Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яремчук Л.А.
судей Банина И.Н., Юрковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "МОЭК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.06.2015 по делу N А40-178738/14,
принятое судьей Китовой А.Г. (шифр 97-1189)
по иску Открытого акционерного общества "МОЭК" (ОГРН 1047796974092, 119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10)
к Жилищно-строительному кооперативу "Грозный" (ОГРН 1027739416088, 127224, г. Москва, ул. Северодвинская, д. 13, к. 1, кв. 3)
третье лицо: ГБУ г. Москвы "ЕРЦ г. Москвы"
о взыскании задолженности
при участии в судебном заседании:
- от истца: Майорников А.Н. по доверенности от 16.03.2015;
- от ответчика: Михайлов Д.И. по доверенности от 09.09.2015; Каменская Н.Н. по протоколу от 14.04.2015; Комарова Н.С. по доверенности от 05.06.2015;
- от третьего лица: не явился, извещен.
установил:
ОАО "МОЭК" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с ЖСК "Грозный" задолженности за поставленную тепловую энергию по договору энергоснабжения N 03.215014-ТЭ от 01.06.2009 года в сумме 1 107 829 руб. 79 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 37 437 руб. 38 коп.
Решением суда от 06.06.2014 года в удовлетворении исковых требований ОАО "МОЭК" отказано.
ОАО "МОЭК" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, указав на неправильное применение норм материального права.
ЖСК "Грозный" представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, 01.06.2009 года между ОАО "МОЭК" (энергоснабжающая организация) и ЖСК "Грозный" (абонент) заключен договор энергоснабжения N 03.215014-ТЭ, предметом которого является продажа абоненту тепловой энергии и теплоносителя для собственных нужд и/или оказания коммунальных услуг гражданам на условиях, предусмотренных действующим договором и действующим законодательством.
Согласно пункту 1.2 договора, точка поставки тепловой энергии и теплоносителя определена в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, оформленном между энергоснабжающей организацией и абонентом (Приложение N 5 к договору). Адреса точек поставки тепловой энергии и теплоносителя указаны в Приложении N 1 к договору.
В соответствии с приложением N 1 к договору адрес точки поставки: г. Москва, ул. Северодвинская, д. 13 к. 1.
Количество и качество тепловой энергии и теплоносителя определены сторонами в разделе 2 договора, технические характеристики теплоиспользующих установок абонента и учет тепловой энергии и теплоносителя, обязанности и права энергоснабжающей организации в разделе 4, обязанности и права абонента в разделе 5, определение количества (объема) и стоимости тепловой энергии и теплоносителя в разделе 6, оплата тепловой энергии и теплоносителя в разделе 7.
В соответствии с пунктом 3.3 договора, учет отпущенной энергоснабжающей организацией и потребленной абонентом тепловой энергии и теплоносителя осуществляется допущенными в эксплуатацию и опломбированными энергоснабжающей организацией узлами учета, установленными на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей энергоснабжающей организации и абонента.
При отсутствии узла учета на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей энергоснабжающей организации и абонента или выходе его из строя, учет и определение объема потребленной тепловой энергии и теплоносителя осуществляется по показаниям узла учета, установленного на ЦТП, с учетом расчетных тепловых нагрузок абонента, зафиксированных в Приложениях N 3 и N 4 к настоящему договору (пункт 3.4 договора).
При отсутствии узла учета на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей энергоснабжающей организации и абонента, и на ЦТП или одновременном их выходе из строя, учет и определение объема потребленной тепловой энергии и теплоносителя осуществляется по расчетным тепловым нагрузкам абонента, зафиксированным в Приложениях N 3 и N 4 к настоящему договору (пункт 3.5 договора).
В соответствии с пунктом 3.7 договора, порядок определения количества потребленной тепловой энергии и теплоносителя приведен в Приложении N 10 к договору.
По условиям пункта 6.1 договора, расчет стоимости тепловой энергии, потребленной абонентом (с учетом субабонентов) производится по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательства по оплате потребленной тепловой энергии за период с марта по апрель 2014 года, наличие задолженности в сумме 1 107 829 руб. 79 коп., что подтверждается выставленными счетами, счетами-фактурами, расчет которой произведен по приложению N 2 к Правилам N 307 и определен как произведение общей площади жилого дома на норматив потребления тепловой энергии на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу, что представленный истцом расчет задолженности, с учетом тепловых нагрузок противоречит действующему законодательству, поскольку в силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Признав правомерной методику расчета ответчика, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ответчика задолженности по оплате тепловой энергии за спорный период, и оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Между тем выводы суда первой инстанции сделаны по неполно выясненным обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
Как следует из материалов дела, в спорный период в многоквартирном жилом доме, в отношении которого ответчик выполняет функции исполнителя коммунальных услуг, отсутствовали приборы учета, отвечающие требованиям законодательства, о чем свидетельствует акт от 20.02.2014 года о не допуске в эксплуатацию с 14.02.2014 года узла учета тепловой энергии у потребителя.
