Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.03.2015 N 08АП-691/2015 ПО ДЕЛУ N А75-6743/2014

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2015 г. по делу N А75-6743/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шаровой Н.А.,
судей Семеновой Т.П., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ауталиповой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-691/2015) товарищества собственников жилья "Весна-3" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2014 года по делу N А75-6743/2014 (судья С.В. Ильин), принятое по иску Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" (ОГРН: 1028600587069, ИНН: 8602017038, место нахождения: 628403, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Маяковского, д. 15) к товариществу собственников жилья "Весна-3" (ОГРН: 1098602008823, ИНН: 8602158494, место нахождения: 628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Майская, д. 3) о взыскании 351 774 рублей 59 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" - Харланов П.Г. по доверенности N 176-07 от 18.03.2014 сроком действия один год, паспорт (до перерыва); Башмаков В.А. по доверенности N 239-07 от 25.02.2015, сроком действия один год, паспорт; Лещева М.А. по доверенности N 220-07 от 16.10.2014, сроком действия один год, паспорт (после перерыва);

- установил:

Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие "Городские тепловые сети" (далее - СГМУП "ГТС", истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Весна-3" (далее - ТСЖ "Весна-3", ответчик) о взыскании задолженности в размере 351 774 руб. 59 коп.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.11.2014 по делу N А75-6743/2014 с ТСЖ "Весна-3" в СГМУП "ГТС" взыскана сумма основного долга в размере 351 774 руб. 59 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 10 035 руб. 49 коп. В случае неисполнения решения суда с ТСЖ "Весна-3" в пользу СГМУП "ГТС" подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами из расчета 8,25 процента годовых, начисляемые на денежную сумму в размере 361 810 руб. 08 коп., начиная с момента вступления решения суда в законную силу и до его фактического исполнения. Со дня частичного исполнения решения суда указанные проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат начислению на оставшуюся сумму долга.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ "Весна-3" в апелляционной жалобе просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование своей апелляционной жалобы ответчик ссылается на его ненадлежащее извещение о рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылается на то, что ТСЖ "Весна-3" не имеет никаких документов, подтверждающих факт установки общедомовых приборов учета.
СГМУП "ГТС" в письменном отзыве на апелляционную жалобу, представленному в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), возражает против ее удовлетворения, просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
ТСЖ "Весна-3", надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика.
В судебном заседании представители СГМУП "ГТС" высказались согласно отзыву на апелляционную жалобу, просили оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей истца, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с правилами статей 268, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.11.2014 по настоящему делу и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 3 по улице Майская, проведенным в форме заочного голосования и оформленным протоколом от 20.10.2009 принято решение о создании ТСЖ "Весна-3" (том 1 листы дела 59-61).
Собранием членов правления ТСЖ "Весна-3" от 21.10.2009 принято решение о передаче всех функций по управлению многоквартирным домом N 3 по улице Майская управляющей организации (протокол N 1 от 21.10.2009, том 1 листы дела 62-64).
Между СГМУП "ГТС" (теплоснабжающая организация) и ТСЖ "Весна-3" (потребитель) заключен договор снабжения тепловой энергией и горячей водой N 3010 от 01.01.2012 (договор), по условиям которого теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию и горячую воду потребителю через присоединенные сети тепловодоснабжения от сети теплоснабжающей организации до границы эксплуатационной ответственности, а потребитель покупает данную тепловую энергию и горячую воду и предоставляет коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения через присоединенные внутридомовые сети собственникам (нанимателем) помещений многоквартирных домов, в отношении которых потребитель осуществляет функции управления и (или) обслуживания.
19.12.2013 между администрацией города Сургута и СГМУП "ГТС" заключено соглашение о предоставлении субсидии N 187 (соглашение), по условиям которого администрация города Сургут предоставляет субсидию на возмещение затрат по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах в части жилых и нежилых помещений, являющихся муниципальной собственностью получателю субсидии, а получатель субсидии обязуется использовать ее по целевому назначению, определенному настоящим соглашением.
