практикой (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 09.07.2015 г. по делу N А64-3748/2014).
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истец в ходе судебного разбирательства дела заявил об уменьшении исковых требований и просил взыскать с ответчика 254 739 руб. 73 коп. задолженности, однако суд первой инстанции не принял во внимание данное обстоятельство и указал в обжалуемом решении на взыскание с ответчика 343 246 руб. 98 коп., не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку Арбитражным судом Тамбовской области 03.06.2015 г. в порядке ч. 3 ст. 179 АПК РФ было вынесено определение об исправлении описок (опечаток), в котором указано, что сумма задолженности за услуги "отопление" и "горячее водоснабжение" за период с 01.01.2014 г. по 31.08.2014 г., подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца, составляет 254 739 руб. 73 коп.
Довод ООО "Колесница" относительно того, что ответчик в спорный период состоял в договорных отношениях с другой ресурсоснабжающей организацией - ООО "КотовскТеплоСнаб", также отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
Действительно в материалах дела имеется договор N 1-Т от 13.04.2011 г. (т. 1, л.д. 164-167), заключенный между ООО "КотовскТеплоСнаб" (энергоснабжающая организация) и ООО "Колесница" (абонент), по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединительную сеть коммунальные ресурсы в виде тепловой энергии и горячей воды на многоквартирные дома, указанные в приложении N 1 к договору, а абонент обязался оплачивать поданные коммунальные ресурсы (п. 1.1 договора).
В соответствии с п. п. 6.1, 6.2 указанного договора он вступает в силу с 01.05.2011 г. и действует по 31.12.2011 г., а также считается пролонгированным на один календарный год, если за месяц до окончания его действия ни от одной из сторон не поступит заявления о прекращении или изменении договора.
Вместе с тем, судом установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской от 15.07.2013 г. по делу N А64-8553/2012 ООО "КотовскТеплоСнаб" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Тамбовской от 12.08.2014 г. по делу N А64-8553/2012 конкурсное производство в отношении ООО "КотовскТеплоСнаб" завершено.
23.09.2014 г. МИФНС России N 4 по Тамбовской области в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации ООО "КотовскТеплоСнаб" вследствие банкротства.
Сведений о том, что ООО "КотовскТеплоСнаб" в период с января по август 2014 года, то есть в период его банкротства, фактически осуществляло подачу ООО "Колесница" коммунальных ресурсов в виде тепловой энергии и горячей воды, в материалах настоящего дела не имеется.
В то же время, в материалах дела имеются копии договоров аренды муниципального имущества N N 49, 52, 53, 56, 57, 58 (представлены истцом в суд апелляционной инстанции), заключенные 28.10.2013 г. между Администрацией г. Котовска (арендодатель) и ООО "Котовская теплосетевая компания" (арендатор), по условиям которых арендодатель обязался передать в аренду арендатору объекты инженерной инфраструктуры (теплотрассы), проходящие, в том числе до центрально-тепловых пунктов многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Колесница".
Согласно п. 1.2 договоров аренды срок аренды устанавливается с 01.11.2013 г. по 30.09.2014 г.
Факт принятия в аренду ООО "Котовская теплосетевая компания" объектов инженерной инфраструктуры (теплотрасс), являющихся предметом договоров аренды от 28.10.2013 г., подтверждается актами приема-передачи муниципального имущества в аренду от 28.10.2013 г.
Также истцом в суд апелляционной инстанции представлены копии договоров теплоснабжения N 002 от 06.11.2013 г. и N 001 от 31.01.2014 г., заключенные ООО "Котовская теплосетевая компания" (абонент) с энергоснабжающей организацией - ОАО "Квадра", в соответствии с п. 1.1 которых энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту с коллекторов Котовской ТЭЦ тепловую энергию, а абонент обязался принимать и оплачивать энергию.
Договор теплоснабжения N 002 от 06.11.2013 г. действовал в период с 01.10.2013 г. по 31.12.2013 г., договор N 001 от 31.01.2014 г. - с 01.02.2014 г. по 31.12.2014 г.
