Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Цирулик О.В., Лесненко С.Ю.
при участии
от ТСЖ "Ришувил": Власова Н.А., представитель по доверенности без номера от 23.06.2014
от администрации города Хабаровска и от Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска: Тарчук Е.Н., представитель по доверенностям от 28.11.2014 N 1.1.27-649 и от 26.12.2014 N 13115/02-12
от других участвующих в деле лиц: представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Ришувил"
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015
по делу N А73-11133/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Усенко Ж.А., в апелляционном суде судьи Гетманова Т.С., Козлова Т.Д., Михайлова А.И.
По иску товарищества собственников жилья "Ришувил"
к администрации города Хабаровска
третьи лица: Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска, муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Водоканал", общество с ограниченной ответственностью "Тех*Фасон" (правопреемник ООО "Керинг-Хабаровск")
о принятии сетей и назначении эксплуатирующей организации
Товарищество собственников жилья "Ришувил" (ОГРН 1102721002097, ИНН 2721174568; адрес (место нахождения): 680021, г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, 26; далее - ТСЖ "Ришувил", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107; адрес (место нахождения): 680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66; далее - администрация) о возложении на муниципальное образование "Городской округ "Город Хабаровск" в лице администрации следующих обязанностей:
- - в течение 6 месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества участка коммунальных сетей водоснабжения и водоотведения - от колодца ВК-1 (включая колодец) и ЗПГ (в отношении холодного водоснабжения) до наружной стены МКД N 26, от (.) 5 сущ. А (включая (.) Б ск-2, (.) 1 сущ.), сети водоотведения, до наружной стены МКД N 26 по ул. Дикопольцева в г. Хабаровске;
- - осуществить регистрацию права муниципальной собственности на спорные участки сетей;
- - в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного акта определить единую эксплуатирующую организацию для содержания и обслуживания сетей водоснабжения и водоотведения.
Иск заявлен на основании статьи 225 ГК РФ, статьи 36 Жилищного кодекса РФ, статьи 8 (пункт 5) Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статей 14, 16, 17, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), и обусловлен тем, что спорные внешние (наружные) инженерные сети не являются общим имуществом многоквартирного дома, управление которым осуществляет товарищество, поэтому собственники помещений не должны нести необоснованные затраты по содержанию и эксплуатации не принадлежащего им имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - Департамент), муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал", унитарное предприятие), общество с ограниченной ответственностью "Тех*Фасон" (далее - ООО "Тех*Фасон", общество).
Решением суда от 08.12.2014 заявленные ТСЖ "Ришувил" требования удовлетворены в полном объеме ввиду отсутствия доказательств возникновения права собственности на спорные сети водоснабжения у собственников помещений многоквартирного дома, в связи с чем это имущество является бесхозяйным в силу закона.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 названное решение по настоящему делу, отменено, в удовлетворении требований товарищества отказано.
Принятое апелляционной инстанцией постановление мотивировано тем, что указанные истцом инженерные сети созданы одновременно с возведением единого жилого комплекса, переданы застройщиком во владение ТСЖ "Ришувил" и эксплуатируются им, что не позволяет признать такое имущество бесхозяйным.
В кассационной жалобе товарищество выражает несогласие с данным постановлением апелляционного суда и просит его отменить как принятое с неправильным применением норм материального права.
Заявителем жалобы в обоснование своей позиции приведены доводы об отсутствии надлежащих доказательств отнесения спорных сетей к общедомовому имуществу многоквартирного дома. Ни техническая документация, ни приемо-передаточный акт, подписанный между застройщиком и товариществом, такими доказательствами, по мнению истца, являться не могут. При этом согласно выданным застройщику техническим условиям им осуществлялось не создание новых сетей в интересах участников долевого строительства, а реконструкция уже имеющихся централизованных сетей водоснабжения (водоотведения), которые после ввода объекта в эксплуатацию подлежали передаче в муниципальную собственность. С учетом этих обстоятельств и принимая во внимание, что ответчик так и не оформил документы по принятию спорных сетей, товарищество считает, что суд первой инстанции правомерно понудил администрацию принять необходимые меры, связанные с постановкой данного имущества на учет как бесхозяйного.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу опровергает приведенные в ней доводы и предлагает оставить обжалуемое постановление апелляционного суда без изменений. При этом ответчик ссылается на нормы статьи 135 ГК РФ, статей 36, 39 Жилищного кодекса РФ и полагает возможным отнесение спорных наружных инженерных сетей, созданных непосредственно для обслуживания многоквартирного дома, к общей собственности всех собственников помещений этого дома.