По расчету истца размер задолженности составил 1 107 829 руб. 79 коп. При этом истцом применен расчет по нормативу предоставления коммунальных услуг ввиду того, что ОДПУ (общедомовой прибор учета) некоммерческий.
В силу положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (пункт 2 статьи 19 Закона).
При отсутствии индивидуальных и коллективных приборов учета объем тепловой энергии в силу пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, определяется исходя из норматива потребления этой коммунальной услуги (Приложение N 2 к Правилам N 354).
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124 и вступивших в силу с 01.09.2012 года, при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса учитывается, в том числе, объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, предполагающей учет показаний индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии - использование норматива потребления соответствующего коммунального ресурса.
В силу сформированной правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 года N 5290/09 и от 23.11.2010 года N 6530/10, при отсутствии общедомовых средств измерения объемы поставленных коммунальных ресурсов должны определяться на основании нормативов потребления, которые устанавливаются уполномоченными органами для домов определенной группы независимо от наличия у жителей индивидуальных приборов учета.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" установлено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно предоставлять эти средства измерений на поверку.
В Правилах учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 года N Вк-4936, действующих в спорный период, установлено, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий Акт (пункт 7.7); после истечения срока действия государственной поверки показания приборов этого узла учета не учитываются при взаимных расчетах между энергоснабжающей организацией и потребителем (пункт 9.11); после восстановления работоспособности узла учета тепловой энергии и теплоносителя потребителя допуск его в эксплуатацию осуществляется в соответствии с положениями раздела 7 Правил, о чем составляется Акт по Приложению 5 (пункт 9.12); периодическую проверку узлов учета потребителя осуществляют представители энергоснабжающей организации и (или) Госэнерго-надзора в присутствии представителя потребителя (пункт 9.13).
В соответствии с пунктом 5.1.15, 4.2.4 заключенного сторонами договора энергоснабжения от 01.06.2009 года N 03.215014-ТЭ, ЖСК "Грозный" должен обеспечивать беспрепятственный доступ энергоснабжающей организации к теплопотребляющим установкам и узлам учета.
Как следует из материалов дела, сотрудникам Филиала N 18 "Метрология эксплуатация приборов учета" и подрядной организации было отказано в доступе к приборам учета для проведения поверки общедомовых приборов учета.
Поскольку в настоящем случае акты повторного допуска, свидетельствующие о соблюдении процедуры, определяющей готовность узла учета тепловой энергии к эксплуатации, отсутствуют, то признать установленный в доме прибор учета коммерческим в оспариваемый период невозможно.
Кроме того, фактически приборы учета переданы в ведение ГБУ Москвы "ЕИРЦ г. Москвы" по договору купли-продажи средств измерений N 5410/00/13-дох от 19.03.2013 года.
В настоящее время действуют Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, действуют до 01.01.2015 года).
Пунктом 1 Правил N 354 предусмотрено, что норматив потребления коммунальной услуги - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утвержденный в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
В силу пункта 8 Правил N 307, пункта 13 Правил N 354, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Количество тепловой энергии, поставленной абоненту, должно быть рассчитано при отсутствии приборов учета в соответствии с пунктом 19 Правил N 307, Правилами N 354, исходя из норматива потребления этой коммунальной услуги, установленной для населения.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению предусматривает учет фактического потребления энергоресурсов одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жильцов, площади отапливаемых помещений и утвержденных нормативов потребления тепловой энергии.
Кроме того, в силу действующего законодательства при снабжении коммунальными ресурсами многоквартирных жилых домов недопустимо предъявление к исполнителям коммунальных услуг, приобретающим коммунальные ресурсы в целях оказания коммунальных услуг, требований об оплате этих ресурсов по иным тарифам и в ином количестве, чем в силу действующего жилищного законодательства.
Поскольку в многоквартирном доме под управлением ЖСК "Грозный" в спорный период отсутствовал общедомовой прибор учета, отвечающий требованиям законодательства, истец правомерно рассчитал объем поставленных ресурсов по нормативам потребления коммунальных услуг.