Как указывает истец, во исполнение требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ) им были выполнены работы по установке общедомовых узлов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения на объекте: ХМАО - Югра, г. Сургут, ул. Майская, 3, стоимость которых составила 351 774 руб. 59 коп.
Письмом от 03.03.2014 N 18 СГМУП "ГТС" обратилось к ТСЖ "Весна-3" с просьбой о направлении представителя для приема-передачи общедомовых узлов учета, технической и исполнительной документации 06.03.2014 (том 1 лист дела 110).
06.03.2014 представителями сторон подписан и скреплен печатями организаций акт приема-передачи общедомовых узлов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, а также проектной, исполнительной документации и оригиналов паспортов приборов (том 1 лист дела 111).
14.03.2014 представителями обслуживающей и энергоснабжающей организаций подписан акт первичного допуска в эксплуатацию узла учета горячей воды (том 1 лист дела 112).
Сопроводительным письмом СГМУП "ГТС" от 11.06.2014 N 3051 ответчику направлены счет N 1409 от 31.03.2014, счет-фактура N 3166 от 31.03.2014 и акт N 00002318 от 31.03.2014 на сумму 351 774 руб. 59 коп.
Ссылаясь на то, что ТСЖ "Весна-3" не исполнило обязательств по оплате услуг, связанных с установкой приборов учета горячей воды и тепловой энергии на сумму 351 774 руб. 59 коп., СГМУП "ГТС" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, удовлетворившего исковые требования СГМУП "ГТС" в полном объеме, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Частью 2 статьи 161 (далее - ЖК РФ) установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится выбор способа управления многоквартирным домом (часть 4 статьи 44 ЖК РФ).
Как указывалось выше, собранием собственников помещений многоквартирного дома N 3 по улице Майская, от 20.10.2009 принято решение о создании ТСЖ "Весна-3".
В статье 144 ЖК РФ установлено, что органами управления товарищества собственников жилья является общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
Согласно части 1 статьи 147 ЖК РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Таким образом, правление ТСЖ "Весна-3" не правомочно решать вопрос о передаче всех функций по управлению многоквартирным домом N 3 по улице Майская, другой управляющей организации.
Согласно пункту 6 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином -собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 01.07.2010 организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 01.07.2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 01.01.2012 1 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 01.01.2016 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 01.01.2012 (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 01.07.2013 (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 01.01.2016 (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Во исполнение Закона Министерством энергетики Российской Федерации изданы приказ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" (зарегистрированный в Минюсте РФ 29.06.2010 N 17646), и приказ от 16.04.2010 N 178 "Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов" (зарегистрированный в Минюсте РФ 13.05.2010 N 17188).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, нормами Закона обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (Правила N 491), которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, в числе прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
Согласно п. 5. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность",
в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды,
Пункт 11 указанных Правил N 491 устанавливает, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
В соответствии с п 2. Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме"),
перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее - перечень услуг и работ), периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:
в) в порядке, определенном уставом товарищества или кооператива, - в случае, если управление общим имуществом в многоквартирном доме осуществляется непосредственно товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Согласно п. 2.2. ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 6 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Изложенные выше нормы права ведут к следующим выводам:
- - истец не имел права уклониться от оборудования спорного МКД общедомовыми приборами учета;
- - оборудование общедомовыми приборами учета относится к видам работ по капитальному ремонту МКД;
- - организация работ по капитальному ремонту дома (в том числе, необходимому оборудованию его общедомовыми приборами учета) входит в обязанности ТСЖ, если собственники выбрали такой способ управления (ТСЖ);
- - источником покрытия расходов на установку приборов учета являются в конечном итоге средства собственников помещений в МКД, однако, приведенные выше нормы не содержат норм, в соответствии с которыми организация, оборудовавшая МКД общедомовыми приборами учета, должна взыскивать эти средства непосредственно с собственников, игнорируя выбранный ими способ управления и избранную управляющую организацию, самостоятельно определяя актуальный состав собственников и долю расходов, приходящуюся на каждого из них.