МУП "Водоканал", ООО "Тех*ФАСОН" и Департамент отзывы на кассационную жалобу не представили.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ТСЖ "Ришувил" поддержал изложенные в поданной жалобе доводы и настаивал на ее удовлетворении. При этом, отвечая на вопросы суда, пояснил, что правоотношения по вопросу водоснабжения (водоотведения) многоквартирного дома урегулированы между товариществом и унитарным предприятием в соответствии с условиями действующего договора.
Представитель администрации и Департамента возражал против отмены обжалуемого судебного акта, считая его законным и обоснованным. Кроме того, сообщил, что органы местного самоуправления не возражают против передачи спорных сетей в муниципальную собственность при выполнении определенных условий, в том числе после оформления необходимой технической документации.
Остальные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей в заседание суда не обеспечили.
Проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы и поступивших возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Как установлено апелляционным судом в ходе рассмотрения настоящего спора и подтверждается материалами дела, ТСЖ "Ришувил" осуществляет управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, 26, в том числе обеспечивает эксплуатацию этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом данного дома.
Строительство указанного дома с офисами и подземной автопарковкой осуществлял застройщик - ООО "Керенг-Хабаровск", правопреемником которого является ООО "Тех*ФАСОН".
Возведение спорных инженерных коммуникаций (сетей водоснабжения и водоотведения), за счет которых жилой комплекс обеспечивается коммунальными ресурсами, осуществлялось застройщиком в соответствии с выданными ему МУП "Водоканал" техническими условиями от 20.10.2005 N 532 на подключение к городским сетям канализации и на водоснабжение строящегося объекта, согласно которым заказчик (абонент) несет ответственность за нормальную работу и техническое состояние сетей и сооружений в течение одного года со дня их ввода в эксплуатацию и в дальнейшем до момента передачи их в муниципальную собственность (пункты 18, 20). Заказчик (абонент) также обязан передать сети в хозяйственное ведение Департамента муниципальной собственности в месячный срок после получения заключения о пригодности их к эксплуатации (пункты 23, 25).
Согласно выданному МУП "Водоканал" заключению от 10.12.2009 N 80 технические условия от 20.10.2005 N 532 исполнены застройщиком в полном объеме, построенные наружные сети пригодны к эксплуатации и подключены к городским сетям.
В соответствии с полученным застройщиком разрешением от 27.02.2010 N RU-27301000-7/10 жилой дом с офисами и подземной автопарковкой по ул. Дикопольцева, 26 в г. Хабаровске введен в эксплуатацию.
Между застройщиком и товариществом 14.05.2010 подписаны акты приема-передачи объектов инженерной инфраструктуры (водовод и канализация).
Впоследствии на общем собрании членов ТСЖ "Ришувил" собственники помещений приняли решение о передаче внешних объектов инженерной инфраструктуры на баланс муниципального образования, в связи с чем в адрес администрации направлено соответствующее обращение (письмо от 28.05.2010 исх. N 11/10).
Однако до настоящего времени данный вопрос сторонами спора в добровольном порядке не разрешен.
Полагая, что спорные наружные сети водоснабжения и водоотведения в силу прямого указания закона не относятся к общедомовому имуществу МКД, однако собственники помещений несут необоснованные расходы по их содержанию, товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя предъявленный иск, руководствовался нормами статей 36 и 39 Жилищного кодекса РФ, а также пунктами 5, 6 Правил N 491 и признал, что спорное имущество не относится к внутридомовым системам водоснабжения и водоотведения, не принадлежит товариществу, поэтому является бесхозяйным.