Судом апелляционной инстанции установлено, что примененный истцом расчет при начислении платы за поставленную тепловую энергию в спорный период соответствует вышеприведенным нормам.
Согласно условиям договора энергоснабжения (пункты 4.1.1, 7.1 и 7.6), истец осуществляет теплоснабжение абонента в период отопительного сезона (7 месяцев) и в соответствии с условиями договора выставляет абоненту счета-фактуры на всю сумму фактически потребленной тепловой энергии.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку со стороны ответчика не представлены доказательства погашения образовавшейся задолженности в полном объеме, то требования истца обоснованные и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчика о том, что в случае выхода приборов учета из строя и их неработоспособности более 15 дней расчет за тепловую энергию производится по формуле 18 (пункт 6.3.2 Приложения N 10 к договору) отклоняется, поскольку согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. По смыслу вышеприведенной нормы права договор между сторонами (ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг) не может противоречить императивным нормам права, регулирующим правоотношения по предоставлению коммунальных услуг.
Согласно положениям статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичный договор в этой части ничтожен.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Императивными нормами (Правила N 354, Правила 124) установлено, что в случае отсутствия общедомового прибора учета, расчеты производятся по нормативу.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.06.2015 г. по делу N А40-178738/14 отменить.
Взыскать с Жилищно-строительного кооператива "Грозный" (ОГРН 1027739416088) в пользу Открытого акционерного общества "МОЭК" (ОГРН 1047796974092) основной долг за поставленную тепловую энергию в сумме 1 107 829 (один миллион сто семь тысяч восемьсот двадцать девять) руб. 79 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.04.2014 года по 07.10.2014 года в сумме 37 437 (тридцать семь тысяч четыреста тридцать семь) руб. 38 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму основного долга, с 08.10.2014 года по день фактической уплаты долга, а также расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 24 452 (двадцать четыре тысячи четыреста пятьдесят два) руб. 67 коп.
Взыскать с Жилищно-строительного кооператива "Грозный" (ОГРН 1027739416088) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3 000 (три тысячи) руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Л.А.ЯРЕМЧУК
Судьи
И.Н.БАНИН
Н.В.ЮРКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.09.2015 N 09АП-33821/2015 ПО ДЕЛУ N А40-178738/14
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2015 г. по делу N А40-178738/14
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яремчук Л.А.
судей Банина И.Н., Юрковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "МОЭК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.06.2015 по делу N А40-178738/14,
принятое судьей Китовой А.Г. (шифр 97-1189)
по иску Открытого акционерного общества "МОЭК" (ОГРН 1047796974092, 119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10)
к Жилищно-строительному кооперативу "Грозный" (ОГРН 1027739416088, 127224, г. Москва, ул. Северодвинская, д. 13, к. 1, кв. 3)
третье лицо: ГБУ г. Москвы "ЕРЦ г. Москвы"
о взыскании задолженности
при участии в судебном заседании:
- от истца: Майорников А.Н. по доверенности от 16.03.2015;
- от ответчика: Михайлов Д.И. по доверенности от 09.09.2015; Каменская Н.Н. по протоколу от 14.04.2015; Комарова Н.С. по доверенности от 05.06.2015;
- от третьего лица: не явился, извещен.
установил:
ОАО "МОЭК" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с ЖСК "Грозный" задолженности за поставленную тепловую энергию по договору энергоснабжения N 03.215014-ТЭ от 01.06.2009 года в сумме 1 107 829 руб. 79 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 37 437 руб. 38 коп.
Решением суда от 06.06.2014 года в удовлетворении исковых требований ОАО "МОЭК" отказано.
ОАО "МОЭК" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, указав на неправильное применение норм материального права.
ЖСК "Грозный" представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, 01.06.2009 года между ОАО "МОЭК" (энергоснабжающая организация) и ЖСК "Грозный" (абонент) заключен договор энергоснабжения N 03.215014-ТЭ, предметом которого является продажа абоненту тепловой энергии и теплоносителя для собственных нужд и/или оказания коммунальных услуг гражданам на условиях, предусмотренных действующим договором и действующим законодательством.
Согласно пункту 1.2 договора, точка поставки тепловой энергии и теплоносителя определена в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, оформленном между энергоснабжающей организацией и абонентом (Приложение N 5 к договору). Адреса точек поставки тепловой энергии и теплоносителя указаны в Приложении N 1 к договору.
В соответствии с приложением N 1 к договору адрес точки поставки: г. Москва, ул. Северодвинская, д. 13 к. 1.
