Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2743/2015

Требование: О признании незаконными действий должностных лиц по проведению проверки на предмет законности переустройства жилого помещения.

Разделы:
Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: По мнению заявителя, действия должностных лиц незаконны, так как проведение проверки в отношении гражданина законодательством субъекта РФ не предусмотрено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 мая 2015 г. по делу N 33-2743/2015


Судья: Кудакова В.В.

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Коршунова Р.В.,
судей Желонкиной Г.А. и Поляниной О.А.,
при секретаре Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А. о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - ГЖИ)
по апелляционной жалобе А. на решение Кировского районного суда города Саратова от 17 февраля 2015 года (с учетом определения Кировского районного суда города Саратова от 01 апреля 2015 года), которым в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме,
заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., объяснения А., поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела,

установила:

А. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий ГЖИ, указав, что <дата> он явился по вызову в ГЖИ по вопросу законности переустройства его квартиры. В инспекции А. пояснил, что никакого переустройства он не производил. <дата> заявитель получил повестку в суд по гражданскому делу по иску ГЖИ к нему об обеспечении доступа в жилое помещение. А. полагал действия ГЖИ незаконными, поскольку Положением о ГЖИ и Положением о порядке организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Саратовской области проведение проверки в отношении гражданина не предусмотрено. Кроме того, должностными лицами ГЖИ нарушены сроки проведения проверки, установленные с <дата> по <дата>. Должностные лица инспекции не имеют права вызывать граждан в ГЖИ, что в данном случае было ими осуществлено, и подтверждается уведомлениями на <дата> и <дата>, то есть после срока окончания проверки. Также должностные лица ГЖИ вправе посещать жилые помещения только с согласия их собственников. Однако согласия у А. на посещение квартиры инспекция не испрашивала, из чего следует, что и отказа на посещение квартиры она не получала. Следовательно, ГЖИ обратилась в суд за защитой никем не нарушенных и ей не принадлежащих прав. Более того, ГЖИ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений только в случае выявления нарушений обязательных требований, однако ГЖИ обратилась в суд по обращению юридического лица - ТСЖ "<...>", которое имеет право самостоятельно осуществлять свои права. <дата> стало заявителю известно, что проверка в отношении него продолжается. В связи с изложенным А. просил признать незаконными действия ГЖИ по проведению проверки в отношении него и его квартиры за пределами срока ее осуществления, вызову его в инспекцию, подаче необоснованного иска за пределами своих полномочий об обеспечении доступа в его квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе А. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии нового решения об удовлетворении требований заявителя. Полагает, что судом не дана надлежащая оценка представленным заявителем доказательствам, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Указывает, что действиями ГЖИ нарушено его право на труд, поскольку незаконный вызов в ГЖИ повлек отсутствие его на работе и, как следствие, лишение оплаты труда, а также нарушено его конституционное право на неприкосновенность жилища.
На заседание судебной коллегии представитель ГЖИ, не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представил. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Статьей 46 Конституции РФ установлено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Согласно ч. 1 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В силу ч. ч. 2 и 4 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
Постановлением правительства Саратовской области от 12 мая 2005 года N 152-П "Вопросы Государственной жилищной инспекции Саратовской области" утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Саратовской области" (далее - Положение о ГЖИ), в соответствии с пп. 1 и 6 которого Государственная жилищная инспекция Саратовской области является органом исполнительной власти области и создается Постановлением Правительства области. Основной задачей Инспекции является осуществление регионального государственного жилищного надзора в порядке, установленном Правительством области.
В соответствии с п. 2 Положения о порядке организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 26 июня 2012 N 341-П (далее - Положение), задачами регионального государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности.
Региональный государственный жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; систематического наблюдения за исполнением обязательных требований.
Согласно п. 4. Положения должностные лица при осуществлении регионального государственного жилищного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований.
Пунктом 6 Положения установлено, что предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.
Должностные лица при проведении проверок обязаны проводить проверку на основании распоряжения начальника инспекции (в период его отсутствия - заместителя начальника) о проведении проверки в соответствии с ее назначением (п. 8 Положения).
В силу пп. 4 п. 9 Положения о ГЖИ и пп. 4 п. 14 Положения инспекция вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, <дата> председатель ТСЖ-"<...>", расположенного по адресу: <адрес>, обратился в ГЖИ с заявлением о проведении проверки законности установки дополнительных коммуникаций в квартире N и их влияния на отсутствие горячего водоснабжения в квартирах подъезда дома (л.д. 37).
Заместителем начальника ГЖИ ФИО1 издано распоряжение N от <дата> о проведении инспекционной проверки квартиры <адрес> по изложенному в обращении факту. Проведение проверки поручено главному специалисту-эксперту инспекционного отдела по городу Саратову, государственному жилищному инспектору ФИО2 в срок с <дата> по <дата> (л.д. 36).
Согласно акту инспекционной проверки от <дата> провести осмотр квартиры N на предмет законности переустройства не представилось возможным в связи с отсутствием собственника (л.д. 33-34).
<дата>, <дата> собственнику квартиры N направлены уведомления о необходимости явиться в ГЖИ по вопросу законности переустройства жилого помещения (л.д. 38-40).
Поскольку собственник квартиры N А. на уведомления ГЖИ об обеспечении доступа в жилое помещение не отреагировал инспектор ФИО2 составил служебную записку на имя заместителя начальника ГЖИ для разрешения вопроса об обращении в суд с целью обеспечения доступа в спорную квартиру для проведения проверки законности ее переустройства (л.д. 25).
В связи с обращением с исковым заявлением в суд ГЖИ были запрошены сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правообладателях объекта недвижимости по адресу: <адрес> (л.д. 35).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами права, правомерно исходил из того, что действия по проведению проверки на предмет законности переустройства жилого помещения - квартиры N, собственником которой является А., совершены ГЖИ с соблюдением норм действующего жилищного законодательства и в пределах компетенции инспекции.
Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что оспариваемыми действиями ГЖИ нарушены права и свободы заявителя, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность, не установлено.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В связи с изложенным судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства, оценив в их совокупности в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, пришел к правильному выводу о том, что оснований для признания незаконными оспариваемых заявителем действий ГЖИ не имеется, и отказал А. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, сводятся, по сути, к переоценке доказательств и иному толкованию действующего законодательства. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией также не установлено.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда города Саратова от 17 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)