Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-15481

Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 августа 2013 г. по делу N 33-15481


Судья Мирончук А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего: Тегуновой Н.Г.,
судей: Гордиенко Е.С., Гарновой Л.П.,
с участием прокурора: Тришиной В.В.,
при секретаре: Л.,
рассмотрев 12 августа 2013 года в открытом судебном заседании апелляционное представление Солнечногорского городского прокурора, апелляционную жалобу С.О.Г. на решение Солнечногорского городского суда Московской области от 19 апреля 2013 года по делу по иску ФКУ "Войсковая часть 68542", ФКУ "Войсковая часть 95006" к Г.Х., Г.Е., действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Г.Д., С.О.Г., С.А.В., С.К.О., К.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних К.Р., К.Д., о выселении из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета,
заслушав доклад судьи Гарновой Л.П., объяснения С.О.Г., поддержавшего доводы жалобы; С.А.В., представителя ФКУ "Войсковая часть 68542" М., представителя ФКУ "Войсковая часть 95006" А. по доводам апелляционной жалобы; заключение прокурора Тришиной В.В., полагавшей решение суда подлежащим отмене в части выселения С.О.Г., С.А.В., К.И. с несовершеннолетними детьми,
установила:

ФКУ "Войсковая часть 68542", ФКУ "Войсковая часть 95006" обратились в суд с иском к Г.Х., Г.Е., действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Г.Д., С.О.Г., С.А.В., С.К.О., К.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних К.Р., К.Д., о выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, указав, что на время прохождения Г.Е. службы в 3 отделении милиции г. Солнечногорск-30 в интересах войсковой части 68542, ему с семьей, состоящей из двух человек (он и супруга Г.Х.) было предоставлено служебное жилое помещение - <данные изъяты>.
В соответствии с приказом ОВД по ЗАТО г.о. Власиха от <данные изъяты> года <данные изъяты> л/с, Г.Е. откомандирован для дальнейшего прохождения службы в распоряжение УСТМ ГУВД по Московской области. УСТМ ГУВД по Московской области не выполняет задачи в интересах войсковой части 68542.
<данные изъяты> года в спорной квартире был зарегистрирован ребенок Г.Е. - Г.Д. <данные изъяты> года рождения. Г.Е. и члены его семьи в настоящее время в трудовых отношениях с войсковой частью 68542 не состоят.
Командование войсковой части 68542 предложило Г.Е. и его семье в срок до <данные изъяты> года и повторно в срок до <данные изъяты> года освободить спорную квартиру, однако ответчики продолжают занимать жилое помещение без законных оснований, чем препятствуют истцу реализовывать свои права и обязанности в сфере жилищных правоотношений.
На время прохождения С.О.Г. службы в 3 отделении милиции г. Солнечногорск-30 в интересах войсковой части 68542, ему с семьей из четырех человек - он, супруга С.А.В., сын С.А.О., сын С.К.О. было предоставлено служебное жилое помещение - квартира N <данные изъяты>.
В соответствии с приказом ОВД по ЗАТО г.о. Власиха от 02.03.2011 года N 16 л/с, С.О.Г. уволен из органов внутренних дел по сокращению штатов.
С.О.Г. и члены его семьи в настоящее время трудовыми отношениями с войсковой частью 68542 не связаны.
С.А.О. из служебного помещения выписался самостоятельно.
Командование войсковой части 68542 предложило С.О.Г. и его семье в срок до <данные изъяты> года и повторно в срок до <данные изъяты> года освободить спорную квартиру, однако ответчики продолжают занимать жилое помещение без законных оснований, чем препятствуют истцу реализовывать свои права и обязанности в сфере жилищных правоотношений.
На время трудовых отношений войсковой части 68542 с К.И., ей на семью, состоящую из трех человек - она, сын К.Д., сын К.Р. было предоставлено служебное жилое помещение - <данные изъяты>.
В соответствии с приказом войсковой части 68542 от <данные изъяты> года N 60-лс, она уволена по пункту статьи 77 Трудового кодекса РФ по собственному желанию. Стаж работы К.И. составил менее 10 лет. С сентября 2009 года К.И. плату за служебное жилое помещение и коммунальные услуги не вносит, в настоящее время трудовыми отношениями с войсковой частью 68542 она и члены ее семьи не связаны.
Командование войсковой части 68542 предложило К.И. и ее семье освободить в срок до <данные изъяты> года спорную квартиру, однако ответчики продолжают занимать жилое помещение без законных оснований, чем препятствуют истцу реализовывать свои права и обязанности в сфере жилищных правоотношений.