Апелляционный суд пришел к противоположному выводу об отсутствии в данном случае у внешних инженерных сетей признаков бесхозяйного имущества и на этом основании отказал товариществу в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции считает отказ апелляционного суда в иске обоснованным и правомерным в силу следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).
В пункте 5 Правил N 491 конкретизирован состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Так, в состав такого имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Кроме того, в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил N 491).
Также согласно абзацу 2 пункта 2 Правил N 354 "внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Абзацем 18 названной нормы предусмотрено, что "централизованные сети инженерно-технического обеспечения" это совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).
Таким образом, состав общего имущества многоквартирного дома, (включая расположенные в нем инженерные коммуникации), расходы по содержанию которого возложены на собственников помещений этого дома, подробным образом определен действующим законодательством.
Следовательно, предусмотренных приведенными выше нормами права оснований для включения наружных сетей водоснабжения (водоотведения), то есть расположенных за пределами границ дома, в состав общедомового имущества МКД не имеется.
Однако указанные обстоятельства не являются безусловными основаниями для признания судом этого имущества бесхозяйным и понуждения органа местного самоуправления к совершению действий по постановке его на учет.
Действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия или их должностных лиц, могут быть оспорены в судебном порядке в случае, если они противоречат закону и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции полагает, что в рассматриваемой ситуации действия (бездействие) администрации в отношении спорного имущества не могут повлиять на права и законные интересы товарищества, выступающего от имени собственников управляемого им дома.
Исходя из положений статьи 161 Жилищного кодекса РФ и пункта 8 Правил N 354 товарищество является исполнителем коммунальных услуг и приобретает их у ресурсоснабжающих организаций.
Соответствующие правоотношения, возникающие между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, регулируются заключаемыми между ними договором.
При этом организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (пункт 15 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Между ТСЖ "Ришувил" и МУП "Водоканал" имеется договор от 01.06.2010 N 1379 на отпуск и прием сточных вод.
На момент его заключения действовали Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 в соответствующей редакции.
В настоящее время отношения в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в числе прочего урегулированы Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644.
В соответствии с указанными Правилами (как ранее действовавшими, так и действующими в настоящее время) граница балансовой принадлежности является линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения, на ином законном основании.
Под границей эксплуатационной ответственности понимается линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
Условия о границе эксплуатационной ответственности являются существенными для договоров водоснабжения и водоотведения (пункт 13 Правил N 167, пункты 21 и 26 Правил N 644).
Согласно пункту 14 Правил N 167 и пунктам 31, 32 Правил N 644 к договорам водоснабжения (водоотведения) прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства. При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница этой ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента.
В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Нормы пунктов 5, 6 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" также позволяют ресурсоснабжающей организации эксплуатировать бесхозяйные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также определяют порядок учета понесенных в этой связи расходов.
Как усматривается из содержания иска и подтверждается пояснениями представителя товарищества, заявленные по данному спору требования направлены на защиту прав собственников помещений многоквартирного дома путем освобождения их от необоснованных затрат, связанных с эксплуатацией внешних коммунальных сетей.
Однако, вопреки ошибочному утверждению товарищества, отсутствие у спорных сетей собственника, само по себе не может возлагать на абонента бремени по их содержанию.
Вопросы об эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства в любом случае определяются условиями заключаемого между ними договора, стороной которого администрация, выступающая ответчиком по настоящему делу, не является.
При возникновении спора между МУП "Водоканал" и ТСЖ "Ришувил" по вопросу бремени содержания спорных инженерных коммуникаций, товарищество не лишено возможности заявлять о несправедливости условий действующего между ними договора в части определения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 9, 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах".
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы апелляционного суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска и не свидетельствуют о незаконности обжалуемого постановления.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае (часть 4 статьи 288 АПК РФ), апелляционным судом не допущено.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу N А73-11133/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
Судьи
О.В.ЦИРУЛИК
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 19.05.2015 N Ф03-1589/2015 ПО ДЕЛУ N А73-11133/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2015 г. N Ф03-1589/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Цирулик О.В., Лесненко С.Ю.