Такой вариант допустим только при непосредственном способе управления.
Исходя из совокупного анализа указанных норм суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что содержание части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ не может толковаться как освобождающее управляющую организацию от оплаты расходов по установке приборов учета произведенных истцом.
Указанные выводы согласуются с многочисленной судебной практикой по аналогичным спорам (в частности, постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 21.08.2014 по делу N А57-4142/2013, Арбитражного суда Центрального округа от 11.02.2015 по делу N А14-11197/2013, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2015 по делу N А27-11575/2014).
В данном случае, как следует из материалов дела, истец в сентябре 2013 года установил общедомовые приборы учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирном жилом доме N 3 по улице Майская.
В присутствии представителя ответчика, узлы учета были допущены в эксплуатацию.
Доводы о том, что ответственным по иску должно быть "ДЕЗ ВЖР-1" суд отклоняет по той причине, что данная организация не является выбранной управляющей компанией в результате очередного изменения общим собранием собственников дома по ул. Майская, 3 способа управления МКД - теперь уже вместо ТСЖ - управляющая организация.
На основании такого решения общего собрания собственников ТСЖ "Весна-3" (в лице правления товарищества или председателя правления) могло подписать с ООО "УК "ДЕЗ ВЖР" -1" договор управления МКД.
Однако, определив 20.10.09 способ управления - ТСЖ - собственники другое решение по этому вопросу впоследствии не принимали.
Иное из дела не следует, сторонами не заявляется.
Таким образом, именно договор управления МКД правление ТСЖ "Весна-3" не имело оснований подписывать, несмотря на оформление такого действия решением собрания членов правления от 21.10.09.
Более того, в 2012 году ТСЖ "Весна-3" именно в качестве управляющей организации заключает договор энергоснабжения. - л.д. 45. т. 1.
Договор N 02/20-11 от 01.01.11 (т. 2 л.д. 76) апелляционный суд в связи с изложенными причинами оценивает как основание участия работника ООО "УК "ДЕЗ ВЖР -1"(главного инженера Шукшина М.И.) от имени избранной в установленном порядке управляющей организации - ТСЖ "Весна-3" в приемке от истца работ по установке приборов учета, приемке паспортов и исполнительной документации на эти приборы (акт от 06.03.14 и акт допуска в эксплуатацию прибора учета от 14.03.14).
Шукшин М.И. при этом фактически действовал по поручению ТСЖ "Весна-3".
ТСЖ "Весна -3", основываясь на положениях договора N 02/20-11 от 01.01.11 вправе требовать от ООО "УК "ДЕЗ ВЖР -1" передать документы в отношении приборов учета.
Не следует из дела, что истец препятствует ответчику в сборе необходимых документов в отношении приборов учета.
Из материалов дела следует, что ТСЖ "Весна-3" было надлежащим образом извещено о рассмотрении судом первой инстанции исковых требований СГМУП "ГТС", о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении копии определения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.07.2014 о принятии искового заявления к производству (том 1 лист дела 124).
При неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие (часть 3 статьи 156 АПК РФ).
Согласно части 3.1. статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Принимая во внимание, что ТСЖ "Весна-3" в суде первой инстанции по существу требования истца не оспорило, то отсутствие таких возражений со стороны ответчика правомерно квалифицированы судом первой инстанции как признание ответчиком обстоятельств, указанных истцом в обоснование своих требований (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.10.2013 N 8127/13 по делу N А46-12382/2012).
Не заявив в суде первой инстанции возражений против иска и не подтвердив их допустимыми доказательствами в отсутствие объективных препятствий к тому, ответчик нарушил требования статей 9, 65 АПК РФ, вследствие чего самостоятельно несет риск наступления негативных последствий своего бездействия.
Проанализировав в соответствии со статьей 71 АПК РФ документы, представленные в материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает, что исковые требования СГМУП "ГТС" правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона. Оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется, апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2014 года по делу N А75-6743/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.А.ШАРОВА

Судьи
Т.П.СЕМЕНОВА
Н.В.ТЕТЕРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)