Таким образом, совокупностью представленных истцом в материалы дела доказательств, не опровергнутых ответчиком, подтверждается, что ООО "Котовская теплосетевая компания" в период с января по август 2014 года осуществило по арендованным у Администрации г. Котовска объектам инженерной инфраструктуры (теплотрассам) поставку жильцам многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Колесница", коммунального ресурса, приобретенного у ОАО "Квадра" по договору теплоснабжения.
При указанных обстоятельствах у судебной коллегии отсутствуют основания полагать, что ответчик в спорный период получал коммунальный ресурс от другой ресурсоснабжающей организации.
Из письма ООО "Колесница" N 158 от 06.08.2014 г., адресованного директору ООО "Котовская теплосетевая компания", в котором ответчик просит истца произвести перерасчет платы по дому N 32 по ул. Посконкина г. Котовска за июль 2014 года, исходя из показаний индивидуального прибора учета горячей воды, следует, что ответчик был осведомлен, кто является поставщиком коммунального ресурса.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права основаны на неверном толковании действующего гражданского законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела и подлежат отклонению.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относятся на ее заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 102 - 112, 266 - 269, 271 АПК РФ, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.04.2015 г. по делу N А64-6667/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий судья
Е.В.МАХОВАЯ
Судьи
А.А.СУРНЕНКОВ
Л.М.МОКРОУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.08.2015 ПО ДЕЛУ N А64-6667/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2015 г. по делу N А64-6667/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Сурненкова А.А.,
Мокроусовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зеленской Ю.А.,
при участии:
от ООО "Котовская ТСК": представителя Чичканова Д.В. по доверенности от 17.11.2014 г.,
от ООО "Колесница": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Колесница" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.04.2015 г. по делу N А64-6667/2014 (судья Макарова Н.Ю.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Котовская теплосетевая компания" (ОГРН 1136820000690) к обществу с ограниченной ответственностью "Колесница" (ОГРН 1076825000295), при участии в деле в качестве третьего лица ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс", о взыскании 343 246 руб. 98 коп.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Котовская теплосетевая компания" (далее - ООО "Котовская теплосетевая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Колесница" (далее - ООО "Колесница", ответчик) о взыскании 254 739 руб. 73 коп. задолженности за услуги "отопление" и "горячее водоснабжение" за период с 01.01.2014 г. по 31.08.2014 г. (с учетом принятого судом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением суда первой инстанции от 16.10.2014 г. исковое заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании ст. 227 АПК РФ.
Определением от 19.11.2014 г. арбитражный суд области перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено областное государственное унитарное предприятие "Тамбовтеплоэнергоресурс" (далее - ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.04.2015 г. (с учетом определения об исправлении описок (опечаток) от 03.06.2015 г.) уточненные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "Колесница" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и оставить исковое заявление без рассмотрения.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители ООО "Колесница" и ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" не явились.
Через канцелярию суда от ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения ответчика и третьего лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Представитель ООО "Котовская теплосетевая компания" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Протокольным определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015 г. по ходатайству представителя истца к материалам дела приобщены дополнительные письменные доказательства: копии договоров теплоснабжения N 002 от 06.11.2013 г., N 001 от 31.01.2014 г., а также копии договоров аренды N N 49, 52, 53, 56, 57, 58 от 28.10.2013 г. с приложениями.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов ООО "Котовская теплосетевая компания" и ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" на апелляционную жалобу, заслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Котовская теплосетевая компания" является энергоснабжающей организацией города Котовска Тамбовской области, выступающей в роли поставщика тепловой энергии для целей отопления и горячего водоснабжения. Основной группой потребителей услуг является население города, проживающее в многоквартирных домах.
По утверждению истца, несмотря на отсутствие заключенного в письменной форме договора теплоснабжения, между ООО "Котовская теплосетевая компания" и ООО "Колесница" фактически сложились договорные отношения.
Неоплата ответчиком образовавшейся задолженности за услуги "отопление" и "горячее водоснабжение" за период с января 2014 года по август 2014 года в сумме 254 739 руб. 73 коп., послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Материалами дела подтверждается и участвующими в деле лицами не оспаривается, что ООО "Колесница" является управляющей организацией и предоставляет коммунальные услуги жителям многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Котовске.