Ответчики С.О.Г., С.А.В. иск не признали, пояснив, что квартиру С.О.Г. получал в тот период времени, когда являлся начальником ОВД г. Солнечногорск-30.
В настоящее время он уволен из органов внутренних дел по сокращению штатов, однако за ним, как за сотрудником органов внутренних дел, сохраняется право на безвозмездное закрепление жилого помещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Сын С.К.О. в настоящее время проходит службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Ответчики Г.Е. и Г.Х. иск не признали, пояснив, что квартиру Г.Е. получал в тот период времени, когда работал оперуполномоченным в ОВД г. Солнечногорск-30, в настоящее время он работает в ГУ МВД России по Московской области, полагает, что связь с войсковой частью 68542 не потерял, так как в его должностные обязанности входит также обеспечение порядка и пресечение преступлений, в том числе и на территории г. Солнечногорск-30 (в/ч 68542).
Ответчик К.И. иск не признала, пояснив, что она работала в войсковой части контролером на КПП, в связи с чем получила служебную квартиру.
Ее должность сократили, у нее на иждивении находятся двое детей, другого жилья не имеет.
В служебной квартире она в настоящее время проживает одна, дети проживают с ее матерью.
Представитель третьего лица ГУ МВД России по МО пояснил, что 20.03.2013 года Г.Е. написал заявление на предоставление ему служебного жилья в г. Долгопрудном. В ближайшее время этот вопрос будет решаться, иск считает обоснованным.
Представитель третьего лица - отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Солнечногорскому муниципальному району в судебном заседании возражал против выселения малолетних детей К.Р., К.Д. и Г.Е., в остальной части решение оставил на усмотрение суда.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично, выселены и сняты с регистрационного учета Г.Х., Г.Е., Г.Д. из служебного жилого помещения: квартиры N <данные изъяты>
Выселены и сняты с регистрационного учета С.О.Г., С.А.В. из служебного жилого помещения: квартиры N <данные изъяты> без предоставления другого жилого помещения.
Выселена К.И. из служебного жилого помещения: <данные изъяты>, без предоставления другого жилого помещения, сняты с регистрационного учета по этому адресу К.И., К.Р., К.Д.
Исполнение решения в данной части возложено на Управление федеральной миграционной службы по Московской области по Солнечногорскому району.
Взыскано с Г.Х., Г.Е. в пользу ФКУ "Войсковая часть 68542" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 руб.
Взысканы с С.О.Г., С.А.В. в пользу ФКУ "Войсковая часть 68542" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей.
Взысканы с К.И. в пользу ФКУ "Войсковая часть 68542" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей.
В апелляционном представлении Солнечногорский городской прокурор просит решение суда отменить в части выселения К.И., ссылаясь на то, что она является матерью-одиночкой и не подлежит выселению из служебного жилого помещения.
В апелляционной жалобе С.О.Г. просит решение суда отменить в части выселения С.О.Г., С.А.В., ссылаясь на то, что он по выслуге лет не подлежит выселению из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя требования истцов в части выселения К.И., суд исходил из того, что спорная квартира была предоставлена ей на время трудовых отношений с войсковой частью 68542, на основании приказа N 60-лс от <данные изъяты> она уволена из войсковой части 68542, следовательно, подлежит выселению из служебного жилого помещения.
С выводами суда судебная коллегия согласиться не может.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 2 настоящей статьи.
Перечень лиц, не подлежащих выселению из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, предусмотрен частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - статья 13 Вводного закона) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Разъяснения по применению статьи 13 Вводного закона даны в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", где, в частности, разъяснено о том, что судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона следует, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.), при одновременном наличии следующих условий: а) указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не допускалось статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР; б) такой статус эти лица должны были приобрести до 1 марта 2005 г.; в) эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете. При этом право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.). В этом случае к спорным правоотношениям можно применять положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий. Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
В соответствии с пунктом 12 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
Согласно представленной справке Солнечногорского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области от <данные изъяты> года, К.И., проживающая по адресу: г. <данные изъяты> состоит на учете в управлении с августа <данные изъяты> как получатель ежемесячного пособия одинокой матери на детей: К.Р., <данные изъяты> года рождения, и К.Д., <данные изъяты> года рождения.
Поскольку К.И. является матерью-одиночкой с <данные изъяты>, т.е. приобрела этот статус до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 года), относится к категории лиц, не подлежащих выселению в силу статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, другого жилого помещения не имеет, т.е. имеет право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, она не подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.
При таких обстоятельствах решение суда в части выселения К.И. из спорной служебной квартиры и снятии ее с несовершеннолетними детьми с регистрационного учета подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права.