при участии
от ТСЖ "Ришувил": Власова Н.А., представитель по доверенности без номера от 23.06.2014
от администрации города Хабаровска и от Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска: Тарчук Е.Н., представитель по доверенностям от 28.11.2014 N 1.1.27-649 и от 26.12.2014 N 13115/02-12
от других участвующих в деле лиц: представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Ришувил"
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015
по делу N А73-11133/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Усенко Ж.А., в апелляционном суде судьи Гетманова Т.С., Козлова Т.Д., Михайлова А.И.
По иску товарищества собственников жилья "Ришувил"
к администрации города Хабаровска
третьи лица: Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска, муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Водоканал", общество с ограниченной ответственностью "Тех*Фасон" (правопреемник ООО "Керинг-Хабаровск")
о принятии сетей и назначении эксплуатирующей организации
Товарищество собственников жилья "Ришувил" (ОГРН 1102721002097, ИНН 2721174568; адрес (место нахождения): 680021, г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, 26; далее - ТСЖ "Ришувил", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107; адрес (место нахождения): 680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66; далее - администрация) о возложении на муниципальное образование "Городской округ "Город Хабаровск" в лице администрации следующих обязанностей:
- - в течение 6 месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества участка коммунальных сетей водоснабжения и водоотведения - от колодца ВК-1 (включая колодец) и ЗПГ (в отношении холодного водоснабжения) до наружной стены МКД N 26, от (.) 5 сущ. А (включая (.) Б ск-2, (.) 1 сущ.), сети водоотведения, до наружной стены МКД N 26 по ул. Дикопольцева в г. Хабаровске;
- - осуществить регистрацию права муниципальной собственности на спорные участки сетей;
- - в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного акта определить единую эксплуатирующую организацию для содержания и обслуживания сетей водоснабжения и водоотведения.
Иск заявлен на основании статьи 225 ГК РФ, статьи 36 Жилищного кодекса РФ, статьи 8 (пункт 5) Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статей 14, 16, 17, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), и обусловлен тем, что спорные внешние (наружные) инженерные сети не являются общим имуществом многоквартирного дома, управление которым осуществляет товарищество, поэтому собственники помещений не должны нести необоснованные затраты по содержанию и эксплуатации не принадлежащего им имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - Департамент), муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал", унитарное предприятие), общество с ограниченной ответственностью "Тех*Фасон" (далее - ООО "Тех*Фасон", общество).
Решением суда от 08.12.2014 заявленные ТСЖ "Ришувил" требования удовлетворены в полном объеме ввиду отсутствия доказательств возникновения права собственности на спорные сети водоснабжения у собственников помещений многоквартирного дома, в связи с чем это имущество является бесхозяйным в силу закона.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 названное решение по настоящему делу, отменено, в удовлетворении требований товарищества отказано.
Принятое апелляционной инстанцией постановление мотивировано тем, что указанные истцом инженерные сети созданы одновременно с возведением единого жилого комплекса, переданы застройщиком во владение ТСЖ "Ришувил" и эксплуатируются им, что не позволяет признать такое имущество бесхозяйным.
В кассационной жалобе товарищество выражает несогласие с данным постановлением апелляционного суда и просит его отменить как принятое с неправильным применением норм материального права.
Заявителем жалобы в обоснование своей позиции приведены доводы об отсутствии надлежащих доказательств отнесения спорных сетей к общедомовому имуществу многоквартирного дома. Ни техническая документация, ни приемо-передаточный акт, подписанный между застройщиком и товариществом, такими доказательствами, по мнению истца, являться не могут. При этом согласно выданным застройщику техническим условиям им осуществлялось не создание новых сетей в интересах участников долевого строительства, а реконструкция уже имеющихся централизованных сетей водоснабжения (водоотведения), которые после ввода объекта в эксплуатацию подлежали передаче в муниципальную собственность. С учетом этих обстоятельств и принимая во внимание, что ответчик так и не оформил документы по принятию спорных сетей, товарищество считает, что суд первой инстанции правомерно понудил администрацию принять необходимые меры, связанные с постановкой данного имущества на учет как бесхозяйного.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу опровергает приведенные в ней доводы и предлагает оставить обжалуемое постановление апелляционного суда без изменений. При этом ответчик ссылается на нормы статьи 135 ГК РФ, статей 36, 39 Жилищного кодекса РФ и полагает возможным отнесение спорных наружных инженерных сетей, созданных непосредственно для обслуживания многоквартирного дома, к общей собственности всех собственников помещений этого дома.