В соответствии с п. 14 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124 (далее - Правила N 124) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014 г., в силу п. 14 Правил предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Подобное регулирование направлено, в частности, на обеспечение стабильности отношений по оказанию коммунальных услуг при смене по решению общего собрания собственников помещений одной управляющей организации на другую.
Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с п. 1 ст. 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с п. 14 Правил N 354.
Согласно ст. 44 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
В силу ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 2 Правил N 354 "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пунктом 8 Правил N 354 предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в п. п. 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с п. п. 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Как установлено ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 настоящей статьи и ст. 171 настоящего Кодекса.
Частью 7.1 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В силу п. 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Таким образом, из указанных положений ст. 155 ЖК РФ следует обязанность потребителя коммунальных ресурсов производить их оплату непосредственно исполнителю коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, управляющая организация), за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ.
Поэтому ресурсоснабжающая организация при отсутствии решения собственников, принятого в порядке ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, не вправе производить расчет и требовать оплаты за коммунальный ресурс непосредственно с потребителей.
Статус исполнителя коммунальных услуг юридическое лицо приобретает на основании решения собрания собственников многоквартирного дома, и порядок оплаты коммунального ресурса, выбранный собственниками, не может лишить его указанного статуса.
В случае, если собственники помещений в порядке ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ приняли решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям, указанное внесение платы признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (абз. 2 п. 64 Правил N 354)
Таким образом, принятие собственниками решения о внесении потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании принятого в порядке ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ общим собранием решения, не влияет на статус исполнителя коммунальных услуг, и лицом, обязанным перед ресурсоснабжающей организацией по оплате всего объема потребленных энергоресурсов, остается управляющая организация.
Учитывая, что управляющая организация в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, она не может быть освобождена от исполнения предусмотренной п. 44 Правил N 354 обязанности по своевременной оплате полученных коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2 Правил N 354 "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Следовательно, в случае, если на основании ст. 161 ЖК РФ собственниками выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, но письменный договор на поставку коммунального ресурса отсутствует, данное обстоятельство не изменяет статуса управляющей организации, как исполнителя коммунальных услуг, обязанного в силу закона оказывать весь комплекс коммунальных услуг, получать за это плату и своевременно рассчитываться за приобретенные коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, обстоятельства отсутствия заключенного между сторонами договора поставки тепловой энергии в горячей воде, а также оплаты истцу, как ресурсоснабжающей организации, потребленных коммунальных ресурсов непосредственно собственниками жилых/нежилых помещений многоквартирных домов не свидетельствуют об отсутствии фактически сложившихся договорных отношений между сторонами.
Частью 10 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. N 731 утвержден "Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее - Стандарт).
Настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом (далее соответственно - управляющие организации, информация), порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив).
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В соответствии с п. 6 Стандарта информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5 (1) настоящего Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
В рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат, в том числе сведения о перечне многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно сведениям, опубликованных на официальном сайте ООО "Колесница" в сети Интернет: http://kolesnica-tmb.ru, ответчик в период с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г. осуществляло функции управления многоквартирными домами, расположенными в г. Котовске Тамбовской области. Перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Колесница", также отражен на официальном сайте общества.
Кроме того, ответчиком в материалы представлены договоры на управление многоквартирными домами, расположенными в г. Котовске: от 01.01.2009 г. в отношении кв. 25 д. 17/2 по ул. Посконкина, заключенный с собственником указанного помещения; от 01.01.02008 г. в отношении кв. 111 д. 28а по ул. Посконкина, заключенный с собственником указанного помещения; от 01.01.2009 г. в отношении д. 32 по ул. Посконкина, заключенный с ТСЖ "Южное-10", от 25.03.2010 г. в отношении д. 11 по ул. Профсоюзной, заключенный с ТСЖ "Наш Дом"; от 18.01.2010 г. в отношении д. 1 по ул. Южной, заключенный с собственниками МКД; от 06.10.2010 г. в отношении д. 28 по ул. Посконкина, заключенный с ТСЖ "Забота"; от 30.03.2009 г. в отношении д. 4 по ул. Проспект Труда, заключенный с собственниками МКД; от 01.03.2010 г. в отношении д. 8 "Б" по ул. Посконкина, заключенный с ТСЖ "Дружба".
