Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.08.2014 N 09АП-31774/2014 ПО ДЕЛУ N А40-158822/13

Разделы:
Жилой фонд; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2014 г. N 09АП-31774/2014

Дело N А40-158822/13

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семикиной О.Н.,
судей Лящевского И.С., Седова С.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никифоренко С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.05.2014 по делу N А40-158822/13, вынесенное судьей Беловой А.Р. (шифр судьи 85-1422),
по иску Администрации Кизеловского муниципального района (ОГРН 1025901829887, ИНН 5915001175, 618350, Пермский край, г. Кизел, ул. Луначарского, д. 19)
к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1),
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства энергетики Российской Федерации (ОГРН 1087746777205, ИНН 7705847529, 109074, г. Москва, Китайгородский проезд, д. 7)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчика: Чупина В.А. по доверенности от, 21.08.2013 г.
от третьего лица. Абусалимова Ж.Л. по доверенности от 31.01.2012 г.

установил:

Администрация Кизеловского муниципального района обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации суммы в размере 78 383 797 руб. 38 коп. и перечислить на счет "Средства, поступающие во временное распоряжение", открытый Финансовым управлением Администрации Кизеловского муниципального района в Западно-Уральском филиале ОАО "Сбербанк России".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.05.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 28.05.2014, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 28.05.2014 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 1996 по 1998 года на территории Кизеловского муниципального района ликвидировано пять угольных шахт. Истец в 2005 г., 2009 г., 2010 г., 2011 г. и 2013 г. обращался в ВНИМИ за получением заключения о степени влияния горных работ на жилые дома расположенные в зоне горных выработок.
Так, большинство жилых домов в Кизеловском районе были признаны непригодными для проживания по критериям безопасности, и согласно заключению граждане подлежат переселению.
В рамках предусмотренного финансирования истец предоставлял гражданам социальные выплаты за счет средств межбюджетных трансфертов, направленных на реализацию программ местного развития в соответствии с постановлением Правительства РФ N 428 от 13.07.2005.
Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируется ФЗ от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности".
Согласно ст. 5 названного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации. Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования", Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" Администрация Кизеловского муниципального района оказывает содействие гражданам переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства путем предоставления социальных выплат.
При этом, социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Указанным выше постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 N 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
В соответствии с п. 8 указанных Правил размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с п. 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жиль на территории субъекта РФ по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта РФ, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по РФ, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (утв. Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 N 308) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющимися непригодными для проживания по критериям безопасности. Основанием признания дома непригодным для проживания является заключение ВНИМИ - научно-исследовательский институт горной механики.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что граждане обращались в ВНИМИ за получением заключения о степени влияния горных работ на их жилые дома и в результате положительного заключения обращались в Кизеловский городской суд с исковыми требованиями об обязании Администрации Кизеловского муниципального района включить граждан в Списки граждан, подлежащих переселению и предоставлении социальной выплаты за счет средств социальной поддержки, что подтверждается многочисленными судебными актами районных судов (л.д. 20 - 149, т. 1; л.д. 1 - 7, т. 2).
Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрено финансирование программы по статье "Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности", в том числе, по Кизеловскому муниципальному району в 2014 году - 47.500 руб.
Таким образом, в результате ограниченного финансирования программы на день рассмотрения спора остаются неисполненными:
48 решений Кизеловского городского суда вынесенных в 2011 году о включении в список граждан подлежащих переселению и предоставлении социальной выплаты на общую сумму 78.383.797 руб. 38 коп.; 127 решений Кизеловского городского суда, вынесенных в 2012 году на общую сумму 203.634.000 руб.; 61 решение Кизеловского городского суда вынесенное в 2013 году на общую сумму 84.661.200 руб.
С учетом недостаточного финансирования истец письмами от 31.07.2013 N И-1-27/352, N И-1-28/220, от 28.08.2013 N СЭД-01-28-2131, от 25.06.2012 N И-1-33/9, от 28.05.2012 N И-1-33/6, от 13.04.2011 N И-1-33/3 обращался в Минфин России, Минэнергетики РФ и ФГБУ "ГУРШ" о выделении дополнительных средств.
Минфин России письмом от 01.10.2013 N 20-06-07/5/40676 сообщил о том, что вопрос переселения граждан из аварийного жилья, расположенного на подработанных территориях, может быть рассмотрен в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляемой на условиях долевого финансирования с участием средств Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Финансирование данной программы завершается и бюджет ассигнования, кроме 50 млн. руб. в 2014 году на указанные цели не предусмотрены.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны передаваться соответственно материальные и финансовые ресурсы для осуществления переданных государственных полномочий.
Пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. До устранения этого пробела взыскание должно осуществляться из казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации (п. 18 Постановления Пленума ВАС от 22.06.2006 N 23).
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 июня 2010 г. N 2280/10. В этом же постановлении указано, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Таким образом, отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат. Право на получение социальных выплат, подтвержденное вступившим в законную силу судебным решением, не было реализовано по независящим от граждан обстоятельствам, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 26.02.2009 N 44-В08-17 "Об оставлении без изменения решения Кизеловского городского суда Пермского края от 21.12.2007, которым был удовлетворен иск о признании права на получение жилищной субсидии и взыскании за счет казны Российской Федерации денежных средств".
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ публичные обязательства это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Следовательно, государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.
Согласно п. 1 ст. 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 13 ГПК РФ).
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе о том, что ответчик является ненадлежащим, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку Министерство энергетики РФ является главным распорядителем средств направленных на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, предусмотренных Федеральным законом о бюджете. Исковые требования истца направлены на взыскание средств, не предусмотренных федеральным бюджетом. Ответчик является надлежащим, поскольку требования заявлены к публично-правовому образованию Российской Федерации.
Также подлежит отклонению довод ответчика о том, что решения Кизеловского городского суда могут быть исполнены за счет средств Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, поскольку судебные акты приняты о предоставлении социальных выплат граждан для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате проведения горных работ, а не в связи с физическим износом. Кроме того, в решениях указано, что социальные выплаты предоставляются за счет межбюджетных трансфертов направленных на реализацию программ местного развития.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 28.05.2014.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.05.2014 по делу N А40-158822/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
О.Н.СЕМИКИНА

Судьи
С.П.СЕДОВ
И.С.ЛЯЩЕВСКИЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)