МУП "Водоканал", ООО "Тех*ФАСОН" и Департамент отзывы на кассационную жалобу не представили.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ТСЖ "Ришувил" поддержал изложенные в поданной жалобе доводы и настаивал на ее удовлетворении. При этом, отвечая на вопросы суда, пояснил, что правоотношения по вопросу водоснабжения (водоотведения) многоквартирного дома урегулированы между товариществом и унитарным предприятием в соответствии с условиями действующего договора.
Представитель администрации и Департамента возражал против отмены обжалуемого судебного акта, считая его законным и обоснованным. Кроме того, сообщил, что органы местного самоуправления не возражают против передачи спорных сетей в муниципальную собственность при выполнении определенных условий, в том числе после оформления необходимой технической документации.
Остальные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей в заседание суда не обеспечили.
Проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы и поступивших возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Как установлено апелляционным судом в ходе рассмотрения настоящего спора и подтверждается материалами дела, ТСЖ "Ришувил" осуществляет управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, 26, в том числе обеспечивает эксплуатацию этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом данного дома.
Строительство указанного дома с офисами и подземной автопарковкой осуществлял застройщик - ООО "Керенг-Хабаровск", правопреемником которого является ООО "Тех*ФАСОН".
Возведение спорных инженерных коммуникаций (сетей водоснабжения и водоотведения), за счет которых жилой комплекс обеспечивается коммунальными ресурсами, осуществлялось застройщиком в соответствии с выданными ему МУП "Водоканал" техническими условиями от 20.10.2005 N 532 на подключение к городским сетям канализации и на водоснабжение строящегося объекта, согласно которым заказчик (абонент) несет ответственность за нормальную работу и техническое состояние сетей и сооружений в течение одного года со дня их ввода в эксплуатацию и в дальнейшем до момента передачи их в муниципальную собственность (пункты 18, 20). Заказчик (абонент) также обязан передать сети в хозяйственное ведение Департамента муниципальной собственности в месячный срок после получения заключения о пригодности их к эксплуатации (пункты 23, 25).
Согласно выданному МУП "Водоканал" заключению от 10.12.2009 N 80 технические условия от 20.10.2005 N 532 исполнены застройщиком в полном объеме, построенные наружные сети пригодны к эксплуатации и подключены к городским сетям.
В соответствии с полученным застройщиком разрешением от 27.02.2010 N RU-27301000-7/10 жилой дом с офисами и подземной автопарковкой по ул. Дикопольцева, 26 в г. Хабаровске введен в эксплуатацию.
Между застройщиком и товариществом 14.05.2010 подписаны акты приема-передачи объектов инженерной инфраструктуры (водовод и канализация).
Впоследствии на общем собрании членов ТСЖ "Ришувил" собственники помещений приняли решение о передаче внешних объектов инженерной инфраструктуры на баланс муниципального образования, в связи с чем в адрес администрации направлено соответствующее обращение (письмо от 28.05.2010 исх. N 11/10).
Однако до настоящего времени данный вопрос сторонами спора в добровольном порядке не разрешен.
Полагая, что спорные наружные сети водоснабжения и водоотведения в силу прямого указания закона не относятся к общедомовому имуществу МКД, однако собственники помещений несут необоснованные расходы по их содержанию, товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя предъявленный иск, руководствовался нормами статей 36 и 39 Жилищного кодекса РФ, а также пунктами 5, 6 Правил N 491 и признал, что спорное имущество не относится к внутридомовым системам водоснабжения и водоотведения, не принадлежит товариществу, поэтому является бесхозяйным.