Факт потребления жильцами многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Колесница", в период с января по август 2014 года коммунального ресурса, поставляемого ООО "Котовская теплосетевая компания", ответчиком в ходе судебного разбирательства дела не опровергнут.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что между сторонами в спорный период фактически сложились правоотношения по исполнению договора энергоснабжения, регулируемые параграфом 6 главы 30 ГК РФ.
В силу п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (ст. 424 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 544 ГК РФ).
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 09.08.2014 г. между ООО "Котовская теплосетевая компания" (заказчик) и ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" был заключен договор на оказание информационно-консультационных услуг N 34-К, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства по заданию заказчика и за его счет оказывать информационно-аналитические услуги по предоставлению и обработке информации, используемой заказчиком для формирования величин полезного отпуска, планирования величин денежных потоков и контроля соответствия нормативов потребления коммунальных ресурсов фактическим показателям полезного отпуска по следующим предоставляемым ресурсам: теплоснабжение, горячее водоснабжение на территории г. Котовска Тамбовской области (п. 1.1 договора).
В соответствии с данными, представленными ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" истцу (т. 2, л.д. 65-69), по состоянию на 11.01.2015 г. задолженность ООО "Колесница" перед ООО "Котовская теплосетевая компания" за услуги "отопление" и "горячее водоснабжение" за период времени с января 2014 года по август 2014 года составляет 254 739 руб. 73 коп.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истцом на основании данных, предоставленных ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс", произведен уточненный расчет задолженности по оплате поставленной в период с января по август 2014 года тепловой энергии в горячей воде в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "Колесница", и установлено, что размер задолженности ответчика составил 254 739 руб. 73 коп., в том числе за поставленную тепловую энергию в горячей воде для целей отопления в сумме 125 399 руб. 14 коп.; за поставленную тепловую энергию в горячей воде для целей горячего водоснабжения в сумме 129 340 руб. 59 коп.
При этом при расчете стоимости потребленных коммунальных ресурсов истцом применены тарифы на услуги теплоснабжения, установленные приказами Управления по регулированию тарифов Тамбовской области N 279-т от 26.12.2013 г., N 278-т от 26.12.2013 г.
Ответчиком, в свою очередь, доказательств, опровергающих факт поставки тепловой энергии за указанный период в заявленном истцом объеме, а также подтверждающих оплату потребленной энергии за указанный период в полном объеме, в материалы дела не представлено.
Частью 1 ст. 9 АПК РФ предусмотрено, что судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
Учитывая изложенное, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Позиция арбитражного суда области относительно обоснованности заявленных ООО "Котовская теплосетевая компания" исковых требований согласуется со сложившейся судебной практикой (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 09.07.2015 г. по делу N А64-3748/2014).
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истец в ходе судебного разбирательства дела заявил об уменьшении исковых требований и просил взыскать с ответчика 254 739 руб. 73 коп. задолженности, однако суд первой инстанции не принял во внимание данное обстоятельство и указал в обжалуемом решении на взыскание с ответчика 343 246 руб. 98 коп., не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку Арбитражным судом Тамбовской области 03.06.2015 г. в порядке ч. 3 ст. 179 АПК РФ было вынесено определение об исправлении описок (опечаток), в котором указано, что сумма задолженности за услуги "отопление" и "горячее водоснабжение" за период с 01.01.2014 г. по 31.08.2014 г., подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца, составляет 254 739 руб. 73 коп.
Довод ООО "Колесница" относительно того, что ответчик в спорный период состоял в договорных отношениях с другой ресурсоснабжающей организацией - ООО "КотовскТеплоСнаб", также отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
Действительно в материалах дела имеется договор N 1-Т от 13.04.2011 г. (т. 1, л.д. 164-167), заключенный между ООО "КотовскТеплоСнаб" (энергоснабжающая организация) и ООО "Колесница" (абонент), по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединительную сеть коммунальные ресурсы в виде тепловой энергии и горячей воды на многоквартирные дома, указанные в приложении N 1 к договору, а абонент обязался оплачивать поданные коммунальные ресурсы (п. 1.1 договора).