Количество и качество тепловой энергии и теплоносителя определены сторонами в разделе 2 договора, технические характеристики теплоиспользующих установок абонента и учет тепловой энергии и теплоносителя, обязанности и права энергоснабжающей организации в разделе 4, обязанности и права абонента в разделе 5, определение количества (объема) и стоимости тепловой энергии и теплоносителя в разделе 6, оплата тепловой энергии и теплоносителя в разделе 7.
В соответствии с пунктом 3.3 договора, учет отпущенной энергоснабжающей организацией и потребленной абонентом тепловой энергии и теплоносителя осуществляется допущенными в эксплуатацию и опломбированными энергоснабжающей организацией узлами учета, установленными на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей энергоснабжающей организации и абонента.
При отсутствии узла учета на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей энергоснабжающей организации и абонента или выходе его из строя, учет и определение объема потребленной тепловой энергии и теплоносителя осуществляется по показаниям узла учета, установленного на ЦТП, с учетом расчетных тепловых нагрузок абонента, зафиксированных в Приложениях N 3 и N 4 к настоящему договору (пункт 3.4 договора).
При отсутствии узла учета на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей энергоснабжающей организации и абонента, и на ЦТП или одновременном их выходе из строя, учет и определение объема потребленной тепловой энергии и теплоносителя осуществляется по расчетным тепловым нагрузкам абонента, зафиксированным в Приложениях N 3 и N 4 к настоящему договору (пункт 3.5 договора).
В соответствии с пунктом 3.7 договора, порядок определения количества потребленной тепловой энергии и теплоносителя приведен в Приложении N 10 к договору.
По условиям пункта 6.1 договора, расчет стоимости тепловой энергии, потребленной абонентом (с учетом субабонентов) производится по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательства по оплате потребленной тепловой энергии за период с марта по апрель 2014 года, наличие задолженности в сумме 1 107 829 руб. 79 коп., что подтверждается выставленными счетами, счетами-фактурами, расчет которой произведен по приложению N 2 к Правилам N 307 и определен как произведение общей площади жилого дома на норматив потребления тепловой энергии на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу, что представленный истцом расчет задолженности, с учетом тепловых нагрузок противоречит действующему законодательству, поскольку в силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Признав правомерной методику расчета ответчика, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ответчика задолженности по оплате тепловой энергии за спорный период, и оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Между тем выводы суда первой инстанции сделаны по неполно выясненным обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
Как следует из материалов дела, в спорный период в многоквартирном жилом доме, в отношении которого ответчик выполняет функции исполнителя коммунальных услуг, отсутствовали приборы учета, отвечающие требованиям законодательства, о чем свидетельствует акт от 20.02.2014 года о не допуске в эксплуатацию с 14.02.2014 года узла учета тепловой энергии у потребителя.
По расчету истца размер задолженности составил 1 107 829 руб. 79 коп. При этом истцом применен расчет по нормативу предоставления коммунальных услуг ввиду того, что ОДПУ (общедомовой прибор учета) некоммерческий.
В силу положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (пункт 2 статьи 19 Закона).
При отсутствии индивидуальных и коллективных приборов учета объем тепловой энергии в силу пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, определяется исходя из норматива потребления этой коммунальной услуги (Приложение N 2 к Правилам N 354).
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124 и вступивших в силу с 01.09.2012 года, при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса учитывается, в том числе, объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, предполагающей учет показаний индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии - использование норматива потребления соответствующего коммунального ресурса.
В силу сформированной правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 года N 5290/09 и от 23.11.2010 года N 6530/10, при отсутствии общедомовых средств измерения объемы поставленных коммунальных ресурсов должны определяться на основании нормативов потребления, которые устанавливаются уполномоченными органами для домов определенной группы независимо от наличия у жителей индивидуальных приборов учета.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" установлено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно предоставлять эти средства измерений на поверку.
В Правилах учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 года N Вк-4936, действующих в спорный период, установлено, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий Акт (пункт 7.7); после истечения срока действия государственной поверки показания приборов этого узла учета не учитываются при взаимных расчетах между энергоснабжающей организацией и потребителем (пункт 9.11); после восстановления работоспособности узла учета тепловой энергии и теплоносителя потребителя допуск его в эксплуатацию осуществляется в соответствии с положениями раздела 7 Правил, о чем составляется Акт по Приложению 5 (пункт 9.12); периодическую проверку узлов учета потребителя осуществляют представители энергоснабжающей организации и (или) Госэнерго-надзора в присутствии представителя потребителя (пункт 9.13).