Апелляционный суд пришел к противоположному выводу об отсутствии в данном случае у внешних инженерных сетей признаков бесхозяйного имущества и на этом основании отказал товариществу в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции считает отказ апелляционного суда в иске обоснованным и правомерным в силу следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).
В пункте 5 Правил N 491 конкретизирован состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Так, в состав такого имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Кроме того, в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил N 491).
Также согласно абзацу 2 пункта 2 Правил N 354 "внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Абзацем 18 названной нормы предусмотрено, что "централизованные сети инженерно-технического обеспечения" это совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).
Таким образом, состав общего имущества многоквартирного дома, (включая расположенные в нем инженерные коммуникации), расходы по содержанию которого возложены на собственников помещений этого дома, подробным образом определен действующим законодательством.
Следовательно, предусмотренных приведенными выше нормами права оснований для включения наружных сетей водоснабжения (водоотведения), то есть расположенных за пределами границ дома, в состав общедомового имущества МКД не имеется.
Однако указанные обстоятельства не являются безусловными основаниями для признания судом этого имущества бесхозяйным и понуждения органа местного самоуправления к совершению действий по постановке его на учет.
Действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия или их должностных лиц, могут быть оспорены в судебном порядке в случае, если они противоречат закону и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции полагает, что в рассматриваемой ситуации действия (бездействие) администрации в отношении спорного имущества не могут повлиять на права и законные интересы товарищества, выступающего от имени собственников управляемого им дома.
Исходя из положений статьи 161 Жилищного кодекса РФ и пункта 8 Правил N 354 товарищество является исполнителем коммунальных услуг и приобретает их у ресурсоснабжающих организаций.
Соответствующие правоотношения, возникающие между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, регулируются заключаемыми между ними договором.
При этом организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (пункт 15 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Между ТСЖ "Ришувил" и МУП "Водоканал" имеется договор от 01.06.2010 N 1379 на отпуск и прием сточных вод.
На момент его заключения действовали Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 в соответствующей редакции.
В настоящее время отношения в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в числе прочего урегулированы Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644.
В соответствии с указанными Правилами (как ранее действовавшими, так и действующими в настоящее время) граница балансовой принадлежности является линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения, на ином законном основании.
Под границей эксплуатационной ответственности понимается линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
Условия о границе эксплуатационной ответственности являются существенными для договоров водоснабжения и водоотведения (пункт 13 Правил N 167, пункты 21 и 26 Правил N 644).
Согласно пункту 14 Правил N 167 и пунктам 31, 32 Правил N 644 к договорам водоснабжения (водоотведения) прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства. При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница этой ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента.
В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Нормы пунктов 5, 6 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" также позволяют ресурсоснабжающей организации эксплуатировать бесхозяйные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также определяют порядок учета понесенных в этой связи расходов.
Как усматривается из содержания иска и подтверждается пояснениями представителя товарищества, заявленные по данному спору требования направлены на защиту прав собственников помещений многоквартирного дома путем освобождения их от необоснованных затрат, связанных с эксплуатацией внешних коммунальных сетей.
Однако, вопреки ошибочному утверждению товарищества, отсутствие у спорных сетей собственника, само по себе не может возлагать на абонента бремени по их содержанию.
Вопросы об эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства в любом случае определяются условиями заключаемого между ними договора, стороной которого администрация, выступающая ответчиком по настоящему делу, не является.
При возникновении спора между МУП "Водоканал" и ТСЖ "Ришувил" по вопросу бремени содержания спорных инженерных коммуникаций, товарищество не лишено возможности заявлять о несправедливости условий действующего между ними договора в части определения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 9, 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах".
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы апелляционного суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска и не свидетельствуют о незаконности обжалуемого постановления.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае (часть 4 статьи 288 АПК РФ), апелляционным судом не допущено.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу N А73-11133/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
Судьи
О.В.ЦИРУЛИК
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)