На основании имеющихся в деле доказательствах судебная коллегия полагает возможным принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФКУ "Войсковая часть 68542", ФКУ "Войсковая часть 95006" о выселении К.И. из квартиры <данные изъяты>, снятии ее с несовершеннолетними К.Р., К.Д. с регистрационного учета отказать.
Судебная коллегия полагает также подлежащим отмене решение суда в части выселении и снятии с регистрационного учета С.О.Г., С.А.В. по следующим основаниям.
Удовлетворяя требования истцов в этой части, суд исходил из того, что служебная квартира предоставлялась С.О.Г. на период прохождения службы в 3 отделении милиции г. Солнечногорск-30 в интересах войсковой части 68542, в настоящее время он уволен из органов внутренних дел по пункту "е" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по сокращению штатов), следовательно, договор найма служебного жилого помещения прекращен, он подлежит выселению из служебного жилого помещения без предоставления другого помещения.
Однако, с выводами суда согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Приведенные конституционные положения не определяют конкретные формы, условия и порядок предоставления гражданам жилья, а также основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, - решение этих вопросов отнесено к компетенции федерального законодателя, который в рамках своей дискреции вправе устанавливать специальные правила обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Служба в органах внутренних дел, по смыслу статей 32 (часть 4), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт "е" части 1) Конституции Российской Федерации, относится к особому виду государственной службы - правоохранительной службе, осуществляемой в публичных интересах, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, специального правового статуса, обусловленного выполнением ими конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, федеральный законодатель вправе устанавливать для них дополнительные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
В силу пункта 2 "Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 года N 897 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.101.2004 года N 5), (далее - Типовое положение), служебный жилищный фонд формируется за счет жилищного фонда органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также помещений, выделяемых органами исполнительной власти для сотрудников (военнослужащих), содержащихся за счет средств бюджетов всех уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 27 Типового положения, сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Однако в силу пункта 28 Типового положения, без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего Типового положения, не могут быть выселены, помимо прочего, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
В соответствии со статьей 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации от 23.12.1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", сотрудникам, уволенными из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным пунктами "б", "в", "е - з" части первой статьи 58 настоящего Положения, и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), а также семьям сотрудников, погибших или умерших вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, связанных в исполнением законных служебных обязанностей, сохраняется право на безвозмездное закрепление помещений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что подполковник милиции С.О.Г., бывший начальник ОВД г. Солнечногорск-30 Московской области, находящийся в распоряжении ОВД по ЗАТО городской округ Власиха, уволен из органов внутренних дел по пункту "е" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов). Выслуга лет по состоянию на 02 марта 2011 года составляет: в календарном исчислении - 29 лет 02 месяца 03 дня, в льготном исчислении - 30 лет 05 месяцев 27 дней.
Таким образом, на основании вышеприведенных норм, С.О.Г., имеющий выслугу лет в правоохранительных органах более 10 лет, не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Следовательно, С.А.В., являясь членом его семьи, также не подлежит выселению из спорной служебной квартиры.
Поскольку решение суда в части выселения С.О.Г., С.А.В. постановлено с нарушением норм материального права, оно подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права.
На основании имеющихся в деле доказательствах судебная коллегия полагает возможным принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФКУ "Войсковая часть 68543", ФКУ "Войсковая часть 95006" о выселения С.О.Г., С.А.В. из служебного жилого помещения и снятии их с регистрационного учета отказать.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Солнечногорского городского суда Московской области от 19 апреля 2013 года в части удовлетворения исковых требований ФКУ "Войсковая часть 68542", ФКУ "Войсковая часть 95006" о выселении К.И. из служебного жилого помещения: квартиры N 3, расположенной по адресу<данные изъяты>, без предоставления другого жилого помещения; снятии К.И., К.Р., К.Д. с регистрационного учета по адресу: <данные изъяты> взыскании с К.И. в пользу ФКУ "Войсковая часть 68542" расходов по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей; а также в части выселения С.О.Г., С.А.В. из служебного жилого помещения: квартиры <данные изъяты> без предоставления другого жилого помещения, снятии их с регистрационного учета по адресу: <данные изъяты>, взыскании с С.О.Г., С.А.В. в пользу ФКУ "Войсковая часть 68542" расходов по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей отменить, принять в этой части новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФКУ "Войсковая часть 68542", ФКУ "Войсковая часть 95006" к К.И., К.Р., К.Д., С.О.Г., С.А.В. о выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета отказать.
В остальной части решение Солнечногорского городского суда Московской области от 19 апреля 2013 года оставить без изменения.
Апелляционное представление Солнечногорского городского прокурора, апелляционную жалобу С.О.Г. удовлетворить.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)