В соответствии с пунктом 5.1.15, 4.2.4 заключенного сторонами договора энергоснабжения от 01.06.2009 года N 03.215014-ТЭ, ЖСК "Грозный" должен обеспечивать беспрепятственный доступ энергоснабжающей организации к теплопотребляющим установкам и узлам учета.
Как следует из материалов дела, сотрудникам Филиала N 18 "Метрология эксплуатация приборов учета" и подрядной организации было отказано в доступе к приборам учета для проведения поверки общедомовых приборов учета.
Поскольку в настоящем случае акты повторного допуска, свидетельствующие о соблюдении процедуры, определяющей готовность узла учета тепловой энергии к эксплуатации, отсутствуют, то признать установленный в доме прибор учета коммерческим в оспариваемый период невозможно.
Кроме того, фактически приборы учета переданы в ведение ГБУ Москвы "ЕИРЦ г. Москвы" по договору купли-продажи средств измерений N 5410/00/13-дох от 19.03.2013 года.
В настоящее время действуют Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, действуют до 01.01.2015 года).
Пунктом 1 Правил N 354 предусмотрено, что норматив потребления коммунальной услуги - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утвержденный в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
В силу пункта 8 Правил N 307, пункта 13 Правил N 354, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Количество тепловой энергии, поставленной абоненту, должно быть рассчитано при отсутствии приборов учета в соответствии с пунктом 19 Правил N 307, Правилами N 354, исходя из норматива потребления этой коммунальной услуги, установленной для населения.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению предусматривает учет фактического потребления энергоресурсов одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жильцов, площади отапливаемых помещений и утвержденных нормативов потребления тепловой энергии.
Кроме того, в силу действующего законодательства при снабжении коммунальными ресурсами многоквартирных жилых домов недопустимо предъявление к исполнителям коммунальных услуг, приобретающим коммунальные ресурсы в целях оказания коммунальных услуг, требований об оплате этих ресурсов по иным тарифам и в ином количестве, чем в силу действующего жилищного законодательства.
Поскольку в многоквартирном доме под управлением ЖСК "Грозный" в спорный период отсутствовал общедомовой прибор учета, отвечающий требованиям законодательства, истец правомерно рассчитал объем поставленных ресурсов по нормативам потребления коммунальных услуг.
Судом апелляционной инстанции установлено, что примененный истцом расчет при начислении платы за поставленную тепловую энергию в спорный период соответствует вышеприведенным нормам.
Согласно условиям договора энергоснабжения (пункты 4.1.1, 7.1 и 7.6), истец осуществляет теплоснабжение абонента в период отопительного сезона (7 месяцев) и в соответствии с условиями договора выставляет абоненту счета-фактуры на всю сумму фактически потребленной тепловой энергии.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку со стороны ответчика не представлены доказательства погашения образовавшейся задолженности в полном объеме, то требования истца обоснованные и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчика о том, что в случае выхода приборов учета из строя и их неработоспособности более 15 дней расчет за тепловую энергию производится по формуле 18 (пункт 6.3.2 Приложения N 10 к договору) отклоняется, поскольку согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. По смыслу вышеприведенной нормы права договор между сторонами (ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг) не может противоречить императивным нормам права, регулирующим правоотношения по предоставлению коммунальных услуг.
Согласно положениям статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичный договор в этой части ничтожен.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Императивными нормами (Правила N 354, Правила 124) установлено, что в случае отсутствия общедомового прибора учета, расчеты производятся по нормативу.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.06.2015 г. по делу N А40-178738/14 отменить.
Взыскать с Жилищно-строительного кооператива "Грозный" (ОГРН 1027739416088) в пользу Открытого акционерного общества "МОЭК" (ОГРН 1047796974092) основной долг за поставленную тепловую энергию в сумме 1 107 829 (один миллион сто семь тысяч восемьсот двадцать девять) руб. 79 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.04.2014 года по 07.10.2014 года в сумме 37 437 (тридцать семь тысяч четыреста тридцать семь) руб. 38 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму основного долга, с 08.10.2014 года по день фактической уплаты долга, а также расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 24 452 (двадцать четыре тысячи четыреста пятьдесят два) руб. 67 коп.
Взыскать с Жилищно-строительного кооператива "Грозный" (ОГРН 1027739416088) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3 000 (три тысячи) руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Л.А.ЯРЕМЧУК
Судьи
И.Н.БАНИН
Н.В.ЮРКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)