В соответствии с п. п. 6.1, 6.2 указанного договора он вступает в силу с 01.05.2011 г. и действует по 31.12.2011 г., а также считается пролонгированным на один календарный год, если за месяц до окончания его действия ни от одной из сторон не поступит заявления о прекращении или изменении договора.
Вместе с тем, судом установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской от 15.07.2013 г. по делу N А64-8553/2012 ООО "КотовскТеплоСнаб" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Тамбовской от 12.08.2014 г. по делу N А64-8553/2012 конкурсное производство в отношении ООО "КотовскТеплоСнаб" завершено.
23.09.2014 г. МИФНС России N 4 по Тамбовской области в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации ООО "КотовскТеплоСнаб" вследствие банкротства.
Сведений о том, что ООО "КотовскТеплоСнаб" в период с января по август 2014 года, то есть в период его банкротства, фактически осуществляло подачу ООО "Колесница" коммунальных ресурсов в виде тепловой энергии и горячей воды, в материалах настоящего дела не имеется.
В то же время, в материалах дела имеются копии договоров аренды муниципального имущества N N 49, 52, 53, 56, 57, 58 (представлены истцом в суд апелляционной инстанции), заключенные 28.10.2013 г. между Администрацией г. Котовска (арендодатель) и ООО "Котовская теплосетевая компания" (арендатор), по условиям которых арендодатель обязался передать в аренду арендатору объекты инженерной инфраструктуры (теплотрассы), проходящие, в том числе до центрально-тепловых пунктов многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Колесница".
Согласно п. 1.2 договоров аренды срок аренды устанавливается с 01.11.2013 г. по 30.09.2014 г.
Факт принятия в аренду ООО "Котовская теплосетевая компания" объектов инженерной инфраструктуры (теплотрасс), являющихся предметом договоров аренды от 28.10.2013 г., подтверждается актами приема-передачи муниципального имущества в аренду от 28.10.2013 г.
Также истцом в суд апелляционной инстанции представлены копии договоров теплоснабжения N 002 от 06.11.2013 г. и N 001 от 31.01.2014 г., заключенные ООО "Котовская теплосетевая компания" (абонент) с энергоснабжающей организацией - ОАО "Квадра", в соответствии с п. 1.1 которых энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту с коллекторов Котовской ТЭЦ тепловую энергию, а абонент обязался принимать и оплачивать энергию.
Договор теплоснабжения N 002 от 06.11.2013 г. действовал в период с 01.10.2013 г. по 31.12.2013 г., договор N 001 от 31.01.2014 г. - с 01.02.2014 г. по 31.12.2014 г.
Таким образом, совокупностью представленных истцом в материалы дела доказательств, не опровергнутых ответчиком, подтверждается, что ООО "Котовская теплосетевая компания" в период с января по август 2014 года осуществило по арендованным у Администрации г. Котовска объектам инженерной инфраструктуры (теплотрассам) поставку жильцам многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Колесница", коммунального ресурса, приобретенного у ОАО "Квадра" по договору теплоснабжения.
При указанных обстоятельствах у судебной коллегии отсутствуют основания полагать, что ответчик в спорный период получал коммунальный ресурс от другой ресурсоснабжающей организации.
Из письма ООО "Колесница" N 158 от 06.08.2014 г., адресованного директору ООО "Котовская теплосетевая компания", в котором ответчик просит истца произвести перерасчет платы по дому N 32 по ул. Посконкина г. Котовска за июль 2014 года, исходя из показаний индивидуального прибора учета горячей воды, следует, что ответчик был осведомлен, кто является поставщиком коммунального ресурса.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права основаны на неверном толковании действующего гражданского законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела и подлежат отклонению.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относятся на ее заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 102 - 112, 266 - 269, 271 АПК РФ, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.04.2015 г. по делу N А64-6667/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий судья
Е.В.МАХОВАЯ
Судьи
А.А.СУРНЕНКОВ
Л.М.МОКРОУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)